1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Верховной Рады АРК N 1391-6/13 ( rb1391002-13 ) от 18.09.2013 )
О Программе развития водного хозяйства
Автономной Республики Крым на период
до 2015 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2004, N 11, ст. 990 )
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), с целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности в Автономной Республике Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу развития водного хозяйства Автономной Республики Крым на период до 2015 года (далее - Программа) (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. На основании результатов паспортизации систем водоснабжения, инвентаризации прудов и водоемов, внутрихозяйственных мелиоративных систем ежегодно с учетом ситуации утверждать очередность и объемы работ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
2.2. При формировании проектов бюджета Автономной Республики Крым на 2005 год и последующие годы предусматривать средства для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Рекомендовать районным государственным администрациям, исполнительным комитетам городских, поселковых и сельских советов в Автономной Республике Крым разработать мероприятия по выполнению Программы и при формировании проектов местных бюджетов на 2005 год и последующие годы предусматривать средства на их выполнение.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию и Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу.
5. Настоящее Постановление вводится в действие с момента принятия.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
17 ноября 2004 г.
N 1121-4/04
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 ноября 2004 г. N 1121-4/04
Программа развития водного хозяйства
Автономной Республики Крым
на период до 2015 года
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа развития водного хозяйства Автономной Республики Крым на период до 2015 года (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Водного кодекса Украины ( 213/95-ВР ), статьей 26 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), во исполнение постановлений Кабинета Министров Украины от 26 июля 2000 года N 1173 ( 1173-2000-п ) "О комплексной программе защиты от вредного действия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Украине в 2001-2005 годах и прогноз до 2010 года", от 16 ноября 2000 года N 1704 ( 1704-2000-п ) "О комплексной программе развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий в 2001-2005 годах и прогноз до 2010 года", от 23 ноября 2000 года N 1735 ( 1735-2000-п ) "О комплексной программе первоочередного обеспечения сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой, централизованным водоснабжением в 2001-2005 годах и прогноз до 2010 года".
Раздел II. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Целью Программы является реализация государственной политики, направленной на улучшение обеспечения качественной водой населения и отраслей экономики, решение водохозяйственных и экологических проблем, которые будут способствовать эффективному развитию экономики Автономной Республики Крым.
2. Выполнение задач и мероприятий Программы осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
2.1. Защита населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Автономной Республике Крым от вредного действия вод предусматривает:
ликвидацию подтопления, возникшего вследствие изменения гидрологического режима;
очистку от заиления русел рек;
нарезку и восстановление кюветов для организованного отвода поверхностных вод в населенных пунктах;
ремонт и восстановление лесонасаждений на водных объектах;
разработку проектов и вынос в натуру границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и их обустройство.
2.2. Развитие мелиорации земель и улучшение экологического состояния орошаемых сельхозугодий в Автономной Республике Крым предусматривает:
завершение строительства оросительных систем;
реконструкцию оросительных систем и улучшение экологического состояния орошаемых земель;
защиту населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами.
2.3. Первоочередное обеспечение сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой, централизованным водоснабжением в Автономной Республике Крым предусматривает:
продолжение строительства групповых водопроводов;
строительство новых групповых водопроводов;
комплексную реконструкцию групповых водопроводов;
строительство локальных объектов водоснабжения и канализации.
2.4. Организация пунктов разбора (бюветов) качественных подземных вод для питьевых целей в населенных пунктах.
Раздел III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА, ПРОГНОЗ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. По запасам местных водных ресурсов (0,37 тыс. куб. м на одного человека) Автономная Республика Крым считается одним из наименее обеспеченных регионов в Украине (1,08 тыс. куб. м на одного человека).
За счет местных водных источников - местного стока и подземных вод - потребности региона в воде могут удовлетворяться только на 15-20 процентов.
В целях восполнения дефицита водных ресурсов и стабильного обеспечения водой сельского населения региона был сооружен Северо-Крымский канал, который эксплуатируется уже 40 лет, построены системы централизованного водоснабжения в Кировском, Ленинском и Раздольненском районах, а также было начато строительство Черноморского группового водопровода.
Система Северо-Крымского канала отличается значительной энергоемкостью и сложностью и включает в себя как сам канал протяженностью более 350 км, так и межхозяйственную мелиоративную сеть протяженностью более 1540 км, 364 насосных станции, 9 наливных водохранилищ объемом свыше 150 млн куб. м, 357 тыс. га орошаемых земель и 187 тыс. га дренажа.
