- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕДИТОРОВ УКРАИНЫ
УТВЕРЖДЕНЫ
Решение правления АМЭУ
08.10.2009,
протокол № 2
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
по пользованию документами и формами FIATA
ВВЕДЕНИЕ
Правила и рекомендации по пользованию документами и формами FIATA (в дальнейшем - Правила) определяют порядок получения, хранения, оформления и использования документов и форм FIATA экспедиторскими фирмами - членами Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ).
Правила разработаны на основе руководящих материалов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA), перечень которых приведен в конце этого документа.
Правила являются неотъемлемой частью Соглашения между АМЭУ и членом АМЭУ о пользовании документами и формами FIATA.
АМЭУ как национальная ассоциация FIATA получила от последней разрешение на тиражирование и распространение документов и форм FIATA среди членов АМЭУ.
Правильно используя документы и формы FIATA, вы участвуете в распространении унифицированной и единой практики всемирной экспедиторской отрасли, вносите вклад в высокую репутацию документов и форм FIATA, повышаете авторитет фирмы и создаете имидж нашей профессии.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основным документом, определяющим отношения между экспедитором и заказчиком, является договор транспортного экспедирования. Документы FIATA оформляются на основании договора транспортного экспедирования и других относящихся к перевозке груза документов, предоставляемых грузовладельцем.
1.2. Экспедитор, выдавая документ FIATA, обязан проинструктировать своего заказчика о правилах использования документа, обязанностях и ответственности сторон, наступающих в связи с его выдачей.
1.3. В соответствии с п. 2.2.8 Соглашения о пользовании документами и формами FIATA (приложение 1), выдавая документ FIATA, экспедитор не несет ответственность за возможные нарушения сторонами, причастными к сделке, правил использования этого документа, если сможет доказать отсутствие своей вины в этих нарушениях.
1.4. Документы и формы FIATA являются унифицированными транспортно-экспедиторскими документами, способствующими регулированию прав, обязанностей и ответственности участников договора транспортного экспедирования в процессе перехода права собственности от продавца к покупателю при осуществлении международных грузовых перевозок.
Применение документов и форм FIATA облегчает выполнение транспортных, таможенных, банковских, коммерческих и других операций, связанных с международными перевозками грузов, позволяет ускорить оборот денежных средств, сократить сроки перевозки.
1.5. Основные функции документов и форм FIATA:
- гарантия надежности экспедиторской фирмы и высокого качества предоставляемых ею услуг,
- регулирование и унификация процесса транспортировки и экспедирования грузов на всех его этапах и в целом,
- осуществление ускоренных финансовых расчетов между покупателем и продавцом, в том числе с использованием документарного аккредитива.
1.6. Текстовая часть документов и форм FIATA отпечатана на английском языке. Перевод текстовой части приводится в настоящих Правилах. Документы и формы FIATA (кроме FBL и FWB) на обратной стороне содержат Общие условия транспортного экспедирования АМЭУ.
1.7. К документам FIATA относятся:
- сертификат экспедитора о получении груза (FIATA Forwarders Certificate of Receipt) - FIATA FCR;
- сертификат экспедитора о транспортировке груза (FIATA Forwarders Certificate of Transport) - FIATA FCT;
- складское свидетельство (FIATA Warehouse Receipt) - FWR;
- мультимодальный транспортный коносамент (FIATA Multimodal Transport Bill of Lading) - FBL;
- необоротная мультимодальная транспортная накладная (FIATA Multimodal Transport Waybill) - FWB.
1.8. К формам FIATA относятся:
- форма экспедиторских инструкций FIATA (FIATA Forwarding Instructions) - FFI;
- декларация грузоотправителя о транспортировке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods) - FIATA SDT;
- интермодальный весовой сертификат грузоотправителя (Shippers Intermodal Weight Certification) - FIATA SIC.
2. ДОКУМЕНТЫ И ФОРМЫ FIATA
2.1. Сертификат экспедитора о получении груза (FIATA FCR)
2.1.1. FIATA FCR - сертификат получения груза экспедитором, действующим в качестве агента грузоотправителя (получателя), подтверждающий принятие экспедитором груза в свое распоряжение.
2.1.2. Выдавая FIATA FCR, экспедитор удостоверяет, что он получил определенный груз вместе с безотзывными инструкциями по распоряжению им, для отправки грузополучателю или для хранения до получения распоряжений грузополучателя.
Эти инструкции могут быть изменены или отменены только в случае, если оригинал FIATA FCR будет возвращен выдавшему его экспедитору и только если последний будет иметь возможность следовать таким измененным инструкциям или их отмене.
FIATA FCR выдается экспедитором после получения им груза.
2.1.3. Экспедитор несет ответственность за организацию транспортировки груза в соответствии с условиями, указанными на обороте FIATA FCR.
2.1.4. FIATA FCR в первую очередь должен использоваться, когда поставщик продает груз на условиях EXW и ему необходимо доказать, что он выполнил свои обязательства перед покупателем путем предоставления FIATA FCR.
После вручения FIATA FCR грузополучателю грузоотправитель не имеет права каким-либо другим образом распорядиться грузом, не получив обратно от грузополучателя FIATA FCR и не вернув его экспедитору.
2.1.5. Для грузополучателя, который осуществляет оплату за товар, FIATA FCR является гарантией того, что груз находится уже вне контроля грузоотправителя, но под контролем экспедитора, выдавшего FCR.
2.1.6. При выдаче FIATA FCR экспедитор гарантирует, что:
a) он или его агент принял указанный в FCR груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии и соответствует требованиям транспортировки;
c) подробности, указанные в документе, соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) условия документов по фрахту (коносамента и других) не противоречат обязательствам, которые экспедитор принял на себя в соответствии с документом FIATA FCR.
2.1.7. FIATA FCR - необоротный документ, который не возвращается экспедитору после доставки груза получателю.
Поскольку доставка груза грузополучателю не зависит от передачи этого документа, он выпускается только в одном оригинальном экземпляре. Если понадобится несколько экземпляров, то на них должен быть поставлен штамп "Copy not negotiable" ("Копия необоротная").
