1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Інструкція


Служебная инструкция
к Соглашению между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС)
( Изменения и дополнения в Служебную инструкцию см. от 16.06.2005 )
Параграф 1. Общие положения
1. Настоящая Служебная инструкция является инструкцией для работников железных дорог, администрации которых являются Сторонами Соглашения между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения Соглашения о международном пассажирском сообщении (в дальнейшем - Соглашение) и не регулирует взаимоотношений между пассажирами или отправителями и получателями багажа и грузобагажа, с одной стороны, и железными дорогами, с другой стороны.
2. При перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа в настоящем сообщении применяются:
2.1. Настоящая Служебная инструкция;
2.2. Правила пользования пассажирскими вагонами в межгосударственном сообщении (ПППВ);
2.3. Пограничные железнодорожные соглашения, действующие между железными дорогами граничащих государств;
2.4. Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
3. При отсутствии необходимых указаний в настоящей Служебной инструкции и в других нормативных актах, перечисленных в пункте 2, применяются внутренние правила, действующие на железных дорогах, администрации которых являются Сторонами Соглашения.
Параграф 2. Документы на проезд пассажиров
2.1. Оформление через автоматизированную систему "Экспресс":
- проездной документ АСУ "Экспресс".
2.2. Оформление вручную:
- проездной документ код 11 "Полный";
- проездной документ код 12 "Детский";
- проездной документ код 21 "Льготный";
- проездной документ код 31 "Групповой за наличные";
- проездной документ код 32 "Групповой";
- проездной документ код 22 "Групповой льготный".
2.3. Дополнительными документами могут быть:
- квитанция разных сборов ГУ-57;
- квитанция формы ЛУ-9;
- квитанция ГУ-57а.
3. Изготовление проездных документов производится железными дорогами в соответствии с образцами и требованиями, согласованными Сторонами Соглашения и утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ.
Параграф 3. Выдача проездных документов
1. Общие положения.
При заполнении бланковых проездных и перевозочных документов, независимо от способа заполнения, данные вносятся на русском языке.
Допускается дублирование текстов заполнения на национальном языке.
2. Проездные документы АСУ "Экспресс".
Оформление билета и плацкарты производится на одном бланке проездного документа и в соответствии с требованием "Технологического процесса эксплуатации межгосударственной АСУ "Экспресс".
Печать должна соответствовать графам бланка и хорошо читаться.
3. Бланковые проездные документы, заполняемые вручную.
Бланковые проездные документы заполняются согласно граф шариковой ручкой или чернилами. На бланке проездного документа и его корешке наносится игольчатый или мастичный компостер со следующими отчетливо различимыми данными: номер поезда, число, месяц, год. Год может обозначаться только одной цифрой.
При заполнении проездных документов данные вписываются:
в корешке проездного документа (на языке, определенном железной дорогой продажи билета):
код железной дороги государства оформления проездного документа согласно приложению N 1, дата отправления поезда, код железнодорожной станции отправления и назначения, общее расстояние, итоговая стоимость билета в национальной валюте, стоимость плацкарты на весь путь следования в национальной валюте.
Общая стоимость включает стоимость, указанную в строках "Итого по билету" и "Стоимость плацкарты", и указывается в национальной валюте.
Страховой сбор и комиссионные сборы указываются в национальной валюте.
На пиктограммах указывается номер поезда, тип и номер вагона. В случаях расчета по чеку указывается номер чека. Принадлежность вагона указывается сокращенным названием дороги согласно приложению N 1.
В проездном документе (заполняется на русском языке) в графе "от станции" и "до станции" указываются железнодорожная станция и железная дорога отправления и назначения, в графе "через" - маршрут следования.
В остальные графы вписываются данные с корешка проездного документа в национальной валюте. Под пиктограммами указываются: номер поезда, вагона, места, дата и время отправления.
В случае взыскания стоимости:
а) билета без плацкарты в проездном документе и в корешке в графах "цена плацкарты" и "принадлежность вагона" делаются прочерки, пиктограммы не заполняются (выдается когда пассажир едет с пересадкой в пути следования и не имеет проездного документа от пункта пересадки, а багаж нужно оформить до конечного пункта назначения пассажира.
Пример: пассажир едет из Воркуты в Харьков через Москву, в Воркуте ему оформили проездной документ только до Москвы, а багаж нужно оформить до Харькова. В этом случае в Воркуте ему должны оформить на проезд от Москвы до Харькова билет без плацкарты со стоимостью проезда в общем вагоне пассажирского поезда. На основании двух документов: проездного билета Воркута - Москва и билета без плацкарты Москва - Харьков, багаж оформляется от Воркуты до Харькова. В Москве пассажир предъявит в билетную кассу "билет без плацкарты" Москва - Харьков для оформления плацкарты Москва - Харьков и доплаты к билету в случае повышения категории вагона и поезда.)
