- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
об Основных направлениях создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
(Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ.
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ использовать указанные Основные направления в практической работе по созданию и функционированию рынка мясомолочной продукции в государствах-участниках СНГ.
3. Межправительственному совету по вопросам агропромышленного комплекса СНГ на заседаниях рассматривать ход реализации Основных направлений создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ и при необходимости информировать Экономический совет СНГ о результатах рассмотрения.
(Подписи)
Утверждены
Решением
Совета глав правительств СНГ
об Основных направлениях
создания и функционирования
рынка мясомолочной продукции
государств-участников СНГ
от 19 ноября 2010 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
1. Цели и задачи создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
Главные цели создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ:
создание благоприятных условий для развития взаимовыгодной торговли мясомолочной продукцией между государствами-участниками СНГ;
содействие увеличению производства мясомолочной продукции высокого качества в широком ассортименте, формирование государственных резервов и обеспечение продовольственной безопасности как отдельных государств-участников СНГ, так и Содружества в целом;
уменьшение зависимости рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ от импорта из третьих стран;
предотвращение поступления на рынки государств-участников СНГ мясомолочной продукции с низкими потребительскими свойствами.
Основные задачи создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ:
поэтапный ввод в действие основных подсистем организационно-экономического механизма функционирования рынка мясомолочной продукции, включая меры развития национальных и общего рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ, формы поддержки производителей, регулирования торговых операций между экспортерами и импортерами в режиме "зоны свободной торговли" и в соответствии с
Соглашением об общем аграрном рынке СНГ и другими соглашениями и решениями, регулирующими экономические отношения государств-участников СНГ;
обеспечение целенаправленного формирования современной инфраструктуры рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ, сокращение избыточных посреднических звеньев в торговле, развитие транспортной инфраструктуры для своевременной перевозки мясного и молочного сырья и мясомолочной продукции при осуществлении самими хозяйствующими субъектами рациональных маршрутов и их развитие, исходя из потребностей рынка и внутренней логистической политики, а также внедрение прогрессивных информационных технологий для мониторинга конъюнктуры мирового, региональных, национальных и общего для СНГ рынков мясомолочной продукции и решения других задач;
согласование действий государств-участников СНГ по стандартизации, сертификации и контролю качества мясного и молочного сырья и мясомолочной продукции, лицензированию внешней торговли мясомолочной продукцией, таможенному оформлению грузов, применению согласованных правил транзита мясомолочной продукции на основе правил и принципов ГАТТ/ВТО в соответствии с санитарными и ветеринарными мерами, исходя из положений
Соглашения ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах и основываясь на стандартах, директивах и рекомендациях Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius Commission), Международного эпизоотического бюро (МЭБ);
разработка принципов экономических и организационных механизмов проведения согласованных закупок мясного и молочного сырья или товарных интервенций на рынке СНГ для поддержания необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;
согласование действий заинтересованных государств-участников СНГ в отношении с экспортерами и импортерами мясомолочной продукции из третьих стран с учетом требований, предъявляемых ВТО и имеющимися торговыми соглашениями;
определение направлений и форм совместных действий в инвестиционной сфере для своевременной разработки и реализации инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития рынка мясомолочной продукции;
содействие созданию и развитию системы идентификации сельскохозяйственных животных, страхования коммерческих и производственных рисков, информационного обеспечения участников рынка мясомолочной продукции.
2. Состояние и перспективы рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ
2.1. Понятие "рынок мясомолочной продукции государств-участников СНГ"
Функционирование рынка мясомолочных продуктов в целом, исходя из потребительских свойств и продовольственной независимости, решает одну из важнейших задач наполнения емкости внутреннего рынка продовольствия. Формирование и поддержание соответствующего уровня емкости товарного рынка определяются рядом факторов, важнейшими из которых являются: наличие базовых условий, конкурентной среды; их открытость и свобода, уровень развития агропромышленного комплекса; наличие конкурентоспособной продукции и спроса на нее; общая экономическая ситуация (ценовая политика, инфляция, покупательная способность населения), другие факторы и условия.
Рынки мяса и молока тесно связаны между собой, так как колебание цены на одном из них приводит к изменению цен на другом. Если спрос на мясо больше, чем на молоко и молочные продукты, то часть цельного молока, обезжиренного молока, пахты и сыворотки направляется на откорм молодняка сельскохозяйственных животных и птицы. В этом случае производство смещается в сторону производства мяса. Когда цены на мясо снижаются, наблюдается увеличение поступления молока.
