1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О комплексной долгосрочной программе социально-
экономического развития и структурной перестройки
экономики Автономной Республики Крым
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 1998 г., N 3, ст. 143 )
Верховный Совет Автономной Республики Крым постановляет:
1. Утвердить разработанную Советом министров Автономной Республики Крым и одобренную Кабинетом Министров Украины Комплексную долгосрочную программу социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым (далее - Программа) (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. В целях конкретизации положений и
организационно-экономического обеспечения Программы разработать в
двухмесячный срок с момента ее утверждения отраслевые подпрограммы
дальнейшего развития объектов в соответствии с приоритетами
Программы и направлениями ее реализации. При разработке
подпрограмм учесть замечания и предложения, поступившие в ходе
обсуждения проекта программы в Верховном Совете Автономной
Республики Крым.
В целях выполнения Программы обеспечить своевременное завершение Программы реструктуризации экономики Автономной Республики Крым, разработанной Таврическим институтом комплексных социально-экономических исследований и консалтинга совместно с Крымской академией наук, и программы развития агропромышленного комплекса Крыма на период до 2010 года, разработанной Крымским государственным аграрным университетом.
2.2. При формировании годовых программ экономического и социального развития Автономной Республики Крым предусматривать выделение целевых средств из республиканского и местных бюджетов в объемах, предусмотренных Программой.
2.3. В месячный срок утвердить состав Координационного совета по управлению реализацией Программы, согласованный с Президиумом Верховного Совета Автономной Республики Крым.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянные комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Председатель Верховного Совета
Автономной Республики Крым А.ГРИЦЕНКО
г. Симферополь,
5 марта 1998 года
N 1472-1
Приложение
к Постановлению Верховного
Совета Автономной Республики Крым
от 5.03.98 г. N 1472-1
Комплексная долгосрочная программа
социально-экономического развития и структурной
перестройки экономики Автономной Республики Крым
(Основные положения)
Анализ социально-экономического положения в республике
Автономная Республика Крым занимает площадь 27,0 тыс. кв. км, или 4,5 процента территории Украины. Численность населения составляет 2179,0 тыс. человек (без г. Севастополя), или 4,3 процента от численности населения Украины, из них 62,9 процента проживает в городах. Плотность населения достигла 83 чел./км2, что выше показателя по Украине в целом (82 чел./км2).
Разнообразие природных ресурсов и географическое положение Крымского полуострова обусловливают необходимость более активного участия производственного потенциала и трудовых ресурсов Автономной Республики Крым в работе единого народнохозяйственного комплекса государства, а также установления взаимовыгодных торгово-экономических отношений с соседними странами.
Благодаря богатым рекреационным ресурсам в Крыму ежегодно отдыхало и лечилось до 8 млн. человек, в том числе 2,0-2,2 млн. человек - по путевкам. Разрыв между потребностью в учреждениях отдыха и возможностями ее удовлетворения являлся причиной постоянного потока неорганизованных отдыхающих, который составлял до 5-6 млн. человек в год.
Исторически экономическое развитие республики имело тенденцию наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства, ориентированного не только на собственный рынок, но и на вывоз продукции в другие регионы, вследствие чего сформировалась нерациональная функциональная и территориальная структура народнохозяйственного комплекса.
В силу курортной специфики Крым оказался в более сложной ситуации по сравнению с другими регионами Украины. Санаторно-курортный и туристический комплексы до распада СССР функционировали, как правило, не на хозрасчетной основе и не платили налогов. Многоведомственность и дотационность здравниц привели к неудовлетворительному использованию рекреационных территорий, лечебной базы, слаборазвитой общекурортной инфрастуктуре. Значительная часть действующих санаторно-курортных учреждений имеет низкий уровень комфортности, расположена в приспособленных помещениях и требует капитальной реконструкции. На территории Крыма находится более 200 временных баз отдыха, размещенных без учета архитектурно-планировочной документации, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и не имеющих инженерной и социальной инфраструктуры.
