- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение N 01-1/4-07
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 17 марта 2008 года) |
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Штрайтбергер Т.А., специалиста Макаревича А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Правительства Республики Таджикистан о толковании,
установил:
Правительство Республики Таджикистан обратилось в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании абзаца первого пункта 2 приложения 1 к
Соглашению о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года (далее - Соглашение от 12 марта 1993 года). Поводом к запросу послужили заявления в органы социальной защиты Республики Таджикистан бывших военнослужащих Вооруженных Сил СССР, ставших инвалидами в период прохождения военной службы, о выдаче проездных талонов на льготный проезд по территории государств-участников Содружества Независимых Государств. В связи с этим Правительство Республики Таджикистан просит разъяснить:
что понимается под "иными обязанностями военной службы", послужившими причиной получения инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья;
относятся ли к категории граждан, приравненных по льготам на проезд в междугородном транспорте к инвалидам Великой Отечественной войны, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении ими обязанностей военной службы в рядах Советской Армии.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., обсудив заключения генерального советника Штрайтбергер Т.А., специалиста Макаревича А.Г., проанализировав законодательство бывшего Союза ССР, международные договоры, действующие в рамках Содружества Независимых Государств, и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Толкование
Соглашения от 12 марта 1993 года следует осуществлять, руководствуясь статьей
31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора, и с учетом международных договоров государств Содружества, регулирующих отношения в области правовой и социальной защиты инвалидов, участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.
Соглашение от 12 марта 1993 года вступило в силу с момента его подписания для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Азербайджанская Республика присоединилась к Соглашению 28 мая 1997 года. Грузия не участвует в данном Соглашении.
Целью
Соглашения от 12 марта 1993 года является взаимное признание участвующими в нем государствами прав инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготный проезд по территории этих государств. Государства-участники приняли на себя обязательство признавать право инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготный проезд по их территории соответствующими видами транспорта согласно приложениям 1, 2, 3 к Соглашению от 12 марта 1993 года.
Действие
Соглашения от 12 марта 1993 года распространяется не только на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, но и на лиц, приравненных к ним по льготам на проезд, к которым в соответствии с абзацем первым пункта 2 приложения 1 к Соглашению от 12 марта 1993 года относятся "инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы...".
Учитывая это обстоятельство, а также общность целей и задач
Соглашения от 12 марта 1993 года и
Соглашения от 15 апреля 1994 года, распространение их действия на одну и ту же категорию лиц, Экономический Суд СНГ считает, что понятие "при исполнении иных обязанностей военной службы в другие периоды", используемое в подпункте 2.2 пункта 2 приложения 1 к Соглашению от 15 апреля 1994 года, следует рассматривать как аналогичное понятию "при исполнении иных обязанностей военной службы", предусмотренному абзацем первым пункта 2 приложения 1 к Соглашению от 12 марта 1993 года. Поскольку нормы указанных Соглашений не раскрывают понятия "иные обязанности военной службы", для определения его содержания, а также выявления круга лиц, имеющих право на льготный проезд, Экономическим Судом СНГ проанализировано законодательство бывшего Союза ССР, регламентировавшее прохождение военной службы.
Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года (далее - Закон СССР от 12 октября 1967 года) определял, что Вооруженные Силы СССР состоят из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск (статья 4). Кроме того, к военной службе относилась служба в воинских частях и органах Комитета государственной безопасности СССР, специальных моторизованных частях милиции, частях и подразделениях военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР.
Закон СССР от 12 октября 1967 года, Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, и другие нормативные правовые акты, регулировавшие прохождение военной службы, предусматривали помимо основной обязанности граждан СССР - защиты Отечества также и иные обязанности военной службы.
Обязанности военной службы, при исполнении которых наступает инвалидность вследствие ранения (контузии, травмы, увечья), были закреплены в нормативных правовых актах Министерства обороны СССР, определявших порядок медицинского освидетельствования военнослужащих. В частности,
Положение о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР (на мирное и военное время), введенное в действие с 1 января 1988 года Приказом министра обороны СССР от 9 сентября 1987 года N 260 (далее - Положение от 9 сентября 1987 года), устанавливало случаи получения военнослужащими ранения (контузии, травмы, увечья), повлекшего инвалидность, как при защите СССР, так и при исполнении иных обязанностей военной службы.
Ранение (контузия, травма, увечье), полученное при защите СССР, исполнении иных служебных обязанностей в период службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в военное время, охране Государственной границы СССР в мирное время, считалось полученным при защите СССР (пункт 1 статьи
116 Положения от 9 сентября 1987 года) .
................Перейти до повного тексту