б) плацкарты к имеющемуся билету в корешке графы "государство" не заполняются. В корешке и в проездном документе в графах "итого по билету" и "цена билета" вписывается : "к билету N ......." сокращенное название дороги, выдавшей проездной документ.
При оформлении льготных проездных документов в корешке и проездном документе проставляется номер документа, дающего право на скидку.
При оформлении групповых проездных документов указывается количество едущих и размер скидки в процентах. Графы в корешке и проездном документе, касающиеся стоимости заполняются исходя из общего числа едущих.
В контрольном талоне в пиктограмме ненужные слова вычеркиваются. Резка его производится в соответствии с итоговой суммой (графа "общая стоимость" корешка проездного документа, а для группового билета и графа "количество пассажиров").
4. Доплатные квитанции - ГУ-57, ГУ-57а.
При заполнении квитанции ГУ-57а указываются следующие данные:
- станция отправления;
- станция назначения, маршрут следования;
- номер проездного документа, к которому делается доплата;
- за что получена доплата;
- итоговая сумма указывается цифрами и прописью в национальной валюте.
Заполненная квитанция заверяется подписью билетного кассира, с проставлением даты.
Резка контрольного талона производится в соответствии с итоговой суммой.
При заполнении квитанции ГУ-57 указывается, за что получен сбор, его сумма числом и прописью.
Заполненная квитанция после проставления даты заверяется двумя подписями: билетного кассира и плательщика.
5. При оформлении поездок по служебным билетам ОСЖД через АСУ "Экспресс-2" выдается бесплатный проездной документ с кодом "ОСЖД". При ручном оформлении проезда и оформлении через диспетчерский терминал выдается бесплатный проездной документ без контрольной сетки с отметкой на билете и корешке "ОСЖД".
При оформлении проезда по разовым билетам ОСЖД в вагоны выдается проездной документ с взысканием стоимости плацкарты в соответствии с применяемыми тарифами.
Параграф 4. Обслуживание вагонов прямого международного пассажирского сообщения
1. Вагоны, предоставляемые для прямого международного пассажирского сообщения, обслуживаются персоналом той железной дороги, которой принадлежат эти вагоны.
Обслуживающий персонал этих вагонов должен владеть русским языком или русским и национальным языком государства, через которое проходит поезд, в пределах своих служебных обязанностей настолько, чтобы он мог дать пассажирам сведения, связанные с их проездом.
2. Обслуживающий персонал вагонов при следовании по территории другой страны подчиняется общим таможенным, паспортным и валютным правилам, действующим в этом государстве и выполняет железнодорожные правила и инструкции по движению поездов, действующие на дороге следования.
Железная дорога следования спального вагона прямого международного сообщения предоставляет железной дороге, обслуживающей этот вагон, необходимые правила и инструкции по движению поездов, которые должны выполняться персоналом, обслуживающим вагон в пути следования.
3. Обслуживающий персонал вагонов при исполнении им служебных обязанностей должен иметь маршруты, выданные железной дорогой-собственницей вагонов (приложение N 2), и удостоверение личности с фотографической карточкой владельца удостоверения.
Бланк маршрута изготовляется и заполняется на национальном и русском языках.
Если обслуживающий персонал при исполнении служебных обязанностей по каким-либо причинам следует без вагона, начальник станции отправления должен сделать отметку в маршруте с указанием причин следования обслуживающего персонала без вагона. В этом случае обслуживающему персоналу вагонов предоставляется право бесплатного проезда по железным дорогам пути следования данных вагонов с правом занятия отдельного места в спальном вагоне при наличии свободных мест. Основанием для бесплатного проезда служит указанный маршрут.
Вышеуказанные положения применяются соответствующим образом для персонала, обслуживающего вагоны-рестораны, принадлежащие железным дорогам.
4. Обслуживающий персонал вагонов по всем вопросам, касающимся экипировки вагонов, подачи служебных телеграмм, оказания медицинской помощи и другим, должен обращаться к дежурному по вокзалу или станции.
5. В спальных вагонах прямого международного сообщения должны быть вывешены правила проезда пассажиров, написанные на языке государства дороги-собственницы и на русском языке.
