1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
об Основных направлениях создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
(Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ.
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ использовать указанные Основные направления в практической работе по созданию и функционированию рынка мясомолочной продукции в государствах-участниках СНГ.
3. Межправительственному совету по вопросам агропромышленного комплекса СНГ на заседаниях рассматривать ход реализации Основных направлений создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ и при необходимости информировать Экономический совет СНГ о результатах рассмотрения.
(Подписи)
Утверждены
Решением
Совета глав правительств СНГ
об Основных направлениях
создания и функционирования
рынка мясомолочной продукции
государств-участников СНГ
от 19 ноября 2010 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
1. Цели и задачи создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
Главные цели создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ:
создание благоприятных условий для развития взаимовыгодной торговли мясомолочной продукцией между государствами-участниками СНГ;
содействие увеличению производства мясомолочной продукции высокого качества в широком ассортименте, формирование государственных резервов и обеспечение продовольственной безопасности как отдельных государств-участников СНГ, так и Содружества в целом;
уменьшение зависимости рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ от импорта из третьих стран;
предотвращение поступления на рынки государств-участников СНГ мясомолочной продукции с низкими потребительскими свойствами.
Основные задачи создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ:
поэтапный ввод в действие основных подсистем организационно-экономического механизма функционирования рынка мясомолочной продукции, включая меры развития национальных и общего рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ, формы поддержки производителей, регулирования торговых операций между экспортерами и импортерами в режиме "зоны свободной торговли" и в соответствии с Соглашением об общем аграрном рынке СНГ и другими соглашениями и решениями, регулирующими экономические отношения государств-участников СНГ;
обеспечение целенаправленного формирования современной инфраструктуры рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ, сокращение избыточных посреднических звеньев в торговле, развитие транспортной инфраструктуры для своевременной перевозки мясного и молочного сырья и мясомолочной продукции при осуществлении самими хозяйствующими субъектами рациональных маршрутов и их развитие, исходя из потребностей рынка и внутренней логистической политики, а также внедрение прогрессивных информационных технологий для мониторинга конъюнктуры мирового, региональных, национальных и общего для СНГ рынков мясомолочной продукции и решения других задач;
согласование действий государств-участников СНГ по стандартизации, сертификации и контролю качества мясного и молочного сырья и мясомолочной продукции, лицензированию внешней торговли мясомолочной продукцией, таможенному оформлению грузов, применению согласованных правил транзита мясомолочной продукции на основе правил и принципов ГАТТ/ВТО в соответствии с санитарными и ветеринарными мерами, исходя из положений Соглашения ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах и основываясь на стандартах, директивах и рекомендациях Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius Commission), Международного эпизоотического бюро (МЭБ);
разработка принципов экономических и организационных механизмов проведения согласованных закупок мясного и молочного сырья или товарных интервенций на рынке СНГ для поддержания необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;
согласование действий заинтересованных государств-участников СНГ в отношении с экспортерами и импортерами мясомолочной продукции из третьих стран с учетом требований, предъявляемых ВТО и имеющимися торговыми соглашениями;
определение направлений и форм совместных действий в инвестиционной сфере для своевременной разработки и реализации инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития рынка мясомолочной продукции;
содействие созданию и развитию системы идентификации сельскохозяйственных животных, страхования коммерческих и производственных рисков, информационного обеспечения участников рынка мясомолочной продукции.
2. Состояние и перспективы рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
2.1. Понятие "рынок мясомолочной продукции государств-участников СНГ"
Функционирование рынка мясомолочных продуктов в целом, исходя из потребительских свойств и продовольственной независимости, решает одну из важнейших задач наполнения емкости внутреннего рынка продовольствия. Формирование и поддержание соответствующего уровня емкости товарного рынка определяются рядом факторов, важнейшими из которых являются: наличие базовых условий, конкурентной среды; их открытость и свобода, уровень развития агропромышленного комплекса; наличие конкурентоспособной продукции и спроса на нее; общая экономическая ситуация (ценовая политика, инфляция, покупательная способность населения), другие факторы и условия.
