- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Розпорядження
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Р О З П О Р Я Д Ж Е Н Н Я
N 272-р від 25.09.98 м.Київ |
Щодо введення в дію порядку проведення оперативних перевірок та розгляду матеріалів по них
( Додатково див. Лист Держпідприємництва
N 3-311/2158 від 29.03.2001 )
В целях установления единого порядка работы органов государственной налоговой службы по проведению оперативных проверок соблюдения требований налогового законодательства, оформления и рассмотрения материалов
УТВЕРЖДАЮ:
1. Порядок проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним.
2. Председателям (начальникам) государственных налоговых администраций (инспекций) обеспечить изучение Порядка проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним работниками соответствующих подразделений.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Председателя | В.Копылов |
Порядок
проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним
1. Общие положения
Порядок проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним (далее - Порядок) разработан в соответствии с законами Украины
"О государственной налоговой службе в Украине",
"О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг",
"О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности",
"Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия",
"О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями",
"О предпринимательстве", Указом Президента Украины
"О безотлагательных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами", другими законодательными и нормативными актами относительно расчетов с потребителями за наличность и на основании Порядка оформления и реализации документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.08.98 г. N 266.
При проведении оперативных проверок, которые проводятся работниками государственных налоговых инспекций (администраций), следует соблюдать требования настоящего Порядка.
2. Положение об оперативной проверке
Оперативная проверка предусматривает проверку объектов хозяйствования юридических лиц, их филиалов, отделений и других обособленных подразделений, которые не имеют статуса юридического лица, или физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности (далее - субъекты предпринимательской деятельности) по вопросам соблюдения ими установленного порядка расчетов с потребителями за наличность с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг, денежных документов, лимитов наличности в кассах и ее использования при расчетах за товары, работы, услуги, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, торговых патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и марок акцизного сбора, а также обследования любых производственных, складских, торговых и других помещений, которые используются как юридический адрес субъектов предпринимательской деятельности или для получения доходов, уплаты налога с рекламы, сбора за парковку автотранспорта, рыночного сбора, курортного сбора, сбора за размещение объектов торговли, необлагаемых платежей и по другим вопросам, обусловленным налоговым законодательством, которые возникают в ходе оперативной проверки.
Оперативная проверка может проводиться и на тех объектах хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности, где расчеты с потребителями производятся в безналичной форме.
Оперативная проверка проводится в целях определения факта соблюдения или несоблюдения субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчеты с потребителями за наличность, требований налогового законодательства, выявления нарушений, а также получения информации в интересах полноты, своевременности и правильности уплаты в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).
По результатам оперативной проверки составляется акт проверки в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, которые проводили оперативную проверку, а также руководителем или лицом, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности.
Руководитель или лицо, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственное лицо проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, имеют право во время подписания акта проверки письменно оформить свое несогласие с результатами оперативной проверки и предоставить соответствующие обоснованные замечания (разъяснения) в письменной форме, по которым должны быть указаны заключения проверяющих.
3. Порядок проведения оперативной проверки
Оперативная проверка должна проводиться по отдельным планам органов государственной налоговой службы в составе не менее двух должностных лиц при наличии у них служебных удостоверений, личных знаков и удостоверения на право проверки объектов, расположенных на конкретной территории, в котором название конкретных объектов проверки указывать не обязательно.
В структурном подразделении ГНИ (ГНА), проводящем оперативную проверку, определяются вопросы, которые подлежат обязательной проверке, исходя из задач, поставленных перед подразделением, и специфики деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Проведение оперативной проверки начинается, как правило, с фиксации служебным лицом налоговой службы факта закупки потребителем товара (заказа, получения услуги), или с негласной контрольной закупки товара (заказа, получения услуги), или с проверки других вопросов соблюдения требований налогового законодательства в соответствии с задачами, поставленными руководителем органа налоговой службы или его заместителем.
Контрольный заказ (получение услуги) осуществляется служебным лицом государственной налоговой службы в особых случаях по письменному разрешению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы.
