1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
18.02.2002 N 78
( Приказ утратил силу на основании Приказа Государственной налоговой администрации N 233 от 21.05.2003 )
Об утверждении Положения о банке данных о сомнительных финансовых операциях
Во исполнение Указа Президента Украины от 10 декабря 2001 года N 1199/2001 "О мерах по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем", п. 8.1 приказа ГНА Украины от 30 декабря 2001 года N 531 "Об усовершенствовании организации борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем" и с целью улучшения организации работы по созданию и функционированию в Государственной налоговой администрации Украины банка данных о сомнительных финансовых операциях П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Положение о банке данных о сомнительных финансовых операциях (далее - Положение).
2. Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе организовать работу государственных налоговых инспекций в районах и городах по обеспечению исполнения Положения.
3. Начальнику управления делами Коваленко В.В. обеспечить тиражирование и рассылку Положения в ГНА в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя председателя Жвалюка В.Р.
Председатель Н.Азаров
Приложение 1
к приказу Государственной
налоговой администрации
Украины
18.02.2002 N 78
ПОЛОЖЕНИЕ о банке данных о сомнительных финансовых операциях
I. Общие положения
Настоящее Положение принимается с целью исполнения ст. 9 Указа Президента Украины от 10 декабря 2001 года N 1199/2001 "О мерах по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем" и определяет порядок сбора, анализа, хранения и обмена информацией о сомнительных финансовых операциях.
Определение терминов
Банк данных о сомнительных финансовых операциях - это совокупность сведений информационных баз данных относительно финансовых операций, проводимых субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами и соответствующих критериям сомнительных.
Информационные базы данных - это группы взаимосвязанных задокументированных единиц информации, объединенных в автоматизированных информационных системах с определенными признаками, описывающих взаимоотношения и финансово-имущественное положение субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц и относящихся к конфиденциальной электронной информации категории "Б".
Сомнительная финансовая операция - это финансовая операция, соответствующая хотя бы одному из следующих критериев:
- обстоятельства операции свидетельствуют об отсутствии связи между операцией и характером деятельности хотя бы одного из ее участников либо сокрытии или искажении сведений относительно собственника средств или их происхождения;
- использование при осуществлении финансовой операции средств без достаточного подтверждения источника их происхождения;
- операция, осуществляемая при необычных или неоправданно запутанных условиях (по ряду признаков существенно отличающаяся от характерных операций, осуществляемых субъектами хозяйствования в тех же отраслях и сферах деятельности с аналогичными группами товаров (работ, услуг));
- операция является экономически неоправданной (убыточной) хотя бы для одного из участников или противоречит законодательству;
- несоответствие суммы операции финансовому и имущественному положению хотя бы одного из ее участников;
- операции во внешнеэкономической сфере, при которых контрактный уровень цен не соответствует уровню цен на аналогичную продукцию (товар, работы, услуги), сложившемуся на мировом рынке за два предыдущих месяца;
- операции с движимым и недвижимым имуществом с нарушением порядка их оформления или с нарушением установленных законодательством требований об их нотариальном удостоверении или государственной регистрации;
- операция с ценными бумагами определенного эмитента, суммарная номинальная стоимость которых превышает 25 процентов уставного фонда данного эмитента;
- перечисление средств на счет лица, открытый в банке, зарегистрированном в офшорной зоне, другой стране или (на) территории с упрощенными условиями открытия банковских счетов, государственной регистрации и налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, или на счет анонимного владельца за границей;
- взаимоотношения субъекта предпринимательской деятельности свидетельствуют об отношениях с предприятиями, имеющими признаки фиктивности;
- отсутствие в течение отчетного периода обязательных отчислений в бюджет или их незначительные размеры при значительном обращении средств на счете;
- осуществление предварительной оплаты по импортным контрактам, предметом которых является импорт товаров или услуг в сумме, превышающей 30 процентов от стоимости импортируемого товара (работы, услуги);
- участником операции является компания, зарегистрированная в стране или юрисдикции, признанной FATF не сотрудничающей по вопросам предупреждения отмывания средств;
- стремительное увеличение суммы средств на счете клиента за счет внесения на его счет наличных средств с последующим переводом этих средств лицу, не связанному с клиентом коммерческими отношениями;
