- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Програма
Экологическая программа для Европы
(София, 23 - 25 октября 1995 года) |
Преамбула
На состоявшейся в 1991 году Добржишской конференции министров "Окружающая среда для Европы" прозвучал призыв к осуществлению комплексной оценки окружающей среды Европы и было выдвинуто предложение относительно разработки Экологической программы для Европы. В 1993 году на Люцернской конференции министров были утверждены "Элементы для долгосрочной Экологической программы для Европы", разработанные в рамках ЕЭК ООН, и принято решение относительно дальнейшей разработки этой Программы на основе комплексной оценки окружающей среды Европы.
"Окружающая среда Европы: Добржишская оценка" представляет собой первый доклад с оценкой такого рода. На основе представленных в нем данных выявлены ключевые экологические проблемы, стоящие перед всей Европой. "Добржишская оценка" составляет основу изложенной ниже Экологической программы для Европы (ЭПЕ).
Эта Программа представляет собой первую попытку сформулировать долгосрочные приоритеты экологической политики на общеевропейском уровне, которые могут стать общими рамками для совершенствования координации национальных и международных усилий по улучшению состояния окружающей среды во всей Европе и содействию интеграции вопросов качества окружающей среды и политики*. Она не претендует на исчерпывающий характер и была разработана таким образом, чтобы, в том случае если министры примут соответствующее решение, ее можно было в последующем обновлять, дорабатывать и расширять в свете хода ее осуществления и накопленного в результате этого опыта. Таким образом этот документ будет иметь динамичный характер. Программа включает в себя:
a) ряд основных мер политики, которые изложены ниже;
b) другие рекомендации (см. каждый раздел);
c) отдельный фактологический справочный документ (SOF.CONF/BD.1), в котором содержится дополнительная информация относительно политики в каждой из областей, охватываемых ЭПЕ.
---------------
* Настоящий текст Программы подготовлен в результате обсуждений, состоявшихся на седьмой сессии Старших должностных лиц правительств стран ЕЭК.
Старшие должностные лица правительств стран ЕЭК завершат свою работу над Программой, в частности над пока еще не согласованными вопросами, которые в настоящем тексте заключены в скобки, на своей восьмой сессии, которая состоится 19 - 20 октября 1995 года в Софии. Согласованные поправки к настоящему тексту будут представлены на конференции в документе ECE/CEP/25/Corr.1.
В основе ЭПЕ лежат принципы
Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. В Программе в полной мере отражены другие результаты Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР), в ней также предпринята попытка придать "Повестке дня на XXI век" более оперативный характер в контексте Европы, в особенности это касается положения относительно интеграции экологической политики и политики в других областях.
ЭПЕ является отражением сотрудничества в вопросах оздоровления окружающей среды, получившего одобрение министров на Европейской конференции "Окружающая среда и здоровье", состоявшейся в 1994 году в Хельсинки. Механизм Европейского комитета по охране окружающей среды и здоровья, учрежденный в соответствии с положениями Хельсинкской декларации, будет использоваться в отношении аспектов ЭПЕ, касающихся охраны здоровья людей.
Предлагаются следующие основные рекомендации ЭПЕ:
Содействовать участию всех европейских стран в работе Европейского агентства по окружающей среде в целях обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных и получения необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Обеспечить учет экологических соображений при принятии решений, в том числе учитывать экологические издержки и выгоды и оценку существующих рисков, а также применять принцип принятия мер предосторожности во всех ключевых секторах, и предпринять дальнейшие шаги по развитию партнерства с другими министерствами, парламентами, деловыми и промышленными кругами, неправительственными организациями (НПО) и другими важными группами.
(Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.)
Поощрять ратификацию и обеспечивать выполнение международных правовых документов в области охраны окружающей среды, относящихся к региону ЕЭК, в частности, недавно заключенных природоохранных конвенций и протоколов ЕЭК.
Осуществлять меры, направленные на обеспечение того, чтобы к 2010 году все европейские страны достигли высокого уровня энергоэффективности.
