1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2010, N 12, ч.1, ст. 1012 )
В соответствии со статьей 3 Закона Украины "О стимулировании развития регионов" , в целях формирования условий для обеспечения сбалансированного, динамичного социально-экономического, экологического развития Автономной Республики Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым
постановляет:
1. Утвердить Стратегию экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. Совместно с постоянными комиссиями Верховной Рады Автономной Республики Крым принять меры по выполнению Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы.
2.2. Обеспечить разработку ежегодных программ экономического и социального развития Автономной Республики Крым в соответствии с положениями Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, целями, задачами и мероприятиями республиканских целевых программ.
3. Органам исполнительной власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления и районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым при разработке и утверждении стратегических и программных документов учитывать положения Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Настоящее Постановление вводится в действие со дня принятия.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым
В. КОНСТАНТИНОВ
г. Симферополь,
22 декабря 2010 года
№ 121-6/10
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
22.12.2010 № 121-6/10
СТРАТЕГИЯ
экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение поручения Президента Украины Януковича В.Ф. от 12 августа 2010 года.
Нормативно-правовой базой для разработки Стратегии стали Конституция Украины , Конституция Автономной Республики Крым , законы Украины "О местном самоуправлении в Украине" , "О местных государственных администрациях" , "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" , "О стимулировании развития регионов" , постановления Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года № 621 "О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета", от 21 июля 2006 года № 1001 "Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года", приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 29 июля 2002 года № 224 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию региональных стратегий развития".
Необходимость разработки Стратегии вызвана отрицательными тенденциями социально-экономического развития Автономной Республики Крым, прогнозируемым снижением социальной эффективности, неэффективностью территориальной структуры экономики, углублением диспропорций между территориями полуострова и в целом низкой конкурентоспособностью экономики Автономной Республики Крым. Несмотря на значительный природный, экономический, научный и кадровый потенциал, автономия входит в число регионов с относительно невысоким уровнем регионального производства и высокой территориальной неравномерностью развития.
Решение накапливающихся проблем требует системного подхода, который позволил бы предотвратить усиление структурных диспропорций, достичь сбалансированности развития экономики Автономной Республики Крым как составляющей народнохозяйственного комплекса Украины, устойчивого роста благосостояния населения региона на основе максимально эффективного комплексного использования его конкурентных преимуществ.
Стратегия определяет пути преодоления кризисных тенденций и отставания в социально-экономическом развитии Автономной Республики Крым с перспективой преобразования автономии в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.
Стратегия обосновывает стратегические приоритеты социально-экономического развития полуострова на основе анализа современных тенденций, выявления проблем и угроз развитию Автономной Республики Крым; определяет цели, задачи и инструменты их реализации, определяет этапы реализации.
Стратегия учитывает внутрирегиональную специализацию территорий полуострова и направлена на преодоление чрезмерного разрыва между территориями путем активизации точек роста в менее развитых регионах, формирования интегрированных экономических структур на кластерной основе.
Вследствие реализации Стратегии к 2020 году ожидается увеличение валового регионального продукта республики в 1,8 раза по сравнению с 2010 годом, производительности труда - в 1,8 раза, заработной платы наемных работников - в 2,4 раза, инвестиций в основной капитал - в 3,8 раза.
Принятие Стратегии позволит достичь существенного улучшения инвестиционного климата в регионе, повышения эффективности государственной политики регионального развития, действенной координации усилий отраслевых министерств и ведомств, местного самоуправления территорий республики.
После утверждения Верховной Радой Автономной Республики Крым Стратегия должна быть конкретизирована в виде плана ее реализации, в ежегодных программах экономического и социального развития Автономной Республики Крым, целевых и отраслевых программах и проектах развития региона. Принятие Стратегии станет фундаментом для заключения соглашения о региональном развитии Автономной Республики Крым между Верховной Радой Автономной Республики Крым и Кабинетом Министров Украины, финансирование в рамках которого будет способствовать решению актуальных проблем развития Крыма.
РАЗДЕЛ II
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
1. Автономная Республика Крым (далее - АРК) - уникальный регион Украины, в котором соединены мощный природно-климатический и производственно-технологический потенциалы.
