1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Правила


( Правила и рекомендации утратили силу на основании Решения Ассоциации международных экспедиторов Украины N 2 от 08.10.2009 )
Правила и рекомендации
по пользованию документами и формами FIATA
УТВЕРЖДЕНЫ
решением правления АМЭУ
от 16 июля 2003 г.,
протокол N 5
С принятием настоящего документа теряют силу Правила и рекомендации по пользованию документами и формами FIATA, утвержденные решением правления АМЭУ, протокол N 4 от 24.12.99.
ВВЕДЕНИЕ
Правила и рекомендации по пользованию документами и формами FIATA (в дальнейшем - Правила) определяют порядок получения, хранения, оформления и использования документов и форм FIATA экспедиторскими фирмами - действительными членами Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ).
Правила разработаны на основе руководящих материалов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA), перечень которых приведен в конце этого документа.
Правила являются неотъемлемой частью Соглашения между АМЭУ и действительным членом АМЭУ о пользовании документами и формами FIATA.
АМЭУ как национальная ассоциация FIATA получила от последней разрешение на тиражирование и распространение документов и форм FIATA среди действительных членов АМЭУ.
Правильно используя документы и формы FIATA, вы участвуете в распространении унифицированной и единой практики всемирной экспедиторской отрасли, вносите вклад в высокую репутацию документов и форм FIATA, повышаете авторитет фирмы и создаете имидж нашей профессии.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основным документом, определяющим отношения между экспедитором и заказчиком, является договор транспортного экспедирования. Документы FIATA оформляются на основании договора транспортного экспедирования и других относящихся к перевозке груза документов, предоставляемых грузовладельцем.
1.2. Экспедитор, выдавая документ FIATA, обязан проинструктировать своего заказчика о правилах использования документа, обязанностях и ответственности сторон, наступающих в связи с его выдачей.
1.3. В соответствии с п. 2.2.8 Соглашения о пользовании документами и формами FIATA (приложение 1), выдавая документ FIATA, экспедитор не несет ответственность за возможные нарушения сторонами, причастными к сделке, правил использования этого документа, если сможет доказать отсутствие своей вины в этих нарушениях.
1.4. Документы и формы FIATA являются унифицированными транспортно-экспедиторскими документами, способствующими регулированию прав, обязанностей и ответственности участников договора транспортного экспедирования в процессе перехода права собственности от продавца к покупателю при осуществлении международных грузовых перевозок.
Применение документов и форм FIATA облегчает выполнение транспортных, таможенных, банковских, коммерческих и других операций, связанных с международными перевозками грузов, позволяет ускорить оборот денежных средств, сократить сроки перевозки.
1.5. Основные функции документов и форм FIATA:
- гарантия надежности экспедиторской фирмы и высокого качества предоставляемых ею услуг,
- регулирование и унификация процесса транспортировки и экспедирования грузов на всех его этапах и в целом,
- осуществление ускоренных финансовых расчетов между покупателем и продавцом, в том числе с использованием документарного аккредитива.
1.6. Текстовая часть документов и форм FIATA отпечатана на английском языке. Перевод текстовой части приводится в настоящих Правилах. Документы и формы FIATA (кроме FBL и FWB) на обратной стороне содержат Общие условия транспортного экспедирования АМЭУ.
1.7. К документам FIATA относятся:
- сертификат экспедитора о получении груза (FIATA Forwarders Certificate of Receipt) - FIATA FCR;
- сертификат экспедитора о транспортировке груза (FIATA Forwarders Certificate of Transport) - FIATA FCT;
- складское свидетельство (FIATA Warehouse Receipt) - FWR;
- мультимодальный транспортный коносамент (FIATA Multimodal Transport Bill of Lading) - FBL;
- необоротная мультимодальная транспортная накладная (FIATA Multimodal Transport Waybill) - FWB.