Рынки мяса и молока тесно связаны между собой, так как колебание цены на одном из них приводит к изменению цен на другом. Если спрос на мясо больше, чем на молоко и молочные продукты, то часть цельного молока, обезжиренного молока, пахты и сыворотки направляется на откорм молодняка сельскохозяйственных животных и птицы. В этом случае производство смещается в сторону производства мяса. Когда цены на мясо снижаются, наблюдается увеличение поступления молока.
Специфика функционирования рынка мяса определяется тем, что его основополагающим элементом является мясной подкомплекс, который представляет производственно-экономическую систему взаимосвязанных производств, отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки (включая комбикормовую, микробиологическую и мясоперерабатывающую промышленность), сервиса, торговли, общественного питания, объединяющим признаком которых является конечный продукт - мясо и мясные изделия.
Рынок мяса принято разделять на мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина), свинину, мясо птицы, а также баранину и другие нетрадиционные виды мяса (конина, оленина, мясо кроликов и т.д.). Самым крупным сегментом в структуре мирового рынка и рынка государств-участников СНГ мяса в натуральном выражении является мясо птицы.
Тот факт, что рынок мяса состоит из нескольких рынков, определяет взаимозаменяемость различных видов мяса и конкуренцию между их производителями, а также взаимозависимость тенденций, характеризующих состояние рынков. Например, после вспышек эпидемий "птичьего гриппа" в период с конца 2005 года по май 2006 года в мире отмечалось падение спроса на мясо птицы, что оказало отрицательное влияние на производство и торговлю указанным видом мяса. Сокращение предложения мяса птицы непосредственным образом отразилось на увеличении объемов торговли свининой и говядиной.
Товарные рынки, составляющие рынок мяса, не являются замкнутой системой. Субъекты рынка, функционируя в определенной социально-экономической, научно-технической, политической и культурной сферах, одновременно выступают и в качестве продавца, и в качестве покупателя. Продукция, представленная на рынках, является одновременно сырьем и товаром. В зависимости от конкретного поведения субъектов рыночных отношений, вида и назначения конечной продукции (объекта купли-продажи) в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции выделяют несколько типов рынков: племенных животных; сырья; потребительский рынок, на котором представлена относительно однородная продукция с низкой степенью переработки; потребительский рынок с реализацией неоднородной, высокодифференцированной продукции, высокой степени переработки (общий спектр готовых к употреблению продуктов, консервы и т.д.).
Рынок молока и молочных продуктов является одним из важнейших сегментов продовольственного рынка. Это определяется значением молока и молочных продуктов для питания и здоровья населения. Пищевая и биологическая ценность молока заключается в том, что его компоненты хорошо сбалансированы, легко усваиваются. В молоке сосредоточено свыше 200 ценнейших компонентов: 20 аминокислот; более 40 жирных кислот; 25 минералов, молочный сахар - лактоза; богатый ассортимент минеральных веществ; микроэлементы; все виды витаминов, известные в настоящее время; другие вещества, необходимые организму для поддержания нормальной жизнедеятельности. В наибольшем количестве в молоке содержатся углеводы, жиры, белки и минеральные соли. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом.
Для пищевых целей используется в основном коровье молоко (около 95% общего количества молока, потребляемого населением), также употребляется в пищу молоко коз, овец, буйволиц, кобылиц, верблюдиц, оленух, ослиц, самок мула, яка, зебу.
Различия между рынками молочных продуктов государств-участников СНГ связаны с особенностями потребительских предпочтений населения. Особенности спроса потребителей отражают их экономическое положение, кулинарный опыт и привычки питания. Уровень дохода, доступность молока и его цена являются основными факторами, определяющими различие уровней спроса на молочную продукцию в разных странах. Отличия в структуре потребления молочных продуктов присутствуют также внутри каждой страны или региона по разным причинам, включая этнические и культурные особенности.