АРК входит в число регионов с относительно невысоким уровнем производства валового регионального продукта на одного человека населения. В 2007 году этот показатель был на уровне 10574,0 грн. (среднее значение по Украине - 15496,0 грн.; минимальное - 7369,0 грн. - в Черновицкой области, максимальное - 49795,0 грн. - в г. Киеве), занимая 15-е место среди регионов страны.
Индекс валового регионального продукта АРК в 2009 году составил 89,4%. Падение валового регионального продукта АРК в 2009 году было меньше, чем в целом по Украине. По темпам падения валового регионального продукта республика находилась на четвертом месте после Тернопольской, Херсонской и Николаевской областей.
В структуре валовой добавленной стоимости в АРК доля услуг составляет больше половины - 65,9%, что на 9,5 п. п. выше, чем в среднем по Украине (56,4%), на производственную сферу приходится 34,1% (промышленность - 18,4%, сельское хозяйство - 8,7%, строительство - 6,5%, рыбное хозяйство - 0,5%).
2. Одним из наиболее весомых преимуществ Крыма является его геополитическое и геоэкономическое положение, которое возлагает на республику ответственную миссию представительства Украины в Черноморском регионе. Крым расположен на пересечении дорог между Европой и Азией: важные железнодорожные и автомобильные магистрали, морские и авиапорты обусловливают выгодные условия для внешнеэкономического сотрудничества АРК с соседними странами. Существенным фактором региональной конкурентоспособности крымской экономики является естественно-культурный комплекс Крыма: уникальное географическое положение (длина береговой линии составляет 1120 км, из них пляжи - 517 км), разнообразный ландшафт, благоприятный климат, богатство природного потенциала (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), историко-культурный потенциал (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), рекреационный потенциал (100 месторождений минеральных вод, 22 месторождения лечебных грязей).
3. Внутрирегиональная экономическая специализация АРК определяется спецификой размещения продуктивных сил полуострова, в пределах чего выделяются следующие специализированные субрегионы:
рекреационные субрегионы (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки - около 50% рекреационных учреждений АРК, 60% койко-мест, около 75% оздоравливаемых на территории республики граждан);
сельскохозяйственные субрегионы (Красногвардейский, Джанкойский, Симферопольский районы - 62% произведенной сельхозпродукции АРК);
промышленные субрегионы (г. Симферополь, г. Красноперекопск, г. Армянск, г. Керчь, г. Феодосия - совокупно свыше 60% объема промышленной продукции АРК и около 80% экспорта товаров и услуг);
транспортные центры (железнодорожные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Феодосия, г. Керчь; автомобильные - г. Красноперекопск, г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; воздушные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; морские - пгт Черноморское, г. Евпатория, г. Ялта, г. Феодосия, г. Керчь).
4. Неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий АРК, а также их экономическая специализация и уровень развития инфраструктуры стали причиной диспропорциональности внутрирегионального развития полуострова. В целом с учетом показателей социально-экономического развития, а также существующего природно-ресурсного, производственного, демографического, социального, экологического потенциала административные территории Крыма разделяются следующим образом (Таблица).
Таблица
Группирование территорий АРК по достигнутому уровню развития и имеющемуся потенциалу
Уровень социально-экономического развития Имеющийся потенциал
высокий средний низкий
Высокий г. Ялта, г. Алушта, г. Феодосия г. Судак
Средний Симферопольский р-н,
Сакский р-н,
г. Симферополь,
г. Евпатория
Красногвардейский р-н,
Джанкойский р-н,
Красноперекопский р-н,
Кировский р-н,
Советский р-н,
Черноморский р-н,
г. Керчь
Первомайский р-н,
Раздольненский р-н
Низкий Бахчисарайский р-н Ленинский р-н Белогорский р-н, Нижнегорский р-н
Наличие территорий с разным уровнем развития является причиной их дальнейшей сегрегации вследствие активного перераспределения ресурсов в пользу крупных городов и мощных экономических центров, углубляя отсталость остальных территорий и усиливая монофункциональность малых населенных пунктов. Разница в потенциалах приводит к большим разрывам в уровне социального развития территорий, что, в свою очередь, усиливает миграционные процессы и ухудшает демографический потенциал менее развитых субрегионов.
