1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Положення


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
N 166 от 18.10.79
Приложение
к письму Министерства
финансов СССР
от 18 октября 1979 г. N 166
Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633, не относятся к основным средствам и учитываются в качестве средств в обороте:
предметы, служащие менее одного года, независимо от стоимости;
предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, взрослого рабочего и продуктивного скота (включая и мелкий), которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости;
специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от стоимости;
специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлежности, независимо от стоимости и срока службы, за исключением постельных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости;
орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и другие орудия лова), независимо от стоимости и срока службы;
приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование стоимостью до 300 рублей за единицу, приобретенные научно-исследовательскими организациями (включая и организации, являющиеся производственными и структурными единицами объединений), а также объединениями и промышленными предприятиями для центральных заводских лабораторий.
Перечисленные выше предметы, а также временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, стоимость которых предусмотрена в составе накладных расходов строительства или объеме геологоразведочных работ, в дальнейшем будут именоваться малоценными и быстроизнашивающимися предметами.
Под ценой приобретения понимается стоимость предметов по оптовой цене, с учетом сумм поощрительных надбавок и скидок (фактурная цена), или розничной цене.
1.2. Бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях и в организациях должен обеспечить:
контроль за сохранностью предметов в местах их хранения и эксплуатации;
правильное и своевременное оформление документами операций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
своевременное получение точных данных о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
наблюдение за соответствием фактического наличия предметов установленным нормам запасов;
правильное исчисление суммы погашения стоимости предметов, находящихся в эксплуатации, и отнесение ее на себестоимость продукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п.
Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складах, в эксплуатации и в бухгалтерии организуется и ведется под руководством главного бухгалтера объединения, предприятия или организации, а в условиях централизованной бухгалтерии - главного бухгалтера и руководителей учетно-контрольных групп на предприятиях и в организациях.
1.3. Бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по местам хранения и нахождения, лицам, ответственным за их сохранность, и, как правило, по следующим группам:
инструменты и приспособления общего назначения - режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобный им инструмент, измерительные приборы и приспособления, которые имеют универсальное применение и употребляются при изготовлении различных видов продукции;
специальные инструменты и специальные приспособления - инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения только одного индивидуального заказа или производства определенных изделий (изготовления деталей и узлов, сборки и испытания изделия в целом и т.д.);
сменное оборудование - многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам (фондам) и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки (рабочие и опорные), фурмы воздушные, мульды различного назначения, желобы для разливки и заливки металла, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.;
технологическая тара - тара, многократно используемая непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т.п.);
производственный инвентарь - предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций - рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее охране труда, шкафы, стеллажи, лари, тумбочки и т.п.;
хозяйственный инвентарь - конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, портьеры и т.п.), вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь и т.д.;
специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления - комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и т.п.;
постельные принадлежности - матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки, полотенца и т.п. (за исключением постельных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости);
прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - столовая посуда и столовые принадлежности, инвентарь для социально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь, брезент и др.
В пределах этих групп предприятия могут устанавливать более детализированную группировку малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
1.4. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по однородным их группам в соответствии с установленной группировкой с подразделением на предметы, находящиеся на складе, и предметы, находящиеся в эксплуатации.
Под малоценными и быстроизнашивающимися предметами в эксплуатации принимаются предметы, находящиеся в цеховых (раздаточных, приобъектных и др.) кладовых, на рабочих местах у рабочих и служащих цехов и отделов и т.п., а также в процессе восстановления и ремонта.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы считаются в эксплуатации с момента их отпуска со склада предприятия (центрального склада) для нужд производства (в кладовые, в подотчет материально ответственным лицам, непосредственно на рабочее место и т.п.).