Здравницы Министерства охраны здоровья Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, а также ряд других ведомств, имеющих льготы по уплате налогов, не в полном объеме осуществляют платежи в местные и республиканский бюджеты. Не на должном уровне выполняется Постановление Кабинета Министров Украины от 7 февраля 1996 года і 157 "О передаче в собственность Автономной Республики Крым имущества санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, находящихся в общегосударственной собственности" в части государственной регистрации учреждений отдыха и туризма, функционирующих на правах филиалов. На 1 января 1997 года 348 оздоровительных и лечебных учреждений министерств, других центральных органов исполнительной власти и субъектов хозяйствования (более 50 процентов) не зарегистрированы в качестве юридических лиц. Такое положение дел крайне осложняет работу по эксплуатации и развитию инженерной и социальной инфраструктуры в курортных районах и в целом по Крыму.
Низкий уровень платежеспособности большей части населения Украины и других стран СНГ стал основной причиной неудовлетворительного использования имеющегося потенциала санаторно-курортных учреждений Крыма - общая численность отдыхающих в 1996 году составила 4 млн. человек, в том числе 1,2 млн. человек - по путевкам.
В последние годы в Крыму существует острейший недостаток топливно-энергетических ресурсов. Обеспеченность республики собственным газом составляет 30 процентов, нефтепродуктами - 2 процента. Электростанциями Крыма покрывается только 7 процентов потребности в электроэнергии. Остальную часть электроэнергии обеспечивают электростанции, расположенные за пределами Крыма, по электрическим сетям, пропускная способность которых ограничена.
В Крыму ведется освоение нефтегазовых районов. К настоящему времени в регионе пробурено 80 поисково-разведочных скважин, из которых 68 находятся на северо-западном шельфе Черного моря и 12 - в акватории Азовского моря. Начальные прогнозные ресурсы углеводородов Азово-Черноморского региона (извлекаемые) оценены в объеме 1,5-2,4 трлн. куб. м в газовом эквиваленте, что составляет 30 процентов (оценочно) суммарных текущих ресурсов Украины.
Удельный вес производства промышленной продукции в Крыму составил в 1990 году 4,4 процента, в 1996 году - 1,4 процента от общего объема в Украине. В отраслевой структуре наибольший удельный вес имели пищевая промышленность (36,3 процента), химическая и нефтехимическая (21,9 процента), машиностроение и металлообработка (12,5 процента). Производимые на предприятиях супертанкеры, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, пневмооборудование, сварочные аппараты, телерадиоаппаратура, оборудование для пищевой промышленности экспортировались в нынешние страны СНГ и дальнее зарубежье.
Формирование комплекса предприятий химической промышленности в Крыму осуществлялось на использовании местной сырьевой базы (Крымский содовый завод и ОАО "Бром") и на относительно "благоприятных" условиях для сброса промышленных стоков в естественные накопители (Крымское производственное объединение "Титан", ОАО Сивашский анилино-красочный завод, Сакский химический завод, которые работают на привозном сырье при большом потреблении воды, энергоресурсов и значительных сбросах жидких отходов и выбросах в атмосферу).
По сравнению с другими регионами в Крыму значительно выше удельный вес предприятий ВПК. Из-за отсутствия военных заказов и средств на финансирование программы конверсии данные предприятия находятся на грани остановки.
В структуре пищевой промышленности ведущее место занимают виноделие, рыбная и консервная промышленность. Вылов рыбы составляет 40 процентов от общего объема в Украине.
В 1996 году по сравнению с 1990 годом объем производства промышленной продукции уменьшился на 69,5 процента, в том числе в энергетике - на 74,3, машиностроении - на 74,5, легкой промышленности - на 91,5 и пищевой промышленности - на 61,5. Добыча рыбы и рыбопродуктов за этот период снизилась почти в 3 раза.
Крым является крупным производителем винограда, плодово-ягодной продукции, овощей, шерсти, пшеницы и риса. В 1988-1990 годах в Крыму производилось 38 процентов винограда, плодов и ягод - 15,2, овощей - 6, мяса всех видов - 4,6, в том числе мяса птицы - 11 процентов общегосударственных объемов.