Специфика функционирования рынка мяса определяется тем, что его основополагающим элементом является мясной подкомплекс, который представляет производственно-экономическую систему взаимосвязанных производств, отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки (включая комбикормовую, микробиологическую и мясоперерабатывающую промышленность), сервиса, торговли, общественного питания, объединяющим признаком которых является конечный продукт - мясо и мясные изделия.
Рынок мяса принято разделять на мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина), свинину, мясо птицы, а также баранину и другие нетрадиционные виды мяса (конина, оленина, мясо кроликов и т.д.). Самым крупным сегментом в структуре мирового рынка и рынка государств-участников СНГ мяса в натуральном выражении является мясо птицы.
Тот факт, что рынок мяса состоит из нескольких рынков, определяет взаимозаменяемость различных видов мяса и конкуренцию между их производителями, а также взаимозависимость тенденций, характеризующих состояние рынков. Например, после вспышек эпидемий "птичьего гриппа" в период с конца 2005 года по май 2006 года в мире отмечалось падение спроса на мясо птицы, что оказало отрицательное влияние на производство и торговлю указанным видом мяса. Сокращение предложения мяса птицы непосредственным образом отразилось на увеличении объемов торговли свининой и говядиной.
Товарные рынки, составляющие рынок мяса, не являются замкнутой системой. Субъекты рынка, функционируя в определенной социально-экономической, научно-технической, политической и культурной сферах, одновременно выступают и в качестве продавца, и в качестве покупателя. Продукция, представленная на рынках, является одновременно сырьем и товаром. В зависимости от конкретного поведения субъектов рыночных отношений, вида и назначения конечной продукции (объекта купли-продажи) в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции выделяют несколько типов рынков: племенных животных; сырья; потребительский рынок, на котором представлена относительно однородная продукция с низкой степенью переработки; потребительский рынок с реализацией неоднородной, высокодифференцированной продукции, высокой степени переработки (общий спектр готовых к употреблению продуктов, консервы и т.д.).
Рынок молока и молочных продуктов является одним из важнейших сегментов продовольственного рынка. Это определяется значением молока и молочных продуктов для питания и здоровья населения. Пищевая и биологическая ценность молока заключается в том, что его компоненты хорошо сбалансированы, легко усваиваются. В молоке сосредоточено свыше 200 ценнейших компонентов: 20 аминокислот; более 40 жирных кислот; 25 минералов, молочный сахар - лактоза; богатый ассортимент минеральных веществ; микроэлементы; все виды витаминов, известные в настоящее время; другие вещества, необходимые организму для поддержания нормальной жизнедеятельности. В наибольшем количестве в молоке содержатся углеводы, жиры, белки и минеральные соли. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом.
Для пищевых целей используется в основном коровье молоко (около 95% общего количества молока, потребляемого населением), также употребляется в пищу молоко коз, овец, буйволиц, кобылиц, верблюдиц, оленух, ослиц, самок мула, яка, зебу.
Различия между рынками молочных продуктов государств-участников СНГ связаны с особенностями потребительских предпочтений населения. Особенности спроса потребителей отражают их экономическое положение, кулинарный опыт и привычки питания. Уровень дохода, доступность молока и его цена являются основными факторами, определяющими различие уровней спроса на молочную продукцию в разных странах. Отличия в структуре потребления молочных продуктов присутствуют также внутри каждой страны или региона по разным причинам, включая этнические и культурные особенности.
Особенности рынка молока и молочной продукции:
зависимость от конъюнктуры, складывающейся на смежных продуктовых рынках (зерна, мяса, овощей и др.);
сезонность производства продукции, что вызывает существенные сезонные колебания предложения;
наличие на первичном рынке гораздо большего числа рыночных агентов, чем на уровне переработки;
ограниченность срока хранения первичной продукции;
универсальный характер ее использования (в свежем виде, первичная переработка, выработка и потребление разнообразных молокопродуктов и вторичной продукции);
приоритеты локальных рынков и повсеместный характер производства, переработки и реализации молочной продукции.