6. В случае отцепки спального вагона от поезда железная дорога, на которой произошла эта отцепка, размещает пассажиров из отцепленного вагона в другие равноценные вагоны, следующие с этим же поездом.
Если не имеется равноценных вагонов, пассажиры должны быть размещены в других вагонах этого же поезда.
7. В том случае, когда на железнодорожной станции отправления или в пути следования спальный вагон одной железной дороги заменяется вагоном другой железной дороги, необходимо руководствоваться следующим:
7.1. Проводник отцепляемого вагона в проездных документах, которые возвращаются пассажирам, и в маршруте, имеющемся у проводника, должен о вынужденной пересадке сделать отметку следующего содержания: "Вагон N ..... отцеплен на станции ........ числа .......... месяца ............. 19 г." и заверить своей подписью.
В бланке учета населенности и расходования постельного белья отмечаются номера проездных документов, возвращаемых пассажирам, и указываются наименования железных дорог, продавших плацкарты.
7.2. При пересадке пассажира в спальный вагон, предоставленный взамен отцепленного, проводник этого вагона должен на предъявленном проездном документе сделать следующую отметку: "От станции ............... до станции................... проездной документ использован в вагоне железной дороги ...................". Указанная отметка заверяется подписью проводника вагона и датой. Проездной документ прилагается проводником вагона к отчету и передается им в Управление своей дороги для осуществления расчетов.
7.3. Правом на проезд пассажира в вагоне другой железной дороги служит проездной документ, приобретенный пассажиром в пункте отправления.
7.4. Часть суммы, вырученной за плацкарту на спальное место отцепленного вагона за непроследованное в этом вагоне расстояние, поступает в распоряжение той железной дороги, в вагоне которой продолжалась поездка. Эта сумма определяется исходя из общей стоимости плацкарты пропорционально тарифным километрам. При этом расчет производится на основании проездного документа, отобранного проводником спального вагона, предоставленного взамен отцепленного.
Пассажирам командированным выдается акт, составленный начальником поезда.
7.5. Если в исключительных случаях взамен отцепленного спального вагона не может быть предоставлен другой спальный вагон, то проводник отцепляемого вагона поступает в соответствии с подпунктом 7.1. В этом случае основанием для предъявления пассажиром претензии на возмещение стоимости плацкарты за непроследованное расстояние является возвращенный пассажиру проездной документ с отметками проводника отцепленного вагона, а для расчетов между дорогой-собственницей вагона и дорогой, продавшей плацкарты, является копия маршрута, бланк учета населенности и расходования постельного белья.
8. Если в случае двойной продажи мест пассажиру не может быть предоставлено место в спальном вагоне категории, указанной в проездном документе, то пассажиру предоставляется место низшей категории, а при отсутствии места низшей категории, пассажиру может быть предоставлено место высшей категории.
В обоих случаях проводник вагона должен сделать на проездном документе следующую отметку: "Двойная продажа мест. Билет от станции ........... до станции ................... использован в вагоне железной дороги ............. категории ........".
9. Деньги, полученные поездной бригадой от пассажиров в пути следования перевозятся по территориям железных дорог, участвующих в маршруте, и сдаются установленным порядком на железной дороге формирования поезда, если этому не противоречит внутреннее законодательство любого государства следования поезда.
В последнем случае деньги сдаются в кассу пограничной железнодорожной станции.
10. Деньги сдаются по квитанции формы приложения 3. Указанная квитанция печатается на русском и национальном языке государства железной дороги-собственницы спального вагона, и выписывается проводником в двух экземплярах.
Первый экземпляр квитанции после подтверждения приема денег остается у проводника и сдается им вместе с оправдательными документами Управлению своей железной дороги. Второй экземпляр квитанции остается на пограничной железнодорожной станции, принявшей деньги, и высылается ею не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца в Управление своей железной дороги вместе с отчетом формы, приведенной в приложении N 4.
11. Железные дороги, по которым курсируют спальные вагоны, обеспечивают на пограничных железнодорожных станциях необходимые условия принятия денег и сдачи их по внутренним правилам.
12. Кроме положений, изложенных в настоящем параграфе, обслуживающий персонал железных дорог должен руководствоваться указаниями ПППВ.
Параграф 5. Оформление проезда лиц, имеющих льготы
1. При оформлении бесплатного проезда по талонам выдается проездной документ с указанием типа вагона и категории поезда согласно права на льготу: купейный скорый или СВ скорого поезда, независимо от категории предоставляемых пассажиру мест. При резке проездного документа контрольный талон (ценовая сетка) полностью остается при корешке проездного документа. На проездном документе указывается номер удостоверения дающего право на льготы.
