- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 6901/7/16-1117 від 25.05.2001
Государственная налоговая администрация Украины направляет к сведению и для руководства в работе приказ ГНА Украины от 18.04.2001 г.
N 170 "О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14.05.2001 г. N 412/5603, и сообщает.
Указанным приказом внесены изменения как в форму налоговой декларации, так и в порядок ее заполнения и представления.
Что касается изменений в форму налоговой декларации, то введение утвержденных данным приказом изменений является постепенным, и необходимо, прежде всего, для облегчения компьютерной обработки налоговой отчетности, а поэтому должно быть введено, прежде всего, на электронных формах налоговой декларации. Отметки о типе декларации на налоговой отчетности, которая представляется в налоговую инспекцию (администрацию) на бумажном носителе, могут быть проставлены плательщиками, как и ранее, вручную; то есть налоговая декларация может быть принята без наличия специальной таблицы служебного поля. Переход на форму налоговой отчетности, которая предусматривала бы обязательное наличие служебного поля на бумажном носителе, должен быть завершен до истечения срока представления налоговой отчетности за II квартал.
Относительно изменений в Порядок заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную
стоимость.
Порядком определены основные направления изменений в процессе администрирования налога на добавленную стоимость:
- сроки представления налоговой отчетности;
- порядок представления уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость в случае самостоятельного выявления плательщиком ошибки, допущенной им в предыдущих отчетных периодах;
- некоторые особенности, касающиеся проведения предварительной проверки налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Относительно представления уточненной декларации.
Норма по представлению плательщиком такой декларации предусмотрена абзацем третьим п.5.1 ст.5 Закона Украины от 21.12.2000 г.
N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон N 2181), где определено, что в случае, если в будущих налоговых периодах плательщиком самостоятельно выявлены ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации, то плательщик обязан представить новую налоговую декларацию, содержащую исправленные ошибки. Такая новая декларация имеет название "уточненная". Форма, по которой должна представляться уточненная декларация, определяется исходя из той формы налоговой отчетности, которая была действующей в том отчетном периоде, в котором была допущена исправляемая ошибка.
Уточненная декларация составляется не на сумму выявленной ошибки, а на полную сумму (с учетом исправленной ошибки) объемов продажи, налоговых обязательств, объемов приобретения, налогового кредита и других показателей, которые должны отражаться в налоговой декларации.
При этом для того, чтобы без ошибок определить, какая же сумма должна быть перенесена в карточку лицевого счета, то есть которая фактически увеличит или уменьшит налоговые обязательства плательщика в связи с исправлением ошибки, плательщиком самостоятельно должна быть заполнена Справка о суммах НДС, увеличивающих или уменьшающих налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах. Форма Справки утверждена в приложении 3 к Порядку заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную
стоимость.
Например.
Плательщиком за март 1999 года была представлена налоговая декларация, где в строке 1 (раздел I) был определен объем продажи без учета НДС (колонка А) в размере 10200 грн., и сумма НДС (колонка Б) 2040 грн., строка 9 (колонка Б) равна 2040 грн.; в строке 10а (раздел II) колонка А равна 3000 грн., а колонка Б равна 600 грн; строка 17 равна 600 грн.; соответственно в разделе III значение строки 2За равно 1440 грн.
В апреле 2001 года плательщиком самостоятельно выявлена ошибка, допущенная в марте 1999 гада, а именно: объем продажи и налоговые обязательства определены соответственно на уровне 12000 грн. и 2400 грн. При определении налогового кредита ошибки не выявлены.
Для исправления ошибки плательщиком должна быть представлена уточненная декларация с измененным значением строк 1, 9 и 23а, а именно:
- строка 1 должна быть равна 12000 грн. (колонка А) и 2400 грн. (колонка Б);
- строка 9 должна быть равна 2400 грн. (колонка Б);
- строка 23а должна быть равна 1800 грн. (2400 - 600).
Вместе с уточненной декларацией за март 1999 года представляется Справка, порядок заполнения которой в данном случае будет следующим:
- строка 1 Справки (графа 4) равна 1440 грн.;
- строка 2 Справки (графа 4) равна 1800 грн.;
- строка 3 Справки равна 360 грн. (1800 - 1440);
- строка 4 не заполняется;
- в строке 5 указывается содержание ошибки;
- строка 6 равна 36 грн. (360 х 10% : 100%).
Сумма штрафных санкций начисляется только в Справке, и начисляется именно плательщиком, поскольку это предусмотрено пунктами 17.2 и 17.1 Закона
N 2181.
В частности, п.17.2 предусмотрено, что в случае, если плательщик самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства (а в приведенном примере или в другом случае, когда по результатам исправления ошибки определяется сумма к начислению, то есть заполняется строка 3 Справки), не предусмотрено применение штрафов, предусмотренных п.17.1 ст.17 указанного Закона, и административных штрафов, если доначисленная сумма налога, а также штраф в размере 10% такой суммы, плательщиком самостоятельно уплачены. В счет самостоятельной уплаты доначисленной суммы и штрафа в размере 10% такой суммы автоматически должна зачисляться любая сумма переплаты (независимо от даты и причины ее возникновения), которая на дату представления уточненной декларации числится на лицевом счету плательщика.
Если же при самостоятельном доначислении суммы налога в связи с исправлением ошибки и отсутствием переплаты на лицевом счету ни сумма штрафа, ни доначисленная сумма налога (или же одна из этих сумм) не уплачены либо не погашены переплатой, к плательщику применяются предусмотренные соответствующим подпунктом п.17.1 ст.
17 Закона
N 2181 штрафные санкции, а также предусмотренные действующим законодательством административные штрафы.
Таким образом, доначисление 10% штрафа от доначисленной суммы налога является обязательным, и в соответствии с абзацем вторым п.17.1 доначисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно, и именно поэтому подлежит отражению в Справке.
Необходимо отметить, что в случае, если у плательщика была проведена документальная проверка и по ее результатам была доначислена или уменьшена сумма налога, определенная плательщиком к уплате в бюджет или к возмещению из бюджета, то за те отчетные периоды, за которые проведена проверка, как правило, уточненная декларация представляться не должна, поскольку все ошибки должны быть выявлены в результате проверки. Исключение составляет только случай, когда проверка проведена неквалифицированно, ошибки не выявлены, а наличие ошибок в проверенном отчетном периоде доказано плательщиком документально. В этом случае относительно лиц, которые проводили проверку, должно быть проведено служебное расследование и применены соответствующие меры воздействия, а уточненная декларация должна быть принята.
Необходимо также принять во внимание случаи, когда по результатам исправления ошибки возникает необходимость возврата излишне уплаченных или невозмещенных сумм. Такие суммы могут быть возвращены плательщику только в том случае, если с момента осуществления переплаты или возникновения права на возмещение прошло не более 1095 дней, как это предусмотрено п.15.3 ст.
15 Закона
N 2181.
................Перейти до повного тексту