Конкурентоспособность, экспортный потенциал и устойчивость развития мясомолочной индустрии будут возможны только при условии достижения животноводством государств-участников СНГ уровней продуктивности, себестоимости и государственной поддержки, адекватных уровням развитых стран, дальнейшего повышения концентрации промышленности, создания современной инфраструктуры комплексной переработки сырья и производства всей гаммы продуктов, включая производство полуфабрикатов, товаров с высокой степенью переработки и т.д.
В условиях ориентации государств-участников СНГ на самообеспечение продовольствием, производство которого конкурентоспособно, сбалансированное функционирование рынка мясомолочной продукции является его необходимой составляющей. Выделение рынка мясомолочной продукции в качестве самостоятельной системы определяется социальной значимостью представленных на нем продуктов и взаимозависимостью составляющих его подсистем, объединяющей основой для которых является удовлетворение платежеспособного спроса населения, а экономической основой - обеспечение высокой доходности национального производства.
Рынок мясомолочной продукции государств-участников СНГ является развивающимся и представляет собой сложную систему организационно-экономических отношений между субъектами национальных рынков, которые обеспечивают движение мясомолочной продукции между его производителями и потребителями в государствах-участниках СНГ.
Равновесие на рынке мясомолочной продукции государств-участников СНГ достигается путем повышения заинтересованности товаропроизводителей, экспортеров и импортеров в развитии устойчивых связей благодаря ориентации на запросы потребителей по объему, ассортименту, качеству мясного и молочного сырья и продуктов его переработки, путем развития конкурентной среды и эффективных схем взаимных расчетов, связанных с торговыми операциями.
На рынке мяса и молока в силу его социальной значимости, в сферу которого попадают производство и переработка сырья, распределение (внутренняя и внешняя торговля) и потребление, важная роль отводится государству.
2.2. Современное состояние производства мясомолочной продукции в СНГ
В государствах-участниках СНГ экономика и финансовая сфера на всем протяжении 2009 года испытывали негативное влияние мирового финансового кризиса.
Величина снижения темпов основных макроэкономических показателей в государствах-участниках СНГ была различной, и в некоторых странах по ряду индикаторов по-прежнему наблюдался рост, хотя его темпы в большинстве случаев замедлились.
В сельскохозяйственном производстве в течение 2009 года в большинстве государств-участников СНГ сохранялась положительная динамика. В среднем по государствам-участникам СНГ объем продукции сельского хозяйства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2% (в 2008 году - на 10%), при этом его прирост наблюдался повсеместно, кроме Армении и Молдовы.
Рост производства основных видов животноводческой продукции отмечался практически в государствах-участниках СНГ, кроме Армении и Украины, где произошло незначительное сокращение (на 1%) валовых надоев молока. Положительная динамика объема сельскохозяйственного производства в 2008 и 2009 годах во многих государствах-участниках СНГ создала сырьевой запас для пищевой промышленности, в определенной степени смягчив тем самым последствия кризиса для этой отрасли.
Современное состояние производства мясной продукции в СНГ.
В государствах-участниках СНГ в 2009 году хозяйствами всех категорий произведено 18 млн тонн скота и птицы на убой (в живом весе), что на 5% больше, чем в 2008 году. Производство скота и птицы увеличилось во всех государствах-участниках СНГ. При этом наибольший прирост составил в Беларуси, Молдове, России и Узбекистане - на 6-15%.
Производство скота и птицы в 2009 году (в живом весе)
Государства- участники СНГ |
Скот и птица (в живом весе) |
Тыс. тонн |
В % к 2008 г. |
Справочно: 2008 г. в % к 2007 г. |
Хозяйства всех категорий |
Азербайджан |
305 |
100,8 |
103 |
Армения |
126 |
100,2 |
103 |
Беларусь |
1335 |
110 |
103 |
Казахстан |
1599 |
102 |
104 |
Кыргызстан |
337 |
102 |
102 |
Молдова |
125 |
115 |
72 |
Россия |
9972 |
107 |
107 |
Таджикистан |
134 |
104 |
109 |
Туркменистан |
534 |
103 |
... |
Узбекистан |
1368 |
106 |
106 |
Украина |
2728 |
100,5 |
98 |
Всего(**) |
18 млн. |
105 |
105 |
в том числе хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства |
Азербайджан |
265 |
103 |
102 |
Армения |
120 |
102 |
103 |
Беларусь |
188 |
98 |
95 |
Казахстан |
1456 |
100,9 |
104 |
Кыргызстан |
334 |
102 |
102 |
Молдова |
94,4 |
112 |
65 |
Россия |
4490 |
100,2 |
100,6 |
Таджикистан |
129 |
104 |
110 |
Туркменистан |
... |
... |
... |
Узбекистан |
1335 |
106 |
107 |
Украина(*) |
1340 |
96 |
93 |
Всего(**) |
9,8 млн. |
100,7 |
101 |
----------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану.
