1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
о Плане важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года (Кишинев, 14 ноября 2008 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить План важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года.
2. Определить, что координацию действий по выполнению Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года, осуществляет Лизинговая конфедерация (союз) СНГ.
3. Рекомендовать правительствам государств-участников СНГ использовать положения указанного Плана в практической работе по развитию межгосударственного лизинга в ключевых отраслях экономики государств-участников СНГ.
4. Исполнительному комитету СНГ совместно с Лизинговой конфедерацией (союзом) СНГ информировать Экономический совет СНГ о реализации Плана.
Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Одобрен
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Плане важнейших
мероприятий, направленных
на развитие и повышение
эффективности лизинга
в инвестиционном процессе
Содружества Независимых
Государств на период
до 2010 года
от 14 ноября 2008 года
ПЛАН
ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. Общие положения
Основной целью Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года (далее - План), является переход от законотворческой, методологической деятельности к реальному внедрению лизинга как эффективного инструмента структурных преобразований в экономике государств-участников СНГ, механизма экономической интеграции, организационного укрепления лизингового сообщества Содружества.
Мероприятия Плана базируются на принципах и нормах, зафиксированных в Конвенции о международной финансовой аренде (1988 год), Конвенции о межгосударственном лизинге (1998 год), Модельном законе "О лизинге" (2005 год), Соглашении о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (2005 год), Концепции развития лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в Содружестве Независимых Государств (2004 год), национальном законодательстве государств-участников СНГ.
План разработан во исполнение:
решений Экономического совета СНГ:
- от 12 октября 2005 года "О содействии развитию организационно-методологической базы лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств";
- от 17 марта 2006 года "О реализации мероприятий, направленных на разработку правовых основ, условий и механизма осуществления межгосударственного лизинга в государствах-участниках СНГ в 2001-2005 годах";
Решение Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации, в которой вопросы развития межгосударственного лизинга вошли в число приоритетных направлений деятельности по дальнейшему развитию Содружества.
План основных мероприятий по реализации Концепции включает два задания:
- "Разработка и утверждение мероприятий в установленном порядке по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами-участниками СНГ на период до 2010 года" (п. 1.5 "Развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции");
- "Рассмотрение вопросов развития и повышения эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года" (п. 1.14 "Создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ") с рассмотрением данного вопроса на заседании Экономического совета СНГ с докладом Совету глав правительств СНГ.
Необходимость разработки и реализации мероприятий Плана продиктована:
- нарастающими потребностями в качественном обновлении основных фондов структурообразующих отраслей экономики государств-участников СНГ;
- острой потребностью большинства государств-участников СНГ в инновационном технологическом обновлении и расширении их производственно-технической базы, материальная часть которой достигла критической физической и моральной изношенности;
- низкой инвестиционной способностью обновления капитало- и наукоемких отраслей из-за отсутствия необходимых свободных капитальных вложений и оборотных средств;
- необходимостью восстановления деятельности предприятий машиностроения и обрабатывающей промышленности.
В мировой практике широко используется лизинг как эффективный инвестиционный инструмент, позволяющий при прочих равных условиях приобретения техники и оборудования в три раза и более снизить единовременные капитальные вложения и освободиться от налоговых обременений, связанных с ними, активизировать машиностроительное производство, внести улучшения в социальные условия.
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет около 40%. Ведущими странами мира ежегодно выполняется объем лизинговых операций более 600 млрд долларов. Достаточно отметить, что только в странах Европы объем лизинговых сделок достиг в 2006 году свыше 400 млрд долларов и возрос по сравнению с 1994 годом более чем в 3 раза. Рост объема лизинговых операций в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии и других развивающихся странах превышает среднемировые тенденции.
По оценкам экспертов, темпы роста лизинговых услуг в Содружестве составляют 30-35% в год.