Разнообразие направлений экономической специализации АРК создает предпосылки для стабильного экономического, социально ориентированного развития региона, однако порождает и проблемы, связанные с определением его адекватного места во внутриукраинском и международном разделении труда.
5. Анализ динамики показателей социально-экономического развития АРК в условиях отраслевой специализации региона, которая сложилась в последние десятилетия, позволяет выделить ряд следующих системных проблем социально-экономического комплекса республики:
5.1. Неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристическо-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий АРК определяет их специализацию и разделение по функциональным признакам на рекреационные, промышленные и аграрные субрегионы, что неизбежно усиливает диспропорциональность социально-экономического развития в пределах АРК. Происходит активное перераспределение ресурсов в пользу крупных городов и мощных локальных монофункциональных экономических центров. Растущая диспропорциональность социально-экономического развития территорий полуострова усиливается экономической отсталостью проблемных субрегионов, обусловливает дотационность бюджетов и обостряет социальную ситуацию на территории большинства административно-территориальных единиц АРК.
5.2. Конкурентоспособность санаторно-курортного и туристического комплексов (далее - СКТК) АРК по сравнению с панъевропейскими зонами отдыха, туризма и реабилитации неуклонно падает. Неорганизованность и тенизация СКТК, которые приводят к неудовлетворительному качеству туристических, сопутствующих услуг и нерациональному использованию рекреационного потенциала республики, низкому уровню развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания рекреантов, неудовлетворительное эколого-санитарное состояние курортов, нерациональное и неэффективное использование земель рекреационного назначения и природных лечебных ресурсов региона угрожают снижением статуса полуострова как современного, высокоэффективного, конкурентоспособного рекреационного комплекса общегосударственного и международного значения. Конкурентные позиции Крыма по сравнению с ближайшими зарубежными курортными зонами дополнительно ухудшает нерациональное соотношение между качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг и агрессивной ценовой политикой (ориентированной исключительно на рост цен) со стороны представителей данных зон.
5.3. Конкурентоспособность промышленного комплекса Автономной Республики Крым ограничена ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевого направления (химическая), монопольного положения предприятий на локальных (местных) рынках (перерабатывающая, пищевая промышленность); преимуществ геополитического расположения Крыма и наличия Черноморского флота Российской Федерации как целевого потребителя продукции машиностроения (судостроения); гарантированного спроса теневого сектора рекреационных услуг и домашних хозяйств на строительные услуги и материалы и т. п. Ситуацию усложняют устаревшая материально-техническая база, высокий уровень изношенности основных производственных фондов и устаревшие технологии; высокие показатели энерго- и ресурсоемкости промышленного производства; доминирование производства сырья, полуфабрикатов и продукции промежуточного потребления; низкий уровень товарной диверсификации промышленного производства. Неудовлетворительным остается уровень внедрения энергосберегающих технологий, технологических инноваций и мер по экологизации производства на промышленных предприятиях АРК.
5.4. Значительными являются противоречия между развитием промышленности, вызывающим загрязнение окружающей природной среды, и развитием СКТК и сельскохозяйственного комплекса, требующими соблюдения чистоты окружающей природной среды, обусловленные применением в промышленности экологически агрессивных, устаревших и ресурсоемких производств, которые усиливают антропогенное влияние на окружающую среду и выводят земли из сельскохозяйственного и рекреационного использования, а также диспропорциями развития промышленного комплекса, которые заключаются в повышенном удельном весе производств добывающей, химической и машиностроительной отраслей.
5.5. Высоким является уровень энергозависимости экономики АРК, что обусловлено удаленностью региона от центров энергоснабжения Украины и значительными потерями в сетях при передаче электроэнергии, истощением существующих месторождений топливно-энергетических ископаемых и малоинтенсивным освоением углеводородных ресурсов, разработкой новых залежей на шельфе Черного и Азовского морей, недостаточным использованием промышленной переработки отходов и "экологической" энергетики.