На 1 января 2010 года в государствах-участниках СНГ содержалось 42 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе более 19 млн. голов коров, свыше 30 млн. голов свиней и 60 млн. голов овец и коз. По сравнению с 1 января 2009 года поголовье крупного рогатого скота, и в том числе коров, сократилось в среднем на 1%, свиней, овец и коз возросло соответственно на 8 и 3%. При этом возросло поголовье всех видов скота в Молдове. В Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане снизилось поголовье свиней, в России и Украине - крупного рогатого ската.
Поголовье скота на 1 января 2010 года
Государства- участники СНГ |
Крупный рогатый скот |
В том числе коровы |
Свиньи |
Овцы и козы |
Тыс. голов |
В % к 1 января 2009 г. |
Тыс. голов |
В % к 1 января 2009 г. |
Тыс. голов |
В % к 1 января 2009 г. |
Тыс. голов |
В % к 1 января 2009 г. |
Хозяйства всех категорий |
Азербайджан |
2611 |
102 |
1264 |
121 |
5 |
52 |
8410 |
102 |
Армения |
571 |
98 |
274 |
91 |
113 |
133 |
511 |
91 |
Беларусь |
4151 |
100,5 |
1445 |
99,5 |
3789 |
102 |
127 |
101 |
Казахстан |
6095 |
102 |
2717 |
102 |
1326 |
98 |
17370 |
104 |
Кыргызстан |
1278 |
104 |
664 |
105 |
61 |
97 |
4816 |
107 |
Молдова |
222 |
102 |
161 |
100,6 |
377 |
133 |
915 |
106 |
Россия |
20677 |
98 |
9029 |
99 |
17236 |
107 |
21988 |
101 |
Таджикистан |
1838 |
102 |
951 |
102 |
0,4 |
80 |
4249 |
102 |
Туркменистан |
... |
101 |
... |
... |
... |
... |
... |
102 |
Узбекистан |
8511 |
106 |
... |
106 |
... |
... |
... |
107 |
Украина |
4827 |
95 |
2737 |
96 |
7577 |
116 |
1833 |
106 |
Всего(**) |
42 млн |
99 |
19 млн |
99 |
30 млн |
108 |
60 млн |
103 |
в том числе хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства |
Азербайджан |
2583 |
102 |
1253 |
102 |
4 |
75 |
8121 |
102 |
Армения |
564 |
97 |
272 |
97 |
97 |
130 |
509 |
91 |
Беларусь |
265 |
92 |
205 |
89 |
958 |
101 |
123 |
102 |
Казахстан |
5780 |
102 |
2614 |
102 |
1116 |
97 |
16456 |
104 |
Кыргызстан |
1261 |
105 |
658 |
105 |
56 |
96 |
4767 |
107 |
Молдова |
209 |
102 |
157 |
101 |
285 |
130 |
893 |
106 |
Россия |
11122 |
99,5 |
5261 |
99,9 |
6638 |
96 |
17360 |
98 |
Таджикистан |
1796 |
103 |
938 |
102 |
0,4 |
93 |
3906 |
104 |
Туркменистан |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Узбекистан |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Украина(*) |
3200 |
95 |
2132 |
96 |
4269 |
112 |
1517 |
106 |
Всего(**) |
27 млн |
100 |
13 млн |
99,8 |
13 млн |
102 |
54 млн |
102 |
---------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану и Узбекистану.
Для справки: на 1 января 1991 года поголовье крупного рогатого скота составляло более 104 млн. голов, что в 2,5 раза больше, чем на 1 января 2010 года, в том числе коров - 37 млн. голов (в 1,9 раза), свиней - 69 млн. (в 2,3 раза), овец и коз - около 124 млн. голов (в 2,1 раза больше).