2.1.8. В соответствии с решением Президиума FIATA 10/107 от 31.10.2001 запрещена выдача FIATA FCR для отправок стали (всех грузов Группы 72 "Черные металлы"
Таможенного тарифа Украины).
2.1.9. Экспедитор, выдающий FIATA FCR, обязан внести в договоры транспортного экспедирования положения относительно условий действия FIATA FCR, обязанностей экспедитора и его заказчика в связи с выдачей FIATA FCR (Приложение 2).
2.2. Сертификат экспедитора о транспортировке груза (FIATA FCT)
2.2.1. FIATA FCT - сертификат экспедитора, действующего в качестве агента грузоотправителя (получателя), свидетельствующий, что экспедитор принял груз в свое распоряжение для последующей транспортировки.
2.2.2. Выдавая FIATA FCT, экспедитор удостоверяет, что он принял на себя ответственность за отправку и доставку определенного груза в соответствии с инструкциями, полученными от грузоотправителя.
FIATA FCT выдается экспедитором после получения им груза.
2.2.3. Экспедитор несет ответственность за организацию транспортировки груза к месту назначения в соответствии с условиями, указанными на обороте FIATA FCT.
При этом он несет ответственность за действия своего агента по месту назначения и за тщательный выбор привлекаемых им к транспортировке третьих лиц.
2.2.4. Выдавая документ FIATA FCT, экспедитор гарантирует, что:
a) он или его агент принял указанный в документе груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии и соответствует требованиям транспортировки;
c) подробности документа соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) условия документов по фрахту (коносамента и других) не противоречат обязательствам, которые экспедитор принял в соответствии с документом FIATA FCT;
e) ответственность за страхование партии груза согласована;
f) ясно определено количество выданных оригиналов документа.
2.2.5. Грузоотправитель может путем предоставления одного из оригиналов FCT в банк получить оговоренную в контракте купли-продажи сумму.
2.2.6. FIATA FCT - это оборотный документ, поскольку доставка груза может быть завершена только после предоставления получателем экспедитору (его агенту) индоссированного соответствующим образом оригинала документа.
2.3. Складское свидетельство FIATA (FWR)
2.3.1. FWR - это свидетельство, применяемое экспедитором при осуществлении складских операций, содержащее унифицированные характеристики, порядок и условия хранения груза.
2.3.2. Информация в документе FWR указывает точные сведения о правах держателя индоссированного документа, а также содержит информацию о грузе, условиях его складирования, обязанностях и ответственности экспедитора, передаче прав и передаче груза.
2.3.3. Выдавая FIATA FWR, экспедитор гарантирует, что:
a) он принял указанный в FWR груз и право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
c) содержание документа соответствует характеристикам полученного им груза;
d) ответственность за страхование хранения груза согласована с лицом, сдающим этот груз на хранение.
2.3.4. FWR не является "гарантийной квитанцией" ("resepisse warrant"), представляющей собой формальный документ, признанный в качестве гарантии в соответствии с действующим законодательством. Поэтому выдача FWR вместо "гарантийной квитанции" недопустима. Если же выпуск юридически признанного документа этого типа не требуется, то FWR может быть использован почти во всех случаях. Его коммерческий характер практически такой же, как у "гарантийной квитанции".
2.4. Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL)
2.4.1. FBL - мультимодальный транспортный коносамент FIATA, оборотный документ экспедитора, принимающего на себя обязанности и ответственность перевозчика.
2.4.2. Правила применения FBL определены Стандартными условиями (1992), регулирующими Мультимодальный транспортный коносамент FBL (
Приложение 3 к настоящим Правилам).
2.4.3. FBL признан Международной торговой палатой как соответствующий Правилам UNCTAD/ICC (Комиссии ООН по торговле и развитию/Международной торговой палаты) по мультимодальным транспортным документам, опубликованным ICC в ее публикации № 481. Поэтому FBL содержит логотип ICC наряду с символом национальной ассоциации экспедиторов.
FBL соответствует требованиям Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (UCP 600).
2.4.4. Выдавая FBL, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки.
2.4.5. Выдавая FBL, экспедитор гарантирует, что:
a) он принял указанный в нем груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) он принял на себя обязанности по транспортировке груза в соответствии с полученными инструкциями;
c) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
d) сведения в документе соответствуют инструкциям, которые он получил;
e) ответственность за страховое покрытие по грузу согласовано с грузоотправителем;
f) ясно указано, сколько оригиналов FBL выдается.
2.4.6. В отличие от остальных документов FIATA (FCR, FCT, FWR), на бланке подлинного документа FBL не напечатано типографским способом "ORIGINAL" ("ОРИГИНАЛ"). Поэтому при оформлении оригинала документа FBL в большом верхнем правом поле, в верхней его части (над названием экспедиторской фирмы, оформляющей документ), необходимо впечатать или проставить специально изготовленным штампом заглавными буквами латинского алфавита слово "ORIGINAL".
Копии документа FBL оформляются на таком же бланке, что и оригинал (голубого цвета), однако вместо слова "ORIGINAL" впечатывается или проставляется специально изготовленным штампом строчными буквами латинского алфавита фраза "Copy, non negotiable".
Как в первом, так и во втором случае необходимо следить за тем, чтобы впечатанное слово или фраза не наложилась на название фирмы и последнее осталось отчетливо читаемым.
2.4.7. В форму и содержание бланка FBL не могут вноситься никакие изменения или дополнения.
2.4.8. В текст FBL запрещается вносить какие-либо рукописные или печатные оговорки или дополнения, которые могут привести к изменению условий данного документа, за исключением оговорок, касающихся принятого груза, или фактическим обстоятельствам его перевозки.
2.4.9. Право на пользование FBL предоставляется только тем членам АМЭУ, которые являются индивидуальными членами FIATA или имеют сертификат соответствия системы качества экспедиторских услуг требованиям Стандарта ISO 9000.
2.4.10. Экспедиторские фирмы, использующие FBL, обязаны застраховать ответственность экспедитора в соответствии с условиями применения FBL (см. п. 6 и
приложения 3, 4, 5 к настоящим Правилам).