Сегодня агропромышленный комплекс Крыма не в состоянии обеспечить местное население и отдыхающих продуктами питания, перерабатывающие отрасли промышленности - сырьем, не в состоянии обеспечить поставки на экспорт традиционной продукции.
В 1996 году в сравнении с 1986-1990 годами производство зерна уменьшилось в 2,3 раза, подсолнечника - в 2,3, овощей - в 2,9, винограда и фруктов - в 2,1, мяса -в 2,2 и яиц - в 2,6. Поголовье крупного рогатого скота за последние шесть лет сократилось на 46,9 процента, свиней - на 45,9 и овец - на 63,5.
В республике наблюдается значительное снижение инвестиционной активности. Общий объем инвестиций за 1996 год по сравнению с 1990 годом по всем источникам финансирования в сопоставимых ценах снизился в 6,5 раза, в том числе в производственном строительстве - в 10,6 раза.
Крым испытывает устойчивый дефицит водных ресурсов. Уровень обеспеченности питьевой водой в различных регионах Крыма составляет от 30 до 80 процентов потребности. Среднегодовой объем водопотребления достигает 3500 млн. куб. м, в том числе за счет водозабора из Северо-Крымского канала - 2600 млн. куб. м, или 74,3 процента.
Водопроводно-канализационная система Крыма, которая была построена в 60-70-е годы, требует модернизации и реконструкции. Мощность водоочистных и канализационных сооружений составляет 60 процентов от потребности.
Территория региона отличается развитой сетью железных дорог и автомобильных дорог с твердым покрытием. Значительные объемы грузоперевозок осуществляются морским транспортом через порты Феодосия, Керчь, Ялта, Евпатория, СП "Переправа Крым-Кубань" и портовые пункты Массандра, Донузлав, Черноморское.
Сезонный характер деятельности значительной части предприятий и организаций отрицательно влияет на формирование республиканского и местных бюджетов (санаторно-курортные учреждения, торговля, транспорт, отдельные подотрасли пищевой промышленности) и обусловливает непостоянную занятость населения.
Экономические реформы в республике осуществляются медленно. Приватизация имущества государственных предприятий началась только в июле 1995 года.
Удельный вес государственного сектора в объеме реализации продукции, работ и услуг составляет в промышленности 60,7 процента, на транспорте - 80,2, строительстве - 29,1, бытовом обслуживании - 8, торговле и общественном питании -12,2.
Высокий удельный вес пенсионеров в составе населения (23,4 процента) резко изменяет его структуру, идет процесс старения населения, что отрицательно влияет на формирование трудовых ресурсов и усиливает демографическую нагрузку на население в трудоспособном возрасте.
Одной из сложнейших проблем остается проблема приема и обустройства депортированных граждан, составляющих 12 процентов от общей численности населения Крыма. На полуостров возвратилось около 250 тыс. депортированных граждан, из них обеспечено жильем только 56 процентов. В 300 поселках компактного проживания этой категории граждан практически отсутствуют газификация, канализация и объекты бытового обслуживания. Электроэнергией обеспечено около 50 процентов поселков и дорогами - 10 процентов.
В целом для завершения строительства жилья и объектов коммунального хозяйства, образования и торговли в соответствии с Программой первоочередных мер по расселению и обустройству депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратились и проживают в Автономной Республике Крым, необходимо 1036,62 млн. грн.
Глубокий экономический кризис, проблемы занятости и резкое снижение жизненного уровня населения, ухудшение демографической ситуации, нерациональное использование природных ресурсов обусловливают необходимость проведения коренных изменений - создания эффективной социально ориентированной экономики, обеспечивающей рациональное использование природного, экономического, культурного потенциала и высокий жизненный уровень населения.
Обеспечение прогрессивных экономических сдвигов в регионе и социальный прогресс возможны при глубоком и комплексном реформировании экономики на основе ее структурной перестройки и институциональных изменений, осуществляемых при общегосударственной поддержке, которая предусматривается настоящей Программой.