Особенности рынка молока и молочной продукции:
зависимость от конъюнктуры, складывающейся на смежных продуктовых рынках (зерна, мяса, овощей и др.);
сезонность производства продукции, что вызывает существенные сезонные колебания предложения;
наличие на первичном рынке гораздо большего числа рыночных агентов, чем на уровне переработки;
ограниченность срока хранения первичной продукции;
универсальный характер ее использования (в свежем виде, первичная переработка, выработка и потребление разнообразных молокопродуктов и вторичной продукции);
приоритеты локальных рынков и повсеместный характер производства, переработки и реализации молочной продукции.
Конкурентоспособность, экспортный потенциал и устойчивость развития мясомолочной индустрии будут возможны только при условии достижения животноводством государств-участников СНГ уровней продуктивности, себестоимости и государственной поддержки, адекватных уровням развитых стран, дальнейшего повышения концентрации промышленности, создания современной инфраструктуры комплексной переработки сырья и производства всей гаммы продуктов, включая производство полуфабрикатов, товаров с высокой степенью переработки и т.д.
В условиях ориентации государств-участников СНГ на самообеспечение продовольствием, производство которого конкурентоспособно, сбалансированное функционирование рынка мясомолочной продукции является его необходимой составляющей. Выделение рынка мясомолочной продукции в качестве самостоятельной системы определяется социальной значимостью представленных на нем продуктов и взаимозависимостью составляющих его подсистем, объединяющей основой для которых является удовлетворение платежеспособного спроса населения, а экономической основой - обеспечение высокой доходности национального производства.
Рынок мясомолочной продукции государств-участников СНГ является развивающимся и представляет собой сложную систему организационно-экономических отношений между субъектами национальных рынков, которые обеспечивают движение мясомолочной продукции между его производителями и потребителями в государствах-участниках СНГ.
Равновесие на рынке мясомолочной продукции государств-участников СНГ достигается путем повышения заинтересованности товаропроизводителей, экспортеров и импортеров в развитии устойчивых связей благодаря ориентации на запросы потребителей по объему, ассортименту, качеству мясного и молочного сырья и продуктов его переработки, путем развития конкурентной среды и эффективных схем взаимных расчетов, связанных с торговыми операциями.
На рынке мяса и молока в силу его социальной значимости, в сферу которого попадают производство и переработка сырья, распределение (внутренняя и внешняя торговля) и потребление, важная роль отводится государству.
2.2. Современное состояние производства мясомолочной продукции в СНГ
В государствах-участниках СНГ экономика и финансовая сфера на всем протяжении 2009 года испытывали негативное влияние мирового финансового кризиса.
Величина снижения темпов основных макроэкономических показателей в государствах-участниках СНГ была различной, и в некоторых странах по ряду индикаторов по-прежнему наблюдался рост, хотя его темпы в большинстве случаев замедлились.
В сельскохозяйственном производстве в течение 2009 года в большинстве государств-участников СНГ сохранялась положительная динамика. В среднем по государствам-участникам СНГ объем продукции сельского хозяйства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2% (в 2008 году - на 10%), при этом его прирост наблюдался повсеместно, кроме Армении и Молдовы.
Рост производства основных видов животноводческой продукции отмечался практически в государствах-участниках СНГ, кроме Армении и Украины, где произошло незначительное сокращение (на 1%) валовых надоев молока. Положительная динамика объема сельскохозяйственного производства в 2008 и 2009 годах во многих государствах-участниках СНГ создала сырьевой запас для пищевой промышленности, в определенной степени смягчив тем самым последствия кризиса для этой отрасли.
Современное состояние производства мясной продукции в СНГ.
