- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Заява
Заявление для печати Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования
(Вена, 3 декабря 1998 года) |
1. Четвертое пленарное заседание
Вассенаарских договоренностей* состоялось 2 - 3 декабря 1998 г. под председательством посла Стаффана Сульмана (Швеция).
-------------------
* Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования были учреждены в июле 1996 года 33 государствами-участниками. Местом проведения заседаний является Вена, Австрия, где расположены Договоренности.
Государствами-участниками Вассенаарских договоренностей являются: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония.
2. Пленарное заседание приняло к сведению итоги работы, проведенной в 1998 году. Государства-участники рассмотрели ряд вопросов, соответствующих целям Вассенаарских договоренностей, включая данные по потокам вооружений и чувствительных технологий в районы конфликтов или регионы, вызывающие озабоченность по другим причинам; вопросам, относящимся к конкретным проектам, программам и конечным пользователям, вызывающим озабоченность; а также утечкам и несанкционированным переадресовкам. Государства-участники также изучили существующие в мире тенденции в области импорта вооружений и новых чувствительных технологий.
3. Государства-участники с удовлетворением отметили рост объема информации, обмен которой происходит в рамках Вассенаарских договоренностей, что позволяет им более эффективно содействовать общему пониманию рисков, связанных с передачей вооружений или чувствительных товаров и технологий двойного использования. Процесс обмена информацией призван способствовать достижению государствами-участниками целей Вассенаарских договоренностей, в том числе повышению транспарентности и ответственности в области передачи обычных вооружений и товаров и технологий двойного использования для предотвращения тем самым дестабилизирующих накоплений. На основе полученной в ходе обмена информации государства-участники определяют сферу охвата, необходимого для координации национальных политик контроля в целях уменьшения рисков, связанных с передачами. Вассенаарские договоренности в 1999 году будут стремиться к дальнейшему увеличению значимости и эффективности существующего в их рамках обмена информацией.
4. Вассенаарские договоренности в 1999 году проведут первую оценку общего действия Договоренностей, как это предусмотрено Первоначальными элементами. Государства-участники одобрили основные направления по сфере охвата и процедурам для проведения оценки.
5. Государства-участники обсудили вопросы потоков вооружений в ряд регионов, где в настоящее время имеют место конфликты. Государства-участники заявили о своей приверженности проявлению при проведении национальной политики максимальной сдержанности в выдаче лицензий на экспорт вооружений и чувствительных товаров двойного использования во все места назначения, представляющие весьма существенный риск, в частности в те регионы, где имеют место конфликты, а также согласовывать свою национальную политику с целями и задачами Вассенаарских договоренностей и соответствующими решениями, принятыми Советом Безопасности Организации Объединенных Наций и/или другими международными организациями, участниками которых могут являться государства-участники.
6. Государства-участники одобрили документ, содержащий исследование по критериям для оценки дестабилизирующих накоплений вооружений, озаглавленный "Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений". Документ вместе с Пояснительной запиской прилагается.
7. Пленарное заседание решило продолжать дальнейшую работу в рамках Вассенаарских договоренностей по транспарентности в области вооружений, основываясь на уже проделанной работе и признавая необходимость провести в 1999 году оценку общего действия Вассенаарских договоренностей на основе соответствующих положений Первоначальных элементов, включая пункт II.5, и целей Вассенаарских договоренностей.
8. Вассенаарские договоренности приняли поправки к контрольному списку для отражения последних технологических достижений. Поправки к списку включают исключение из него общедоступного телекоммуникационного оборудования гражданского назначения, а также изменение мер контроля в области криптографии в качестве своевременной реакции на развитие технологий и торговли в области электроники, при этом принимая также во внимание интересы безопасности. Государства-участники также обсудили потенциальную необходимость для Вассенаарских договоренностей и национальных органов власти, отвечающих за экспортный контроль, быстро и эффективно реагировать на появление новых технологий.
9. Государства-участники приняли к сведению инициативы, предпринимаемые на других форумах, которые могли бы иметь отношение к целям Вассенаарских договоренностей. Вассенаарские договоренности будут стремиться поддерживать или устанавливать соответствующие контакты с такими форумами в целях содействия достижению совместных целей и интересов, а также во избежание дублирования работы.