Отрывные талоны, полученные в обмен на выданные бесплатно или с 50%-ной скидкой проездные документы, прилагают к корешкам проездных документов для отчета.
Талоны на проезд "туда" действительны до 31 декабря текущего года, талоны "обратно" - до 31 января следующего за указанным в талоне года.
При оформлении бесплатных проездных документов по предъявлении 2-х талонов используются действующие: два талона текущего года, или талон текущего года и талон прошлого года, или талон текущего года и талон будущего года.
При оформлении бесплатного проезда в обмен на два талона текущего гола такую поездку разрешается оформлять до 31 января следующего за указанным в талоне года.
При оформлении вместо полагающегося проезда с 50%-ной скидкой в двух направлениях бесплатного проезда в одном направлении кассир производит резку проездного документа так, чтобы тарифная сетка полностью оставалась при корешке проездного документа. На проездном документе от руки указывается номер удостоверения участника Великой Отечественной войны и делается надпись: "По талонам туда и обратно". Отрывные талоны, полученные в обмен на выданный бесплатный проездной документ прилагаются к корешкам проездных документов для отчета. При этом во всех случаях, независимо от категории предоставленных пассажиру мест, ему в обмен на два талона текущего года выдается проездной документ на проезд в вагоне высшей категории "СВ" скорого поезда. При оформлении проезда в мягкий вагон с 2-х местными купе (СВ) лицам, имеющим право на проезд в купейном вагоне взыскивается разница в стоимости в размере 50%.
При проезде с пересадками в пути следования пассажиру выдаются бесплатные или льготные проездные документы на каждый участок беспересадочного сообщения.
Льготный или бесплатный проездной документ оформляется с обязательным указанием в проездном документе полного маршрута следования, в том числе конечной железнодорожной станции назначения. Для приобретения проездного документа с пункта пересадки на дальнейший путь пассажир обязан предъявить использованный бесплатный или льготный проездной документ от первоначальной железнодорожной станции отправления в течение 10 суток с момента прибытия в пункт пересадки. Взамен этого проездного документа ему выдается новый проездной документ на проезд до железнодорожной станции назначения или железнодорожной станции следующей пересадки.
Параграф 6. Контроль пассажирских проездных документов
1. При следовании спальных вагонов в прямом международном пассажирском сообщении работа обслуживающего персонала этих вагонов подвергается контролю со стороны контрольных органов железных дорог их следования.
2. Контролирующие лица проверяют:
наличие у пассажиров проездных документов;
правильность гашения проездных документов проводниками вагонов;
обеспечение со стороны поездной бригады надлежащего содержания вагонов и культурного обслуживания пассажиров;
соблюдение пассажирами общественного порядка в поездах, на вокзалах и выполнение ими, а также поездной бригадой правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам;
правильность выдачи и оформления проездных и перевозочных документов;
порядок учета свободных и освобождающихся мест в пассажирских поездах и передачи сведений о местах;
правильность пользования вагонами (служебными, арендованными, принадлежащими другим ведомствам и др.).
Контролирующие лица, выявившие недостатки в организации продажи проездных документов и обслуживании пассажиров составляют акт и делают запись в рейсовом журнале.
Контроль в поездах осуществляется должностными лицами железных дорог имеющими документ на право контроля.
3. Проводник спального вагона прямого международного пассажирского сообщения предъявляет контрольным органам все находящиеся у него проездные документы вместе с бланком учета населенности и расходования постельного белья.
В вагонах с местами для сидения проездные документы после контроля в пути следования должны быть возвращены пассажиру.
4. Проездные документы, вызывающие сомнения в их подлинности, а также содержащие изменения, не заверенные железной дорогой, изымаются служебным персоналом в установленном порядке.
Количество пассажиров, следующих по проездному документу, выданному на проезд группы пассажиров, устанавливается при контроле путем сопоставления числа участников поездки, указанного в проездном документе, с фактическим числом участников группы.
Параграф 7. Прием багажа к перевозке
1. В подтверждение о приеме багажа от пассажира ему выдается багажная квитанция, оформленная вручную или электронным способом.
На оборотной стороне предъявленного пассажиром проездного документа ставится отметка "Багаж".
Если багаж сдается пассажиром к перевозке назначения до промежуточной станции, то рядом с отметкой "Багаж" вносится дополнение от руки "сдан до станции .......".