Днепровская вода подается для орошения сельскохозяйственных культур, водоснабжения городов Симферополя, Керчи, Феодосии, Судака, а также сельских населенных пунктов Ленинского района.
По сравнению с 1990 годом объем использованной воды в Автономной Республике Крым сократился на 61 процент, при этом объемы потерь воды при транспортировке практически не изменились вследствие износа межхозяйственной и внутрихозяйственной оросительной сети.
Снижается эффективность работы очистных сооружений. Удельный вес нормативно очищенных вод в объеме сточных вод, которые проходят очистку, уменьшился с 65 до 55 процентов, а загруженность очистных сооружений - соответственно с 61 до 37 процентов.
Современные валовые потребности автономии в воде составляют около 2 млрд куб. м в год. Они обеспечиваются водозабором из поверхностных водных источников местного значения (7 процентов), подземных горизонтов (7 процентов), моря (меньше 1 процента), Северо-Крымского канала (73 процента) и за счет систем оборотного водоснабжения (12 процентов).
В территориальной структуре водохозяйственного комплекса Автономной Республики Крым наибольший удельный вес водопользования в городах Симферополе, Севастополе, Алуште, Джанкое, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Саках, Феодосии и Ялте. Здесь сосредоточено 92 процента хозяйственно-бытового и 85 процентов производственного водопользования.
Наибольший удельный вес в отраслевой структуре водопользования сосредоточен в сельском хозяйстве, которое на протяжении последнего десятилетия потребляет 70-80 процентов от общего объема использованной воды.
2. Коммунальное хозяйство.
Особенностью отрасли является потребность в воде высокого качества. С функционированием мощного рекреационного комплекса связан резко выраженный сезонный характер хозяйственно-питьевого водоснабжения. В теплый, как правило, маловодный период года, когда количество населения увеличивается, курортные города и поселки Крыма испытывают недостаток воды.
Практически во всех городах и поселках существуют проблемы с питьевым водоснабжением, водоотведением и очисткой канализационных стоков. А в сельской местности этот вопрос стоит особо остро. Так, централизованное водоснабжение в сельской местности имеют только 80 процентов жителей, а в некоторых районах - не более 60 процентов.
За последние годы объем подачи питьевой воды сельским потребителям сократился почти в 5 раз. Это обусловлено отсутствием достаточного количества воды, изношенностью систем водоснабжения, а также дефицитом средств на оплату услуг по подаче воды.
В итоге это приводит к дестабилизации водоснабжения населения.
Большинство канализационных сетей и сооружений, предназначенных для очистки хозяйственно-бытовых стоков сельских населенных пунктов, работают неэффективно.
Наиболее критическое положение с водоснабжением в Раздольненском, Черноморском, Ленинском, Кировском и Белогорском районах.
Так, в Раздольненском и Ленинском районах жители сельских населенных пунктов пользуются привозной и высокоминерализованной некачественной водой из подземных источников.
Не менее сложная обстановка с водоснабжением и в селах, где используются местные водоисточники - артезианские скважины.
Так, из 1445 артезианских скважин, расположенных в сельских населенных пунктах, в 1082 скважинах вода пригодна для хозяйственно-питьевых нужд, а 514 скважин нуждаются в ремонте.
3. Промышленность.
Использование воды в 2003 году в промышленном производстве по сравнению с 1990 годом сократилось почти в 7 раз, потери воды при транспортировке - в 1,3 раза, объем воды, привлеченной в оборотные системы, - в 2 раза, объем использования морской воды - почти в 6 раз, сброс загрязненных сточных вод - более чем в 10 раз.
В отраслевой структуре промышленного водопользования наибольший удельный вес принадлежит химической промышленности (60 процентов), на пищевую отрасль приходится 14 процентов, теплоэнергетику - 13 процентов.
Промышленными предприятиями сбрасывается 10,8 млн куб. м сточных вод, из них 19 процентов загрязненные.
С развитием промышленного производства прогнозируется увеличение общих потребностей в воде, которые в 2015 году составят 63 млн куб. м (Приложение 1).
4. Сельское хозяйство.
По объему воды, которая забирается из водных источников, и по безвозвратному водопотреблению агропромышленный комплекс является наиболее водоемкой отраслью народного хозяйства Крыма.