В полной мере осуществлять действующие национальные обязательства, предусмотренные
Рамочной конвенцией об изменении климата, и продолжать процесс укрепления этих обязательств на основе решений проходившей в Берлине в 1995 году Конференции Сторон с использованием для этой цели всех соответствующих средств, (таких, как:
a) экономические рычаги, включая такие финансовые меры, как взимание налогов за CO2/энергию и ликвидацию факторов, препятствующих эффективному использованию энергии;
b) оснащение зданий более эффективной термоизоляцией;
c) содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии;
d) уменьшение выбросов CO2, в энергоемких секторах промышленности;
e) сокращение выбросов парниковых газов в транспортном секторе).
Предложить заинтересованным правительствам в сотрудничестве с ЕЭК и другими соответствующими межправительственными организациями/учреждениями, деловыми и промышленными кругами, природоохранными и потребительскими организациями выявлять пути и методы осуществления оценок жизненного цикла и экологически безопасных поставок и содействия доступу на рынок экологических товаров и услуг в регионе ЕЭК.
Поощрять обеспечение контроля за качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла изделий, введение соответствующей ответственности товаропроизводителя, а также интернализации внешних издержек.
Содействовать включению задачи уменьшения объема транспортных перевозок в политику в области транспорта и организации движения и в планирование землепользования, укреплению систем водного, железнодорожного и общественного транспорта, ужесточению технических норм и применению экономических рычагов, включая практические меры для поощрения дальнейшего использования неэтилированного бензина и уменьшения содержания свинца в бензине (и введения налога на топливо для воздушного транспорта).
Разрабатывать и осуществлять кодексы надлежащей сельскохозяйственной практики на местном, национальном и общеевропейском уровнях для охраны воды, почвы и окружающей среды в целом и предложить в этой связи ЕЭК разработать соответствующее руководство по наилучшей практике.
Усилить меры по охране почвы и разработать надлежащие коррективные стратегии по борьбе с нехваткой воды и опустыниванием, в частности, в восточной и южной Европе.
Свести к минимуму до безвредного уровня выбросы в трансграничные воды из точечных и неточечных источников, способные вызвать отрицательные трансграничные последствия, и осуществлять в трансграничном контексте и путем заключения соглашений между прибрежными сторонами планы устойчивой водохозяйственной деятельности, разработанные совместными органами в консультации с водопользователями.
Общие вопросы
Программные элементы, одобренные Люцернской конференцией министров, отражают ряд общих межсекторальных вопросов, присущих всем странам данного региона. Инструменты долговременной политики, представленные в настоящем разделе, основываются на Люцернских элементах с одновременным учетом широкого круга требований, существующих в различных частях Европы, в частности, необходимости экономической реконструкции и восстановления окружающей среды в странах, находящихся на переходном этапе.
Информация
Информация о состоянии окружающей среды помогает принимать решения в отношении политики и приоритетов, способствует осуществлению мониторинга и контроля за соблюдением нормативных правил, а также обеспечивает открытость. В этом смысле информация представляет собой основу для осуществления природоохранной деятельности руководителями директивного звена, основными группами, такими, как деловые и промышленные круги, профсоюзы, НПО, а также широкими слоями населения. Развитие и расширение сотрудничества в области осуществления природоохранной политики зависит от повышения качества данных и степени их доступности. В настоящее время многие государственные и частные учреждения выполняют разнообразные функции по сбору, оценке и предоставлению таких данных. Координация и интеграция их деятельности является важной задачей. В частности, существует необходимость в координации сбора и оценки экологических данных статистическими управлениями и природоохранными учреждениями в целях обеспечения сопоставимости данных и стандартов представления отчетности. Кроме того, международные и национальные природоохранные органы нуждаются в лучшем доступе к такой информации.
Предлагаются следующие рекомендации:
Осуществлять поддержку в отношении функции и деятельности Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) и его сети в решении таких задач, как:
a) создание и повышение эффективности работы общеевропейской системы сбора, анализа и распространения данных в целях повышения сопоставимости данных, и с задействованием других международных и национальных организаций, работающих в этой области;
b) оказание содействия странам, находящимся на переходном этапе, в наращивании потенциала в области экологической информации.