Руководитель или лицо, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственное лицо проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, уведомляются о проведении оперативной проверки служебным лицом государственной налоговой службы сразу после передачи (оформления, предоставления) материально ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи кассового (товарного) чека или другого документа, удостоверяющего факт продажи товара (заказа, предоставления услуги).
Если материально ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности не выдан кассовый (товарный) чек или другой документ, удостоверяющий факт продажи товара (заказа, предоставления услуги), то объявление об оперативной проверке проводится после передачи (оформления, предоставления) материально ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности товара (услуги).
При этом товары, которые получены при контрольной закупке, должны оставаться на месте (на прилавке, в узле расчета и др.). В случае необходимости товары могут быть перенесены для пересчета их количества (перевешивания, перемеривания) в другое место только в присутствии материально ответственного лица субъекта предпринимательской деятельности, осуществившего их продажу, и, при возможности, руководителя или лица, которое его замещает.
Товары (услуги), которые были приобретены (получены) во время оперативной проверки путем контрольной закупки и которые не утратили качества и пригодны для дальнейшей реализации, в обязательном порядке возвращаются служебным лицом хозяйствующему субъекту, который при помощи операции "служебная выдача наличности" проводит через ЭККА регистрацию возврата наличности на основании акта оперативной проверки.
Если невозможно возвратить товар (услугу), который был приобретен (получена) во время оперативной проверки путем контрольной закупки, о чем указывается в акте оперативной проверки, то затраты относятся на счет ГНИ (ГНА).
Начальники соответствующих управлений должны обеспечить служебных лиц органов государственной налоговой службы наличностью для проведения контрольной закупки при проведении оперативной проверки. Обеспечение наличностью для проведения контрольной закупки возлагается на бухгалтерии налоговых инспекций (администраций) по заявкам начальников указанных управлений.
4. Порядок оформления материалов оперативных проверок
Факты проведения проверки служебное лицо органа государственной налоговой службы оформляет актом оперативной проверки (приложение 1), в котором четко излагается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных и нормативных актов и указываются их конкретные пункты и статьи.
Содержание нарушения излагается объективно, вместе со всеми обстоятельствами, способствовавшими нарушению, а факт нарушения - аргументированно, доказательно, обоснованно - для исключения возможности другого толкования.
В случае отказа допустить проверяющих к проверке в акте оперативной проверки, кроме установленных нарушений требований действующего законодательства, отражается факт недопуска к проверке.
Руководитель или лицо, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственное лицо проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, во время оперативной проверки обязаны давать письменные разъяснения по всем возникающим вопросам, подписать акт о продолжении проверки и выполнять требования органов государственной налоговой службы относительно ликвидации выявленных нарушений налогового законодательства.
В случае отказа руководителя или лица, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственного лица проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, подписать акт служебные органы, проводящие оперативную проверку, составляют акт отказа от подписания материалов оперативной проверки (приложение 2) об ознакомлении указанных лиц с содержанием акта проверки и их отказе от его подписания.
Если актом проверки установлено нарушение, проверяющие должны уведомить руководителя или лицо, которое его замещает, а в случае их отсутствия - материально ответственное лицо субъекта предпринимательской деятельности, о дате, когда руководитель или лицо, его замещающее, должны явиться в ГНИ (ГНА) для ознакомления и рассмотрения материалов проверки.
Первый экземпляр акта остается у служебного лица государственной налоговой службы, проводившей проверку, а второй - у руководителя или лица, его замещающего, а в случае их отсутствия - материально ответственного лица проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.
5. Порядок регистрации материалов оперативных проверок
Акты оперативной проверки не позднее следующего дня после составления, а акты, направленные из других ГНИ (ГНА), - после регистрации в журнале регистрации входящей корреспонденции передаются начальнику структурного подразделения, на которое возложены обязанности по подготовке материалов для принятия руководителем (заместителем) ГНИ (ГНА) решения о применении финансовых санкций, и регистрируются в книге регистрации актов оперативных проверок.
Регистрация актов проводится в соответствии с основными принципами регистрации и учета документов: документу дается условное обозначение - регистрационный индекс, который состоит из порядкового номера в пределах группы документов, регистрируемых и дополняемых индексами по номенклатуре дел, например, "N 055/23-310", где
с 001 по 099 - порядковые номера согласно нумерации записей в журнале;
"-" - номенклатурный номер.