2.4.11. В соответствии с лицензионным соглашением между FIATA и АМЭУ АМЭУ и ее члены не имеют права на передачу бланков FBL своим филиалам и представительствам в других странах.
2.5. Необоротная мультимодальная транспортная накладная FIATA (FWB)
2.5.1. Мультимодальная транспортная накладная FIATA (FWB) - это мультимодальный транспортный документ, выпускаемый экспедитором, принимающим на себя обязанности и ответственность перевозчика. FWB может быть использована также как морская накладная.
2.5.2. Правила применения FWB определены Стандартными условиями (1997), регулирующими Мультимодальную транспортную накладную FIATA (Приложение 6 к настоящим Правилам).
2.5.3. FWB признана Международной торговой палатой (ICC) соответствующей Правилам UNCTAD/ICC для мультимодальных транспортных документов, опубликованным ICC в ее публикации № 481. Поэтому FWB содержит логотип ICC наряду с эмблемой национальной ассоциации экспедиторов.
FWB соответствует требованиям Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (UCP 600).
2.5.4. FWB - это необоротный документ. В отличие от Мультимодального транспортного коносамента FIATA (FBL), FWB не должна предоставляться грузополучателем для выдачи груза в пункте назначения
2.5.5. Экспедитор, выпускающий FWB, несет ответственность за выполнение перевозки. Экспедитор не только принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения, но и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки.
2.5.6. Выпуская FWB, экспедитор должен гарантировать, что:
a) он принял указанный в ней груз и что право распоряжения этим грузом принадлежит исключительно ему;
b) груз находится в хорошем по внешнему виду состоянии;
c) подробности, указанные в документе, соответствуют инструкциям, которые экспедитор получил;
d) ответственность за страховое покрытие груза согласована с грузоотправителем.
2.5.7. Право на пользование FWB предоставляется только тем членам АМЭУ, которые являются индивидуальными членами FIATA или имеют сертификат соответствия системы качества экспедиторских услуг требованиям Стандарта ISO 9000.
2.5.8. Экспедиторские фирмы, использующие FWB, обязаны застраховать ответственность экспедитора в соответствии с условиями применения FWB (см. п. 6 и
приложения 4, 5, 6 к настоящим Правилам).
2.5.9. В соответствии с лицензионным соглашением между FIATA и АМЭУ АМЭУ и ее члены не имеют права на передачу бланков FWB своим филиалам и представительствам в других странах.
2.6. Форма экспедиторских инструкций FIATA (FFI)
2.6.1. FFI - форма инструкций по экспедированию, которая необходима для облегчения грузовладельцу составления и выдачи экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги.
2.6.2. В FFI указывается и содержится информация, используемая экспедитором при оформлении любой транспортно-экспедиторской операции. В случае неиспользования FFI экспедитору необходимо собирать всю эту информацию из нескольких документов.
2.6.3. Форма бланка FFI разработана в соответствии с системой кодировки ООН для коммерческой документации, что направлено на создание международной основы для стандартизации документов, используемых в мировой торговле.
2.6.4. Характеристики формы FFI позволяют ее передачу с помощью EDI (электронного обмена данными) в соответствии со стандартом систем EDIFACT (Обмена электронными данными для управления, коммерции и транспорта), который разработан и рекомендуется для использования Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и другими международными организациями.
2.6.5. FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др.
2.6.6. В большинстве граф формы проставлен четырехзначный условный номер (код). Этот условный код предназначен для использования в качестве идентификатора соответствующих терминов и заголовков формы, может применяться вместо полного наименования соответствующего термина и позволяет избежать возможной случайной или преднамеренной путаницы при использовании полных наименований. Применение таких условных кодов позволяет устранить возможность двузначного толкования инструкций, а также существующие языковые барьеры при обозначении различных терминов и понятий. Эти номера не имеют дополнительной смысловой нагрузки за исключением тех понятий, которые они обозначают.
Элементы данных, описание и указания по правильному заполнению формы FFI (рекомендации FIATA от 20.07.84, док. 10/46) содержатся в Приложении 7.
FIATA SDT - Декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов-*
Помимо рассмотренных документов, которые были разработаны FIATA для распространения унифицированных правил в экспедиторских документах, FIATA также решила дать в распоряжение экспедитора специальную форму декларации грузоотправителя, относящуюся к перевозке опасных грузов: FIATA SDT (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods).
Если экспедитор имеет дело с перевозкой опасных грузов, ему нужна подробная информация по классификации груза в соответствии с ADR для автомобильной перевозки, RID - для железнодорожной перевозки и IMDG/IMO - для морской перевозки.
Декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов - FIATA SDT - позволяет экспедитору идентифицировать груз и выяснить вопрос ответственности в случае аварийного случая или повреждения.
Поэтому важно, чтобы FIATA SDT не заполнялась экспедитором. Во всех случаях FIATA SDT должна заполняться и подписываться грузоотправителем, а затем вручаться экспедитору.
FIATA SIC - Интермодальный Сертификат Груза-*
__________
* В настоящее время АМЭУ не располагает указанными формами. При возникновении необходимости их применения АМЭУ заключит договор с FIATA на право использования этих документов в Украине.
FIATA SIC (Shippers Intermodal Weight Certification) был создан вследствие принятия закона Intermodal Safe Container Act ("о безопасности контейнеров") в 1992 году и поправки к закону от 1996 г., согласно которым весь вес груза, находящийся в контейнерах, поступающих или отправляющихся из США, должен быть заверен грузоотправителем, если тот превышает 29000 фунтов, что эквивалентно 13154 килограммам.
Закон о контейнерном излишке веса имеет значение не только для грузоотправителя, но также и для экспедитора, выступающего в некоторых случаях в процессе перевозки в качестве грузоотправителя. Экспедиторы все больше могут оказаться в ситуации, где они будут вынуждены доказать (во избежание ответственности и штрафов за декларирование неправильного уменьшенного груза), что зарегистрированный груз был задекларирован грузоотправителем; такие ситуации могут возникнуть в тех случаях, если при прохождении контроля США вес груза обнаруживается неверным.
