1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/2-08
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 6 февраля 2009 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием специалиста Мелешко Х.-Т.Т., представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Основанием для запроса послужило письмо гражданина Российской Федерации Земскова О.В., пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, имеющего выслугу лет в льготном исчислении 23 года 6 месяцев. В Российской Федерации пенсионные выплаты Земскову О.В. прекращены в связи с его переездом на постоянное место жительства в Республику Казахстан. Министерством обороны Республики Казахстан в назначении пенсии за выслугу лет Земскову О.В. отказано со ссылкой на национальное законодательство, предусматривающее не менее 25 лет выслуги для назначения соответствующей пенсии.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит Экономический Суд СНГ дать разъяснение по вопросам:
сохраняет ли бывший военнослужащий право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в одном государстве-участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник, если по законодательству государства нового места жительства имеющейся у него выслуги лет недостаточно для назначения такой пенсии;
подлежат ли применению в этом случае статьи 6 и 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Заслушав судью-докладчика Керимбаеву А.Ш., представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., проанализировав заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Шаршуна В.А., специалистов Лушникова А.М., Мелешко Х.-Т.Т., изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года необходимо осуществлять, основываясь на статьях 30 и 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция 1969 года), а именно:
в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора;
во взаимосвязи с другими договорами государств-участников Содружества, касающимися пенсионного обеспечения военнослужащих, и последующей практикой их применения.
Экономический Суд СНГ учитывает принятые им ранее Решения по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих от 28 февраля 1996 года N 13/95/С-1/6-96, от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96, от 13 апреля 2007 года N 01-1/5-06.
Государствами-участниками СНГ в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:
Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года);
Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года);
Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Соглашение от 14 февраля 1992 года, непосредственно устанавливающее социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, вступило в силу с момента его подписания. Участниками Соглашения являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Соглашение не подписано Грузией и Республикой Молдова. Представитель Республики Молдова изложил под документом особое мнение: "В Молдове гарантии военнослужащим определяются законодательством Республики".
Соглашение от 14 февраля 1992 года заключено в целях создания военнослужащим надлежащего уровня жизни и условий для выполнения обязанностей военной службы, а также правовой основы для осуществления этих мер. Объектом Соглашения являются социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, включая гарантии в области пенсионного обеспечения.
В качестве основополагающего принципа статья 1 данного Соглашения предусматривает сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Более того, государствам-участникам Содружества предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты указанной категории граждан.
Экономический Суд СНГ отмечает, что статья 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года применима ко всему комплексу прав и льгот в области социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, включая право на пенсионное обеспечение.
Согласно статье 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года государства-участники Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе:
право сохранять гражданство государства-участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу;
право после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства;
право получать пенсию, установленную законодательством.
Реализация этих прав никакими временными рамками не ограничивалась и продолжается в настоящее время.
Статья 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года также предусматривает, что "порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями", то есть иными, нежели данное Соглашение, международно-правовыми актами.
Соглашение от 13 марта 1992 года, закрепляющее гарантии прав граждан в области пенсионного обеспечения, вступило в силу с момента подписания. Государствами-участниками Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Республика Молдова, подписывая Соглашение, указала, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".
При заключении Соглашения от 13 марта 1992 года государства-участники исходили из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, признания обязательств государств-участников в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением. До заключения специального соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения. Из указанной договоренности государств-участников следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не относятся к предмету регулирования Соглашения от 13 марта 1992 года. Экономический Суд СНГ полагает, что специальным международным договором, заключение которого предусмотрено статьей 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года и статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года.
Участниками Соглашения от 15 мая 1992 года являются все государства Содружества, за исключением Грузии. Республикой Молдова при подписании сделана оговорка "кроме 3 статьи в другой редакции". Соглашение от 15 мая 1992 года направлено на осуществление сотрудничества государств в области пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих.

................
Перейти до повного тексту