1.8. К формам FIATA относятся:
- форма экспедиторских инструкций FIATA (FIATA Forwarding Instructions) - FFI;
- декларация грузоотправителя о транспортировке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods) - FIATA SDT;
- интермодальный весовой сертификат грузоотправителя (Shippers Intermodal Weight Certification) - FIATA SIC.
2. ДОКУМЕНТЫ И ФОРМЫ FIATA
2.1. Сертификат экспедитора о получении груза (FIATA FCR)
2.1.1. FIATA FCR - сертификат получения груза экспедитором, действующим в качестве агента грузоотправителя (получателя), подтверждающий принятие экспедитором груза в свое распоряжение.
2.1.2. Выдавая FIATA FCR, экспедитор удостоверяет, что он получил определенный груз вместе с безотзывными инструкциями по распоряжению им, для отправки грузополучателю или для хранения до получения распоряжений грузополучателя.
Эти инструкции могут быть изменены или отменены только в случае, если оригинал FIATA FCR будет возвращен выдавшему его экспедитору, и только если последний будет иметь возможность следовать таким измененным инструкциям или их отмене.
FIATA FCR выдается экспедитором после получения им груза.
2.1.3. Экспедитор несет ответственность за организацию транспортировки груза в соответствии с условиями, указанными на обороте FIATA FCR.
2.1.4. Грузоотправитель, получив и предъявив FIATA FCR грузополучателю, таким образом доказывает, что им выполнены полностью (EXW, FCA, CPT) либо частично (FOB) обязательства перед грузополучателем.
После вручения FIATA FCR грузополучателю грузоотправитель не имеет права каким-либо другим образом распорядиться грузом, не получив обратно от грузополучателя FIATA FCR и не вернув его экспедитору.
2.1.5. Для грузополучателя, который осуществляет оплату за товар, FIATA FCR является гарантией того, что груз находится уже вне контроля грузоотправителя, но под контролем экспедитора, выдавшего FCR.
2.1.6. При выдаче FIATA FCR экспедитор гарантирует, что:
a) он или его агент принял указанный в FCR груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии и соответствует требованиям транспортировки;
c) подробности, указанные в документе, соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) условия документов по фрахту (коносамента и других) не противоречат обязательствам, которые экспедитор принял на себя в соответствии с документом FIATA FCR.
2.1.7. FIATA FCR - необоротный документ, который не возвращается экспедитору после доставки груза получателю.
Поскольку доставка груза грузополучателю не зависит от передачи этого документа, он выпускается только в одном оригинальном экземпляре. Если понадобится несколько экземпляров, то на них должен быть поставлен штамп "Copy not negotiable" ("Копия необоротная").
2.1.8. В соответствии с решением Президиума FIATA 10/107 от 31.10.2001, запрещена выдача FIATA FCR для отправок стали (всех грузов Группы 72 Таможенного тарифа Украины).
2.1.9. Экспедитор, выдающий FIATA FCR, обязан внести в договоры транспортного экспедирования положения относительно условий действия FIATA FCR, обязанностей экспедитора и его заказчика в связи с выдачей FIATA FCR (Приложение 2)
2.2. Сертификат экспедитора о транспортировке груза (FIATA FCT)
2.2.1. FIATA FCT - сертификат экспедитора, действующего в качестве агента грузоотправителя (получателя), свидетельствующий, что экспедитор принял груз в свое распоряжение для последующей транспортировки.
2.2.2. Выдавая FIATA FCT, экспедитор удостоверяет, что он принял на себя ответственность за отправку и доставку определенного груза в соответствии с инструкциями, полученными от грузоотправителя.
FIATA FCT выдается экспедитором после получения им груза.
2.2.3. Экспедитор несет ответственность за организацию транспортировки груза к месту назначения в соответствии с условиями, указанными на обороте FIATA FCT.
При этом он несет ответственность за действия своего агента по месту назначения и за тщательный выбор привлекаемых им к транспортировке третьих лиц.