2. При ручном способе оформления перевозки багажа одновременно с багажной квитанцией станция отправления должна заполнить под копирку дорожную багажную ведомость, которая сопровождает багаж до станции назначения, и корешок багажной квитанции, оставляемый на станции отправления для приложения к отчету. При электронном способе - оформляются два экземпляра перевозочного документа.
В случаях предъявления пассажиром к перевозке багажа массой более 200 кг, то вся отправка оформляется одной багажной квитанцией.
В багажной квитанции указывается общий вес отправки с разбивкой на допустимую норму - 200 кг и вес сверх этой нормы, а также рассчитанные провозные платежи за перевозку соответственно 200 кг по тарифу багажа и провозная плата за остаток веса - по тарифу грузобагажа.
Багажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в точном соответствии с требованием граф.
3. Работник железнодорожной станции отправления, принимающий багаж, обязан точно установить массу и количество мест багажа, а также состояние его упаковки и удостоверить это своей подписью в документах на перевозку багажа.
Если багаж, допущенный к перевозке без упаковки, принят с незначительными видимыми повреждениями, то об этом работник железнодорожной станции делает отметку в установленном месте на лицевой стороне.
При приеме дипломатического багажа на лицевой стороне документов на перевозку багажа должна быть сделана отметка:
"Дипломатический багаж."
Если дипломатическая почта массой до 200 кг оформляется к перевозке в отдельном купе пассажирского вагона, то на дорожной багажной ведомости делается отметка: "Багаж на руках."
4. При приеме к перевозке багажом велосипедов и других предметов, перевозка которых допускается без упаковки, в документах на перевозку багажа обязательно указываются отличительные признаки этих предметов, такие как: велосипед мужской, дамский или детский и другие, с указанием их номера, если он имеется.
5. В случае объявления ценности багажа, общая сумма объявленной ценности в документах на перевозку багажа должна быть указана прописью в скобках цифрами в тарифной и национальной валюте, а в случае объявления ценности отдельных мест, кроме общей суммы объявленной ценности, должна быть указана цифрами объявленная ценность отдельных мест.
6. Прием багажа к перевозке станция отправления обязана удостоверить наложением календарного штемпеля станции в документах на перевозку багажа в установленном для этого месте.
Внесение каких-либо изменений или поправок в документы на перевозку багажа не допускается.
7. К каждому месту багажа железная дорога должна надежно прикрепить бирку или наклейку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100 х 80 мм со следующими данными:
1) Наименование железнодорожной станции и условное обозначение железной дороги отправления;
2) Отправитель, его почтовый адрес;
3) Наименование железнодорожной станции и условное обозначение железной дороги назначения;
4) Получатель, его почтовый адрес;
5) Номер багажной квитанции;
6) Число мест в багажной отправке.
Наклейки изготовляются по образцу, приведенному в приложении N 5 и печатаются на языке государства железнодорожной станции отправления, а также на русском языке.
Параграф 8. Перевозка багажа
1. Багаж, как правило, должен быть отправлен с тем поездом, с которым выезжает пассажир. Если багаж в пути следования подлежит перегрузке в другой поезд, то дальнейшая перевозка его должна производиться согласованными поездами по пути следования пассажира. Если согласованным поездом перевозка багажа не производится или не имеется достаточно времени для перегрузки, то багаж должен быть отправлен с ближайшим поездом, которым производится перевозка багажа.
2. Перегрузка багажа из одного поезда в другой производится без участия пассажира.
3. Дорога отправления, а также транзитные железные дороги обязаны направить багаж через те пограничные железнодорожные станции, которые указаны в перевозочных документах.
4. В случае задержки багажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов, железнодорожная станция, на которой произошла задержка, должна составить коммерческий акт и телеграфно уведомить об этом железнодорожную станцию назначения багажа с указанием причины задержки.
Если в течение 3 месяцев с момента уведомления о задержке багажа таможенными органами от пассажира не поступит никаких указаний, то багаж может быть реализован в соответствии с внутренними правилами.
Во всех случаях задержки багажа в пути следования на оборотной стороне дорожной багажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем железнодорожной станции, на которой произошла задержка багажа.
Параграф 9. Выдача багажа
1. При выдаче багажа данные багажной квитанции должны быть сопоставлены с данными дорожной багажной ведомости.
После выдачи багажа багажная квитанция и дорожная багажная ведомость представляются железнодорожной станцией назначения своей железной дороге.
В случае, когда багаж выдается на промежуточной железнодорожной станции, на проездном документе под штемпелем "Багаж" и в багажной квитанции делается отметка "Багаж выдан на станции ..................." (указывается название станции).
