1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Висновок


Консультативное заключение N 01-1/1-08
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании статей 3-6 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года и статей 2, 3 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года
(24 сентября 2008 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Гришкевич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств (далее - Исполнительный комитет СНГ) обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании статей 3 - 6 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года (далее - Соглашение от 12 марта 1993 года) и статей 2, 3 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года).
Основанием для запроса послужило обращение в Исполнительный комитет СНГ проживающих в Республике Беларусь жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время. В соответствии с Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года указанные лица приравнены по льготам к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, однако согласно Закону Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" от 14 июня 2007 года они не отнесены к гражданам, имеющим право на социальные льготы.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, подлежат ли нормы статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года в отношении лиц, указанных в пункте 3 приложения 2, подпункте 1.8 пункта 1 приложения 3, и статей 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года в отношении лиц, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 приложения 1, пункте 4 приложения 2, непосредственному применению на территории государств-участников СНГ.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключения генерального советника Гришкевич О.В., специалистов Игнатенко Г.В., Барбука А.В., изучив и проанализировав нормы Соглашения от 12 марта 1993 года и Соглашения от 15 апреля 1994 года, законодательство в области социального обеспечения государств-участников данных соглашений, а также другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Согласно статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция 1969 года) толкование статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года и статей 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года должно осуществляться "добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора". Кроме того, при осуществлении толкования необходимо учитывать положения законодательства государств-участников соглашений, касающиеся имплементации норм международных договоров.
Соглашение от 12 марта 1993 года подписано главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и вступило в силу для указанных государств с момента подписания. Азербайджанская Республика присоединилась к данному Соглашению 28 мая 1997 года.
Цель Соглашения от 12 марта 1993 года, как следует из его наименования и преамбулы, заключается во взаимном признании государствами-участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготный проезд для обеспечения их передвижения по территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 12 марта 1993 года установлено, что его действие распространяется на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, которым определены льготы по проезду на соответствующих видах транспорта, согласно приложениям 1-3, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
Пунктом 3 приложения 2 к Соглашению от 12 марта 1993 года к лицам, приравненным по льготам на проезд в междугородном транспорте к участникам Великой Отечественной войны, отнесены в том числе родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. В подпункте 1.8 пункта 1 приложения 3 к Соглашению от 12 марта 1993 года в качестве лиц, имеющих право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте, также указаны родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Соглашение от 15 апреля 1994 года подписано всеми государствами-участниками Содружества и вступило в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Соглашение устанавливает более широкий по сравнению с Соглашением от 12 марта 1993 года объем льгот и гарантий: бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное или с 50-процентной скидкой получение лекарств, льготное обслуживание предприятиями и организациями службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, предоставление льгот при посещении культурно-просветительных учреждений (статья 3).
Неотъемлемой частью Соглашения от 15 апреля 1994 года являются приложения 1-2, определяющие категории лиц, на которые распространяется действие Соглашения, а также Перечень льгот и гарантий, установленных для них.
Для целей толкования обозначенных в запросе норм Соглашения от 12 марта 1993 года и Соглашения от 15 апреля 1994 года Экономический Суд СНГ считает необходимым исходить из следующих положений.
Под непосредственным применением международных договоров в доктрине международного права понимается соблюдение, исполнение и использование субъектами внутригосударственного права (государственными органами, должностными лицами, физическими и юридическими лицами) норм права, содержащихся в международных договорах, а также обеспечение данных норм внутригосударственными средствами правовой, в том числе судебной, защиты.
Норма права, содержащаяся в международном договоре, может применяться непосредственно, если:
1) норма ориентирована на применение субъектами национального права;
2) норма сформулирована четко и определенно;
3) возможность непосредственного применения нормы не исключается участниками международного договора (исключение выражается, как правило, в виде обязательства сторон реализовывать права субъектов внутригосударственного права только через национальное законодательство).
Анализ подлежащих толкованию норм Соглашения от 12 марта 1993 года и Соглашения от 15 апреля 1994 года на предмет их соответствия вышеназванным условиям позволяет Экономическому Суду СНГ констатировать следующее.
1. Нормами статей 3 - 6 Соглашения от 12 марта 1993 года предоставляются права физическим лицам - родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Статьи 2, 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года помимо других лиц также распространяются на указанную категорию граждан. Это следует из содержания статьи 1 Соглашения от 12 марта 1993 года и пункта 3 приложения 2, подпункта 1.8 пункта 1 приложения 3 к Соглашению, а также статьи 1 Соглашения от 15 апреля 1994 года и подпункта 4.1 пункта 4 приложения 1, пункта 4 приложения 2 к Соглашению.
2. Толкуемые нормы Соглашения от 12 марта 1993 года и Соглашения от 15 апреля 1994 года сформулированы определенно и четко, устанавливают конкретные права для названной категории лиц, в связи с чем могут непосредственно применяться субъектами внутригосударственного права.
3. Соглашение от 12 марта 1993 года и Соглашение от 15 апреля 1994 года не содержат положений, исключающих возможность непосредственного применения содержащихся в них норм.
Таким образом, на международно-правовом уровне отсутствуют какие-либо препятствия для непосредственного применения рассматриваемых договорных положений в национальных правовых системах государств-участников названных соглашений.

................
Перейти до повного тексту