2.2.4. Выдавая документ FIATA FCT, экспедитор гарантирует, что:
a) он или его агент принял указанный в документе груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии и соответствует требованиям транспортировки;
c) подробности документа соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) условия документов по фрахту (коносамента и других) не противоречат обязательствам, которые экспедитор принял в соответствии с документом FIATA FCT;
e) ответственность за страхование партии груза согласована;
f) ясно определено количество выданных оригиналов документа.
2.2.5. Грузоотправитель может путем предоставления одного из оригиналов FCT в банк получить оговоренную в контракте купли-продажи сумму.
2.2.6. FIATA FCT - это оборотный документ, поскольку доставка груза может быть завершена только после предоставления получателем экспедитору (его агенту) индоссированного соответствующим образом оригинала документа.
2.3. Складское свидетельство FIATA (FWR)
2.3.1. FWR - это свидетельство, применяемое экспедитором при осуществлении складских операций, содержащее унифицированные характеристики, порядок и условия хранения груза.
2.3.2. Информация в документе FWR указывает точные сведения о правах держателя индоссированного документа, а также содержит информацию о грузе, условиях его складирования, обязанностях и ответственности экспедитора, передаче прав и передаче груза.
2.3.3. Выдавая FIATA FWR, экспедитор гарантирует, что:
a) он принял указанный в FWR груз и право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
c) содержание документа соответствует характеристикам полученного им груза;
d) ответственность за страхование хранения груза согласована с лицом, сдающим этот груз на хранение.
2.3.4. FWR не является "гарантийной квитанцией" ("resepisse warrant"), представляющей собой формальный документ, признанный в качестве гарантии в соответствии с действующим законодательством. Поэтому, выдача FWR вместо "гарантийной квитанции" недопустима. Если же выпуск юридически признанного документа этого типа не требуется, то FWR может быть использован почти во всех случаях. Его коммерческий характер практически такой же, как у "гарантийной квитанции".
2.4. Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL)
2.4.1. FBL - мультимодальный транспортный коносамент FIATA, оборотный документ экспедитора, принимающего на себя обязанности и ответственность перевозчика.
2.4.2. Правила применения FBL определены Стандартными условиями (1992), регулирующими Мультимодальный транспортный коносамент FBL (Приложение 3 к настоящим Правилам).
2.4.3. FBL признан Международной торговой палатой как соответствующий Правилам UNCTAD/ICC (Комиссии ООН по торговле и развитию/Международной торговой палаты) по мультимодальным транспортным документам, опубликованным ICC в ее публикации N 481. Поэтому FBL содержит логотип ICC наряду с символом национальной ассоциации экспедиторов.
FBL соответствует требованиям Унифицированных обычаев и практики ICC для документарных аккредитивов (ERA 500).
2.4.4. Выдавая FBL, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки.
2.4.5. Выдавая FBL, экспедитор гарантирует, что:
a) он принял указанный в нем груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) он принял на себя обязанности по транспортировке груза в соответствии с полученными инструкциями;
c) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
d) сведения в документе соответствуют инструкциям, которые он получил;
e) ответственность за страховое покрытие по грузу согласовано с грузоотправителем;
f) ясно указано, сколько оригиналов FBL выдается.
2.4.6. В отличие от остальных документов FIATA (FCR, FCT, FWR), на бланке подлинного документа FBL не напечатано типографским способом "ORIGINAL" ("ОРИГИНАЛ"). Поэтому при оформлении оригинала документа FBL в большом верхнем правом поле, в верхней его части (над названием экспедиторской фирмы, оформляющей документ), необходимо впечатать или проставить специально изготовленным штампом заглавными буквами латинского алфавита слово "ORIGINAL".
Копии документа FBL оформляются на таком же бланке, что и оригинал (голубого цвета), однако вместо слова "ORIGINAL" впечатывается или проставляется специально изготовленным штампом строчными буквами латинского алфавита фраза "Copy, non negotiable".
Как в первом, так и во втором случае необходимо следить за тем, чтобы впечатанное слово или фраза не наложилась на название фирмы и последнее осталось отчетливо читаемым.
