- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Положення
Положение
о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств
Принято
на двадцать пятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 25-8
от 14 апреля 2005 года)
Дополнено
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 31-21
от 25 ноября 2008 года)
Настоящее Положение определяет условия принятия Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Межпарламентская Ассамблея) к разработке проектов модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи, порядок организации и осуществления законопроектной деятельности, а также выполнения требований к оформлению ее результатов.
Предложения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, их проекты, а также принимаемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законодательные акты и рекомендации должны отвечать целям сближения (унификации) законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружество).
Основу правотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи составляют:
- международные договоры, заключенные в рамках Содружества;
- соглашения, заключенные Межпарламентской Ассамблеей с уставными органами и органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств;
- настоящее Положение и другие нормативно-правовые акты Межпарламентской Ассамблеи.
1. Основные понятия
1.1. Модельное законотворчество - деятельность Межпарламентской Ассамблеи по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и задачам интеграционного развития Содружества Независимых Государств.
1.2. Модельный законодательный акт Содружества Независимых Государств - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств-участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств-участников Содружества в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Содружества, и иными международными договорами, участие в которых государств-участников Содружества является весьма желательным для достижения общих целей.
1.3. К модельным законодательным актам Содружества относятся:
модельный кодекс Содружества Независимых Государств - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах Содружества;
модельный закон Содружества Независимых Государств - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах Содружества.
В необходимых случаях модельные законодательные акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений.
1.4. Рекомендации Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств - предложения, принятые Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке с целью сближения законодательства государств-участников Содружества по вопросам общих интересов, приведения их законодательства в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества, и содействия синхронизации процедур их ратификации.
1.5. К рекомендациям, принимаемым Межпарламентской Ассамблеей, относятся:
- рекомендации по сближению законодательства государств-участников Содружества;
- рекомендации по синхронизации процедур ратификации парламентами государств-участников Содружества договоров (соглашений), заключенных в рамках Содружества, и иных международных договоров, участие в которых государств-участников Содружества является весьма желательным для достижения общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств;
- рекомендации по приведению законодательства государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества;
- рекомендации по вопросам сотрудничества государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в различных областях;
- рекомендации по вопросам, переданным Межпарламентской Ассамблее Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ.
1.6. Юридическая техника модельного законотворчества - совокупность общепризнанных приемов, применяемых при разработке содержания и структуры модельных законодательных актов, предполагающая соблюдение следующих основных требований: один и тот же термин модельного законодательного акта употребляется однозначно, должен быть общепризнанным, сохранять свой особый смысл в каждом случае употребления, быть максимально понятным для восприятия, и иных стандартных требований законодательной техники.
2. Порядок подготовки и рассмотрения обращений о необходимости принятия модельных законодательных актов и организация законопроектной деятельности
2.1. Основными критериями обоснованности разработки и принятия модельных законодательных актов являются:
- актуальность и возможность сближения на их основе законодательства государств Содружества;
- позитивные социально-экономические и политико-правовые последствия их использования в законодательстве государств Содружества;
- конкретизация положений договоров, заключенных в рамках Содружества, и необходимость их имплементации в законодательстве государств Содружества;
- недостаточность в большинстве государств Содружества нормативно-правового регулирования соответствующего вида общественных отношений.
2.2. Разработку модельных законодательных актов могут инициировать:
- парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи;
- палаты парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи;
- уставные органы и органы отраслевого сотрудничества Содружества;
- Совет Межпарламентской Ассамблеи;
- постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи;
- депутаты парламентов - члены парламентских делегаций Межпарламентской Ассамблеи.
Другие организации государств Содружества могут инициировать разработку модельных законодательных актов через парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и органы отраслевого сотрудничества Содружества, депутатов парламентов - членов парламентских делегаций и постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи.
2.3. Обращение в Межпарламентскую Ассамблею о необходимости разработки и принятия конкретного модельного законодательного акта должно содержать:
- обоснование необходимости сближения законодательства по конкретным направлениям правового регулирования с предварительной оценкой текущего состояния правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений в государствах Содружества;
- цели, задачи, прогнозируемую эффективность использования модельного законодательного акта в законодательстве государств Содружества и примерную структуру модельного законодательного акта;
- предложения о головных разработчиках проекта модельного законодательного акта или о составе рабочей группы;
- предложения о сроках разработки и представления проекта в соответствующую постоянную комиссию Межпарламентской Ассамблеи.
2.4. Материалы, обосновывающие целесообразность разработки и принятия модельного законодательного акта, представляются в Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи.
2.5. Поступившие материалы с заключениями соответствующих органов отраслевого сотрудничества и экспертно-аналитического управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи представляются на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии.
На заседания постоянной комиссии приглашаются инициаторы проекта для доклада своих предложений и их обоснования.
2.6. По результатам рассмотрения постоянная комиссия принимает решение о целесообразности разработки проекта модельного законодательного акта и включения его в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств.
Вне Перспективного плана модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств могут приниматься к разработке модельные законодательные акты и рекомендации, инициированные парламентом (палатой) государства-участника Содружества Независимых Государств, уставными органами и органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и представляющие, по мнению данного парламента (палаты), особую актуальность для сближения законодательства стран Содружества.
2.7. В случае принятия решения о целесообразности разработки проекта модельного законодательного акта комиссия обращается к Совету Межпарламентской Ассамблеи с предложением о включении модельного законодательного акта в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств и, в случае необходимости, о формировании рабочих групп, организации их деятельности и руководителях.
В состав рабочих групп могут быть включены депутаты парламентов государств Содружества, представители межгосударственных органов Содружества, ученые и специалисты научных учреждений, заинтересованных ведомств, юристы, эксперты государств Содружества и других международных организаций.
2.8. При несоблюдении требований, изложенных в пунктах 2.1-2.3, Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ возвращает материалы инициаторам разработки для приведения их в соответствие с требованиями настоящего Положения.
3. Формирование Перспективного плана модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств
3.1. Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств (далее - Перспективный план) обеспечивает решение следующих задач:
- содействие реализации заключенных в рамках Содружества международных договоров, а также решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, межгосударственных программ в различных сферах интеграции;
- выполнение решений Межпарламентской Ассамблеи;
- расширение взаимодействия Межпарламентской Ассамблеи с комитетами, комиссиями парламентов, межгосударственными органами, научными и экспертными учреждениями государств Содружества по совершенствованию правового регулирования перспективных сфер интеграционного сотрудничества и осуществлению наиболее актуальных проектов в целях сближения законодательства государств Содружества;
- развитие отношений в сфере правового сотрудничества с другими международными организациями.
................Перейти до повного тексту