- поступление в течение дня на открытый клиентом в банке счет средств от многих коммерческих структур, которые в этот же день различными способами переводятся в наличность или на другой счет, вследствие чего на конец дня средств на данном счете не остается или они существенно уменьшаются;
- поступление на счет или списание со счета лица иностранной валюты по внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые фактически данным лицом не исполняются;
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица средств в наличной форме, не связанное с характером деятельности данного юридического лица;
- осуществление операций, по которым один и тот же финансовый инструмент (вексель, сберегательный сертификат и т. п.) продается и выкупается одним и тем же лицом;
- операции, осуществленные с нарушением законодательно установленных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям;
- осуществление операций по:
- обмену банкнот, особенно иностранной валюты, низких номиналов на банкноты высоких номиналов;
- открытию вклада (депозита) в пользу третьего лица с внесением на него средств в наличной или безналичной форме;
- осуществлению клиентом сделок, связанных с покупкой (продажей) чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
- внесению на счет наличности с переводом ее в тот же день или на следующий день другому лицу;
- перечислению клиентом на определенный счет средств за короткий промежуток времени;
- переводу наличных средств за границу с требованием выдать получателю средства наличными;
- размещению на только что открытый счет средств;
- зачислению или списанию средств (в том числе с выплатой их наличными) лицом, операции по счетам которого, как правило, являются незначительными, не осуществлялись в течение длительного времени (три месяца и более), или недавно созданным юридическим лицом.
Сбор информации о сомнительных финансовых операциях - это процесс отбора данных о финансовых операциях, проверки их на соответствие критериям сомнительных операций, документирования и накопления в автоматизированных информационных системах с целью:
- выявления финансовых операций, используемых для легализации доходов, полученных преступным путем;
- предупреждения использования субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц для легализации доходов, полученных преступным путем;
- проведения аналитической работы и обмена информацией.
Легализация (отмывание) - это осуществление финансовых операций и других соглашений гражданско-правового характера с денежными средствами и имуществом, полученными преступным путем, с целью придания им видимости законного происхождения, использование указанных средств и имущества для проведения предпринимательской или другой хозяйственной деятельности, а также создание с данной целью организованных групп в Украине или за ее пределами.
Информация о сомнительных финансовых операциях - это систематизированное изложение обобщенных результатов анализа определенного массива сведений из банка данных о сомнительных финансовых операциях, позволяющее делать выводы о возможном отмывании доходов, полученных преступным путем, и целесообразности проверки обстоятельств осуществления указанных операций.
Анализ - это процесс обработки определенного массива сведений из банка данных о сомнительных финансовых операциях с целью установления отношений и причинноследственных связей между субъектами, которые сложились в процессе их регистрации и ведения финансово-хозяйственной деятельности и могут свидетельствовать об отмывании доходов, полученных преступным путем.
Хранение информации - это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение сохранения полноты и целостности сформированных массивов данных о сомнительных финансовых операциях, создание и поддержку надлежащих условий для их использования, а также предупреждение несанкционированного доступа, распространения и использования.
Обмен информацией - это контролируемый процесс передачи подразделениям государственной налоговой службы в пределах компетенции выборочных сведений из информационных баз данных, а также передачи для рассмотрения и принятия решений информационно-аналитических разработок о фактах проведения сомнительных финансовых операций с целью выполнения задач борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
II. Порядок сбора и анализа данных о сомнительных финансовых операциях
Работа по сбору данных о сомнительных финансовых операциях осуществляется подразделениями государственной налоговой службы в следующем порядке:
1. Служебные лица подразделений налоговой службы в процессе исполнения своих функциональных обязанностей, в том числе при проведении документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности - физических и юридических лиц, в случаях выявления финансовых операций с признаками сомнительных безотлагательно информируют об этом руководителя налогового органа докладной запиской (рапортом) для рассмотрения и принятия решения.