2.4.7. В форму и содержание бланка FBL не могут вноситься никакие изменения или дополнения.
2.4.8. В текст FBL запрещается вносить какие-либо рукописные или печатные оговорки или дополнения, которые могут привести к изменению условий данного документа, за исключением оговорок, касающихся принятого груза или фактическим обстоятельствам его перевозки.
2.4.9. Право на пользование FBL предоставляется только тем действительным членам АМЭУ, которые являются индивидуальными членами FIATA или имеют сертификат соответствия системы качества экспедиторских услуг требованиям Стандарта ISO 9000.
2.4.10. Экспедиторские фирмы, использующие FBL, обязаны застраховать ответственность экспедитора в соответствии с условиями применения FBL (см. п. 6 и Приложения 3, 4, 5 к настоящим Правилам).
2.4.11. В соответствии с лицензионным соглашением между FIATA и АМЭУ, АМЭУ и ее члены не имеют права на передачу бланков FBL своим филиалам и представительствам в других странах.
2.5. Необоротная мультимодальная транспортная накладная FIATA (FWB)
2.5.1. Мультимодальная транспортная накладная FIATA (FWB) - это мультимодальный транспортный документ, выпускаемый экспедитором, принимающим на себя обязанности и ответственность перевозчика. FWB может быть использована также как морская накладная.
2.5.2. Правила применения FWB определены Стандартными условиями (1997), регулирующими Мультимодальную транспортную накладную FIATA (Приложение 6 к настоящим Правилам).
2.5.3. FWB признана Международной Торговой Палатой (ICC) соответствующей Правилам UNCTAD/ICC для мультимодальных транспортных документов, опубликованным ICC в ее публикации N 481. Поэтому FWB содержит логотип ICC наряду с эмблемой национальной ассоциации экспедиторов.
FWB соответствует требованиям Унифицированных обычаев и практики ICC для документарных аккредитивов (ERA 500).
2.5.4. FWB - это необоротный документ. В отличие от Мультимодального транспортного коносамента FIATA (FBL), FWB не должна предоставляться грузополучателем для выдачи груза в пункте назначения.
2.5.5. Экспедитор, выпускающий FWB, несет ответственность за выполнение перевозки. Экспедитор не только принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения, но и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки.
2.5.6. Выпуская FWB, экспедитор должен гарантировать, что:
a) он принял указанный в ней груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
c) подробности, указанные в документе, соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) ответственность за страховое покрытие груза согласована с грузоотправителем.
2.5.7. Право на пользование FWB предоставляется только тем действительным членам АМЭУ, которые являются индивидуальными членами FIATA или имеют сертификат соответствия системы качества экспедиторских услуг требованиям Стандарта ISO 9000.
2.5.8. Экспедиторские фирмы, использующие FWB, обязаны застраховать ответственность экспедитора в соответствии с условиями применения FWB (см. п. 6 и приложения 4, 5, 6 к настоящим Правилам).
2.5.9. В соответствии с лицензионным соглашением между FIATA и АМЭУ, АМЭУ и ее члены не имеют права на передачу бланков FWB своим филиалам и представительствам в других странах.
2.6. Форма экспедиторских инструкций FIATA (FFI)
2.6.1. FFI - форма инструкций по экспедированию, которая необходима для облегчения грузовладельцу составления и выдачи экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги.
2.6.2. В FFI указывается и содержится информация, используемая экспедитором при оформлении любой транспортно-экспедиторской операции. В случае не использования FFI экспедитору необходимо собирать всю эту информацию из нескольких документов.
2.6.3. Форма бланка FFI разработана в соответствии с системой кодировки ООН для коммерческой документации, что направлено на создание международной основы для стандартизации документов, используемых в мировой торговле.
2.6.4. Характеристики формы FFI позволяют ее передачу с помощью EDI (электронного обмена данными) в соответствии со стандартом систем EDIFACT (Обмена электронными данными для управления, коммерции и транспорта), который разработан и рекомендуется для использования Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и другими международными организациями.