6. Порядок подготовки материалов для принятия решения о применении финансовых санкций руководителем ГНИ (ГНА)
1. Материалы проверки, которые представляются на рассмотрение руководителю (заместителю) ГНИ (ГНА) для принятия решения о применении финансовых санкций, должны включать:
акт оперативной проверки;
проект решения о применении и взыскании финансовых санкций;
протоколы об административных правонарушениях и проекты постановлений по делам об административных правонарушениях (если они имели место).
При необходимости к материалам прилагаются:
разъяснения, справки, ведомости и др.;
ксерокопии проверенных документов.
2. Начальник структурного подразделения, которое получило акт оперативной проверки, проставляет резолюцию на акте о подготовке материалов для принятия руководителем (заместителем) ГНИ (ГНА) решения о применении финансовых санкций. (Резолюция состоит из элементов: инициалы и фамилия исполнителя, указания - что и как необходимо сделать, срок выполнения документа, личная подпись руководителя, дата резолюции).
В целях обеспечения принятия правильного решения материалы для принятия руководителем (заместителем) ГНИ (ГНА) решения о применении финансовых санкций должны включать всесторонний объективный анализ каждой записи о наличии нарушения, а выводы об отсутствии фактов нарушений должны быть обоснованы со ссылкой на действующее законодательство.
3. Порядок работы исполнителя по подготовке материалов для принятия руководителем (заместителем) ГНИ (ГНА) решения о применении финансовых санкций:
вызов руководителя или лица, которое его замещает, или проверявшегося субъекта предпринимательской деятельности для получения у них разъяснений, справок и сведений (при необходимости в письменной форме) по вопросам, возникающим во время подготовки материалов, для принятия решения и предъявления денежных, бухгалтерских и других документов, определенных законодательством, и при необходимости привлечения их ксерокопий к материалам;
в случае отсутствия руководителя или лица, которое его замещает, или субъекта предпринимательской деятельности при составлении акта оперативной проверки, при прибытии его по вызову в ГНИ (ГНА), в первом экземпляре акта оперативной проверки делается запись: "Ознакомлен (Ф.И.О.) руководителя или лица, которое его замещает, субъекта предпринимательской деятельности, (дата) и его личная подпись";
подготовка и оформление проекта решения о применении и взыскании финансовых санкций, в котором указывается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных и нормативных актов и указываются конкретные их пункты и статьи;
привлечение к материалам протоколов об административных правонарушениях и оформлении проектов постановлений о делах об административных правонарушениях (если они имели место), в которых указывается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных и нормативных актов и указываются конкретные их пункты и статьи.
После завершения всей работы по рассмотрению акта представить подготовленные материалы начальнику структурного подразделения для дальнейшей передачи на рассмотрение и принятие начальником (заместителем) ГНИ (ГНА) решения о применении финансовых санкций.
7. Принятие решения руководителем ГНИ (ГНА)
1. Руководитель (заместитель) ГНИ (ГНА) по результатам рассмотрения материалов по акту оперативной проверки принимает одно из решений:
при нарушениях налогового законодательства - применять и взыскивать финансовые санкции, и при совершении административного нарушения - накладывать административные взыскания в виде штрафа.
В указанном случае руководитель (заместитель) ГНИ (ГНА) определяет суммы финансовых санкций на соответствующих проектах документов и заверяет их личной подписью.
При отсутствии нарушений налогового законодательства - выносит резолюцию на акте оперативной проверки относительно привлечения всех материалов к делу (в случае обоснования в них должностным лицом налоговой службы, готовившем материалы для принятия решения, отсутствия фактов нарушения действующего законодательства).
2. Решения начальника (заместителя) ГНИ (ГНА) о применении финансовых санкций фиксируются в книге регистрации актов оперативных проверок.
3. По результатам рассмотрения материалов по акту оперативной проверки начальник (заместитель) ГНИ (ГНА) может назначить повторную или дополнительную проверки предприятия (учреждения, организации), гражданина: документальную, тематическую, комплексную и др.