Содействовать участию всех европейских стран, особенно стран, находящихся на переходном этапе, в работе ЕАОС с целью обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных, а также предоставления необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Проводить работу на соответствующих уровнях (международном, субрегиональном, национальном и местном) для ликвидации информационных пробелов, предпочтительно на основе тех, которые указаны в Докладе "Окружающая среда Европы".
Создавать новые и укреплять существующие региональные экологические центры в целях лучшего доступа к экологической информации.
Участие общественности
Как указано в принципе 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, "экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне". Участие общественности играет важную роль на всех этапах осуществления политики в области охраны окружающей среды: определение целей, выбор средств, осуществление и контроль. Однако для обеспечения устойчивого развития также требуется, чтобы участие общественности включало сотрудничество со стороны граждан и их способность брать на себя ответственность.
Предлагается следующая рекомендация:
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Поощрять практические шаги по применению этих Руководящих принципов посредством, среди прочего, программ подготовки, осуществляемых Региональным экологическим центром в Будапеште.
Межведомственное сотрудничество
Устойчивое развитие и процесс экономических реформ делают необходимым, чтобы обеспокоенность в отношении состояния окружающей среды учитывалась государственными министерствами и учреждениями практически на всех этапах принятия решений по вопросам политики. Экологическая политика должна быть заботой правительства в целом. На природоохранные министерства возлагается особая ответственность за обеспечение практической реализации этого принципа. Степень интеграции должна оцениваться в обзорах результативности национальной экологической политики. Кроме того, учреждения на всех уровнях государственного управления должны подавать пример и уменьшать вредные последствия своей деятельности для окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду является эффективным средством учета органами управления природоохранных соображений на всех уровнях принятия решений.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать на национальном уровне более тесной координации по природоохранным вопросам при подготовке важных секторальных решений путем обеспечения, среди прочего, обмена информацией между экспертами различных ведомств с министерствами охраны окружающей среды как содействующими и координирующими центрами.
Укреплять административные процедуры проведения межминистерских консультаций по вопросам разработки политики и законодательства, касающимся состояния окружающей среды, в частности, с помощью учета в полной мере последствий законодательных предложений и других политических рекомендаций для окружающей среды и здоровья людей, а также способствовать применению правительствами принципов устойчивого развития и предотвращения загрязнения, и стремиться к обеспечению полного участия всех секторов общества в достижении устойчивого развития.
Поощрять применение экологической оценки к политике, планам и предложениям по Программе.
(Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.)
Наращивание потенциала и основные группы
Наращивание потенциала охватывает укрепление людских, научных, технологических, организационных, институциональных и ресурсных возможностей страны. С учетом тесной взаимосвязи между потенциалом в таком понимании и экономической конкурентоспособностью и процветанием наращивание потенциала можно рассматривать как совместную цель всех европейских стран, независимо от уровня их развития и даже при понимании того, что в настоящее время наращивание потенциала особенно важно для стран, находящихся на переходном этапе. Для более широкого осуществления "Повестки дня на XXI век" и разработки новых механизмов совершенствования экологической политики необходимо осуществлять наращивание потенциала во всех странах. Для этого также необходимо активное участие всех основных групп, таких, как местные органы власти, природоохранные НПО, женщины, молодежь, профсоюзы, фермеры, деловые, промышленные и финансовые круги в природоохранной деятельности, разработке политики и повышении информированности в экологических вопросах.
Предлагаются следующие рекомендации:
Способствовать дальнейшему осуществлению и укреплению деятельности по наращиванию потенциала, проводимой, среди прочего:
a) международными организациями, как, например, Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), ЕЭК, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Советом Европы;
b) двусторонними и многосторонними программами содействия, такими, как Программы Европейского союза PHARE и TACIS;
c) Целевой группой по осуществлению Программы действий в области окружающей среды для центральной и восточной Европы;
d) Региональным экологическим центром в Будапеште;
e) организациями неформального сектора, особенно природоохранными НПО;
f) частным сектором.