Поэтому важно для FCL груза, чтобы FIATA SIC был заполнен и подписан грузоотправителем (клиентом экспедитора), а не самим экспедитором.
В случае совместных отправок мы советуем экспедитору получить формы FIATA SIC от всех грузоотправителей, чьи товары будут перевозиться в одном контейнере; во всех случаях, когда общий вес груза превышает 13154 кг, экспедитору необходимо иметь свой собственный PIATA SIC, который требуется от него как от грузоотправителя для последующего перевозчика.
Хотя FIATA SIC был создан для согласованности с законодательством Соединенных Штатов относительно торговли, он также может быть использован при отправке грузов в другие страны, где регистрация груза рекомендуема или обязательна.
3. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ И ФОРМ FIATA
3.1. Для получения экспедиторской фирмой - членом АМЭУ права пользования документами и формами FIATA необходимо:
- решение правления о предоставлении фирме права пользования документами и формами FIATA на основании выводов Комитета АМЭУ по вопросам организации мультимодальных перевозок и использования в работе документов и форм FIATA;
- наличие приказа о назначении ответственного лица за хранение и использование фирмой документов и форм FIATA;
- заключение Соглашения с АМЭУ о пользовании документами и формами FIATA;
- для пользования документом FBL/FWB дополнительно необходимо выполнение условий, указанных в п. 2.4./2.5. настоящих Правил.
Руководитель экспедиторской фирмы - члена АМЭУ или лицо, ответственное за хранение и использование документов и форм FIATA, должны иметь диплом (сертификат, свидетельство) о прохождении учебного курса (семинара) по программе FIATA.
3.2. Порядок получения бланков:
1) заявка на получение оформляется на бланке фирмы с подписью руководителя, печатью и направляется в Исполнительную администрацию АМЭУ;
2) при повторном заказе представляется отчет об использовании бланков (см. п. 4.5);
3) бланки выдаются под роспись с регистрацией в специальном журнале АМЭУ уполномоченному представителю экспедиторской фирмы, который должен иметь при себе доверенность на получение бланков и документ, удостоверяющий его личность.
4. ХРАНЕНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
4.1. Бланки документов и форм FIATA должны храниться в экспедиторской фирме как документы строгой отчетности, для чего должны быть созданы необходимые условия, исключающие возможность их хищения, злоумышленного использования или уничтожения.
4.2. В Исполнительной администрации АМЭУ ведется учет выдаваемых бланков документов и форм (с указанием даты выдачи, наименования и номера фирмы, которой выдаются бланки, количества выдаваемых бланков, номера и даты выдачи доверенности, фамилии и инициалов получателя).
4.3. В экспедиторской фирме учет бланков документов FIATA ведется в специальном журнале по следующей форме.
Форма ведения учета бланков документов FIATA в экспедиторской фирме
№ п/п |
Название документа |
Дата выдачи |
Номер документа |
Количество оригиналов + копий |
Организация, должность, фамилия и подпись лица, получившего оригинал документа (в случае нескольких оригиналов - всех лиц) |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
Журнал учета бланков документов FIATA должен быть прошнурован, пронумерован, иметь печать АМЭУ.
В журнале в графе "Примечание" необходимо указывать способ передачи оригинала документа FIATA: в случае почтовой отправки указывается номер почтовой квитанции, по которой документ отправлен; в случае передачи на руки - фамилия, инициалы и подпись лица, получившего документ; в иных случаях необходимо иметь подтверждение о получении оригинала документа заказчиком. Аннулирование-1 (возвращение) или порча бланка отмечается в журнале в графе "Примечание" с указанием причины.
__________
-1 Исполненные документы - документы, которые были выданы экспедитором, и в соответствии с ними были выполнены обязательства сторон;
испорченные бланки - бланки, которые не были выданы экспедитором (по причине опечатки, замятия бумаги в принтере и пр.);
аннулированные (иначе, cancelled, возвращенные) документы - это документы, которые были выданы экспедитором заказчику и затем возвращены экспедитору в связи с изменениями условий сделки или по другой причине.
4.4. Фирма предоставляет отчет об использовании бланков:
- ежегодно по состоянию на 1 января в срок до 21 января;
- при очередном заказе бланков;
- по требованию Исполнительной администрации АМЭУ.
4.5. Отчет составляется на бланке фирмы по следующей форме:
Отчет об использовании бланков документов FIATA
за период с _______ по __________
Переходящий остаток на дату предыдущего отчета |
Получено от АМЭУ |
Исполнено |
Испорчено |
Аннулировано |
Всего использовано |
Текущий переходящий остаток |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) = (3) + (4) + (5) |
(7) = (1) + (2) - (6) |
Отчет заверяется подписью руководителя и печатью фирмы. Вместе с отчетом в Исполнительную администрацию АМЭУ:
- предоставляется заверенная подписью и печатью ксерокопия соответствующих отчетному периоду страниц журнала учета или предъявляется сам журнал;
- сдаются аннулированные и испорченные бланки.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ФОРМ FIATA
5.1. В целях идентификации всем документам FIATA при оформлении присваиваются идентификационные номера.
Номер состоит из двух чисел, разделенных черточкой (XXX - XXX ... X):
первое число обозначает регистрационный номер, присвоенный АМЭУ экспедиторской фирме, который является одинаковым для всех документов FIATA, используемых данной фирмой;
второе число является порядковым номером документа данного типа, который присваивается документу при его оформлении.
5.2. На каждом документе или форме FIATA в правом верхнем поле бланка печатается название экспедиторской фирмы и ее полные реквизиты, включая номера телефонов, факсов.
5.3. Члены АМЭУ имеют право на воспроизведение на бланках документов и форм их фирменного знака (логотипа).
Организация работы и материальные затраты, связанные с печатанием названия (логотипа) фирмы и ее реквизитов, ложатся на экспедиторскую фирму, пользующуюся документами и формами FIATA.