Общий среднегодовой объем вновь оформленных и профинансированных договоров внутригосударственного лизинга, по подсчетам рейтингового агентства "Эксперт РА", приближается к 10 млрд. долларов, превышая этот показатель 2000 года более чем в 8 раз.
В 4 раза рост инвестиций в обновление основных фондов промышленности государств-участников СНГ за счет лизинговых операций опережает средний темп роста аналогичного параметра прямых инвестиций.
Объемы лизинга увеличиваются быстрее объемов корпоративных кредитов и прямых инвестиций.
Вместе с тем вся позитивная динамика роста обеспечивается за счет увеличения объемов международного (со странами дальнего зарубежья) и внутригосударственного лизинга, и остается практически незадействованным межгосударственный сегмент лизинговых поставок техники и оборудования (с государствами-участниками СНГ), который в экономических условиях постсоветского пространства способен увеличить совокупный годовой объем лизинговых операций на 30% и более. Только согласно Мероприятиям по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах-участниках СНГ на период до 2010 года, утвержденным Решением Экономического совета СНГ от 14 декабря 2007 года, предусмотрены поставки на сумму 1,79 млрд. долларов, в том числе: Азербайджанская Республика - 33,9, Республика Армения - 9,7, Республика Беларусь - 198,9, Грузия - 18, Республика Казахстан - 343, Кыргызская Республика - 143,6, Республика Молдова - 30,1, Российская Федерация - 547,3, Республика Таджикистан - 43,8, Украина - 381,8 млн. долларов.
Для достижения в ближайшие годы в государствах-участниках СНГ уровня и масштабов развития лизинга, отвечающих потребностям восстановления, обновления и расширения производственной базы национальной экономики государств-участников СНГ и соответствующих достижениям мировой практики, необходимо развиваться с ежегодным 100%-ным (и более) темпом роста, ориентируясь продуцировать пятую-четвертую часть инвестиций (в их общем объеме) к началу 2013 года.
Решение этой задачи возможно только на основе системного, проектно-целевого подхода, скоординированных действий в нормативно-правовой среде с использованием наиболее экономичных, эффективных инвестиционных инструментов.
Именно такие мероприятия предусматриваются в рамках настоящего Плана.
Цель разработки и реализации мероприятий Плана состоит в том, чтобы содействовать модернизации экономики государств-участников СНГ на основе использования:
- методов проектно-целевого управления развитием, подтвердивших в довольно обширной исторической и географической перспективе свою лидирующую действенность (мероприятия, пилотные проекты);
- межгосударственных интегрированных видов лизинговых организаций, финансовых, страховых, залоговых и иных организационных инструментов, создающих движущую силу в реализации мероприятий Плана;
- коммерческих финансовых ресурсов с частичной бюджетной дотацией банковской процентной ставки.
Структурно План состоит из четырех разделов, охватывающих все важнейшие направления развития лизинговой деятельности в государствах-участниках СНГ:
- унификацию национальной нормативно-правовой базы на основе Модельного закона "О лизинге", принятого 14 апреля 2005 года на двадцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ; Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для развития лизинговой деятельности в государствах-участниках СНГ от 12 октября 2005 года; Решения Экономического совета СНГ от 12 октября 2005 года "О содействии развитию организационно-методологической базы лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств" и иных межгосударственных актов;
- разработку и осуществление в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 17 марта 2006 года конкретных мероприятий по развитию межгосударственного лизинга техники, машин и оборудования в приоритетных областях экономики государств-участников СНГ, в том числе для сельскохозяйственных, транспортных, телекоммуникационных целей; производственных потребностей добывающих и перерабатывающих отраслей, переоснащения энергетических комплексов и других объектов производственного назначения;
- конгрессно-выставочную и информационную деятельность;
- мероприятия по финансовому обеспечению исполнения Плана.
II. Унификация национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей межгосударственную лизинговую деятельность
Унификация национальной нормативно-правовой базы, предусмотренная Планом, касается исключительно межгосударственных лизинговых отношений и не затрагивает законодательства по внутригосударственному лизингу, которое остается суверенным и развивается в соответствии с политическими, экономическими, социальными и иными реалиями государств-участников СНГ.