4. Решение о применении финансовых санкций по материалам оперативной проверки руководитель (заместитель) ГНИ (ГНА) принимает по установленной Инструкции о применении и взыскании финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 20.04.95 г.
N 28, в двух экземплярах не позднее 10 дней со дня заключения акта оперативной проверки или не позднее 10 дней со дня регистрации акта в журнале регистрации входящей корреспонденции.
5. Дальнейшая работа по выполнению решения о применении финансовых санкций проводится в соответствии с требованиями п.9-14 Инструкции о применении и взыскании финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 20.04.95 г. N 28.
8. Хранение материалов оперативной проверки и контроль за поступлением средств
Справка и акт оперативной проверки вместе с материалами по ним хранятся в делах с материалами оперативных проверок субъекта предпринимательской деятельности, которые оформляются и формируются с учетом требований Инструкции по делопроизводству.
Исполнитель, который готовил проект решения, осуществляет дальнейший контроль за поступлением в бюджет финансовых санкций, прилагает к материалам копии документов, которые подтверждают уплату финансовых санкций и административных штрафов, регулярно докладывает начальнику структурного подразделения дату и номер платежного (инкассового) поручения для указания его в книге регистрации актов оперативных проверок.
Если в срок, предусмотренный Законом Украины
"О государственной налоговой службе в Украине", финансовые санкции субъектом предпринимательской деятельности не уплачиваются, то начальник структурного подразделения дает резолюцию и материалы проверки передаются по реестру в отдел принудительного взыскания налогов.
Приложение 1
Акт
проверки порядка применения электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг, наличия лицензий, торговых патентов, марок акцизного сбора
от "__"__________ 1998 г. ____ час. ____ мин.
Руководствуясь Законом Украины "О государственной налоговой
службе в Украине", выполняя требования Закона Украины "О
предпринимательстве" (с изменениями и дополнениями), Закона
Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О
применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и
товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере
торговли, общественного питания и услуг" от 06.06.96 г.
N 227/96-ВР, Закона Украины "Об акцизном сборе на алкогольные
напитки и табачные изделия" от 15.09.95 г. N 329/95-ВР, Закона
Украины "О государственном регулировании производства и торговли
спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и
табачными изделиями" от 19.12.95 г. N 481/95-ВР, Закона Украины "О
патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от
23.03.96 г. N 98/96-ВР с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Украины от 10.02.98 г. N 102/98-ВР, Положения о порядке
регистрации и использования электронных контрольно-кассовых
аппаратов при расчетах за наличность в сфере торговли,
общественного питания и услуг, зарегистрированного в Министерстве
юстиции Украины 18.09.97 г. N 594/2398, и других законодательных и
нормативных актов по вопросам налогообложения, действующих на
территории Украины, нами:
__________________________________________________________________
(должность, название ГНА (ГНИ), Ф.И.О. проверяющих)
__________________________________________________________________
на основании удостоверений _______________________________________
__________________________________________________________________
в присутствии ____________________________________________________
проведена проверка соблюдения требований вышеуказанных
законодательных и нормативных актов
(указать тип и полное наименование объекта) _____________________,
размещенного по адресу __________________________________________,
который принадлежит (указать наименование субъекта) ______________
код ЕГРПОУ (ГРФЛ) __________ юридический адрес ___________________
__________________________________________________________________
В результате проверки установлено:
I. Наличие устава, лицензионных документов и
разрешения на право размещения торговой точки
1. Устав зарегистрирован ____________________________________
____________________ N _________________ от _____________, которым
предусмотрены следующие виды деятельности: _______________________
__________________________________________________________________
2. Разрешение на размещение объекта торговли, общественного
питания, бытового обслуживания выдано ____________________________
_______________ N __________ от __________________ сроком действия
до _______________________________.
3. Лицензия на право розничной (оптовой) торговли:
а) алкогольными напитками N ____________ от __________ выдана
_________________ сроком действия до ___________________ по адресу
реализации ______________________________________________________;
б) табачными изделиями N _____________ от ____________ выдана
___________________ сроком действия до _________________ по адресу
реализации ______________________________________________________.