Цель и основные задания Программы
Цель Программы состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных основ для формирования на базе рационального использования ресурсного потенциала территории республики эффективной социально ориентированной экономической системы рыночного типа, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, экологическую безопасность региона и наращивание экспортного потенциала.
Основные задания Программы состоят в обеспечении:
усиления социальной ориентации экономики и решения на этой основе комплекса социально-экономических проблем, что обеспечит повышение реальных доходов, уровня жизни населения, увеличение объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления и развитие социальной сферы;
формирования прогрессивной структуры народного хозяйства региона с высоким уровнем сбалансированности и пропорциональности основных межотраслевых комплексов, отраслей и производств с эффективными экономическими связями, в том числе и международными;
реструктуризации предприятий;
снижения ресурсоемкости материального производства за счет внедрения ресурсе- и энергосберегающих технологий, поэтапного вывода из эксплуатации энергоемких и экологически опасных производств;
ускорения развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население и курортно-рекреационный комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширения их экспортных возможностей;
экологизации производства, уменьшения техногенных нагрузок на природу, осуществления перехода к сбалансированному использованию и восстановлению реакреационных и других природных ресурсов.
С учетом проблем социально-экономического развития республики, природно-климатического и ресурсного потенциала, особенностей специализации региона, его места в общегосударственном и межгосударственном разделении труда определяются следующие долгосрочные региональные приоритеты:
комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики республики;
развитие топливно-энергетического и водохозяйственного комплексов до уровня, стабильно обеспечивающего потребности населения и отраслей народного хозяйства;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего потребности местного населения и граждан, приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания, перерабатывающих отраслей промышленности - в сырье и обеспечивающего увеличение экспортного потенциала традиционных видов продукции;
ускорение расселения и обустройства депортированных граждан, возвращающихся в Крым;
дальнейшее развитие всех видов транспорта, эффективное его использование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, расширение объемов международных услуг.
Развитие других отраслей хозяйственного комплекса региона должно быть подчинено указанной стратегической цели и отвечать критериям экологической безопасности.
Программа ориентирована в первую очередь на реализацию государственных интересов в регионе. Она должна стать практическим инструментом реализации государственной региональной политики в Автономной Республике Крым. Поэтому в Программу включены мероприятия и проекты, для осуществления которых государство в установленном порядке гарантирует поддержку (финансовое обеспечение, финансово-кредитные и налоговые льготы).
Направления структурной перестройки экономики
Программой предусматриваются мероприятия и проекты, реализация которых непосредственно связана со структурной перестройкой отраслей и реформированием основных сфер деятельности, в разрезе которых приоритетными признаны меры и проекты, направленные:
в курортно-рекреационном комплексе - на реконструкцию и повышение уровня комфортности учреждений, ввод в эксплуатацию мощностей на объектах незавершенного строительства, сооружение новых объектов лечения и отдыха, упорядочение курортных районов и освоение новых рекреационных территорий и объектов туризма преимущественно в восточной и северо-западной частях полуострова, формирование сети учреждений автотуризма (мотели, кемпинги), развитие курортной инфраструктуры, расширение номенклатуры и повышение качества услуг;
в нефтегазовом комплексе - на обеспечение природным газом потребностей региона и частично государства путем увеличения объемов геологоразведочных работ и эксплуатационного бурения, технического переоснащения отрасли и развития трубопроводного транспорта;
в электроэнергетике - на увеличение объемов производства электроэнергии и повышение уровня обеспеченности потребностей экономики и населения в электроэнергии за счет реконструкции действующих электростанций, сооружения новых генерирующих мощностей (Крымской ТЭС г. Щелкино) и второй очереди Камыш-Бурунской ТЭЦ), широкого внедрения нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ветроэлектростанции - Донузлавская, Черноморская, Акташская и др., солнечные коллекторы), разработки и реализации программ энергосбережения, развития системы электрических сетей, что будет способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей;