Укреплять потенциал и повышать ответственность местных и региональных властей в области оперативного управления природоохранной деятельностью и сотрудничества по трансграничным экологическим вопросам, обеспечивая при этом надлежащее распределение централизованно выделяемых средств и координацию с центральными органами власти.
Развивать системы обучения в области охраны окружающей среды, учебные ресурсы, новые методики преподавания и новые пути интеграции экологических аспектов в образование на всех уровнях.
Укреплять центры экологического обучения и наращивания потенциала в промышленности для оказания содействия и помощи в разработке систем управления природоохранной деятельностью, осуществлении программ более "чистого" производства более "чистых" продуктов и представлении данных относительно состояния природоохранной деятельности.
Соблюдение законодательства и контроль за его применением
Эффективный контроль за применением природоохранных законов и нормативных правил является важным для охраны окружающей среды и недопущения перекосов в области конкуренции.
Предлагаются следующие рекомендации:
Усилить внимание к вопросам контроля за соблюдением и процедурами применения природоохранного законодательства и содействовать международному обмену опытом в этой области, включая экономическую эффективность соблюдения законодательства и контроля за деятельностью по его применению.
Поощрять ратификацию и обеспечивать соблюдение международных правовых документов в области охраны окружающей среды, относящихся к региону ЕЭК, в частности, недавно заключенных природоохранных конвенций и протоколов ЕЭК.
Перестройка, приватизация, занятость и более широкие экономические последствия
Концепция устойчивого развития требует интеграции аспектов, связанных с окружающей средой и экономическим развитием, в процесс принятия решений на политическом, плановом и управленческом уровнях. Такая интеграция отвечает интересам секторов экономики и субъектов деятельности в них, поскольку их существование и будущее развитие зависят от наличия и качества природных ресурсов. Рыночные механизмы могут содействовать такой интеграции, поощряя более "чистые" технологии, снижение энергоемкости и потребления природных ресурсов, а также поиск наиболее экономичных решений. Такой подход открывает возможности для создания стимулов, поощряющих свертывание деятельности, идущей вразрез с устойчивой экологической политикой, если существующая правовая структура является для этого недостаточной. Этому процессу могут способствовать такие инструменты политики, как стандарты, для наилучших имеющихся технологий, системы управления и учета в области природоохранной деятельности, экологические налоги и сборы, система получения разрешений на выбросы и обмена разрешениями, а также добровольные действия. В странах, находящихся на переходном этапе, осуществление политики перестройки будет по-прежнему сопряжено со значительно большими трудностями, что обусловлено необходимостью решения важных проблем в сфере приватизации, финансов и ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде в прошлом.
Предлагаются следующие рекомендации:
Оказывать содействие учету экологических соображений во всех основных секторах для стимулирования использования "чистых" методов производства, содействия экономическому развитию и снижению энергоемкости и потребления природных ресурсов при одновременном создании занятости.
Поощрять интернализацию природоохранных издержек в цены на энергию и сырьевые материалы и обеспечивать надлежащий доступ, особенно для населения к базе природных ресурсов.
Оказывать поддержку разработке международных стандартов в области природоохранных технологий и управления природоохранной деятельностью, и содействовать дальнейшему внедрению методов управления природоохранной деятельностью среди деловых и промышленных кругов и в сотрудничестве с ними, принимая во внимание, среди прочего, систему экологической экспертизы ЕС и соответствующую деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО).
Обеспечивать, чтобы любые законы, касающиеся процедур приватизации, включали требование о включении природоохранных аспектов в любые планы приватизации, и поощрять проведение экологической экспертизы в качестве ключевой меры при приватизации предприятий промышленности и обрабатывающего сектора.
Обеспечивать, чтобы в политике правительств, Европейского союза и международных финансовых учреждений в области предоставления займов и оказания дальнейшей помощи применялись экологически обоснованные нормы и требования.