2. В течение 3-х дней с момента получения докладной записки (рапорта) руководитель налогового органа направляет данные о выявлении сомнительной финансовой операции по форме, установленной приказом ГНА Украины от 27.06.2001 N 261, в электронном виде или на бумажных носителях на имя начальника УНМ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, который рассматривает и передает (их) в управление борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, для первичной проверки, внесения в базы данных и углубленного анализа.
3. В случае неподачи (несвоевременной подачи) докладной записки (рапорта) о выявлении финансовой операции с признаками сомнительной, промедления и бездействия, приведших к нарушению сроков прохождения такой информации, служебные лица подразделений государственной налоговой службы Украины, ответственные за выполнение указанных процедур, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
4. Сотрудники управлений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, определенные ответственными за сбор, регистрацию и хранение данных о сомнительных финансовых операциях, проводят их первичную проверку и отбор на соответствие критериям сомнительности, определенным в разделе I настоящего Положения, с целью внесения в банк данных о сомнительных финансовых операциях и информирования Департамента борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ГНА Украины.
5. Ответственность за корректность внесения сведений в банк данных о сомнительных финансовых операциях несут должностные лица, назначенные ответственными за указанный участок работы, согласно их должностным инструкциям.
Источники информации и их анализ
АРМ "Сбор информации о сомнительных операциях"
Заполняется информацией на основании приказа ГНА Украины от 27.06.2001 N 261 "Об утверждении Положения о сборе информации о сомнительных и значительных финансово-имущественных операциях".
Накопленная информация дважды в месяц или при наличии 50 неотправленных карточек направляется в Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ГНА Украины.
АРМ "СФН" ("Сомнительные фирмы - нерезиденты")
Заполняется данными относительно предприятий - нерезидентов Украины, чьи реквизиты присутствуют во внешнеэкономических соглашениях, платежных и других документах, связанных с исполнением резидентами Украины финансовых и имущественных обязательств по таким соглашениям, и которые имеют следующие признаки:
- не зарегистрированы в странах пребывания согласно действующему на территории этих стран законодательству;
- зарегистрированы ненадлежащим образом с нарушением установленного порядка;
- прекратили свою деятельность;
- имеют учредителями физических и юридических лиц - резидентов Украины и/или директорами (распорядителями счетов) граждан Украины.
Данные получаются через каналы Интерпола или торгово-экономических миссий в составе дипломатических представительств Украины за границей на международные запросы в связи с взаимоотношениями нерезидентов с физическими и юридическими лицами - резидентами Украины.
Управления борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, УНМ ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в случае поступления указанной информации, в том числе положительного содержания, направляют ее в Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ГНА Украины первого числа каждого месяца или по мере поступления.
Принципы анализа данных АРМ "СФН"
1. При помощи баз данных АРМ "Таможня", "Перечисление валютных ценностей" производится отбор субъектов предпринимательской деятельности, имевших взаимоотношения с "сомнительной" фирмой - нерезидентом (данные о "сомнительности" которой получены в установленном порядке международного сотрудничества). При возможности - получение копии ответа от подразделения, делавшего запрос или хранящего его.
При анализе отбираются все грузовые таможенные декларации, где в реквизитах cc_08_02, cc_08_03 при импорте или cc_02_02, cc_02_03 при экспорте указаны наименование и адрес "сомнительной" фирмы - нерезидента. Выводится общая сумма поставки товара.
2. С максимальным использованием сведений из всех доступных источников информации (СМИ, Интернет, оперативная информация и т.п.) производится сравнительный анализ цен на товары на предмет их возможного занижения или завышения с целью искусственного уменьшения обязательств по уплате налогов и других платежей в бюджет, сокрытия валютной выручки (установление оперативным путем или путем прогнозного расчета по данным ГТД, графы cd_42_01, cd_38_01).

................
Перейти до повного тексту