За 2001-2009 годы государства-участники СНГ обеспечили существенный рост производства основных продуктов питания. В этот период наблюдался заметный рост производства мяса (промышленная переработка) в Армении, Казахстане и Таджикистане (на 41 - 67%), Беларуси (в 2 раза), Азербайджане (в 2,2 раза), России (в 2,8 раза).
Производство мяса
(промышленная переработка)
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Азербайджан |
13,5 |
16,5 |
17,5 |
26,5 |
Армения |
12,7 |
17,9 |
18,4 |
18,3 |
Беларусь |
34,7 |
59,9 |
64,0 |
73,5 |
Казахстан |
5,2 |
7,1 |
7,2 |
8,1 |
Кыргызстан |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
1,0 |
Молдова |
3,2 |
4,0 |
3,4 |
4,2 |
Россия |
8,1 |
18,0 |
20,4 |
23,8 |
Таджикистан |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
3,3 |
Украина |
8,1 |
... |
... |
... |
В среднем по СНГ(*) |
8,9 |
18,4 |
20,2 |
22,8 |
---------------
(*) Итоги в среднем по СНГ рассчитаны с учетом оценки Статкомитетом СНГ промышленного производства мяса по Украине за 2007-2009 годы.
В государствах-участниках СНГ (кроме Кыргызстана) в 2009 году по сравнению с 2000 годом возросло потребление мяса и мясопродуктов на душу населения: в Беларуси, Казахстане и Молдове - на 27-48%, Азербайджане, Армении и Украине - на 54-83%.
Потребление мяса и мясопродуктов
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Азербайджан |
18 |
24 |
23 |
29 |
Армения |
23 |
39 |
49 |
42 |
Беларусь |
59 |
70 |
75 |
77 |
Казахстан |
44 |
67 |
65 |
65 |
Кыргызстан |
40 |
35 |
36 |
39 |
Молдова |
24 |
36 |
32 |
30 |
Россия |
45 |
61 |
66 |
... |
Украина |
33 |
46 |
51 |
50 |
Современное состояние производства молочной продукции в СНГ.
В целом по государствам-участникам СНГ в хозяйствах всех категорий в 2009 году произведено почти 66 млн. тонн молока (прирост на 2%). Больше, чем в 2008 году, молока надоено в государствах-участниках СНГ, кроме Республики Армения и Украины, где произошло незначительное сокращение (на 1%) валовых надоев.
Производство молока в 2009 году
Государства-участники СНГ |
Хозяйства всех категорий |
В том числе хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства |
2009 г., тыс. тонн |
В % к 2008 г. |
2009 г., тыс. тонн |
В % к 2008 г. |
Азербайджан |
1433 |
104 |
1419 |
104 |
Армения |
653 |
99 |
649 |
98 |
Беларусь |
6579 |
106 |
1014 |
943 |
Казахстан |
5304 |
102 |
5132 |
102 |
Кыргызстан |
1315 |
103 |
1302 |
103 |
Молдова |
575 |
106 |
560 |
106 |
Россия |
32570 |
100,6 |
18075 |
99,8 |
Таджикистан |
630 |
105 |
613 |
106 |
Туркменистан |
2146 |
... |
... |
... |
Узбекистан |
5779 |
106 |
5750 |
106 |
Украина |
11610 |
99 |
9367(*) |
97 |
Всего(**) |
66 млн. |
102 |
44 млн. |
100,4 |
---------------
(*) Без крестьянских (фермерских) хозяйств.
(**) Без данных по Туркменистану.
Производство молока (хозяйства всех категорий)
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Азербайджан |
128 |
154 |
156 |
160 |
Армения |
140 |
199 |
205 |
202 |
Беларусь |
449 |
608 |
643 |
681 |
Казахстан |
248 |
328 |
327 |
329 |
Кыргызстан |
225 |
237 |
241 |
256 |
Молдова |
158 |
169 |
152 |
161 |
Россия |
222 |
225 |
228 |
230 |
Таджикистан |
50 |
82 |
82 |
85 |
Узбекистан |
147 |
190 |
199 |
208 |
Украина |
257 |
264 |
254 |
252 |
В среднем по СНГ(*) |
223 |
241 |
243 |
246 |
................Перейти до повного тексту