"Чистое" производство, эффективное использование энергии и материалов
Повышение эффективности использования энергии и возобновляемые источники энергии
С учетом прошлого опыта по осуществлению
Конвенции ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния международное сотрудничество будет включать ратификацию и обновление существующих протоколов к этой Конвенции. Необходимо будет осуществлять реконструкцию существующих тепловых электростанций в сочетании с перестройкой сектора энергетики. В результате этой деятельности следует обеспечить существенное сокращение выбросов SO2. Уровень выбросов NOx, также будет снижен, однако затем он может снова возрасти в зависимости от того, как будут развиваться потребление энергии и потребности транспорта. Основываясь на международном опыте, можно предположить, что дальнейшее сокращение выбросов загрязнителей воздуха может быть достигнуто путем, в частности, изменения системы энергоснабжения и переоборудования крупных промышленных предприятий и энергетических установок, а также применения экологически безопасных технологий и мер по обеспечению энергоэффективности.
В долгосрочной перспективе основное внимание в энергетической политике все в большей степени будет уделяться разработке технологических программ, направленных на повышение энергоэффективности и освоение возобновляемых источников энергии, созданию энергоструктуры с более низким уровнем потребления углерода, совершенствованию и внедрению экономических инструментов с целью распределения в полном объеме экологических и экономических затрат, связанных с использованием энергии. В странах, находящихся на переходном этапе, усилия в области обеспечения устойчивого экономического развития, как предполагается, будут также включать мероприятия по повышению энергоэффективности, в том числе изменения в поведении потребителей. В этом контексте использование рыночных цен на энергию создаст соответствующие стимулы. Общая цель состоит в том, чтобы к 2010 году все европейские страны достигли высокого уровня энергоэффективности.
По более широкому вопросу об изменении климата Стороны
Рамочной конвенции об изменении климата на своей первой конференции в Берлине решили продолжить деятельность по осуществлению и развитию Конвенции. В частности, в "Берлинском мандате" они согласовали процесс укрепления обязательств Сторон, являющихся развитыми странами, и других Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, установив, что этот процесс имеет целью в качестве приоритетного направления разработку политики и мер, а также определение целевых показателей количественного ограничения и сокращения в рамках конкретно оговоренных сроков, например, к 2005, 2010 и 2020 году, их антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом. На своем начальном этапе этот процесс будет предусматривать анализ и оценку. Процесс переговоров следует осуществлять в первоочередном порядке с целью утверждения результатов на третьей Конференции Сторон в 1997 году.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать развитию международного сотрудничества в области разработки и внедрения "чистых" энерготехнологий на основе, в частности, совместно осуществляемой деятельности и поощрять распространение опыта, полученного в результате осуществления соответствующих демонстрационных проектов.
Ограничить и сократить выбросы парниковых газов и поддержать усилия, предпринимаемые в этом отношении на глобальном уровне, путем содействия деятельности по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения и использованию экологически безопасных и возобновляемых источников энергии.
Подготовить и одобрить европейскую стратегию в области энергосбережения, в рамках которой используется концепция комплексного планирования ресурсов, с целью достижения существенного общего сокращения объема используемых первичных источников энергии в Европе к 2010 году.
Содействовать дальнейшему развитию демонстрационных зон энергоэффективности, в частности, в сотрудничестве с международными финансовыми учреждениями, в особенности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Изучить в сотрудничестве с энергетическими компаниями возможности для обеспечения возможности компаниям, предоставляющим услуги в области энергетики, действовать как в национальном, так и в трансграничном контексте.
Поощрять проведение энергетической экспертизы до выделения любых государственных средств или предоставления налоговых льгот.
Содействовать в сотрудничестве с деловыми кругами внедрению стандартной маркировки для потребителей энергии в отношении продуктов, характеризующихся значительным уровнем энергопотребления, таких, как бытовые электроприборы, бытовые нагревательные электроприборы, автомобили и крупные электрические установки.
Содействовать энергосбережению, например, путем использования изоляционных материалов и возобновляемых источников энергии и увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетической структуре посредством обмена информацией, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечения электроэнергетических компаний энергосистемы общего пользования.