2. Прибытие и выдача багажа удостоверяются железнодорожной станцией назначения наложением календарного штемпеля железнодорожной станции на обороте дорожной багажной ведомости, а выдача багажа, кроме того, удостоверяется таким же порядком на обороте багажной квитанции.
3. В случае неприбытия багажа, о выдаче которого предъявлено требование, железнодорожная станция назначения на обороте багажной квитанции должна сделать отметку: "Багаж не прибыл" и удостоверить эту отметку наложением календарного штемпеля.
4. Багаж, не востребованный в течение 3 месяцев со дня прибытия, подлежит реализации. Багаж может быть реализован раньше, если в результате длительного хранения снижается ценность багажа или стоимость хранения превышает стоимость багажа. Реализация багажа производится по внутренним правилам.
5. Багаж, прибывший на железнодорожную станцию назначения с опозданием и пересылаемый на основании заявления пассажира на одну из железнодорожных станций, расположенных по пути его следования, отправляется по вновь составляемой досылочной дорожной багажной ведомости. В ней, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к багажной отправке N ...................". В этом случае багаж выдается пассажиру на новой станции назначения по первоначальной багажной квитанции.
Таким же порядком пересылается обнаруженный багаж. Однако, если багажная квитанция была сдана пассажиром железной дороге вместе с претензионным заявлением, то багаж выдается без багажной квитанции под расписку.
Багажная квитанция и ее корешок, оставшиеся на железнодорожной станции от вновь составленной досылочной дорожной ведомости, прикладываются к отчету.
6. Если багаж по заявлению пассажира возвращается обратно на первоначальную железнодорожную станцию отправления, то перевозка его оформляется багажной квитанцией.
В верхней части багажной квитанции указывается: "Первоначальная багажная квитанция N ..........".
В графах, предназначенных для провозных плат, делается отметка: "Возврат, провозные платежи взыскать с получателя".
На оборотной стороне новой дорожной багажной ведомости в графе "Платежи, возникшие в пути" указываются провозные платежи на обратную перевозку багажа и расходы, возникшие на железной дороге в связи с возвратом, которые надлежит взыскать с получателя.
7. Пересылка найденных предметов осуществляется в соответствии с приложением N 6.
Параграф 10. Прием грузобагажа
1. В подтверждение о приеме грузобагажа выдается грузобагажная квитанция, оформленная вручную или электронным способом, в которой указываются пограничные железнодорожные станции передачи грузобагажа с одной железной дороги на другую.
2. Заявление отправителя (если оно требуется внутренними правилами) с просьбой о принятии грузобагажа к перевозке должно хранится в делах железнодорожной станции отправления. При приеме грузобагажа к перевозке на заявлении отправителя указывается номер грузобагажной квитанции и дата отправления.
3. Документы, сданные отправителем для отправки с грузобагажом, железнодорожная станция отправления должна прочно прикрепить к дорожной грузобагажной ведомости и проставить на них календарный штемпель железнодорожной станции, а в перевозочных документах сделать отметку о приложении сопроводительных документов.
4. Одновременно с грузобагажной квитанцией, которая выдается отправителю, железнодорожная станция отправления должна заполнить под копирку: дорожную грузобагажную ведомость, которая сопровождает грузобагаж до железнодорожной станции назначения, и корешок грузобагажной квитанции, остающийся на железнодорожной станции отправления для отчета. При электронном способе - оформляется два экземпляра перевозочного документа.
5. Грузобагажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в соответствии с требованием граф.
6. Порядок действий железнодорожной станции отправления по определению массы, количества мест, состояния упаковки грузобагажа, а также при объявлении ценности и удостоверении факта приема грузобагажа к перевозке осуществляется в соответствии с параграфом 7.
7. К каждому месту грузобагажа железная дорога должна надежно прикрепить наклейку или бирку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100х80 мм со следующими данными:
1) Наименование железнодорожной станции и условное обозначение железной дороги отправления;
2) Отправитель, его почтовый адрес;
3) Наименование железнодорожной станции и условное обозначение железной дороги назначения;
4) Получатель, его почтовый адрес;
5) Номер грузобагажной квитанции;
6) Число мест в грузобагажной отправке;
7) Разрешение на вывоз.
Наклейки изготовляются по образцу, приведенному в приложении N 7, и печатаются на языке государства железнодорожной станции отправления, а также на русском языке.
Параграф 11. Перевозка грузобагажа
1. Грузобагаж должен быть отправлен с тем поездом, на который был оформлен прием к перевозке.