1.5. Для правильной организации учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов должны осуществляться соответствующие мероприятия. В частности, необходимо:
обеспечить условия для нормального их хранения на складах и функционирования в эксплуатации;
размещать малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в местах их хранения и эксплуатации таким образом, чтобы иметь возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия;
установить круг лиц, на которых возлагается ответственность за приемку, хранение и отпуск предметов, за правильное и своевременное оформление этих операций; заключать в установленном порядке с соответствующими лицами письменные договоры о материальной ответственности;
составить перечень малоценных и быстроизнашивающихся предметов, относимых к дефицитным; этот перечень подготавливается отделом снабжения или другой аналогичной службой по согласованию с главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия;
определить должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение, отпуск и списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в том числе дефицитных. Отпуск в использование дефицитных предметов производится по требованиям, подписанным лицами, которым приказом руководителя предприятия предоставлено на это право;
применять номенклатуры-ценники на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, разрабатываемые, как правило, для группы однородных подведомственных предприятий и организаций;
установить четкую систему документооборота и строгий порядок оформления операций по движению этих предметов;
проводить в надлежащие сроки в установленном порядке инвентаризации, а также контрольные выборочные проверки наличия предметов на складах и в эксплуатации и своевременно отражать в бухгалтерском учете результаты инвентаризаций и проверок;
разработать и постоянно совершенствовать нормы запасов, отпуска, расходования предметов, сроки службы в эксплуатации (по предметам, по которым сроки службы не определены в установленном порядке) и сметные ставки погашения их стоимости;
шире внедрять современные средства механизации и автоматизации для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов с использованием типовых проектов механизации учета.
1.6. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы как на складах, так и в эксплуатации должны закрепляться за лицами, ответственными за их сохранность.
Материальная ответственность за необеспечение сохранности материальных ценностей определяется в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г..
2. Учет поступления и хранения на складе малоценных и быстроизнашивающихся предметов
2.1. Документальное оформление и учет операций, связанных с поступлением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также их запасов на складе осуществляются в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103, или соответствующими отраслевыми инструкциями, изданными министерствами и ведомствами на основе указанных Основных положений.
Приобретенные или собственного изготовления предметы, как правило, должны поступать на склад предприятия. Передача их непосредственно в эксплуатацию, минуя склад, не рекомендуется.
2.2. В целях улучшения обеспечения сохранности следует производить маркировку спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря, постельных принадлежностей, столовой посуды и столовых принадлежностей и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов до отпуска их в эксплуатацию. Перечень предметов, подлежащих маркировке, и ее порядок устанавливают министерства и ведомства. Маркировка должна содержать наименование предприятия или его символ и делается различными способами - краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, прикреплением жетона и т.п.
2.3. Учет должен обеспечить точное и правильное отражение наличия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по их количеству в разрезе номенклатурных номеров по каждому лицу, ответственному за их сохранность. Новые их поступления, перемещения от одного ответственного лица к другому или за пределы данного хозяйственного подразделения, а также изменение их рабочего состояния вследствие перехода из запаса в эксплуатацию и обратно, ликвидация, порча и т.п. малоценных и быстроизнашивающихся предметов должны своевременно оформляться соответствующими документами и получать отражение в учете.
2.4. Учет инструментов и приспособлений, изготовленных из драгоценных металлов и алмазов или содержащих их, осуществляется согласно правилам, изложенным в специальных инструкциях Министерства финансов СССР.
3. Организация учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатации
3.1. Инструменты и приспособления общего назначения
3.1.1. Инструменты и приспособления общего назначения отпускаются со склада в кладовую по установленным лимитам (нормам) отпуска инструментов. При этом возможно несколько вариантов организации учета инструментов и приспособлений в эксплуатации. Ниже приводятся два из этих вариантов.
3.1.2. Первый вариант организации учета предусматривает порядок, по которому операции по получению инструментов и приспособлений со склада, сдача кладовыми негодных, изношенных инструментов, возврат их на склад оформляются первичными документами.
Оформление операций по движению инструментов и приспособлений первичными документами осуществляется в следующем порядке:
получение кладовыми инструментов и приспособлений со склада - выпиской требований или лимитных карт;
возврат кладовыми инструментов и приспособлений на склад - составлением накладных или записями в лимитных картах;
сдача кладовыми негодных, изношенных инструментов и приспособлений в виде лома, утиля - накладными.
3.1.3. Второй вариант организации учета предусматривает порядок, по которому оформляются лишь операции по движению инструмента и приспособлений, приводящие к изменению запасов кладовых (метод постоянного запаса или обменного фонда).
При этом порядке кладовые обменивают на складе негодные, изношенные инструменты и приспособления на годные штука за штуку, что не приводит к изменению запасов инструментов в кладовых и поэтому не требует составления на обмен специального первичного документа. Указанный вариант рекомендуется для внедрения на предприятиях с хорошо организованной системой складского и инструментального хозяйства, а также надлежащей постановкой учета и контроля.