Обеспечить полномасштабное выполнение существующих национальных обязательств по Рамочной конвенции об изменении климата и продолжить процесс укрепления этих обязательств в соответствии с решениями Берлинской конференции Сторон 1995 года путем использования всех таких средств, пригодных для достижения этой цели (как:
a) экономические рычаги, включая финансовые меры, такие, как налоги на CO2/энергетические налоги и устранение ограничений, мешающих эффективному использованию энергии;
b) обеспечение зданий более эффективной теплоизоляции;
c) содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии;
d) сокращение выбросов CO2 в энергоемких отраслях промышленности;
e) сокращение выбросов парниковых газов в секторе транспорта).
Способствовать осуществлению Берлинского мандата с целью утверждения в 1997 году на третьей Конференции Сторон Рамочной конвенции об изменении климата, протокола или другого юридического документа, нацеленного на разработку соответствующей политики и мер, а также определение целевых показателей количественного ограничения и сокращения в рамках конкретно оговоренных сроков антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом.
Примечание.
Экологически безопасная технология
Экологически безопасные технологии представляют собой ключевой элемент охраны окружающей среды, поскольку они являются менее загрязняющими, используют ресурсы более устойчивым образом и в большей степени, чем предшествующие им технологии, обеспечивают рециркулирование своих побочных и остаточных продуктов и отходов. Интеграция охраны окружающей среды в цикл промышленного производства нацелена на профилактику загрязнения и внедрение "чистых" технико-производственных процессов, открывающих новые стратегические возможности для промышленности.
Предлагаются следующие рекомендации:
Включить цели обеспечения экологически чистого производства в промышленную политику путем использования соответствующих законодательных или других мер и развивать обмен опытом в вопросах заключения добровольных соглашений, деятельность по реализации целевых показателей обеспечения соответствующего качества окружающей среды в рамках промышленной технологии и установлению стандартов на продукты.
Содействовать комплексному осуществлению предотвращения и ограничения загрязнения в процессе выдачи разрешений и мониторинга результативности соблюдения экологических требований на промышленных предприятиях, а также способствовать осуществлению мер по предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий в соответствии с положениями
Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года.
Поощрять обеспечение контроля за качеством продукта на протяжении всего его жизненного цикла, введение соответствующей ответственности товаропроизводителя, а также интернализации внешних издержек.
Обработка и удаление отходов
Многие виды деятельности человека связаны с образованием возрастающего количества все более токсичных отходов. Эти отходы возвращаются в окружающую среду в расщепленном виде, представляя собой потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека. Что касается удаления отходов, то наибольшую важность представляет осуществление принципов самообеспеченности и близости и, следовательно, создание комплексной и эффективной сети установок по их удалению.
Предлагаются следующие рекомендации:
Развивать информационные системы, касающиеся источников, определений и категорий отходов, а также состава и обработки потоков отходов, с целью содействия предотвращению образования отходов и созданию и внедрению механизмов предотвращения образования и минимизации объема отходов, а также систем рекуперации и рециркуляции отходов.
Обеспечить дальнейшее развитие концепции ответственности производителей в качестве средства, позволяющего ликвидировать разрыв между производством товаров и обработкой и удалением потребительских отходов, в частности, в отношении минимизации объема образующихся отходов.
Обеспечить, чтобы разработка и принятие национальных планов в области обработки и удаления отходов были нацелены на:
a) сокращение потребления сырьевых материалов и природных ресурсов, включая энергетические источники, с целью уменьшить, в частности, объем отходов в конце производственной цепочки;
b) интенсифицирование рекуперации, повторного использования и рециркуляции отходов и содействие, в частности, компостированию и рекуперации энергии;
c) принятие принципа "близости" при обработке отходов и применение принципов управления потоком отходов;
d) обеспечение безопасной обработки и удаления отходов, образование которых не может быть предотвращено.
Обеспечить усиление положений
Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и проводить меры по выполнению решений, принятых на Конференции Сторон всеми Сторонами, посредством осуществления совместной деятельности по укреплению потенциала и наблюдению за трансграничной перевозкой опасных и других отходов, а также укрепления сотрудничества между странами в целях предотвращения незаконных трансграничных перевозок опасных отходов.
Устойчивые структуры потребления
................Перейти до повного тексту