2. Перегрузка грузобагажа в пути следования в случае надобности производится силами и средствами железных дорог.
3. Железная дорога отправления, а также транзитные железные дороги обязаны направить грузобагаж через те пограничные железнодорожные станции, которые указаны в перевозочных документах.
4. В случае задержки грузобагажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов железнодорожная станция, на которой произошла задержка, должна составить коммерческий акт и телеграфно уведомить об этом железнодорожную станцию отправления и назначения грузобагажа с указанием причин задержки.
Во всех случаях задержки грузобагажа в пути следования на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем железнодорожной станции, на которой произошла задержка грузобагажа.
Параграф 12. Выдача грузобагажа
1. Железнодорожная станция назначения обязана иметь доказательства вручения или посылки уведомления получателю о прибытии грузобагажа.
2. Грузобагаж выдается получателю под расписку в дорожной грузобагажной ведомости после взыскания с получателя платежей, возникших в пути следования и на железнодорожной станции назначения. Железнодорожная станция должна проверить личные документы лица, получающего грузобагаж, и убедиться в том, что грузобагаж выдается получателю, указанному в дорожной грузобагажной ведомости, или по его доверенности, удостоверенной надлежащим порядком.
Необходимые сведения о предъявленных личных документах и адрес лица, получающего грузобагаж, должны быть записаны на обороте дорожной грузобагажной ведомости.
При получении грузобагажа по доверенности на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости указываются ее номер и дата выдачи. Разовая доверенность отбирается на железнодорожной станции назначения и прикладывается к отчету вместе с дорожной грузобагажной ведомостью.
3. Прибытие и выдача грузобагажа удостоверяются железнодорожной станцией назначения наложением календарного штемпеля станции на дорожной грузобагажной ведомости.
4. В случае возникновения препятствия к перевозке или выдаче грузобагажа железнодорожная станция отправления, получив об этом телеграфное сообщение, должна заполнить бланк письменного извещения по форме приложения N 8 и вручить его отправителю для получения от него указаний о том, как поступить с грузобагажом, и сообщить телеграфом железнодорожной станции, на которой произошло препятствие, дату вручения извещения.
В случае, если по указанию отправителя грузобагаж должен быть возвращен на железнодорожную станцию отправления, то он возвращается по вновь составляемой досылочной дорожной грузобагажной ведомости, в которой, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к грузобагажной отправке N ........".
Параграф 13. Порядок действий при засылке багажа и грузобагажа
1. Железнодорожная станция, обнаружившая засылку багажа или грузобагажа, должна направить этот багаж или грузобагаж на железнодорожную станцию назначения по кратчайшему пути через ту пограничную железнодорожную станцию, которая указана в дорожной багажной или грузобагажной ведомости.
2. Железнодорожная станция, досылающая засланные или неправильно отправленные места багажа или грузобагажа, обязана немедленно известить об этом железнодорожную станцию назначения.
Параграф 14. Досылка бездокументных мест багажа или грузобагажа
1. Бездокументные места багажа или грузобагажа в случае установления их принадлежности досылаются на имя начальника железнодорожной станции назначения, если основная отправка уже передана пограничной железнодорожной станции железной дороги соседнего государства.
Если принадлежность бездокументных мест установлена на железнодорожной станции, включенной в применяемые тарифы, то эти места следуют до железнодорожной станции назначения по багажной или грузобагажной дорожной ведомости, в которой указывается к какой отправке относится досылка.
К наименованию "Дорожная багажная ведомость" или "Дорожная грузобагажная ведомость" в этих случаях добавляется слово "досылочная".
Багажная или грузобагажная квитанции и их корешки, оставшиеся на железнодорожной станции, направляются своей железной дороге.
При обнаружении бездокументных мест и досылке их составляется коммерческий акт. Один экземпляр коммерческого акта прилагается к досылочной багажной или грузобагажной дорожной ведомости с отметкой в ней номера этого акта и даты его составления.
2. Перевозка досылок бездокументных мест багажа или грузобагажа производится бесплатно.
3. Досылочная дорожная ведомость направляется своей железной дороге.
4. При утрате дорожной ведомости и невозможности установить принадлежность багажа или грузобагажа с ним поступают в соответствии с внутренними правилами.
