- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рекомендації
Рекомендация N 104 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни, в независимых странах
(Женева, 26 июня 1957 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 5 июня 1957 года на свою сороковую сессию,
постановив принять ряд предложений о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни, в независимых странах, что является шестым пунктом повестки дня сессии,
принимая к сведению, что приводимые ниже нормы выработаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, Продовольственной и Сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Всемирной организацией здравоохранения, на соответствующих уровнях с каждой в ее собственной области, и что предполагается заручиться их непрерывным содействием в проведении мер, направленных на поощрение и осуществление этих норм,
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1957 года о коренном и другом населении, ведущем племенной образ жизни:
Конференция рекомендует, чтобы все члены Организации применяли нижеследующие положения:
I. Предварительные положения
1. 1) Настоящая Рекомендация применяется:
a) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и находящимся на менее высокой социально-экономической стадии развития, чем остальная часть общегосударственного коллектива, правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством;
b) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и рассматриваемым как коренное население ввиду того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации, и независимо от своего правового положения ведущим образ жизни, более соответствующий социально-экономическому и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят.
2) В целях настоящей Рекомендации выражение "полуплеменной" охватывает группы или лиц, которые, хотя они и близки к утрате своих племенных особенностей, еще не интегрированы в общегосударственный коллектив.
3) Коренное и другое население, ведущее племенной или полуплеменной образ жизни, упомянутое в пунктах 1 и 2 этого параграфа, обозначается в дальнейшем словами "заинтересованное население".
II. Земельная собственность
2. Должны проводиться законодательные или административные меры для урегулирования различных существующих de facto или de jure положений, на основании которых заинтересованное население пользуется землей.
3. 1) Заинтересованному населению должен обеспечиваться земельный резерв, пригодный для применения подсечной системы земледелия до тех пор, пока не будет введена более совершенная система обработки земли.
2) Впредь до осуществления целей политики оседлости в отношении полукочевых племен должны выделяться особые зоны, в пределах которых эти племена могут свободно пасти свой скот.
4. В отношении права собственности на богатства земных недр или преимущественных прав на их разработку заинтересованное население должно пользоваться теми же правами, как и остальное население страны.
5. 1) За исключением предусмотренных законом особых обстоятельств, прямая или косвенная аренда принадлежащих заинтересованному населению земель физическими или юридическими лицами, не входящими в его состав, должна подлежать ограничениям.
2) В тех случаях, когда такая аренда разрешается, должны приниматься меры, гарантирующие землевладельцам справедливую арендную плату. Арендная плата за земли, являющиеся коллективной собственностью, должна использоваться, в силу соответствующих постановлений, в интересах группы, которой принадлежат эти земли.
6. Заклад земли, являющейся собственностью лица, входящего в состав заинтересованного населения, в пользу не принадлежащего к нему физического или юридического лица, должен подлежать ограничениям.
7. Должны приниматься надлежащие меры для устранения задолженности сельских хозяев из числа заинтересованного населения. В пользу таких сельских хозяев должны организовываться системы кооперативного кредита и выдачи низкопроцентных ссуд, а также оказание технической и, в случае необходимости, денежной помощи, чтобы позволить им обрабатывать свои земли.
8. В тех случаях, когда это целесообразно, современные методы кооперативного производства, снабжения и сбыта товаров должны приспособляться к традиционным формам общинного землевладения и пользования землей и инвентарем, существующим среди заинтересованного населения, а также к его традиционным системам общинной повинности и взаимопомощи.
III. Вербовка и условия труда
9. Пока заинтересованное население не в состоянии пользоваться защитой, предоставляемой законом трудящимся вообще, вербовка трудящихся, входящих в состав этого населения, должна регулироваться, в частности, путем:
a) системы выдачи лицензий частным вербовщикам и наблюдения за их деятельностью;
b) ограждения против разрушающего влияния вербовки трудящихся на их семейную и общинную жизнь, включая:
i) запрещение производить вербовку в определенные периоды времени и в определенных районах,
ii) предоставление трудящимся возможности сохранить связь со своим племенем и участвовать в важных проявлениях племенной деятельности своей родной общины и
iii) обеспечение защиты лиц, находящихся на иждивении завербованных трудящихся;
c) установления минимального возраста, до которого вербовка запрещается, и особых условий для вербовки подростков;
d) установления критериев здоровья для рабочих во время вербовки;
e) установления норм для перевозки завербованных трудящихся;
f) обеспечения того, что трудящийся:
i) понимает условия своего найма в результате объяснений, данных ему на его родном языке и
ii) свободно и сознательно соглашается на условия своего найма.
10. Пока заинтересованное население не в состоянии пользоваться защитой, предоставляемой законом трудящимся вообще, заработная плата и личная свобода трудящихся, входящих в состав этого населения, должны ограждаться, в частности, путем:
a) обеспечения того, чтобы заработная плата обычно выплачивалась только в законной валюте;
b) запрещения выплаты какой-либо части заработной платы спиртом, спиртными напитками или наркотиками;
c) запрещения выплаты заработной платы в тавернах или лавках, за исключением занятых в них трудящихся;
d) установления максимальной суммы авансов в счет заработной платы и порядка их погашения, а также размера и условий дозволенных удержаний из заработной платы;
e) контроля над лавками или над подобными им учреждениями по обслуживанию, связанными с предприятием;
f) запрещения удержания или конфискации, без предварительного одобрения компетентными судебными или административными властями, предметов обихода или рабочих инструментов, которыми обычно пользуются трудящиеся, на основании их задолженности или несоблюдения ими трудового договора;
g) запрещения посягательства на личную свободу трудящихся на основании их задолженности.
11. Право на возвращение домой в родную общину за счет вербовщика или предпринимателя должно быть обеспечено во всех случаях, когда трудящийся:
a) теряет трудоспособность вследствие болезни или несчастного случая в пути к своему месту работы или во время самой работы;
b) признается непригодным к работе в результате медицинского осмотра;
c) не нанимается на работу по не зависящей от него причине после отправки на место работы;
d) оказывается, согласно расследованию компетентным органом власти, завербованным обманным путем или по ошибке.
12. 1) Должны приниматься меры для того, чтобы содействовать приспособлению трудящихся, входящих в состав заинтересованного населения, к понятиям и методам осуществления производственных взаимоотношений в современном обществе.
2) Когда это представляется необходимым, при консультации с представителями заинтересованных трудящихся и предпринимателей должны вырабатываться типовые трудовые договоры. Эти договоры должны определять права и обязанности трудящихся и предпринимателей, а также порядок расторжения договорных обязательств. Должны приниматься соответствующие меры для обеспечения выполнения условий этих договоров.
13. 1) В соответствии с законодательством должны приниматься меры для поощрения оседлости трудящихся и их семей в рабочих центрах или поблизости от них в тех случаях, когда такая оседлость отвечает как интересам самих трудящихся, так и интересам народного хозяйства.
2) При проведении этих мероприятий особое внимание должно обращаться на проблемы, связанные с приспособлением трудящихся, входящих в состав заинтересованного населения, и их семей к формам жизни и труда в новой социально-экономической среде.
14. Когда миграция трудящихся из числа коренного населения считается нежелательной для них самих и для тех общин, к которым они принадлежат, следует поощрять прекращение такой миграции путем проведения мероприятий по повышению жизненного уровня в традиционно занимаемых ими областях.
15. 1) Правительства должны учредить постоянные или передвижные общественные бюро найма в тех областях, в которых вербовка трудящихся, входящих в состав заинтересованного населения, проводится в большом масштабе.
................Перейти до повного тексту