2.6.5. FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др.
2.6.6. В большинстве граф формы проставлен четырехзначный условный номер (код). Этот условный код предназначен для использования в качестве идентификатора соответствующих терминов и заголовков формы, может применяться вместо полного наименования соответствующего термина и позволяет избежать возможной случайной или преднамеренной путаницы при использовании полных наименований. Применение таких условных кодов позволяет устранить возможность двузначного толкования инструкций, а также существующие языковые барьеры при обозначении различных терминов и понятий. Эти номера не имеют дополнительной смысловой нагрузки за исключением тех понятий, которые они обозначают.
Элементы данных, описание и указания по правильному заполнению формы FFI (рекомендации FIATA от 20.07.84, док. 10/46) содержатся в Приложении 7.
FIATA SDT - Декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов (*)
Помимо рассмотренных документов, которые были разработаны FIATA для распространения унифицированных правил в экспедиторских документах, FIATA также решила дать в распоряжение экспедитора специальную форму декларации грузоотправителя, относящуюся к перевозке опасных грузов: FIATA SDT (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods).
Если экспедитор имеет дело с перевозкой опасных грузов, ему нужна подробная информация по классификации груза в соответствии с ADR для автомобильной перевозки, RID - для железнодорожной перевозки, и IMDG/IMO - для морской перевозки.
Декларация Грузоотправителя на перевозку опасных грузов - FIATA SDT - позволяет экспедитору идентифицировать груз и выяснить вопрос ответственности в случае аварийного случая или повреждения.
Поэтому важно, чтобы FIATA SDT не заполнялась экспедитором. Во всех случаях FIATA SDT должна заполняться и подписываться грузоотправителем, а затем вручаться экспедитору.
FIATA SIC - Интермодальный Сертификат Груза (*)
_______________
(*) В настоящее время АМЭУ не располагает указанными формами. При возникновении необходимости их применения АМЭУ заключит договор с FIATA на право использование этих документов в Украине.
PLATA SIC (Shippers Intermodal Weight Certification) был создан в следствие принятия закона Intermodal Safe Container Act ("о безопасности контейнеров") в 1992 году и поправки к закону от 1996 г., согласно которым весь вес груза, находящийся в контейнерах, поступающих или отправляющихся из США, должен быть заверен грузоотправителем, если тот превышает 29000 фунтов, что эквивалентно 13154 килограммам.
Закон о контейнерном излишке веса имеет значение не только для грузоотправителя, но также и для экспедитора, выступающего в некоторых случаях в процессе перевозки в качестве грузоотправителя. Экспедиторы все больше могут оказаться в ситуации, где они будут вынуждены доказать (во избежание ответственности и штрафов за декларирование неправильного уменьшенного груза), что зарегистрированный груз был задекларирован грузоотправителем; такие ситуации могут возникнуть в тех случаях, если при прохождении контроля США вес груза обнаруживается неверным.
Поэтому важно для FCL груза, чтобы FIATA SIC был заполнен и подписан грузоотправителем (клиентом экспедитора), а не самим экспедитором.
В случае совместных отправок, мы советуем экспедитору получить формы FIATA SIC от всех грузоотправителей, чьи товары будут перевозиться в одном контейнере; во всех случаях, когда общий вес груза превышает 13154 кг, экспедитору необходимо иметь свой собственный PIATA SIC, который требуется от него как от грузоотправителя для последующего перевозчика.
Хотя FIATA SIC был создан для согласованности с законодательством Соединенных Штатов относительно торговли, он также может быть использован при отправки грузов в другие страны, где регистрация груза рекомендуема или обязательна.
3. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ И ФОРМ FIATA
3.1. Для получения экспедиторской фирмой - действительным членом АМЭУ права пользования документами и формами FIATA необходимо:
- прохождение специалистами фирмы, ответственными за работу с документами FIATA, учебных курсов и экзаменов по программе FIATA;
- решение правления о предоставлении фирме права пользования документами и формами FIATA на основании выводов Рабочей группы АМЭУ по мультимодальным перевозкам;
- наличие приказа о назначении ответственного лица за использование фирмой документов и форм FIATA (если это не руководитель фирмы);
- заключение Соглашения с АМЭУ о пользовании документами и формами FIATA;
- для пользования документом FBL/FWB дополнительно необходимо выполнение условий, указанных в п. 2.4/2.5 настоящих Правил.
3.2. Порядок получения бланков:
1) заявка на получение оформляется на бланке фирмы с подписью руководителя, печатью и направляется в Исполнительную администрацию АМЭУ;
2) при повторном заказе представляется отчет об использовании бланков (см. п. 4.5);
3) бланки выдаются под роспись с регистрацией в специальном журнале АМЭУ уполномоченному представителю экспедиторской фирмы, который должен иметь при себе доверенность на получение бланков и документ, удостоверяющий его личность.
4. ХРАНЕНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
4.1. Бланки документов и форм FIATA должны храниться в экспедиторской фирме как документы строгой отчетности, для чего должны быть созданы необходимые условия, исключающие возможность их хищения, злоумышленного использования или уничтожения.
4.2. В Исполнительной администрации АМЭУ ведется учет выдаваемых бланков документов и форм (с указанием даты выдачи, наименования и номера фирмы, которой выдаются бланки, количества выдаваемых бланков, номера и даты выдачи доверенности, фамилии и инициалов получателя).
4.3. В экспедиторской фирме учет бланков документов FIATA ведется в специальном журнале по следующей форме.
Форма ведения учета бланков документов FIATA в экспедиторской фирме
-------------------------------------------------------------------
| N | Название| Дата | Номер |Количество|Организация,|Примечания|
|п/п|документа|выдачи|документа|оригиналов| должность, | |
| | | | | + копий | фамилия и | |
| | | | | |подпись лица| |
| | | | | |получившего | |
| | | | | | оригинал | |
| | | | | | документа | |
| | | | | | (в случае | |
| | | | | | нескольких | |
| | | | | |оригиналов -| |
| | | | | | всех лиц) | |
|---+---------+------+---------+----------+------------+----------|
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------
Журнал учета бланков документов FIATA должен быть прошнурован, пронумерован, иметь печать АМЭУ.
В журнале в графе "Примечание" необходимо указывать способ передачи оригинала документа FIATA: в случае почтовой отправки указывается номер почтовой квитанции, по которой документ отправлен; в случае передачи на руки - фамилию, инициалы и подпись лица, получившего документ; в иных случаях необходимо иметь подтверждение о получении оригинала документа заказчиком. Аннулирование (1) (возвращение) или порча бланка отмечается в журнале в графе "Примечание" с указанием причины.
_______________
(1) Исполненные документы - документы, которые были выданы экспедитором и в соответствии с ними были выполнены обязательства сторон.
Испорченные бланки - бланки, которые не были выданы экспедитором (по причине опечатки, замятия бумаги в принтере и пр.).
Аннулированные (иначе, cancelled, возвращенные) документы - это документы, которые были выданы экспедитором заказчику и затем возвращены экспедитору в связи с изменениями условий сделки или по другой причине.
4.4. Фирма предоставляет отчет об использовании бланков:
- ежегодно по состоянию на 1 января в срок до 21 января;
- при очередном заказе бланков;
- по требованию Исполнительной администрации АМЭУ.