5.4. Право подписи документов и форм FIATA имеют только лица, которым предоставлены соответствующим образом оформленные полномочия.
5.5. Копии документа или формы FIATA (всех, кроме FBL, см. п. 2.4.6) при необходимости изготавливают с полностью оформленного документа фотокопировальным способом с отметкой о количестве сделанных копий в журнале ведения учета бланков документов FIATA (см. п. 4.3).
5.6 Для защиты от возможных рисков все инструкции по оформлению и выдаче (в т.ч. способ передачи оригинала) FIATA FCR необходимо требовать от заказчика в письменной форме.
6. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ FBL и FWB
Особенностью использования FBL и FWB является то, что, заключив договор транспортного экспедирования с грузовладельцем и выдав оформленный должным образом FBL или FWB, экспедитор принимает на себя полную ответственность перед грузовладельцем за своевременную доставку и сохранность груза с момента принятия груза и до момента, определяемого договором. Экспедитор несет ответственность как за действия и бездействие своих служащих и агентов в рамках предоставленных им полномочий и обязанностей, так и за действия и бездействие всех прочих лиц, которые привлекаются им для осуществления данного договора транспортного экспедирования, как если бы эти действия были совершены или это бездействие было допущено самим экспедитором.
С целью защиты интересов грузовладельца и экспедитора применяется страхование ответственности экспедитора, т.е. страхование рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности экспедитора.
В соответствии со Стандартными условиями (1992), регулирующими Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL), Стандартными условиями (1997), регулирующими Мультимодальную транспортную накладную FIATA (FWB), и положениями настоящих Правил для получения права на использование FBL или FWB экспедиторская фирма - член АМЭУ обязана осуществить страхование своей ответственности (см. приложения 3, 4, 5, 6 к настоящим Правилам).
При этом следует иметь в виду, что указанное страхование не заменяет страхования груза.
При выборе страховой компании экспедиторской фирме следует обратить внимание на:
- ее платежеспособность;
- наличие перестраховочной схемы;
- условия страхования.
Лимиты ответственности, условия страхования и размер страховой премии (платежа страхователя страховщику) определяются договором между экспедиторской фирмой (страхователем) и страховой компанией (страховщиком).
Копия страхового полиса предоставляется в Исполнительную администрацию АМЭУ в числе других документов при подписании Соглашения. При завершении срока действия полиса представляется копия действующего полиса.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ ДОКУМЕНТАМИ И ФОРМАМИ FIATA
7.1. В связи с тем, что на обратной стороне документов и форм FIATA (за исключением FBL и FWB) отпечатаны Общие условия транспортного экспедирования (ОУ) АМЭУ, предусматривающие оптимальные условия осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, рекомендуется внедрить ОУ в практику работы с клиентами. Для этого следует постоянно обращать внимание клиентов на четкую отрегулированность в ОУ правоотношений, возникающих в процессе транспортного экспедирования, и возможность в связи с этим ссылаться на ОУ при заключении договора транспортного экспедирования.
7.2. Заполнение и выдачу документов и форм FIATA следует осуществлять с максимально возможной внимательностью и аккуратностью, поскольку содержащиеся в них отдельные конкретные детали должны точно и полно отображать всю без исключения информацию о грузоотправителе, грузополучателе, экспедиторской фирме, характеристики партии груза, инструкции грузовладельца по его доставке, маршруте транспортировки, праве распоряжения грузом, а также прочие необходимые сведения, определяющие вид каждого из документов и форм.
7.3. Внося в соответствующие графы документов FIATA названия определенных фирм, экспедитору следует убедиться в праве этих фирм быть указанными в этих графах.
Поэтому экспедитору рекомендуется требовать от принципала (заказчика, грузоотправителя) контракт купли-продажи, аккредитив и проверять соответствие условий в них содержанию документов FIATA.
7.4. При использовании FIATA FCR обращать внимание принципала на невозможность отмены или изменения полученных экспедитором безотзывных инструкций, кроме случая возврата экспедитору оригинала выданного им FCR.
7.5. За оформление и выдачу документа FIATA экспедиторская фирма - член АМЭУ может взимать установленный ею сбор.
7.6. Отправлять документы и формы по почте рекомендуется с уведомлением об их получении.
Документы, использованные при составлении Правил
1. FIATA Doc. 10/46, 20.07.84, FIATA MODEL FOR UNIFORM FORWARDING INSTRUCTIONS (FIATA Forwarding Instructions - FFI).
2. FIATA Doc. 10/58, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA "FCR" DOCUMENT.
3. FIATA Doc. 10/58 ANNEX, 1988.02.01, EXPLANANORY NOTE REGARDING THE ISSUANCE OF FIATA FCR's.
4. FIATA Doc. 10/59, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA "FCT" DOCUMENT.
5. FIATA Doc. 10/59 ANNEX, 1988.02.01, EXPLANATORY NOTE REGARDING THE ISSUANCE OF FIATA FCT's.
6. FIATA Doc. 10/60, 1988.02.01, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY MEMBERS OF FIATA CONCERNING THE USE OF THE FIATA WAREHOUSE RECEIPT (FWR).
7. FIATA Doc. 10/71, 1993.08.26, LICENCE AGREEMENT BETWEEN FIATA, INTERNATIONAL FEDERATION OF FREIGHT FORWARDERS ASSOCIATIONS AND ASSOCIATION OF INTERNATIONAL FREIGHT FORWARDERS OF UKRAINE - AIFFU.
8. FIATA Doc. 10/71 ANNEX, 1993.08.26, INSTRUCTIONS FOR ORDINARY FIATA MEMBERS REGARDING THE USE OF THE FIATA MULTIMODAL TRANSPORT BILL OF LADING (FIATA FBL).
9. FIATA Doc. 10/86, 1999.01.20, LICENCE AGREEMENT BETWEEN FIATA, INTERNATIONAL FEDERATION OF FREIGHT FORWARDERS ASSOCIATIONS AND ASSOCIATION OF INTERNATIONAL FREIGHT FORWARDERS OF UKRAINE - AIFFU.