5.6. Сельскохозяйственный комплекс ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных внутренних рынков, которые обслуживают СКТК. В краткосрочном периоде сезонные ценовые всплески на сельскохозяйственную продукцию обеспечивают ее производителям и сбытовой сети высокие уровни прибыли, что в средне- и долгосрочном периоде усиливает диспропорциональность сельскохозяйственного производства. Несоответствие отраслевой структуры сельского хозяйства агроклиматическим предпосылкам его специализации в пределах Украины препятствует эффективному использованию природного биопотенциала республики, который позволяет развивать конкурентоспособное сельскохозяйственное производство для обеспечения жителей полуострова и рекреантов экологически чистой продукцией. Ситуацию усложняют увеличение импорта сельскохозяйственной продукции и слабая экспортная ориентация сельскохозяйственного производства; низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции отечественного производства и ее несоответствие международным стандартам качества; отсутствие современной инфраструктуры аграрного рынка; неэффективное использование орошаемых земель; низкая инвестиционная привлекательность и неудовлетворительное состояние внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве; систематические нарушения земельного законодательства и злоупотребления в сфере земельных отношений.
5.7. Недостаточно эффективно используются транзитный и транспортный потенциалы АРК в общемировом (межконтинентальном), региональном (межгосударственном) и внутреннем (региональном) масштабах, что обусловлено невысокой пропускной способностью морских портов, железнодорожных сетей, неразвитостью системы международных транспортных коридоров, несоответствием транспортно-эксплуатационных характеристик дорог современным требованиям, высоким уровнем изношенности основных производственных фондов, в первую очередь подвижного состава, чрезмерной ориентацией транспортного комплекса региона на обеспечение межрегиональных и международных перевозок (что составляет до 80% общего объема транспортных услуг) и т. п. Отмеченные проблемы могут стать помехой на пути реализации стратегических преимуществ Крыма как одного из транзитно-транспортных центров Черноморского региона, усиливают транспортно-коммуникационную изолированность отдельных территорий полуострова, усложняют процессы формирования интегрированного внутреннего рынка АРК на основе оптимизации транспортно-логистических схем, тормозят реализацию экспортного потенциала АРК.
5.8. Низкий уровень эффективной реализации существующего экономического потенциала, ориентация на замкнутость и самодостаточность локального (местного) производства тормозят развитие внутреннего рынка АРК и ограничивают экспортную ориентированность региональной экономики. Ослабленность межрегиональных промышленно-кооперационных связей в республике и с регионами Украины приводит к концентрации ограниченных местных ресурсов в локальных центрах экономического роста.
5.9. Несовершенство системы межбюджетных отношений, прежде всего, централизация финансовых ресурсов и отсутствие у органов местной власти необходимых стимулов к активности в реализации фискального потенциала региона, отсутствие фискально значимых налогов местного уровня обусловливают низкую заинтересованность органов местной власти в формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе и активизации экономической деятельности, слабый фискальный эффект от активного притока финансовых ресурсов в АРК и сохранение бюджетной дотационности региона, неурегулированность межбюджетных взаимоотношений бюджета АРК с Государственным бюджетом Украины .
5.10. Отрицательные тенденции демографического и социального развития АРК обусловлены отрицательным природным и положительным миграционным приростом населения (прежде всего в курортных городах); ухудшением демографического положения сельскохозяйственных территорий и упадком социально-культурной сферы в сельской местности; высоким уровнем трудового миграционного прироста в промышленных городах и регионах; увеличением удельного веса пенсионеров (свыше 23% населения Крыма), что усиливает демографическую нагрузку на лиц трудоспособного возраста.
5.11. Характерными для Автономной Республики Крым остаются значительные территориальные диспропорции уровня и качества жизни населения между городами и сельской местностью, между курортными территориями Южного берега Крыма и проблемными районами Присивашья. Дисбалансы рынков труда республики усиливаются сезонным характером занятости, прежде всего на предприятиях СКТК, распространением теневой и непродуктивной занятости (в сфере строительства, транспортного сообщения, СКТК, торговли, отдельных подотраслей пищевой промышленности). Сложность задач репатриации и реинтеграции депортированных народов (которые составляют около 13% общей численности населения Крыма) выходит за пределы возможностей и компетенции властей АРК и нуждается в активной государственной поддержке.
5.12. Усложняется экологическая ситуация, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма: нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал АРК - рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.); отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Не системными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения данных территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.
