- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о проекте Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств в новой редакции
(Москва, 11 марта 2005 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств в новой редакции, представленный Советом руководителей таможенных служб совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Внести указанный проект документа на рассмотрение Совета глав правительств СНГ. (проект Решения прилагается).
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается) в новой редакции.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует прохождения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе ____________________ 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Проект
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Единой
методологии таможенной
статистики внешней торговли
государств-участников
Содружества Независимых
Государств
от __________ 2005 года
ЕДИНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В "Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Методология СНГ) изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли для государств Содружества.
Все положения Методологии СНГ используются с учетом национального законодательства государства.
1.4. Разработка новой редакции Методологии СНГ обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования ведения статистики международной торговли товарами с учетом новых тенденций в области международной торговли.
1.5. Методология СНГ в значительной мере учитывает накопленный государствами-участниками СНГ многолетний опыт ведения таможенной статистики внешней торговли, результаты проведения сопоставительного анализа данных о взаимной торговле государств Содружества, а также отдельных государств-участников СНГ с другими странами мира.
1.6. Цель Методологии СНГ - определить концепцию формирования статистики внешней торговли товарами, наиболее полно отвечающую потребностям многочисленных пользователей, включая органы законодательной и исполнительной власти, национальные и международные организации, исследовательские учреждения и общественность в целом.
1.7. На основе положений Методологии СНГ в государствах Содружества формируется таможенная статистика внешней торговли, осуществляется выпуск печатных изданий, готовятся аналитические материалы, исполняются запросы пользователей, проводится сопоставительный анализ данных о взаимной торговле государств-участников СНГ с торговыми партнерами.
II. ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2.1. Таможенная статистика внешней торговли учитывает международную торговлю товарами и не затрагивает международную торговлю услугами.
2.2. Таможенная статистика внешней торговли предназначена для решения следующих задач:
- содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;
- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте государства;
- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков государства в увязке с анализом макроэкономической ситуации в нем;
- разработка внешнеторговой политики государства;
- информационное обеспечение органов законодательной и исполнительной власти государства данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области внешнеторговой политики и государственного регулирования внешней торговли государства;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением таможенных платежей в государственный бюджет;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- использование внешнеторговых данных для валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для разработки платежного баланса государства;
- расчет различного рода индексных показателей (например, индекса цен, индексов физического объема и средних цен и т.д.) с использованием математической статистики;
- подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса государства;
- обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли государства и его внешнеторговых партнеров;
- решение иных задач, обусловленных внешнеторговой политикой государства.
III. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
В настоящей Методологии СНГ основные термины имеют следующие значения:
3.1. Таможенная территория - сухопутная территория государства, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория государства также включает находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки, сооружения, над которыми данное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Товары, находящиеся в свободной таможенной зоне, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных государством.
3.2. Статистическая территория - экономическая территория страны или ее часть, в отношении которой осуществляется сбор статистических данных.
3.3. Экономическая территория страны - географическая территория, находящаяся под управлением правительства страны, в пределах которой свободно обращаются рабочая сила, товары и капитал.
В экономическую территорию страны также включаются:
а) воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами или которые находятся под ее юрисдикцией, или на которые она претендует в отношении рыболовства, добычи топлива и минерального сырья с морского дна;
б) территориальные анклавы данной страны в странах остального мира (за рубежом) - четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет ими или арендует их для дипломатических, военных или других целей - посольств, консульств, представительств, военных баз, научных станций и других объектов - с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены. Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы, используемые иностранными правительствами или международными организациями и физически расположенные внутри географических границ данной страны;
в) любые свободные таможенные зоны или свободные склады.
3.4. Таможенная граница - пределы таможенной территории государства, а также пределы территорий, указанных в пункте 3.1.
Таможенная граница совпадает с государственной границей страны, за исключением пределов территорий, указанных в абзаце 2 пункта 3.1.
3.5. Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в п. 3.6, к товарам не относятся.
3.6. Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
3.7. Отечественные товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории данного государства, т.е. товары, не вывезенные с таможенной территории государства, полностью произведенные в данном государстве или подвергнутые достаточной степени переработки, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории данного государства, и товары, изготовленные в данном государстве из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории государства.