10. FIATA Doc. 10/86/ANNEX, 1999.01.20, INSTRUCTIONS FOR NATIONAL ASSOCIATION MEMBERS REGARDING THE USE OF THE FIATA MULTIMODAL TRANSPORT WAYBILL (FIATA FWB).
11. FIATA, DOCUMENTS AND FORMS, 2001.
12. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТНОГО ЭКСПЕДИРОВАНИЯ АМЭУ.
Додаток 1
до Правил і рекомендацій
по користуванню документами
і формами FIATA
ЗАТВЕРДЖЕНО
Рішення правління АМЕУ
08.10.2009,
протокол № 2
УГОДА
між Асоціацією міжнародних експедиторів України та членом Асоціації міжнародних експедиторів України про використання документів і форм FIATA
Асоціація міжнародних експедиторів України (надалі - АМЕУ) у особі
генерального директора АМЕУ Приходька Ю. Н., з однієї сторони, та
експедиторське підприємство - член АМЕУ ______________________, м. __________
(надалі - член АМЕУ) в особі керівника фірми _______________________, з іншої
сторони, уклали цю Угоду про наступне.
1. ЗАГАЛЬНІ УМОВИ
1.1. АМЕУ з дозволу FIATA тиражує документи і форми FIATA та передає їх члену АМЕУ для подальшого використання у його професійній діяльності.
1.2. Право на використання FBL та FWB надається тільки тим членам АМЕУ, які є індивідуальними членами FIATA або мають сертифікат відповідності системи якості експедиторських послуг вимогам ISO 9000.
1.3. Рішення про надання члену АМЕУ права використання документів і форм FIATA приймається правлінням АМЕУ на підставі висновків Комітету АМЕУ з питань організації мультимодальних перевезень та використання у роботі документів та форм FIATA (далі - Комітет).
1.4. На підставі цієї Угоди член АМЕУ
_____________________________________________________________________________
(якщо має свідоцтво індивідуального члена FIATA або сертифікат
_____________________________________________________________________________
відповідності системи якості експедиторських послуг вимогам ISO 9000 -
вказати)
отримує право використовувати такі документи FIATA:
_____________________________________________________________________________
2. ЗОБОВ'ЯЗАННЯ СТОРІН
2.1. АМЕУ зобов'язана:
2.1.1. Підготувати та надрукувати документи і форми FIATA у повній відповідності до вимог FIATA згідно з поданою заявкою члена АМЕУ.
2.1.2. Забезпечувати членів АМЕУ замовленою кількістю бланків документів і (або) форм FIATA.
2.1.3. Сприяти правильному оформленню та використанню документів і форм FIATA членом АМЕУ згідно з вимогами FIATA.
2.1.4. Вчасно повідомляти члена АМЕУ про зміни та доповнення у документах та формах, що здійснює FIATA, та про зміни і доповнення до Правил і рекомендацій по користуванню документами і формами FIATA (надалі - Правила).
2.2. Член АМЕУ зобов'язаний:
2.2.1. Виконувати вимоги Правил, що є невід'ємною частиною цієї Угоди.
2.2.2. Використовувати документи і (або) форми FIATA тільки від імені свого підприємства, не передавати їх бланки іншим особам, а також своїм підрозділам в інших країнах.
2.2.3. Повідомляти Виконавчу адміністрацію АМЕУ про факти використання документів та (або) форм FIATA фірмами, що не мають такого права (у тому числі не членами АМЕУ), та про факти некоректного їх використання.
2.2.4. У випадку виникнення конфліктної ситуації у зв'язку з використанням членом АМЕУ документів і форм FIATA, яку не вдається вирішити протягом 2-ох днів, повідомити про це Виконавчу адміністрацію АМЕУ.
2.2.5. У випадку залучення Комітету до розв'язку конфліктної ситуації забезпечити членів Комітету, за їх замовленням, необхідними відомостями та документами, а також забезпечити роботу Комітету за місцем виникнення конфлікту.
2.2.6. Подавати на вимогу АМЕУ та Комітету звіт (журнали обліку) про використання документів і форм FIATA, а також інші документи та відомості, пов'язані з використанням документів і форм FIATA.
2.2.7. При анулюванні цієї Угоди негайно припинити використання документів і (або) форм FIATA та повернути до АМЕУ невикористані бланки.
2.2.8. Експедитор, що видає документ FIATA, не несе відповідальність за можливі порушення правил використання цього документа сторонами, що причетні до справи, якщо зможе доказати відсутність своєї вини в цьому порушенні.
2.2.9. У випадку порушення членом АМЕУ своїх зобов'язань, що зазначені у п. п. 2.2.1 - 2.2.7 цієї Угоди, до нього за рішенням правління АМЕУ можуть бути вжиті заходи:
a. попередження;
b. тимчасове позбавлення права використання документів і форм FIATA на підставі висновків Комітету;
c. виключення з членів АМЕУ на підставі висновків Комітету.
3. ТЕРМІН ДІЇ УГОДИ
3.1. Ця Угода укладена на один рік з дня підписання і, якщо жодна зі сторін не повідомить про свій намір припинити її дію, вона щорічно вважається продовженою на такий самий термін.
3.2. Угода може бути розірвана достроково за ініціативою однієї із сторін з письмовим повідомленням другої сторони не пізніше як за три місяці до передбачуваного терміну розірвання або за згодою сторін.
3.3. Дія Угоди може бути припинена за ініціативою АМЕУ у зв'язку з вимогами FIATA щодо застосування її документів або на підставі висновків Комітету. Повідомлення про припинення дії цієї Угоди з аргументованим викладенням причин прийнятого рішення надсилається не пізніше як за три місяці до передбаченого терміну припинення.
3.4. АМЕУ має право в односторонньому порядку достроково розірвати цю Угоду у випадках:
a. банкрутства чи заборгованості перед АМЕУ члена АМЕУ або ліквідації його підприємства;
b. порушення членом АМЕУ своїх зобов'язань за цією Угодою і якщо після сплину 10-денного терміну з моменту відповідного попередження він не припинить цього порушення;
c. виключення з числа членів АМЕУ відповідно до вимог Статуту АМЕУ;
d. виключення з числа індивідуальних членів FIATA.