4.5. Отчет составляется на бланке фирмы по следующей форме:
Отчет об использовании бланков документов FIATA
--------------------------------------------------------------------------------
|за период с|Получено|Исполнено|Испорчено|Аннулировано| Всего | Текущий |
|_______ по |от АМЭУ | | | |использовано|переходящий|
|__________ | | | | | | остаток |
|Переходящий| | | | | | |
|остаток на | | | | | | |
| дату | | | | | | |
|предыдущего| | | | | | |
| отчета | | | | | | |
|-----------+--------+---------+---------+------------+------------+-----------|
| (1) | (2) | (3) | (4) | (5) |(6) = (3) + |(7) = (1) +|
| | | | | | (4) + (5) |(2) - (6) |
--------------------------------------------------------------------------------
Отчет заверяется подписью руководителя и печатью фирмы. Вместе с отчетом в Исполнительную администрацию АМЭУ:
- предоставляется заверенная подписью и печатью ксерокопия соответствующих отчетному периоду страниц журнала учета или предъявляется сам журнал;
- сдаются аннулированные и испорченные бланки.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ФОРМ FIATA
5.1. В целях идентификации всем документам FIATA при оформлении присваиваются идентификационные номера.
Номер состоит из двух чисел, разделенных черточкой (XXX-XXX...X):
первое число обозначает регистрационный номер, присвоенный АМЭУ экспедиторской фирме, который является одинаковым для всех документов FIATA, используемых данной фирмой;
второе число является порядковым номером документа данного типа, который присваивается документу при его оформлении.
5.2. На каждом документе или форме FIATA в правом верхнем поле бланка печатается название экспедиторской фирмы и ее полные реквизиты, включая номера телефонов, факсов.
5.3. Действительные члены АМЭУ имеют право на воспроизведение на бланках документов и форм их фирменного знака (логотипа).
Организация работы и материальные затраты, связанные с печатанием названия (логотипа) фирмы и ее реквизитов, ложатся на экспедиторскую фирму, пользующуюся документами и формами FIATA.
5.4. Право подписи документов и форм FIATA имеют только лица, которым предоставлены соответствующим образом оформленные полномочия.
5.5. Копии документа или формы FIATA (всех, кроме FBL, см. п. 2.4.6) при необходимости изготавливают с полностью оформленного документа фотокопировальным способом с отметкой о количестве сделанных копий в журнале ведения учета бланков документов FIATA (см. п. 4.3).
5.6 Для защиты от возможных рисков, все инструкции по оформлению и выдаче (в т. ч. способу передачи оригинала) FIATA FCR необходимо требовать от заказчика в письменной форме.
6. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ FBL и FWB
Особенностью использования FBL и FWB является то, что, заключив договор транспортного экспедирования с грузовладельцем и выдав оформленный должным образом FBL или FWB, экспедитор принимает на себя полную ответственность перед грузовладельцем за своевременную доставку и сохранность груза с момента принятия груза и до момента, определяемого договором. Экспедитор несет ответственность как за действия и бездействие своих служащих и агентов в рамках предоставленных им полномочий и обязанностей, так и за действия и бездействие всех прочих лиц, которые привлекаются им для осуществления данного договора транспортного экспедирования, как если бы эти действия были совершены или это бездействие было допущено самим экспедитором.
С целью защиты интересов грузовладельца и экспедитора применяется страхование ответственности экспедитора, т. е. страхование рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности экспедитора.
В соответствии со Стандартными условиями (1992), регулирующими Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL), Стандартными условиями (1997), регулирующими Мультимодальную транспортную накладную FIATA (FWB), и положениями настоящих Правил для получения права на использование FBL или FWB экспедиторская фирма - действительный член АМЭУ обязана осуществить страхование своей ответственности (см. приложения 3, 4, 5, 6 к настоящим Правилам).
При этом следует иметь в виду, что указанное страхование не заменяет страхования груза.
При выборе страховой компании экспедиторской фирме следует обратить внимание на:
- ее платежеспособность;
- наличие перестраховочной схемы;
- условия страхования.
Лимиты ответственности, условия страхования и размер страховой премии (платежа страхователя страховщику) определяются договором между экспедиторской фирмой (страхователем) и страховой компанией (страховщиком).