Параграф 15. Коммерческий акт
1. Коммерческий акт составляется, если:
1.1. Имеет место частичная утрата, повреждение или порча багажа или грузобагажа, или упаковка является неудовлетворительной или поврежденной;
1.2. Имеются несоответствия между сведениями, указанными в перевозочных документах, и фактически имеющимся в наличии багажом или грузобагажом в части наименования, массы и количества мест багажа или грузобагажа, а также наименования получателя и железнодорожной станции назначения;
1.3. Отсутствуют перевозочные документы поданному багажу или грузобагажу, или отсутствует багаж или грузобагаж по данным перевозочным документам;
1.4. Задерживается перевозка багажа или грузобагажа по распоряжению таможенных или других органов;
1.5. Обнаружены предметы, не допущенные к перевозке багажом или грузобагажом.
2. Коммерческий акт должен составляться железной дорогой немедленно после обнаружения случаев, перечисленных в пункте 1, в пути следования или на железнодорожной станции назначения.
Коммерческий акт составляется отдельно на каждую отправку и подписывается ответственными лицами.
3. Коммерческий акт должен составляться железнодорожной станцией по образцу, приведенному в приложении 9, а также в точном соответствии с Пояснениями по заполнению коммерческого акта (приложение 10). Железнодорожная станция, составляющая коммерческий акт, обязана сделать отметку на обороте дорожной багажной или грузобагажной ведомости, а при наличии багажной или грузобагажной квитанции - и на обороте этой квитанции; эта отметка заверяется подписью работника железнодорожной станции и наложением календарного штемпеля железнодорожной станции.
4. При установлении утраты, повреждения или порчи багажа или грузобагажа, что произошло или могло произойти из-за поврежденного вагона, согласно образцу и положениям внутренних правил, действующих на железной дороге, установившей факт повреждения, в таком же количестве экземпляров, как и коммерческий акт, согласно пункту 8. К каждому экземпляру коммерческого акта прилагается по одному экземпляру акта о техническом состоянии вагона.
5. Если по прибытии багажа или грузобагажа на железнодорожную станцию назначения устанавливается нарушение перевозки, о котором уже был составлен коммерческий акт какой-либо предыдущей железнодорожной станцией и если нет противоречий между этим актом и состоянием багажа или грузобагажа, то на станции назначения новый коммерческий акт не составляется. В этом случае в пункте 18 коммерческого акта промежуточной железнодорожной станции, приложенного к перевозочным документам, железнодорожная станция назначения делает отметку: "Состояние багажа (грузобагажа) соответствует коммерческому акту".
6. Если в пути следования было составлено несколько коммерческих актов, в которых не совпадают сведения о состоянии багажа или грузобагажа, то железнодорожная станция назначения должна составить новый коммерческий акт и приложить к имеющимся коммерческим актам.
7. Бланк коммерческого акта печатается на языке страны, в которой используется коммерческий акт, а также на русском языке.
8. Коммерческий акт составляется:
1) В семи экземплярах на пограничных железнодорожных станциях.
При этом:
- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на железнодорожной станции назначения, другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается в делах железнодорожной станции назначения;
- один экземпляр передается в таможенный орган принимающей стороны;
- по два экземпляра получают пограничные железнодорожные станции каждой стороны, из двух экземпляров каждой стороны один экземпляр остается на пограничной железнодорожной станции, а другой экземпляр пограничная железнодорожная станция пересылает своей дороге.
2) В четырех экземплярах на других железнодорожных станциях.
При этом:
- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на железнодорожной станции назначения, а другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается в делах железнодорожной станции назначения;
- два экземпляра остаются на железнодорожной станции, которая составила коммерческий акт, из них один экземпляр (оригинал) железнодорожная станция направляет своей железной дороге.
9. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного на пограничных железнодорожных станциях сдающей и принимающей стороны, остается у сдающей стороны, которая должна произвести расследование по этому акту. При наличии у сдающей стороны возражений по коммерческому акту она должна сообщить их принимающей стороне в 35-дневный срок со дня получения акта. По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.
10. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного не на пограничной железнодорожной станции, железная дорога пересылает в 50-дневный срок, считая со дня составления акта, железной дороге, ответственной согласно этому коммерческому акту для расследования. При нарушении этого срока железная дорога, составившая коммерческий акт, несет ответственность за все последствия, которые могут возникнуть из-за несоблюдения этого срока.
11. Если железная дорога, получившая коммерческий акт в соответствии с пунктом 10, установила, что коммерческий акт составлен не в соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта" или из коммерческого акта не усматривается ее ответственность, то она должна возвратить такой коммерческий акт в 35-дневный срок со дня его получения с указанием причин возвращения железной дороге, составившей коммерческий акт, или направить ей свои письменные возражения по данному акту с соответствующим обоснованием.

................
Перейти до повного тексту