3.8. Иностранные товары - товары, не указанные в пункте 3.7.
3.9. Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории государства либо за ее пределами.
Основные таможенные режимы
3.10. Выпуск для внутреннего потребления (выпуск для свободного обращения) - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию государства товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
3.11. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории государства, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
3.12. Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории государства под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию государства и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории данного государства) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Экономические таможенные режимы
3.13. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории государства в определенный срок.
3.14. Переработка для внутреннего потребления (для свободного обращения) - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
3.15. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории государства для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
3.16. Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории государства с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.17. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию государства товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом государства.
3.18. Свободная таможенная зона (свободный склад) - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определенным национальным законодательством государства.
Завершающие таможенные режимы
3.19. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории государства, ввозятся на таможенную территорию государства в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.20. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию государства, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.21. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.22. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Специальные таможенные режимы
3.23. Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории государства, могут временно использоваться за пределами таможенной территории данного государства с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.24. Беспошлинная торговля (магазин беспошлинной торговли) - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию государства, или отечественные товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории данного государства, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.25. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Иные специальные таможенные режимы
Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых с таможенной территории государства и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;
2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;
3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
4) товаров, вывозимых в государства-участники СНГ и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;
5) отечественных товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.
IV. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
4.1. Исходными данными при формировании национальной таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях и другой таможенной документации.
В качестве общего руководящего принципа учет товаров производится на момент, когда они ввозятся в пределы или вывозятся за пределы экономической территории страны.
4.2. В таможенной статистике внешней торговли учет ввоза и вывоза при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках при декларировании товара ведется по дате выпуска товара (или дате выпуска декларации), проставленной в грузовых таможенных декларациях.
4.3. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты и др.), осуществляется в связи с особенностью их декларирования по дате последнего транспортного документа на конец отчетного периода, а для природного газа и электроэнергии - по дате последнего дня месяца, в котором осуществлялась поставка товара.
V. СФЕРА ОХВАТА ДАННЫХ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
5.1. В таможенной статистике внешней торговли государства учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза (импорта) в пределы или их вывоза (экспорта) за пределы ее экономической территории.
5.2. Транзитные товары, товары, временно допущенные в страну или временно вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки и арендуемых на срок более одного года), не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не подлежат включению в национальную таможенную статистику внешней торговли.
VI. ГРАНИЦЫ СФЕРЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
6.1. Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, т.е. такое минимальное значение стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства.
6.2. Статистическому наблюдению подлежат все декларируемые товары, оформленные в соответствии с национальным законодательством государства с подачей грузовых таможенных деклараций и другой таможенной документации.
6.3. Стоимостный и количественный пороги таможенного учета товаров, перемещаемых физическими лицами, а также отправляемых по почте или через курьерскую службу, устанавливаются национальным законодательством.
VII. СИСТЕМЫ УЧЕТА ТОРГОВЛИ
7.1. Система учета торговли характеризуется определением перечня товарных потоков, подлежащих включению в импорт и экспорт.
7.2. Существуют две общепринятые системы учета торговли, по которым ведется таможенная статистика внешней торговли: общая и специальная.
7.3. Система учета торговли называется общей, если статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Специальная система учета торговли применяется тогда, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории страны.
7.4. Если в таможенной статистике внешней торговли государства учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета внешней торговли, то учитываются все товары, ввозимые на экономическую территорию страны или вывозимые с этой территории.
7.5. При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
импорт:
- товары, ввозимые для выпуска внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, ввозимые и помещаемые под таможенный режим реимпорта;
- товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;
- товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;
- товары, ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, ввозимые на таможенную территорию государства и помещаемые на таможенный склад;
- ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;
- иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли;
- иностранные товары, временно ввозимые на таможенную территорию государства сроком на один год и более;
- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны;
- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободного склада;
- товары, ввозимые на таможенную территорию государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
экспорт:
- товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства и помещаемые под таможенный режим реэкспорта;
- отечественные товары, помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации;
- отечественные товары, временно вывозимые за пределы таможенной территории государства сроком на один год и более;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований.
7.6. Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;
2) товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;
3) товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;
................Перейти до повного тексту