10. Вассенаарские договоренности приветствовали объявление государствами-участниками ЭКОВАС (Экономическое сообщество западно-африканских государств) от 31 октября Моратория на импорт, экспорт и производство легкого и стрелкового оружия. Государства-участники будут осуществлять соответствующее сотрудничество с государствами-участниками ЭКОВАС в целях соблюдения положений Моратория и будут готовы оказывать консультативное и/или техническое содействие в осуществлении Моратория.
11. Ввиду значительной негативной роли, которую сыграли излишние накопления легкого и стрелкового оружия в недавних, преимущественно субнациональных, конфликтах, а также того значения, которое это имеет для целей Вассенаарских договоренностей, государства-участники признали важность осуществления адекватной экспортной политики и обеспечения эффективного экспортного контроля в отношении легкого и стрелкового оружия. В частности, они подтвердили важность особо внимательного отношения к вопросам передачи легкого и стрелкового оружия в районы конфликтов и предотвращения его утечки в такие районы.
Государства-участники признали важность обмена информацией по таким вопросам, как каналы утечек и используемые для этого конечные пользователи в качестве средства оказания содействия национальным правоохранительным органам в снижении нелегального оборота вооружений.
Государства-участники приняли к сведению усилия ряда международных форумов, стремящихся внести свой вклад в дело предотвращения излишних накоплений легкого и стрелкового оружия. В целях повышения взаимопонимания и во избежание дублирования деятельности Вассенаарские договоренности будут активно информировать другие соответствующие форумы о приверженности государств-участников политике ответственного подхода к вопросу передачи и эффективного экспортного контроля в отношении легкого и стрелкового оружия. Вассенаарские договоренности приглашают другие форумы предоставлять соответствующую информацию о своей деятельности в Вассенаарские договоренности.
12. Государства-участники подтверждают, что они разделяют озабоченность в связи с угрозой, которую представляет для гражданской авиации незаконное обладание переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), и признают необходимость принятия адекватных мер с целью предотвращения такого обладания. В этой связи государства-участники согласились продолжить обсуждение по данному вопросу. В частности, они рассмотрят национальную практику своих государств и, возможно, выработают руководящие принципы, а также доложат о результатах этой работы на пленарном заседании 1999 года. Государства-участники обращаются ко всем неучаствующим государствам - конечным пользователям с призывом усилить свой национальный контроль за ПЗРК в целях предотвращения несанкционированных обладания этими системами или их использования.
13. Государства-участники изучили технические аспекты экспортного контроля своих государств, такие как контроль за особо чувствительными товарами двойного применения, гарантии конечного использования и утилизация излишков вооружения и военной техники. Эти обсуждения направлены на оказание содействия государствам-участникам в достижении ими максимально возможного уровня эффективности в деле экспортного контроля над вооружениями и чувствительными товарами двойного использования.
14. Государства-участники обменялись мнениями о средствах достижения, посредством их контактов с государствами - нечленами, всеобщей приверженности ответственной политике и эффективному контролю, связанным с международными целями в области нераспространения и передачи вооружений и товаров двойного использования. Пленарное заседание вновь подтвердило, что Вассенаарские договоренности открыты, на глобальной и недискриминационной основе, для новых участников, отвечающих согласованным критериям.
15. В 1998 году Вассенаарские договоренности завершили работу по учреждению структуры секретариата, назначив посла Луиджи Лауриолу (Италия) главой секретариата Вассенаарских договоренностей.
Пояснительная записка
Пленарное заседание Вассенаарских договоренностей (ВД) 1998 года одобрило 3 декабря 1998 г. документ "Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений".
Документ был составлен для того, чтобы рассмотреть возможности увеличения числа соответствующих категорий для направления уведомления в соответствии с пунктом II.5 Первоначальных элементов и его целями. Документ мог бы быть полезным для государств-участников ВД в процессе обсуждения, связанного с рассмотрением вопросов о передачах или отказах в них.
Документ носит необязательный для исполнения характер; принятие решений о выдаче экспортных лицензий остается прерогативой национального контроля каждого государства-участника ВД.
Документ не предусматривает строгий порядок приоритетности элементов, которые должны приниматься во внимание. На практике приоритетность этих элементов может изменяться в зависимости от конкретных рассматриваемых вопросов.
Перечисленные в документе элементы, которые сформулированы в основном в виде вопросов, не рассматриваются как исчерпывающие. Государства-участники понимают этот документ как основу для дальнейшей работы, который будет доработан по мере приобретения опыта в результате обмена информацией и обсуждения в рамках ВД, а также с учетом постоянно изменяющихся международных обстоятельств.
................Перейти до повного тексту