В государствах-участниках СНГ в 2009 году хозяйствами всех категорий произведено 18 млн тонн скота и птицы на убой (в живом весе), что на 5% больше, чем в 2008 году. Производство скота и птицы увеличилось во всех государствах-участниках СНГ. При этом наибольший прирост составил в Беларуси, Молдове, России и Узбекистане - на 6-15%.
Производство скота и птицы в 2009 году (в живом весе)
Государства-
участники СНГ
Скот и птица (в живом весе)
Тыс. тонн В % к 2008 г. Справочно: 2008 г.
в % к 2007 г.
Хозяйства всех категорий
Азербайджан 305 100,8 103
Армения 126 100,2 103
Беларусь 1335 110 103
Казахстан 1599 102 104
Кыргызстан 337 102 102
Молдова 125 115 72
Россия 9972 107 107
Таджикистан 134 104 109
Туркменистан 534 103 ...
Узбекистан 1368 106 106
Украина 2728 100,5 98
Всего(**) 18 млн. 105 105
в том числе хозяйства населения и крестьянские
(фермерские) хозяйства
Азербайджан 265 103 102
Армения 120 102 103
Беларусь 188 98 95
Казахстан 1456 100,9 104
Кыргызстан 334 102 102
Молдова 94,4 112 65
Россия 4490 100,2 100,6
Таджикистан 129 104 110
Туркменистан ... ... ...
Узбекистан 1335 106 107
Украина(*) 1340 96 93
Всего(**) 9,8 млн. 100,7 101
----------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану.
На 1 января 2010 года в государствах-участниках СНГ содержалось 42 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе более 19 млн. голов коров, свыше 30 млн. голов свиней и 60 млн. голов овец и коз. По сравнению с 1 января 2009 года поголовье крупного рогатого скота, и в том числе коров, сократилось в среднем на 1%, свиней, овец и коз возросло соответственно на 8 и 3%. При этом возросло поголовье всех видов скота в Молдове. В Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане снизилось поголовье свиней, в России и Украине - крупного рогатого ската.
Поголовье скота на 1 января 2010 года
Государства-
участники
СНГ
Крупный
рогатый скот
В том числе
коровы
Свиньи Овцы и козы
Тыс.
голов
В % к
1 января
2009 г.
Тыс.
голов
В % к
1 января
2009 г.
Тыс.
голов
В % к
1 января
2009 г.
Тыс.
голов
В % к
1 января
2009 г.
Хозяйства всех категорий
Азербайджан 2611 102 1264 121 5 52 8410 102
Армения 571 98 274 91 113 133 511 91
Беларусь 4151 100,5 1445 99,5 3789 102 127 101
Казахстан 6095 102 2717 102 1326 98 17370 104
Кыргызстан 1278 104 664 105 61 97 4816 107
Молдова 222 102 161 100,6 377 133 915 106
Россия 20677 98 9029 99 17236 107 21988 101
Таджикистан 1838 102 951 102 0,4 80 4249 102
Туркменистан ... 101 ... ... ... ... ... 102
Узбекистан 8511 106 ... 106 ... ... ... 107
Украина 4827 95 2737 96 7577 116 1833 106
Всего(**) 42 млн 99 19 млн 99 30 млн 108 60 млн 103
в том числе хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства
Азербайджан 2583 102 1253 102 4 75 8121 102
Армения 564 97 272 97 97 130 509 91
Беларусь 265 92 205 89 958 101 123 102
Казахстан 5780 102 2614 102 1116 97 16456 104
Кыргызстан 1261 105 658 105 56 96 4767 107
Молдова 209 102 157 101 285 130 893 106
Россия 11122 99,5 5261 99,9 6638 96 17360 98
Таджикистан 1796 103 938 102 0,4 93 3906 104
Туркменистан ... ... ... ... ... ... ... ...
Узбекистан ... ... ... ... ... ... ... ...
Украина(*) 3200 95 2132 96 4269 112 1517 106
Всего(**) 27 млн 100 13 млн 99,8 13 млн 102 54 млн 102
---------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану и Узбекистану.