6. Особенности геостратегического статуса Черноморского региона, его определяющая роль в вопросах поддержания стабильности и безопасности, беспрепятственного транзита энергоносителей, обеспечение внешнеэкономических коммуникаций обусловливают, с одной стороны, высокий потенциал регионального развития, а с другой, - высокие риски, связанные со стремлением наиболее влиятельных государств мира контролировать черноморское пространство.
7. Перечисленные проблемы формируются на фоне значительной активизации экономического развития стран Черноморского региона. Дополнительные трудности в реализации стратегических целей Крыма создают риски, которые являются производными от геоэкономических процессов в Черноморском регионе:
7.1. Доминантой экономического развития региона является растущая конкуренция между черноморскими странами. Санаторно-курортный и туристический, транспортно-логистический и сельскохозяйственный секторы экономики, признанные ключевыми для Крыма, определены как приоритетные сферы развития во всех странах Черноморского региона. Таким образом, социально-экономическое развитие АРК будет происходить в условиях жесткой конкуренции - за инвестиции, транзитные функции, товарные потоки, рынки сбыта.
7.2. Нехватка ресурсов и неравномерность экономического развития, конфликты и влияние третьих стран станут препятствием для черноморских государств в использовании синергии экономического сотрудничества, многостороннее сотрудничество в регионе будет рассматриваться как вторичное на фоне отношений черноморских стран с Европейским Союзом. Таким образом, сотрудничество АРК в рамках черноморского макрорегиона должно быть совместимо с форматом отношений стран макрорегиона с ЕС.
8. Стратегия призвана создать благоприятные условия для последовательного разрешения приведенных выше противоречий.
РАЗДЕЛ III
ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Глава 1. "Инерционный" сценарий: сохранение "status quo"
1."Инерционный" сценарий развития АРК предполагает использование имеющегося в регионе санаторно-курортного, туристического, аграрного, промышленного, транспортного, транзитного, ресурсного потенциалов на основании экстенсивного типа экономического роста, инерционным путем, при сохранении "status quo" в структуре экономики и факторах ее развития. При таком сценарии меры государственного управления в отношении развития АРК будут сориентированы на улаживание конфликтов и устранение отрицательных социальных последствий кризисных ситуаций, возникающих вследствие консервации хронических проблем развития АРК.
2."Инерционный" сценарий развития АРК будет сопровождаться нарастанием системных рисков, отрицательные последствия воздействия которых в долгосрочном периоде будут неуклонно усиливаться, среди них:
2.1. Перекладывание финансовых обязательств по решению основных социально-экономических проблем регионального развития на государство. При этом увеличивается риск конфликта по линии "Центр - регион", создаются предпосылки для формирования патерналистских ожиданий и распространения политических спекуляций относительно игнорирования правительством Украины экономических интересов АРК.
2.2. Консервация экстенсивного типа развития системы рекреационных услуг, рост антропогенной нагрузки, снижение качества услуг при одновременном сохранении агрессивной ценовой политики и отсутствии прогресса в диверсификации пакета рекреационно-туристических услуг. Это вызовет уменьшение заинтересованности и спроса потребителей на рекреационно-туристические услуги полуострова и ускорит отток как отечественных, так и иностранных туристов и рекреантов (в первую очередь из стран СНГ и Российской Федерации) на другие курорты Черноморского региона и мира в целом.
2.3. Усиление несоответствия между функциями и имиджем рекреационного региона и наличием вредных производств со значительной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду. Ухудшение экологической ситуации вследствие сохранения экстенсивного типа хозяйствования увеличит риск потери Крымом имиджа и статуса "оздоровительного центра Украины", а в долгосрочном периоде будет способствовать нарастанию на территории республики рисков чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера.
2.4. Нарастание территориальных диспропорций в развитии АРК, повышение показателей развития рекреационных зон и промышленных территорий и упадок аграрных районов. Доминирование на территории республики замкнутых центров экономической активности рекреационно-туристического комплекса - административного центра (г. Симферополь) и нескольких крупных городов побережья Крыма (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки) - вызовет отраслевую и территориальную переориентацию инвестиционных потоков в пользу локальных монофункциональных центров развития и "точечных" рекреационно-туристических проектов. Инвестиционные возможности других регионов Крыма (промышленных и аграрных) будут ограничены, что обусловит их депрессивность и обострит социальные проблемы (безработицу, падение показателей уровня жизни населения на местах и т. п.).