За последнее десятилетие в сельском хозяйстве произошло существенное уменьшение водопотребления. По сравнению с 1990 годом водозабор сократился в 2,1 раза, потери при транспортировке воды - в 1,6 раза.
В перспективе до 2015 года орошаемое земледелие останется наибольшим потребителем воды. Прогнозируется увеличение объемов забора воды на орошение до 1230 млн куб. м.
Раздел IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ, ОХРАНОЙ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Стратегическая цель - обеспечение бассейновой
сбалансированности развития водного хозяйства, охраны вод и
воспроизводства водных ресурсов на основе согласованности и
управленческих действий субъектов водопользования по бассейновому
принципу.
Раздел V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Предполагается два этапа реализации Программы.
Первый этап (до 2010 г.) - реализация первоочередных мероприятий, направленных на защиту территорий и населенных пунктов от вредного действия вод, реконструкцию систем водоснабжения в сельской местности, оросительных сетей, совершенствование организационных, экологических и экономических основ управления водным хозяйством.
Второй этап (2011-2015 гг.) - продолжение реализации приоритетных проектов и мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов, реализации мероприятий по предупреждению аварийного состояния защитных гидротехнических сооружений на водных объектах, восстановлению и улучшению технического состояния мелиоративных систем, приведению экологического и ресурсного состояния водных объектов в соответствие с требованиями водного законодательства.
Совет министров Автономной Республики Крым осуществляет мониторинг выполнения Программы, о результатах информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым в установленном законодательством порядке.
Раздел VI. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1. Организационное обеспечение Программы.
Республиканские органы исполнительной власти, районные государственные администрации, исполнительные комитеты городских, поселковых и сельских советов, предприятия и организации независимо от их подчинения и формы собственности осуществляют взаимодействие в вопросах выполнения мероприятий Программы.
2. Финансовое обеспечение Программы.
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также других источников финансирования, в том числе средств субъектов водохозяйственного комплекса, грантов международных организаций, средств международных программ и т.д.
Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных
Программой, приведены в Приложении 2.
3. Научное обеспечение Программы.
Для научного обеспечения реализации Программы предполагается проведение научных исследований по разработке и внедрению мероприятий, обеспечивающих рациональное использование, охрану и воспроизводство водных ресурсов в Автономной Республике Крым.
Раздел VII. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ, КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УЧАСТИЕ
ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
С целью содействия развитию системы экологического воспитания, образования, информирования населения, участия общественности в решении проблем развития водного хозяйства в автономии, подготовки профессиональных кадров и формирования экологического сознания и культуры специалистов водного хозяйства необходимо:
повышение квалификации кадров управления водным хозяйством, специалистов всех сфер деятельности по использованию, охране вод и воспроизводству водных ресурсов;
повышение уровня экологической культуры и сознания граждан в вопросах экологически безопасного землепользования в водосборных бассейнах, использование водных объектов в соответствии с правовыми и экономическими способами регулирования водохозяйственной и водоохранной деятельности, создание информационного и методического центра;
привлечение средств массовой информации к оперативному информированию населения о проблемах водного хозяйства, экологического оздоровления бассейнов рек, вопросах бережного отношения к природе, повышение уровня экологической информированности общественности, обеспечение распространения информации о целях, задачах и ходе реализации мероприятий Программы;
привлечение негосударственных и общественных организаций к участию в мероприятиях по рациональному использованию и охране водных ресурсов и улучшению экологического состояния бассейнов рек;
организация конкурсов по разработке водосберегающих, энергосберегающих технологий и сохранности природных водных источников;
организация ежегодных публикаций в периодической печати об использовании и экологическом состоянии водных объектов и ресурсов автономии, расширение выпуска научно-популярной и другой литературы, научно-познавательных теле- и радиопрограмм по данным вопросам;
поддержка природоохранных акций по защите и сохранению водных объектов;
содействие доступу неправительственных организаций к информации и привлечение общественности к совместной работе с местными органами власти, научными организациями и субъектами хозяйственной деятельности с целью решения вопросов рационального использования, охраны водных ресурсов и улучшения экологического состояния бассейнов рек в Автономной Республике Крым.
