1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/5-06 Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 13 апреля 2007 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш., судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Шаршуна В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Совет министров обороны государств-участников СНГ обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании применения части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Основанием для запроса послужило обращение в Секретариат Совета министров обороны бывшего военнослужащего Вооруженных Сил Республики Узбекистан Скворцова Я.Я., которому в Российской Федерации было отказано в назначении пенсии за выслугу лет. Отказ обусловлен тем, что в срок службы в Вооруженных Силах Российской Федерации время работы в органах прокуратуры, учтенное Скворцову Я.Я. при назначении пенсии в Республике Узбекистан, не засчитывается.
Совет министров обороны государств-участников СНГ просит разъяснить, должны ли государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года в случае переезда лиц, уволенных с военной службы, на постоянное место жительства в другое государство при назначении им пенсии по новому месту жительства засчитывать в выслугу лет трудовой стаж, не связанный со службой в вооруженных силах, если по законодательству государства, где они проходили службу, такая трудовая деятельность включалась в стаж службы в вооруженных силах.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Шаршуна В.А. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года) вступило в силу с момента его подписания государствами: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной. Туркменистан и Азербайджанская Республика присоединились к Соглашению соответственно 5 сентября 1994 года и 19 января 2001 года. Соглашение не подписано Грузией.
Соглашение от 15 мая 1992 года является специальным международным договором, поскольку устанавливает порядок пенсионного обеспечения определенного круга лиц - военнослужащих и членов их семей. Вместе с тем, как указано в преамбуле данного Соглашения, оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года) и на Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года). В силу этого Экономический Суд, руководствуясь статьей 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, считает необходимым дать толкование части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года не только с учетом положений и целей указанного Соглашения, но и во взаимосвязи с принципами и правилами, содержащимися в Соглашении от 14 февраля 1992 года и Соглашении от 13 марта 1992 года.
Согласно части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года "в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу".
В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года государствами-участниками закреплен общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих - осуществление его на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством государств, на территории которых они проживают. Следовательно, назначение пенсии военнослужащему производится, во-первых, при увольнении с военной службы государством, где военнослужащий постоянно проживает, во-вторых, на основании законодательства этого государства.
Однако, следуя общему принципу, закрепленному в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, часть первая статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года установила обязанность государств, осуществляющих назначение пенсии военнослужащим, засчитывать в выслугу лет службу в другом государстве, в том числе на льготных условиях. При этом отсылка к статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, предусмотренная частью первой статьи 2, означает, что зачету подлежит служба в вооруженных силах государств-участников Содружества и других воинских формированиях, созданных законодательными органами этих государств, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества, в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях бывшего Союза ССР.
Толкование части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года предполагает выяснение содержания применяемых в Соглашении терминов.
Законодательство о военной службе государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года относит к военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, граждан, проходящих военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством государств-участников СНГ.
К другим воинским формированиям государства-участники относят государственные военные организации, подчиненные, как правило, органам, в которых предусмотрена военная служба (подразделения внутренних и пограничных войск, транспортные войска, органы гражданской обороны и национальной безопасности, части республиканской гвардии и т.п.).
Воинская служба в предусмотренных законодательством особых условиях (на летной работе в авиации; на воинских должностях, связанных с систематическим совершением прыжков с парашютом; на воинских должностях водолазов; на заставах, постах и в приравненных к ним подразделениях пограничных войск, несущих службу по охране государственной границы, и др.) предполагает льготное исчисление выслуги лет исходя из специфики условий, в которых военнослужащий проходит службу.
Анализ нормативных правовых актов государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, определяющих порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, показал, что в выслугу лет включается не только воинская служба (в том числе на льготных условиях), но и иная трудовая деятельность военнослужащих, непосредственно к ней не относящаяся, например: служба в органах внутренних дел, подразделениях министерства по чрезвычайным ситуациям, органах уголовно-исполнительной системы на должностях офицерского, начальствующего и рядового состава.
Так, в Республике Беларусь в выслугу лет военнослужащим засчитывается: время работы в суде или органах прокуратуры в должности судьи, прокурорского работника, принятым на военную службу и назначенным на должности судей, прокурорских работников в военные суды и военные прокуратуры; время их обучения в гражданских учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, но не более четырех лет учебы (абзац двадцать первый пункта 1, абзац первый пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 года N 432).
В Республике Узбекистан при призыве на действительную военную службу граждан, имеющих высшее юридическое образование и являющихся офицерами запаса, в срок военной службы включается: учеба в высшем и среднем учебном заведении; служба в органах национальной безопасности и внутренних дел, а также непрерывный стаж работы в судах, органах и учреждениях прокуратуры, юстиции, государственных и иных органах, работа в которых была связана с правоохранительной деятельностью (пункт 1 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 февраля 1993 года N 66).
В Республике Таджикистан в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, призванным на военную службу из запаса, учитывают: время работы в органах прокуратуры Республики Таджикистан в качестве прокурорско-следственных работников, а также время работы в должности судьи; время обучения до определения на военную службу в гражданских высших и средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись отделения военной подготовки, - в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (абзацы двадцатый, двадцать первый пункта 1, абзац первый пункта 2 Постановления Правительства Республики Таджикистан от 18 июля 1996 года N 332). Кроме того, в Республике Таджикистан для граждан, поступивших на военную службу в добровольном порядке, в срок военной службы для назначения пенсии засчитывается период их работы на гражданских должностях из расчета два года общего трудового стажа за один год военной службы при условии, что общая продолжительность военной службы составляет не менее десяти календарных лет (пункт 5 статьи 9 Закона Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан "О статусе военнослужащих" от 3 марта 2006 года N 155).

................
Перейти до повного тексту