в агропромышленном комплексе - на проведение земельной реформы, рациональное использование земельных ресурсов за счет сокращения посевов ячменя, увеличения посевов зерновой кукурузы, многолетних трав, масличных культур, овощей, табака, эфироносов, расширение площадей орошаемых земель при одновременном внедрении водосберегающих технологий, увеличение объемов производства винограда, плодов и ягод, создание разветвленной сети сервисного обслуживания производителей сельскохозяйственной продукции, модернизацию и техническое переоснащение пищевой промышленности;
в промышленности - на создание высокотехнологичного, конкурентоспособного комплекса, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять в значительной степени потребности региона и обеспечивать хозяйственные связи с регионами Украины и другими странами, поддержку отраслей легкой и пищевой промышленности, отраслей, обслуживающих курортно-рекреационный комплекс и обеспечивающих экспортный потенциал, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, вывод из эксплуатации или перепрофилирование неперспективных и экологически опасных производств;
в рыбопромышленном комплексе - на стабилизацию работы и дальнейшее развитие рыбной промышленности путем возрождения устойчивой сырьевой базы, заключение с иностранными государствами межправительственных соглашений о вылове рыбы в Мировом океане и экономических зонах иностранных государств, пополнение промыслового рыболовецкого флота, передачу части вспомогательных судов Черноморского флота Российской Федерации из состава, передаваемого Министерству обороны Украины, реализацию программы "Марикультура" (для получения высокоэффективных лекарственных препаратов, продуктов лечебно-профилактического питания) и программы повышения биопродуктивности Азово-Черноморского бассейна;
в транспортной сфере - на обеспечение эффективного функционирования всех видов транспорта для удовлетворения потребностей экономики, в частности курортно-рекреационной отрасли и населения, оживления внешнеэкономической деятельности; особая роль принадлежит морскому транспорту и развитию портово-складского хозяйства;
в социальной сфере - на развитие жилищно-коммунального хозяйства, сооружение объектов коммунального хозяйства, строительство жилья за счет средств населения и ипотечного кредитования, материально-техническое обеспечение объектов здравоохранения, просвещения и культуры, создание новых рабочих мест, благоустройство населенных пунктов;
в области приема и обустройства депортированных граждан, возвращающихся в Крым, - на реализацию первоочередных мер, предусмотренных Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 1996 года N 331, разработку инвестиционных проектов с целью использования иностранных кредитов, нового порядка финансирования социально-культурных учреждений через соответствующие республиканские отраслевые министерства и комитеты, обеспечение объектами инфраструктуры мест компактного проживания этой категории граждан, завершение разработки долгосрочной программы обустройства депортированных на период до 2010 года.
Реформирование экономики и ее структурная перестройка невозможны без совершенствования региональной (Автономной Республики Крым) политики, расширения внешнеэкономических связей и проведения институциональных изменений.
Совершенствование региональной политики предусматривает учет специфики городов и районов в реализации настоящей Программы, осуществление реформ на местном уровне, создание условий для уменьшения бюджетной зависимости регионов Крыма от вышестоящих бюджетов, планомерное ограничение развития промышленного производства в городах Керчи, Симферополе и Феодосии, размещение объектов перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство отраслей в зонах развития сельскохозяйственного производства.
В сфере внешнеэкономической деятельности предусматривается:
формирование зон "порто-франко" и создание СЭЗ, в том числе "налоговых гаваней";
выделение государством части кредитов международных финансовых институтов и открытие кредитных линий, реализуемых в рамках межгосударственных соглашений, для субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Крыма;
создание регионального фонда Крыма по обеспечению гарантий, предоставляемых кредиторам Советом министров Автономной Республики Крым;
предоставление иностранным инвесторам права долгосрочной аренды земли до 50 лет;
создание благоприятных условий для технического сотрудничества и эффективного использования иностранных инвестиций.
Этапы и ожидаемые результаты реализации Программы
Достижение цели Программы прогнозируется к 2010 году. Реально спрогнозированным является ближайший 4-летний период, на протяжении которого предусматривается разработка конкретных мероприятий с достаточно точным обоснованием путей и способов решения поставленных задач и достижением планируемых результатов. На отдаленную перспективу можно определить только очень обобщенные целевые ориентиры и меры по их реализации.

................
Перейти до повного тексту