3. Согласно прогнозу экономического и социального развития АРК до 2020 года, подготовленному Национальным институтом стратегических исследований, при сохранении "status quo" ожидается устойчивое снижение эффективности социально-экономического развития республики. На фоне вероятного незначительного роста производительности труда и относительно высоких показателей экономического роста ожидаются ухудшение показателей социального развития и уровня жизни, повышение уровня тенизации экономики. При более высоких показателях развития СКТК эффективность промышленности, сельского хозяйства, строительства будет демонстрировать тенденцию к снижению.
4. Риски развития "инерционного" сценария - потеря управляемости социально-экономическим комплексом, угрозы экологических и техногенных катастроф, неадекватность государственных финансов возрастающему уровню социальной нагрузки на бюджет республики, нарастание процессов экономической и социальной стагнации, усиление этнонациональной конфликтогенности в Крыму, ослабление межрегиональных производственно-кооперационных связей между АРК и другими регионами Украины, что может спровоцировать усиление хозяйственной оторванности экономики АРК от экономики Украины.
Глава 2. "Мобилизационный" сценарий: ставка на внешние источники развития
1. При "мобилизационном" сценарии ориентация на мобилизацию потенциала административно-управленческой вертикали способствует целеустремленной концентрации финансовой выгоды от природных ресурсов и геостратегического положения АРК, перераспределяя ее в пользу определенных приоритетных направлений в режиме "ручного управления". Эта модель привлекательна тем, что не нуждается в сложной и политически отягощающей реорганизации государственного аппарата, позволяет эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал и отработанную культуру государственного управления. "Мобилизационный" сценарий эффективен в качестве антикризисной тактики и создает иллюзию достижения необходимого устойчивого результата при минимальных затратах времени и ресурсов.
2. Вместе с тем концентрация на целях антикризисного менеджмента, отказ от формирования посткризисной модели устойчивого развития, попытки оптимизации сложившейся модели экономического и социально-политического развития, отказ от политики, направленной на изменение и повышение статуса АРК в системе регионального и общенационального разделения труда, переориентация инвестиционных потоков в секторы, имеющие исключительно краткосрочную и среднесрочную отдачу, не дают адекватного ответа на вызовы, с которыми сталкивается АРК.
3. Риск развития "мобилизационного" сценария - свертывание экономической инициативы и активности на уровне территориальных громад городов, сел и районов АРК. Финансово-экономической отдачи от мер механической консолидации и концентрации хозяйственно-ресурсного потенциала будет недостаточно для осуществления экономического прорыва и преодоления экономического отставания, приостановки процессов декапитализации, деградации экономической и социальной инфраструктуры, отставания международной конкурентоспособности экономического комплекса республики. Будет усиливаться секторальная зависимость от внешних инвесторов и транснациональных корпораций, возникнет риск превращения экономики республики в объект внешнего управления со стороны крупных геоэкономических сил.
Глава 3. "Модернизационный" сценарий: успешный Крым в успешной Украине
1. "Модернизационный" сценарий предусматривает реализацию Стратегии с учетом закономерностей посткризисного развития мировой экономики.
2. "Модернизационный" сценарий базируется на эффективном использовании существующего в АРК ресурсного потенциала на принципах интенсивного типа экономического роста. В частности предполагается, что будут реализованы шаги, направленные на повышение конкурентоспособности экономики АРК на основе инновационно-инвестиционной модели экономики, социально сбалансированной и экологически-ориентированной политики опережающего развития, создание на территории АРК комфортной и безопасной среды для проживания человека.
Реализация сценария предполагает осознание ограниченной эффективности сугубо государственных инструментов политики развития в современном открытом рыночном обществе и признание, что социально-экономическое развитие Крыма - результат совместных действий органов государственного управления, бизнеса и громад. Ориентиром должно стать создание условий для предпринимательской активности граждан, инновационного развития и достижения нового качества жизни в республике.