3.5. Повідомлення про припинення дії цієї Угоди або про її розірвання надсилається рекомендованим листом.
3.6. Угода набуває чинності з дня її підписання.
4. ЮРИДИЧНІ АДРЕСИ СТОРІН
Член АМЕУ ______________________________________________________________
Укладено ___________________ 200_ р. в м. ___________ у двох примірниках
українською мовою, причому обидва мають однакову юридичну силу.
Підписали:
від АМЕУ від члена АМЕУ
Генеральний директор АМЕУ Керівник експедиторського підприємства
____________ (Приходько Ю.Н.) _______________ (____________________)
(підпис, прізвище та ініціали)
М.П. М.П.
Приложение 2
Требования к договору транспортного экспедирования в связи с выдачей FIATA FCR
Экспедиторские фирмы, выдающие FIATA FCR, обязаны внести в договоры транспортного экспедирования положения относительно условий действия FIATA FCR, обязанностей экспедитора и его заказчика в связи с выдачей FIATA FCR, а именно:
в статью "Обязанности Экспедитора" - внести пункт следующего содержания:
"По требованию Заказчика Экспедитор выдает документ FIATA FCR и разъясняет, что:
- выдавая FIATA FCR, Экспедитор удостоверяет принятие груза в свое распоряжение вместе с безотзывными инструкциями для его отправки грузополучателю, указанному в документе, или для удержания в своем распоряжении до получения инструкций грузополучателя. Безотзывные инструкции могут быть отменены или изменены, только если оригинал FIATA FCR возвращен Экспедитору и только если он еще может произвести такую отмену или изменение,
- с передачей грузополучателю документа FIATA FCR отправитель на время действия этого документа передает экспедитору право распоряжения грузом, указанным в FIATA FCR."
- в статью "Обязанности Заказчика" - внести пункт:
"Заказчик признает условия функционирования документа FIATA FCR, приведенные в ст. ___ "Обязанности Экспедитора", п. ___, и обязуется не препятствовать Экспедитору в выполнении последним своих обязательств, связанных с выдачей FCR";
- в статью "Ответственность Сторон" - внести пункт:
"В случае нарушения Заказчиком требований ст. ст. ____ настоящего Договора он обязан устранить допущенное нарушение и компенсировать Экспедитору понесенные в связи с этим нарушением потери".
Указанные дополнения конкретизируют права и обязанности экспедитора и заказчика и могут, при необходимости, обеспечить гражданско-правовую защиту интересов экспедитора.
АНГЛИЙСКИЙ ВАРИАНТ ДОПОЛНЕНИЙ К ДОГОВОРУ
В статью "Responsibilities of Freight Forwarder":
"By the order of Customer the Freight Forwarder issues FIATA FCR and explains that:
- by issuing FIATA FCR the Freight Forwarder confirms that he has received in his disposal the specific consignment together with irrevocable instructions for its dispatch to the consignee said in the document, or for its keeping at his own disposal till receiving the instructions from the consignee. Irrevocable instructions can be cancelled or altered only if the original FIATA FCR is returned to the Freight Forwarder, and then only provided he is still in a position to comply with such cancellation or alteration,
- by handing over FIATA FCR to the consignee, consignor hands over to the Freight Forwarder, for the time of validity of the document, the right of disposal over the consignment said in FIATA FCR."
В статью "Responsibilities of Customer":
"Customer recognizes the conditions of functioning of FIATA FCR, mentioned in Article "Responsibilities of Freight Forwarder", p._and is obliged not to hinder the Freight Forwarder to perform the responsibilities of the latter, related to FIATA FCR."
В статью "Liability of Parties":
"In case if the Customer violates the provisions of Article ___ of this Contract he is obliged to eliminate the violation and compensate the Freight Forwarder the losses related to that violation."
Приложение 3
Стандартные условия (1992), регулирующие Мультимодальный транспортный коносамент FIATA
Определения
- "Экспедитор" означает мультимодальный транспортный оператор, который выдает этот FBL и указан на его лицевой стороне и принимает на себя ответственность за осуществление контракта на мультимодальную перевозку как перевозчик.
- "Торговец" означает и включает Грузоотправителя, Грузополучателя, Держателя этого коносамента, Получателя и Владельца груза.
- "Грузоотправитель" означает лицо, заключающее контракт на мультимодальную перевозку с Экспедитором.
- "Грузополучатель" означает лицо, уполномоченное получить груз от Экспедитора.
- "Принятый в распоряжение" означает, что груз был передан и принят для перевозки Экспедитором в месте приема, указанном в этом FBL.
- "Груз" означает любую собственность, включая живых животных, а также контейнеры, паллеты или подобные транспортные средства или упаковку, не предоставленную Экспедитором, независимо от того, будет ли такая собственность перевозиться на палубе или под палубой.
1. Применение
Несмотря на заголовок "Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL)", эти условия также применяются в случае, если используется только один вид транспорта.
2. Выдача данного FBL
2.1. Выдавая этот FBL, Экспедитор:
a) обязуется выполнять и/или от своего имени контролировать выполнение всей перевозки от места, в котором груз принят в распоряжение (места приема, удостоверенного в этом FBL), до места доставки, указанного в этом FBL;
b) принимает на себя ответственность, как указано в этих условиях.
2.2. В соответствии с условиями данного FBL Экспедитор несет ответственность за действия и упущения своих служащих или агентов, действующих в объеме их найма, или любого другого лица, услугами которого он пользуется при выполнении контракта, свидетельством которого является данный FBL, как если бы такие действия и упущения были его собственными.
3. Оборотность и право на груз
3.1. Данный FBL выдается в оборотной форме, если только на нем нет отметки "необоротный". Он устанавливает право на груз, и его держатель, путем индоссирования этого коносамента, получает полномочия получать или передавать упомянутый в нем груз.