3.1.4. Выдача инструментов и приспособлений на рабочие места в длительное пользование производится кладовой в соответствии с технологическими картами. Первоначальная выдача инструмента производится на основании требования мастера и оформляется в лицевых карточках, открываемых в одном экземпляре на каждое рабочее место, каждого наладчика или рабочего получателя инструмента. В лицевой карточке работник расписывается за полученный инструмент.
Последующие выдачи из кладовой годного инструмента взамен нормально изношенного штука на штуку документами не оформляются. Взамен негодного инструмента годный выдается только при предъявлении акта выбытия.
3.1.5. При выдаче инструментов в кратковременное пользование следует применять марочные системы выдачи инструмента.
При марочных системах инструмент выдается рабочим на основании инструментальных марок без регистрации в каких-либо документах. Инструментальные марки изготавливаются металлическими, при этом на каждой марке, как правило, выбивается номер цеха, номер кладовой, а также табельный номер рабочего или порядковый номер марки. На каждый табельный номер рабочего заготовляется необходимое количество инструментальных марок.
Заготовленные инструментальные марки выдаются кладовой по требованиям, подписанным мастером, работникам под расписку в специальной книге (лицевых карточках) при их поступлении на работу в цех. На каждую инструментальную марку кладовая выдает только один предмет.
При одномарочной системе работники получают в работу инструмент следующим образом: работник предъявляет в кладовую столько инструментальных марок, столько позиций инструмента ему нужно получить. Выдавая работнику инструменты, кладовщик помещает инструментальные марки с табельным номером рабочего в ячейки стеллажа, в которых хранились выданные позиции инструмента. Сдав инструменты после их использования в кладовую, работник получает обратно свои инструментальные марки.
При двухмарочной системе выдачи инструментов работникам в кратковременное пользование применяется два вида марок: марки с табельным номером рабочего, которые предназначены для того чтобы устанавливать, кому из работников были выданы инструменты во временное пользование, и марки с номенклатурным номером инструмента, используемые для определения, какие инструменты выданы работникам. Инструментальные марки с табельным номером работника до получения инструмента из кладовой находятся у работника, а после получения инструмента марки передаются в кладовую.
Инструментальные марки с номенклатурным номером до выдачи инструмента хранятся в соответствующей ячейке стеллажа, а после выдачи инструмента помещаются на соответствующее контрольное устройство.
3.1.6. Наряду с инструментальными номенклатурными марками, при необходимости, могут применяться и специальные инструментальные жетоны, которые в дополнение к маркам предназначены для сигнализации, по каким инструментам запас достиг минимального предела. Эти сигнальные жетоны хранятся при соответствующей ячейке стеллажа. Могут применяться также и жетоны иной конфигурации для определения, когда (в какую смену) были выданы работнику конкретные инструменты. Эти жетоны хранятся до выдачи инструмента работнику у кладовщика, а после выдачи инструмента - помещаются на соответствующее контрольное устройство.
3.1.7. При сдаче инструмента в проверку (ремонт) кладовая составляет квитанцию в двух экземплярах. Инструменты с первым экземпляром квитанции передаются в лабораторию (ремонтную мастерскую) под расписку на втором экземпляре, который остается в кладовой и служит основанием для обратного получения инструмента из лаборатории (ремонтной мастерской) после проверки (ремонта).
3.1.8. Для получения в пользование инструментов и приспособлений, отнесенных к дефицитным в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем предприятия, в кладовую предъявляется также требование, подписанное лицом, которому предоставлено на это право. На требовании отбирается расписка работника в получении инструмента. При сдаче инструмента в кладовую возвращается также и требование.
3.1.9. Сортовой количественный учет инструментов и приспособлений в кладовой осуществляется по аналогии с порядком учета материалов на складах, установленных Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках или отраслевыми инструкциями министерств и ведомств.
3.1.10. На основе данных учета инструментов и приспособлений кладовые обязаны своевременно сообщать соответствующему подразделению предприятия об отклонениях фактического их остатка от установленной нормы запаса, а также об инструментах и приспособлениях, находящихся длительное время без движения.

................
Перейти до повного тексту