3. Приоритетами развития АРК в рамках "модернизационного" сценария станут:
социально ориентированный, экологически безопасный экономический рост, устойчивость которого базируется на эффективном использовании всех видов имеющегося регионального территориального потенциала;
повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса АРК, эффективно "встроенного" в систему национального и международного геоэкономического пространства и разделения труда;
достижение нового качества экономического роста за счет перехода к инновационно-инвестиционной модели, внедрения наукоемких технологий, инноваций, других составляющих "экономики знаний";
ослабление территориальных диспропорций социально-экономического развития в пределах республики;
рациональное использование местного природно-ресурсного и энергетического потенциала, преимуществ геополитического и географического расположения Крыма;
опережающее развитие сфер и отраслей региональной экономики, создающих мультипликативный эффект и стимулирующих смежные производства.
4. В рамках "модернизационного" сценария развития должны происходить:
формирование новой региональной идентичности, комплиментарной и интегрированной в единое гуманитарное пространство страны под девизом "Успешный Крым в успешной Украине";
позиционирование АРК в качестве опоры стабильности и безопасности в регионе;
интенсивное внедрение современных моделей управления и реформирования экономики и среднесрочного бюджетного планирования;
создание новых региональных кластеров, которые обеспечат новое качество экономического роста и наращивание экспортного потенциала;
трансформация социальной и политической модели развития АРК, переориентация ее на цели и задачи, которые обеспечат социокультурную интеграцию, экономическое и социальное самообновление;
переориентация части туристских потоков, которые вели за пределы Украины, на курорты Крыма;
увеличение доходов сводного бюджета АРК;
наращивание потенциала сотрудничества и кооперации с регионами Украины и формирование оптимальной для АРК модели участия в общенациональной системе разделения труда;
реализация на территории республики проектов капитализации сравнительных конкурентных преимуществ Украины в Черноморском регионе, освоение АРК роли инициатора проектов, которые выводят Украину в пространство сотрудничества с новыми центрами экономического роста макрорегиона.
РАЗДЕЛ IV
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТРАТЕГИИ
1. Стратегической целью развития АРК является достижение устойчивого роста уровня и качества жизни крымчан на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов Украины в Черноморском регионе.
2. Крым 2020 года - это регион, который:
является новатором по внедрению управленческих, социальных и технологических инноваций, направленных на стратегию опережающего развития, социальную консолидацию и формирование новой региональной идентичности;
встал на путь экономического развития в качестве конкурентоспособного субъекта единого экономического пространства Украины и черноморского субрегиона;
гарантирует безопасность жизни и пространство для реализации профессионального, кадрового и творческого потенциала граждан;
создает комфортные условия для пребывания гостей региона - потребителей рекреационных услуг;
является гарантом развития диалога культур в черноморском макрорегионе, обеспечивает сохранение многообразия культур, сложившихся исторически, создает условия для их равноправного развития, взаимообогащения и межнационального согласия;
обеспечивает сохранение биоразнообразия в природе, экологическую безопасность окружающей среды;
занимает лидирующие позиции в сфере внедрения модели устойчивого развития;
способствует реализации международного транспортно-коммуникационного потенциала Украины в черноморском макрорегионе;
входит в группу высокоразвитых регионов Украины по качеству жизни и уровню социальных стандартов.
3. Достижение приведенного видения будущего Крыма будет осуществляться путем реализации комплекса интегральных стратегических целей:
3.1. Внедрение интенсивной модели экономического роста, в основе которой:
кардинальное улучшение системы государственного управления и введение программно-целевого метода в систему планирования и развития;
концентрация государственных капиталовложений на реализации общественно важных проектов в сфере коммунального хозяйства, водоснабжения, дорожного строительства, природоохранной деятельности и обеспечение экологической безопасности, что должно создать базовые условия для притока частных инвестиций в приоритетные отрасли крымской экономики;
реструктуризация экономики с целью увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью и формирование на протяжении 3-5 лет конкурентоспособных кластеров в санаторно-курортной и туристической областях, сельском хозяйстве и пищевой промышленности региона, в машиностроительной и судостроительной областях, энергетике и т. п.;
создание финансово-инвестиционной инфраструктуры и привлечение целевых инвестиций;
концентрация на инновациях, повышающих эффективность использования ресурсного и человеческого потенциала республики;
ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в т. ч. ориентированной на обслуживание туристских и экспортно-импортных потоков, что создаст предпосылки для реализации рекреационного и промышленного потенциала АРК и позволит ей занять соответствующее место в транспортно-логистической сети Черноморского региона;
развитие рынка земли.
