1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П И С Ь М О
31.12.2009 N 16484
Председателю Государственной
налоговой администрации
Украины
Буряку Сергею Васильевичу
Относительно вопросов усовершенствования налогового законодательства
<...>
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (далее - Госкомпредпринимательства) изучает обращения субъектов хозяйствования относительно проблем применения налогового законодательства, осуществляет мониторинг проблем в применении нормативно-правовых актов в сфере налогообложения.
С целью взаимодействия в направлении усовершенствования законодательства обращаемся к Вам с просьбой сообщить в адрес Госкомпредпринимательства точку зрения Государственной налоговой администрации Украины по следующим вопросам:
1. Следует ли плательщику НДС (а если следует, то каким образом) отражать в налоговой декларации по НДС получаемые им суммы процентов по депозиту?
Госкомпредпринимательства придерживается следующей точки зрения по данному вопросу.
В соответствии с пп. 3.2.5 п. 3.2 ст. 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" предоставление услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату денежных средств, в частности, по договорам займа, депозита, вклада не является объектом налогообложения.
При этом для отражения операций, не являющихся объектом налогообложения согласно п. 3.2 ст. 3 Закона, предназначена стр. 3.
Однако, с одной стороны, существует мнение, согласно которому выплата/получение процентов по депозиту соответствует определению поставки услуг, то есть указанные суммы следует отражать по строке 3 декларации.
С другой стороны, относительно аналогичной операции по выплате/получению процентов на остатки денежных средств на текущем банковском счете существует разъяснение ГНАУ (письмо от 21.10.2005 г. N 21148/7/16-1517) , в соответствии с которым суммы денежных средств, поступающие от банков в качестве платы по среднедневным остаткам на текущих счетах, не включаются в строку 3 "Операции, не являющиеся объектом налогообложения" и не отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
2. Нерезидент-перевозчик (как исполнитель) предоставляет резиденту услуги по перевозке груза из Германии в Украину.
По какой ставке облагает налогом данную операцию резидент - получатель услуг (как заказчик), выступающий в качестве налогового агента?
Госкомпредпринимательства придерживается следующей точки зрения по данному вопросу.
На сегодняшний день существует определенная коллизия норм Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
С одной стороны, в соответствии с определениями п. 1.20 данного Закона (услуга по международной перевозке пассажиров и их багажа автомобильным транспортом - транспортные услуги плательщика данного налога по перевозке пассажиров и их багажа за вознаграждение или бесплатно, если к такому договору о перевозке применяются нормы Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа от 1 марта 1973 года) и п. 1.21 данного Закона (услуга по международной перевозке грузов автомобильным транспортом - транспортные услуги плательщика данного налога по перевозке грузов транспортными средствами за вознаграждение, если указанные в договоре место приема груза для перевозки и место, предусмотренное для его доставки, находятся в разных странах, из которых одна является Украиной, и к такому договору о перевозке применяются нормы Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19 мая 1956 года) - можно прийти к выводу, что право применения ставки налога "0 процентов" к базе налогообложения в соответствии с пп. 6.2.4 данного Закона касается только операций резидентов - как плательщиков НДС.
С другой стороны, в п. 1.19 данного Закона относительно услуг по международной перевозке прямо указано, что с целью налогообложения резидентский статус сторон договора о таких перевозках не принимается во внимание. То есть в указанной ситуации налоговый агент должен применять ставки налогообложения в соответствии с правилами пп. 6.2.4 данного Закона: "0 процентов" к базе налогообложения - относительно поставки услуг по международной перевозке пассажиров, их багажа и грузов автомобильным транспортом на отрезке от пункта (места) их таможенного оформления до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины, между пунктами, находящимися за пределами государственной границы Украины, а также от пункта их отправления (приема для перевозки) за пределами государственной границы Украины до пункта (места) их таможенного оформления на территории Украины - и 20 процентов - относительно другого участка пути перевозки.
3. Экспедитор - плательщик НДС по поручению заказчика организует для этого доставку груза из Германии в Украину, привлекая для этого перевозчика-резидента.
Применяет экспедитор для отражения в своем налоговом учете правила п. 4.7 ст. 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" или такие суммы вообще не находят отражения в налоговом учете экспедитора?
Госкомпредпринимательства придерживается следующей точки зрения по данному вопросу.
С одной стороны, п. 4.7 ст. 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" не содержит никаких ограничений относительно его применения к указанной ситуации - при этом экспедитор определяет соответственно налоговый кредит и налоговое обязательство по ставкам 0% и 20% - в соответствии с правилами пп. 6.2.4 данного Закона.

................
Перейти до повного тексту