3.2. Информация, содержащаяся в этом FBL, является свидетельством "из первых рук" того, что Экспедитор принял в распоряжение груз, как описывает эта информация, если только противоположное указание, например, "вес, погрузка и счет по данным грузоотправителя", "контейнер упакован грузоотправителем" (или подобные выражения), не сделано в печатном тексте или не внесено в данный FBL.
Однако доказательство противоположного будет недопустимо, если FBL был передан для рассмотрения грузополучателю, который добросовестно на него полагался и действовал в соответствии с ним.
4. Опасные грузы и гарантии возмещения ущерба
4.1. Торговец должен действовать в соответствии с правилами, обязательными по национальному законодательству или по международной конвенции, в отношении перевозок грузов опасного характера и должен в любом случае информировать Экспедитора письменно о точном характере опасности, прежде чем груз опасного характера будет принят в распоряжение Экспедитором, и указать ему, если это необходимо, какие меры предосторожности следует предпринять.
4.2. Если Торговец не предоставит такую информацию и Экспедитор не будет знать об опасном характере груза и о необходимых мерах предосторожности, которые следует предпринять, и если в любое время обнаружится, что груз может составлять угрозу для жизни или имущества, то он может быть в любом месте выгружен, уничтожен или обезврежен в зависимости от того, как потребуют обстоятельства, без компенсации. Торговец должен возместить Экспедитору стоимость всех убытков, повреждений, ответственности или расходов, возникших из-за того, что Экспедитор принял груз в свое распоряжение, или производил его перевозку, или осуществлял любое обслуживание этого груза.
Бремя доказательства того, что Экспедитор знал о точном характере опасности, возникающей при перевозке упомянутого груза, возлагается на Торговца.
4.3. Если груз будет представлять опасность для жизни или имущества, то он может подходящим образом быть выгружен, или оставлен в любом месте, или уничтожен, или обезврежен. Если такая опасность не была вызвана виной или халатностью Экспедитора, он не будет нести ответственности и Торговец должен возместить ему ущерб из-за всех потерь, повреждений, ответственности и расходов, возникших из-за этого.
5. Описание груза и упаковка и инспекция Торговца
5.1. Грузоотправитель гарантирует Экспедитору точность в то время, когда груз был принят в распоряжение Экспедитором, всех сведений, относящихся к общему характеру груза, его маркировке, нумерации, весу, объему и количеству, и, если это применимо, к опасному характеру груза, которые предоставляются ним или по его поручению для внесения в FBL.
Грузоотправитель гарантирует Экспедитору возмещение всех убытков, повреждений и расходов, возникших из-за любой неточности или неадекватности таких сведений.
Грузоотправитель несет ответственность, даже если FBL был передан ним.
Право Экспедитора на возмещение таких убытков никаким образом не ограничивает его ответственности по этому FBL перед другими лицами, кроме Грузоотправителя.
5.2. Экспедитор не несет ответственность ни за какие потери, повреждения или расходы, вызванные дефектной или недостаточной упаковкой груза или неадекватной погрузкой или упаковкой в контейнеры или другие транспортные средства, если такая погрузка или упаковка осуществлялась Торговцем или по его поручению другим лицом, кроме Экспедитора, или из-за дефекта или непригодности контейнеров или других транспортных средств, предоставленных Торговцем; или поставленных Экспедитором, если дефект или непригодность контейнера или другого транспортного средства были бы очевидны при разумной инспекции Торговцем. Торговец гарантирует Экспедитору возмещение убытков от всех потерь, повреждений, ответственности и расходов, вызванных таким образом.
6. Ответственность Экспедитора
6.1. Ответственность Экспедитора за груз по этим условиям охватывает период от времени, когда Экспедитор принял груз в свое распоряжение, до времени его доставки.
6.2. Экспедитор несет ответственность за потерю или повреждение груза, а также за задержку доставки, если событие, которое вызвало потерю, повреждение или задержку доставки, произошло, когда груз был в его распоряжении, как определено пунктом 2.1.a, если Экспедитор не докажет, что причиной такой потери, повреждения или задержки или вкладом в них не явилась вина или халатность его самого, его служащих или агентов или каких-либо других лиц, указанных в пункте 2.2. Однако Экспедитор несет ответственность за потери, явившиеся следствием задержки доставки, только если Грузоотправитель сделал декларацию заинтересованности в своевременной доставке, которая была принята Экспедитором и указана в этом FBL.
6.3. Время прибытия не гарантируется Экспедитором. Однако задержка доставки имеет место, если груз не был доставлен к согласованному явным образом времени или, при отсутствии такого соглашения, ко времени, которое было бы разумно потребовать от добросовестного Экспедитора, с учетом обстоятельств данного случая.
6.4. Если груз не был доставлен в течение 90 последующих дней после такой даты доставки, как определено в пункте 6.3, то истец может, при отсутствии доказательства противоположного, считать груз утраченным.
6.5. Когда Экспедитор устанавливает, что по обстоятельствам данного случая потерю или повреждение можно объяснить одной или несколькими причинами или событиями, указанными в подпунктах "a" - "e" данного пункта, то следует предположить, что потеря или повреждение были вызваны таким образом, но всегда при условии, что истец имеет право доказать, что потеря или повреждение на самом деле не были полностью или частично вызваны одной или несколькими из следующих причин или событий:
a) действием или упущением Торговца или другого лица, кроме Экспедитора, действующего по поручению Торговца или от которого Экспедитор принял груз в распоряжение;
b) недостаточностью или дефектным состоянием упаковки, или маркировки, и/или нумерации;
c) перевалкой, погрузкой, штивкой или выгрузкой груза Торговцем или любым другим лицом, действующим по поручению Торговца;
d) внутренними дефектами груза;
e) забастовкой, локаутом, остановкой или запрещением работы.
6.6. Защита при перевозке по морю или по внутренним водным путям.
Невзирая на пункты 6.2, 6.3 и 6.4, Экспедитор не несет ответственность за потери, повреждения или задержку доставки грузов, перевозимых морем или по внутренним водным путям, когда такие потери, повреждения или задержка в отправке во время такой перевозки были вызваны:
................Перейти до повного тексту