Под унификацией национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей межгосударственную лизинговую деятельность, понимается следующее:
- внесение государствами-участниками СНГ в установленном порядке в действующие национальные законодательные и иные нормативные правовые акты дополнительных статей и/или частей статей, и/или примечаний, и/или иным способом;
- разработка и правовое оформление специальных нормативных правовых актов и инструктивных документов: положений, правил, требований, нормативов, инструкций.
К числу специальных в первую очередь относятся акты и документы, предусмотренные к разработке Решением Экономического совета СНГ от 12 октября 2005 года "О содействии развитию организационно-методологической базы лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств" и включенные в подраздел 1 раздела I Плана.
Для их разработки в случае необходимости предполагается сформировать межгосударственную рабочую группу из числа представителей министерств и ведомств государств-участников СНГ и специалистов лизингового бизнес-сообщества.
Требуемое правовое оформление разработанных актов и документов предлагается осуществлять в установленном порядке в зависимости от их статуса.
Унификация национальной нормативно-правовой базы в итоге должна привести к созданию совместных для государств-участников СНГ благоприятных правовых, экономических и организационных условий деятельности лизинговых операторов-нерезидентов.
При этом предполагается обеспечение поддержки прав лизингодателя-резидента другого государства в государстве лизингополучателя, в том числе:
- использование любого вида лизинга: финансовой аренды, операционного (оперативного) лизинга, возвратного лизинга, вторичного лизинга, сублизинга;
- привлечение средств юридических и (или) физических лиц (резидентов и нерезидентов страны) для осуществления лизинговой деятельности в установленном национальным законодательством порядке;
- осуществление контроля за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров, при этом лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга;
- списание со счета лизингополучателя в бесспорном порядке задолженности по лизинговым платежам в обоснованных договором и законодательством случаях;
- досрочное расторжение договора лизинга и возврат лизингополучателем предмета лизинга в случаях, определенных договором лизинга;
- уступка третьему лицу полностью или частично своих прав по договору лизинга;
- другие права лизингодателя.
Важным направлением унификации станет организация правовой поддержки норм обращения с предметом лизинга:
- предоставление его в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга;
- обеспечение его технического обслуживания, сохранности, капитального и текущего ремонта за счет лизингополучателя;
- возврат лизингодателю предмета лизинга в состоянии, в котором он был получен, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга;
- взыскание с лизингополучателя убытков, понесенных лизингодателем в результате несвоевременного возврата предмета лизинга, в полной сумме сверх неустойки, если такая неустойка предусмотрена лизингодателю договором лизинга;
- защита права собственности лизингополучателя на произведенные отделимые улучшения предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- возмещение после прекращения договора лизингополучателю стоимости произведенных им неотделимых улучшений предмета лизинга, выполненных с письменного согласия лизингодателя;
- другие правовые нормы, связанные с предметом лизинга.
В результате унификации национальной нормативно-правовой базы в отношении межгосударственных лизинговых поставок техники и оборудования участники лизинговых сделок получат целый ряд экономических правовых норм, в том числе:
- право лизингополучателя выступать в качестве кредитора лизингодателя в пределах одной лизинговой сделки в размере не более 30% затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
- стороны договора лизинга будут пользоваться правом по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с ее оплатой стороной договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга;
- лизингодатель должен будет обрести право без лицензии национального (центрального) банка на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов страны в целях приобретения предмета лизинга на срок более шести месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга, и др.
В ходе унификации нормативно-правовой базы межгосударственного лизинга также должны быть рассмотрены и согласованы единые таможенные, регистрационные, страховые и иные процедуры, связанные с предметом и договором лизинга.