Для справки: на 1 января 1991 года поголовье крупного рогатого скота составляло более 104 млн. голов, что в 2,5 раза больше, чем на 1 января 2010 года, в том числе коров - 37 млн. голов (в 1,9 раза), свиней - 69 млн. (в 2,3 раза), овец и коз - около 124 млн. голов (в 2,1 раза больше).
За 2001-2009 годы государства-участники СНГ обеспечили существенный рост производства основных продуктов питания. В этот период наблюдался заметный рост производства мяса (промышленная переработка) в Армении, Казахстане и Таджикистане (на 41 - 67%), Беларуси (в 2 раза), Азербайджане (в 2,2 раза), России (в 2,8 раза).
Производство мяса
(промышленная переработка)
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ 2000 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Азербайджан 13,5 16,5 17,5 26,5
Армения 12,7 17,9 18,4 18,3
Беларусь 34,7 59,9 64,0 73,5
Казахстан 5,2 7,1 7,2 8,1
Кыргызстан 0,4 0,6 0,6 1,0
Молдова 3,2 4,0 3,4 4,2
Россия 8,1 18,0 20,4 23,8
Таджикистан 2,8 3,0 3,0 3,3
Украина 8,1 ... ... ...
В среднем по СНГ(*) 8,9 18,4 20,2 22,8
---------------
(*) Итоги в среднем по СНГ рассчитаны с учетом оценки Статкомитетом СНГ промышленного производства мяса по Украине за 2007-2009 годы.
В государствах-участниках СНГ (кроме Кыргызстана) в 2009 году по сравнению с 2000 годом возросло потребление мяса и мясопродуктов на душу населения: в Беларуси, Казахстане и Молдове - на 27-48%, Азербайджане, Армении и Украине - на 54-83%.
Потребление мяса и мясопродуктов
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ 2000 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Азербайджан 18 24 23 29
Армения 23 39 49 42
Беларусь 59 70 75 77
Казахстан 44 67 65 65
Кыргызстан 40 35 36 39
Молдова 24 36 32 30
Россия 45 61 66 ...
Украина 33 46 51 50
Современное состояние производства молочной продукции в СНГ.
В целом по государствам-участникам СНГ в хозяйствах всех категорий в 2009 году произведено почти 66 млн. тонн молока (прирост на 2%). Больше, чем в 2008 году, молока надоено в государствах-участниках СНГ, кроме Республики Армения и Украины, где произошло незначительное сокращение (на 1%) валовых надоев.
Производство молока в 2009 году
Государства-участники СНГ Хозяйства всех
категорий
В том числе
хозяйства
населения и
крестьянские
(фермерские)
хозяйства
2009 г.,
тыс. тонн
В % к
2008 г.
2009 г.,
тыс. тонн
В % к
2008 г.
Азербайджан 1433 104 1419 104
Армения 653 99 649 98
Беларусь 6579 106 1014 943
Казахстан 5304 102 5132 102
Кыргызстан 1315 103 1302 103
Молдова 575 106 560 106
Россия 32570 100,6 18075 99,8
Таджикистан 630 105 613 106
Туркменистан 2146 ... ... ...
Узбекистан 5779 106 5750 106
Украина 11610 99 9367(*) 97
Всего(**) 66 млн. 102 44 млн. 100,4
---------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану.
Производство молока (хозяйства всех категорий)
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ 2000 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Азербайджан 128 154 156 160
Армения 140 199 205 202
Беларусь 449 608 643 681
Казахстан 248 328 327 329
Кыргызстан 225 237 241 256
Молдова 158 169 152 161
Россия 222 225 228 230
Таджикистан 50 82 82 85
Узбекистан 147 190 199 208
Украина 257 264 254 252
В среднем по СНГ(*) 223 241 243 246

................
Перейти до повного тексту