Копия страхового полиса предоставляется в Исполнительную администрацию АМЭУ в числе других документов при подписании Соглашения. При завершении срока действия полиса, представляется копия действующего полиса.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ ДОКУМЕНТАМИ И ФОРМАМИ FIATA
7.1. В связи с тем, что на обратной стороне документов и форм FIATA (за исключением FBL и FWB) отпечатаны Общие условия транспортного экспедирования (ОУ) АМЭУ, предусматривающие оптимальные условия осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, рекомендуется внедрить ОУ в практику работы с клиентами. Для этого следует постоянно обращать внимание клиентов на четкую отрегулированность в ОУ правоотношений, возникающих в процессе транспортного экспедирования, и возможность в связи с этим ссылаться на ОУ при заключении договора транспортного экспедирования.
7.2. Заполнение и выдачу документов и форм FIATA следует осуществлять с максимально возможной внимательностью и аккуратностью, поскольку содержащиеся в них отдельные конкретные детали должны точно и полно отображать всю без исключения информацию о грузоотправителе, грузополучателе, экспедиторской фирме, характеристики партии груза, инструкции грузовладельца по его доставке, маршруте транспортировки, праве распоряжения грузом, а также прочие необходимые сведения, определяющие вид каждого из документов и форм.
7.3. Внося в соответствующие графы документов FIATA названия определенных фирм, экспедитору следует убедиться в праве этих фирм быть указанными в этих графах.
Поэтому экспедитору рекомендуется требовать от принципала (заказчика, грузоотправителя) контракт купли-продажи, аккредитив и проверять соответствие условий в них содержанию документов FIATA.
7.4. При использовании FIATA FCR обращать внимание принципала на невозможность отмены или изменения полученных экспедитором безотзывных инструкций, кроме случая возврата экспедитору оригинала выданного им FCR.
7.5. За оформление и выдачу документа FIATA экспедиторская фирма - действительный член АМЭУ может взимать установленный ею сбор.
7.6. Отправлять документы и формы по почте рекомендуется с уведомлением об их получении.
Документы, использованные при составлении Правил
1. FIATA Doc. 10/46, 20.07.84, FIATA MODEL FOR UNIFORM FORWARDING INSTRUCTIONS (FIATA Forwarding Instructions - FFI).
2. FIATA Doc. 10/58, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA "FCR" DOCUMENT.
3. FIATA Doc. 10/58 ANNEX, 1988.02.01., EXPLANANORY NOTE REGARDING THE ISSUANCE OF FIATA FCR's.
4. FIATA Doc. 10/59, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA "FCT" DOCUMENT.
5. FIATA Doc.10/59 ANNEX, 1988.02.01, EXPLANATORY NOTE REGARDING THE ISSUANCE OF FIATA FCT's.
6. FIATA Doc. 10/60, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA WAREHOUSE RECEIPT (FWR).
7. FIATA Doc. 10/71, 1993.08.26, LICENCE AGREEMENT BETWEEN FIATA, INTERNATIONAL FEDERATION OF FREIGHT FORWARDERS ASSOCIATIONS AND ASSOCIATION OF INTERNATIONAL FREIGHT FORWARDERS OF UKRAINE - AIFFU.
8. FIATA Doc. 10/71 ANNEX, 1993.08.26, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY FIATA MEMBERS REGARDING THE USE OF THE FIATA MULTIMODAL TRANSPORT BILL OF LADING (FIATA FBL).
9. FIATA Doc. 10/86, 1999.01.20, LICENCE AGREEMENT BETWEEN FIATA, INTERNATIONAL FEDERATION OF FREIGHT FORWARDERS ASSOCIATIONS AND ASSOCIATION OF INTERNATIONAL FREIGHT FORWARDERS OF UKRAINE - AIFFU.
10. FIATA Doc. 10/86/ANNEX, 1999.01.20, INSTRUCTIONS FOR NATIONAL ASSOCIATION MEMBERS REGARDING THE USE OF THE FIATA MULTIMODAL TRANSPORT WAYBILL (FIATA FWB).
11. FIATA, DOCUMENTS AND FORMS, 2001.
12. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТНОГО ЭКСПЕДИРОВАНИЯ АМЭУ.

................
Перейти до повного тексту