Розничная торговля алкогольными напитками (согласно описи)
при отсутствии лицензий
(указать: осуществлялась или не осуществлялась)
__________________________________________________________________
Розничная торговля табачными изделиями (согласно описи) при
отсутствии лицензий (патентов)
(указать: осуществлялась или не осуществлялась)
__________________________________________________________________
Опись приходных документов с указанием поставщиков
алкогольных напитков на ________ листах по ценам реализации,
прилагается.
Статья 15 Закона Украины "О государственном регулировании
производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым,
алкогольными напитками и табачными изделиями" от 19.12.95 г. N
481/95-ВР, с изменениями и дополнениями (указать: нарушена или не
нарушена)
__________________________________________________________________
Ответственность за нарушение предусмотрена ст.17 Закона
Украины "О государственном регулировании производства и торговли
спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и
табачными изделиями".
Стоимость партии товара (согласно описи) составляет
____________ грн.
II. Применение ЭККА, товарно-кассовых книг,
товарных чеков, ценников, оприходование по учету
реализованных товаров и товарно-материальных ценностей
Расчеты с потребителями в сфере (указать: торговли,
общественного питания или услуг) _________________________________
за наличность осуществлялись (указать: через ЭККА или без
применения ЭККА, с применением ТКК или без применения ТКК, в
случае отключения электроснабжения или поломки ЭККА с применением
ТКК и чековой книжки или без применения) _________________________
__________________________________________________________________
Контрольная закупка товара (заказ, получение услуги)
(указать: проводилась или не проводилась) ___________________. При
контрольной закупке ______________________________________________
(указать название товара (заказа, услуги),
__________________________________________________________________
по какой цене и на какую сумму)
чек на кассовом аппарате с указанием в нем полной суммы покупки
(предоставленной услуги) (указать: набирался или не набирался,
указать: выдавался или не выдавался должностному лицу ГНА (ГНИ),
на какой товар, по какой цене и на какую сумму) __________________
__________________________________________________________________
При визуальном наблюдении чеки (указать: кассовые, товарные,
приходные или расходные кассовые ордера) ________________ на
момент проверки потребителям (указать: выдавались или не
выдавались, на какой товар, по какой цене и на какую сумму) ______
_________________________________________________________________.
Регистрация продажи товара через ЭККА после выдачи покупателю
товара (предоставления услуги) и сдачи (указать: проводилась или
не проводилась) _________________________________________________.
Таким образом, пункт 6.8 Положения о порядке регистрации и
применения ЭККА при расчетах за наличность в сфере торговли,
общественного питания и услуг, утвержденного приказом ГНА Украины
от 18.09.97 г. N 343 (указать: нарушен или не нарушен)
________________, а также статья 1 Закона Украины "О применении
ЭККА и ТКК при расчетах с потребителями в сфере торговли,
общественного питания и услуг" в редакции от 06.06.96 г. (указать:
в части применения ЭККА, ТКК, выдачи приходных или расходных
ордеров) _____________________ (указать: нарушена или не нарушена)
_________________________________________________________________.
1. Применение ЭККА (при регистрации продажи другим способом
заполнить прочерками):
1.1. Тип ЭККА ________________, заводской N ____________,
регистрационное удостоверение на месте эксплуатации ЭККА (указать
имеется или отсутствует) (пункт 6.15) ___________, его N
__________, от __________________ выдано ГНА _______________,
поставлен на учет в ГНА (пункт 6.1) _____________________ N
________ от __________, аппарат (указать: исправный или
неисправный и в чем проявилась неисправность)
_________________________________________, пломба (указать: не
нарушена или нарушена, сорвана или повреждена) (пункт 5.7)
_______________, аппарат (указать: установлен или не установлен,
то есть находится под прилавком (столом), на боковых стеллажах или
заставлен стеллажами, товаром и др.) (пункт 6.4) ________________
в месте, которое обеспечивает надежный визуальный контроль со
стороны покупателя (клиента) за регистрацией операций продажи,
индикатор клиента ЭККА (указать: развернут или не развернут)
................Перейти до повного тексту