III. Пилотные проекты и мероприятия по их разработке и реализации
Организационными средствами содействия технологическому обновлению и расширению производственно-технических секторов ключевых отраслей экономики государств-участников СНГ являются пилотные (стартовые) проекты межгосударственных лизинговых поставок соответствующих видов техники и оборудования (далее - пилотные проекты) и мероприятия, направленные на обеспечение их успешной реализации.
С помощью пилотных проектов планируется положить начало прямым межгосударственным поставкам техники и оборудования по лизинговым схемам, создать устойчиво функционирующую лизинговую систему и отработать ее правовые, экономические и организационно-методологические основы применительно к ключевым отраслям экономики государств-участников СНГ.
Пилотные проекты разрабатываются на пятилетнюю перспективу на каждый планируемый финансовый год на основе сбалансированных предложений оптимального стартового состава их исполнителей:
консолидированных лизингополучателей, лизингодателей, заводов-изготовителей, кредиторов и страховщиков.
Все предложения согласовываются и оформляются в виде таблиц, содержащих информацию о видах, марках, количествах, стоимости и поставщиках техники и оборудования по годам и государствам, чьи хозяйствующие субъекты участвуют в реализации пилотных проектов.
Мероприятия по развитию межгосударственного лизинга в ключевых отраслях экономики государств-участников СНГ на период до 2010 года содержат конкретные действия с определением конечных результатов, исполнителей и сроков их завершения.
Инициирование и координацию деятельности по разработке и выполнению пилотных проектов и мероприятий, направленных на их реализацию, осуществляют: Лизинговая конфедерация (союз) СНГ, соответствующие органы отраслевого сотрудничества СНГ, национальные министерства и ведомства, хозяйствующие субъекты.
IV. Вспомогательные мероприятия
В качестве важного средства обобщения практического опыта и накопления новых знаний в области лизинга Планом предусмотрено периодическое проведение межгосударственного форума "Лизинг и Капитал", научно-практических конференций и круглых столов по тематике пилотных проектов, методических выставок и семинаров.
По названному виду деятельности Лизинговая конфедерация (союз) СНГ в качестве одного из координаторов Плана располагает необходимым опытом и обеспечит подготовку и проведение указанных мероприятий.
V. Финансовое обеспечение исполнения Плана
Источниками финансирования мероприятий Плана могут являться:
- собственные средства участников проектов;
- заемные средства (кредиты, займы, размещения на финансовых рынках);
- бюджетные ассигнования, осуществляемые в рамках действующего национального законодательства.
При этом разработку мер по организации финансирования конкретных проектов (определение состава инвесторов, схемы и условий финансирования, организационно-правовых форм реализации и т.д.) предусматривается осуществлять на стадии формирования пилотных проектов с учетом их экономических показателей, отраслевой специфики и требований национального законодательства государств, на территории которых они реализуются.
Ведущая роль в ресурсном обеспечении межгосударственных поставок предметов лизинга отводится инвестиционным инициативам исполнителей мероприятий Плана, а именно финансирующему банку-лидеру и участвующим в реализации пилотных проектов конкретным субъектам хозяйствующей деятельности.
По их решению в целях получения прибыли и достижения общепрограммного эффекта вкладываемые ими собственные и/или заемные средства могут быть направлены:
- на создание кредитных, финансовых, имущественных, интеллектуально-ценностных и иных фондов финансового обеспечения мероприятий Плана;
- создание предприятий, принадлежащих исполнителям мероприятий Плана, а также филиалов таких предприятий;
- долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами по месту лизинга капиталоемкой техники и оборудования;
- приобретение в интересах успешного осуществления мероприятий Плана предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций, а также ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством;
- иную деятельность по осуществлению мероприятий Плана, не противоречащую законодательству, действующему на территории государства по месту лизинга.
По решению органов государственной власти в рамках действующего национального законодательства может осуществляться бюджетная поддержка исполнения мероприятий Плана в виде гарантий, дотаций лизингополучателям, полной или частичной компенсации банковской процентной ставки и т.д.

................
Перейти до повного тексту