Раздел VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы даст возможность:
обеспечить сбалансированность процессов использования и воспроизводства водных ресурсов, уменьшить отрицательные последствия вредного действия вод;
улучшить социальные условия жизни населения;
улучшить обеспечение потребностей автономии в водных ресурсах, в том числе потребностей населения в качественной питьевой воде;
уменьшить сбросы загрязненных стоков в водные объекты;
оптимизировать структуру орошаемых земель, достичь надежного функционирования гидромелиоративного комплекса, повысить его роль в продовольственной безопасности автономии и государства;
сохранить водоресурсные способности источников и улучшить состояние природной среды, а также создать условия для устойчивого развития водохозяйственного комплекса.
Приложение 1
к Программе развития
водного хозяйства
Автономной Республики Крым
на период до 2015 года
Таблица 1. Прогноз использования воды в коммунальном
хозяйстве Автономной Республики Крым
-----------------------------------------------------------------
Показатели | Факт., | Прогноз
(единицы измерения) | 2003 г.|---------------------------
| | 01.01.10 | 01.01.15
-----------------------------------------------------------------
Общий объем потребности в 185,1 203,6 212,9
воде, которая используется
для хозяйственно-питьевых
целей местного населения и
отдыхающих (млн куб. м)
Потери воды в коммунальных 68,12 61,6 57,3
водопроводах (млн куб. м)
Общая водоподача для нужд 253,22 265,2 270,2
коммунального хозяйства
(млн куб. м)
Таблица 2. Прогноз использования воды в промышленности
Автономной Республики Крым
-----------------------------------------------------------------
Показатели | Факт., | Прогноз
(единицы измерения) | 2003 г.|---------------------------
| | 01.01.10 | 01.01.15
-----------------------------------------------------------------
Общий забор свежей воды для 34,17 54,85 62,77
нужд промышленности
(млн куб. м)
из них:
использовано - всего 30,91 47,45 54,97
в т. ч.:
из поверхностных пресных 19,95 28,85 31,37
источников
из подземной воды 4,86 8,6 8,6
из морской воды 6,1 10,0 15,0
из них на производствен- 27,8 29,0 31,37
ные нужды
потери при транспортировке 3,26 7,4 7,8
Таблица 3. Прогноз использования воды в сельском хозяйстве
Автономной Республики Крым
-----------------------------------------------------------------
Показатели | Факт., | Прогноз
(единицы измерения) | 2003 г.|---------------------------
| | 01.01.10 | 01.01.15
-----------------------------------------------------------------
Использовано - всего 623,3 681,3 712,3
(млн куб. м)
в т. ч.:
орошение:
площадь орошаемых земель 401,5 404,7 410,6
(тыс. га)
объем потребности в воде 574,7 633,9 662,9
(млн куб. м)
сельхозводоснабжение:
объем потребности в воде 27,1 23,7 24,7
(млн куб. м)
рыбное хозяйство:
объем потребности в воде 21,5* 23,7 24,7
(млн куб. м)
Потери воды при транспорти- 452,6 494,9 517,4
ровке (млн куб. м)
Водоподача для нужд 1075,9 1176,2 1229,7
сельского хозяйства -
всего (млн куб. м)
__________________
* Из общего объема воды, использованной в рыбном хозяйстве, 11,39 млн куб. м составляют сточные воды с рисовых севооборотов.
Приложение 2
к Программе развития
водного хозяйства
Автономной Республики Крым
на период до 2015 года
Таблица 1. Объемы финансирования организационно-технических
мероприятий по защите населенных пунктов и
сельскохозяйственных угодий в Автономной
Республике Крым от вредного действия вод
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
N |Мероприятия, источники | Ед. | 2005-2010 годы |2011-2015|2005-2015
п/п| финансирования | измер. |-------------------------------------------------| годы | годы
| | | 2005 |2006 |2007 | 2008 | 2009 | 2010 |2005-2010| |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Ликвидация подтопления, км 0,25 3,3 3,3 12,0 13,5 20,0 52,35 150,0 202,35
возникшего вследствие
изменения гидрологичес-
кого режима млн грн 0,015 0,2 0,2 0,7 0,81 1,19 3,115 9,0 12,115
2. Очистка от заиления км 9,4 7,0 7,0 10,5 10,5 17,5 61,9 200,0 261,9
русел рек млн грн 0,135 0,1 0,1 0,15 0,15 0,25 0,885 4,0 4,885
3. Нарезка и восстановле- нас. п. 6 6 12 12 15 20 71 206 277
ние кюветов для
организованного отвода

................
Перейти до повного тексту