3.2. Освоение потенциала межрегиональной кооперации - преобразование сотрудничества с другими регионами Украины в ключевой фактор динамизации экономического роста АРК:
реализация межрегиональных инфраструктурных проектов;
формирование межрегиональных кластеров, которые могут стать основой посткризисного роста;
инициация и продвижение программ сотрудничества с приднепровскими областями и областями Черноморско-Азовского побережья Украины;
3.3. Модернизация статуса АРК в международном разделении труда:
обретение статуса конкурентоспособного региона, который представляет Украину в Черноморском макрорегионе и является активным участником процессов, направленных на развитие эффективной модели региональной кооперации;
достижение международного признания за АРК статуса безопасного и инвестиционно привлекательного региона, которому свойственен невысокий уровень политических рисков;
позиционирование территории АРК в качестве "площадки", на которой базируются международные проекты и инициативы, направленные на развитие сотрудничества в гуманитарной сфере на принципах диалога культур и цивилизаций в Каспийско-Черноморском и Черноморско-Средиземноморском регионах.
3.4. Развитие Крыма как национального и международного центра туризма и рекреации - использование статуса национального центра рекреации в качестве "пропуска" на региональный и международный рынки туризма и рекреации. Формирование международных кластеров туризма и рекреации, инфраструктуры гостеприимности.
3.5. Обеспечение контролируемого и сбалансированного пространственного развития - выравнивание межрегиональных диспропорций, сбалансированное развитие за счет зонирования территорий и формирования локальных центров развития на кластерной основе, экологизации индустриальных районов и ревитализации территорий, не вовлеченных в хозяйственную деятельность.
3.6. Обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам (образованию, пенсионному обеспечению, медицинскому обслуживанию, административным услугам и т. п.), гарантирующего реализацию конституционных прав граждан Украины.
3.7. Обеспечение социальной консолидации и межнационального согласия, прав и свобод граждан, их интересов в сфере национальной культуры и равноправного развития государственного языка, русского, крымскотатарского и других национальных языков в АРК.
3.8. Обеспечение экологической безопасности - достижение европейских стандартов в сфере экологической безопасности, внедрение современных эколого-экономических режимов и зон природопользования, постепенный переход к самовоспроизводству природно-ресурсного потенциала.
4. Реализация приведенных стратегических целей будет осуществляться в рамках следующих направлений стратегии социально-экономического развития АРК:
4.1. Реформирование санаторно-курортного и туристического сектора экономики. Всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность, развития новых сегментов рынка рекреационных услуг, оптимизации структуры рекреационного комплекса, снижения его отрицательного воздействия на состояние окружающей среды и природных ресурсов региона.
4.2. Формирование агросектора ХХI века. Развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологий, способного обеспечить продовольственную безопасность населения и рекреантов и повысить экспортный потенциал традиционных отраслей региона, а также возродить социальную сферу села.
4.3. Модернизация отраслевой структуры промышленности. Создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности, снижения материало- и энергоемкости производства, обеспечения соблюдения экологических норм, максимально эффективного использования производственных мощностей, стабильное обеспечение АРК основными видами энергоресурсов.
4.4. Развитие транспортного потенциала. Достижение коммуникационной доступности каждого из населенных пунктов АРК, диверсификация транспортного обеспечения крымчан и гостей региона, развитие транзитного потенциала для грузовых и пассажирских перевозок.
4.5. Создание среды, благоприятной для жизни. Снижение уровня бедности, сокращение социальной дифференциации населения, развитие системы образования с целью формирования высокоэффективного человеческого капитала в регионе, развитие системы здравоохранения, создание комфортных условий для жизни путем реализации эффективной государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и защиты прав потребителей, обеспечения граждан доступным жильем, развития инженерной инфраструктуры, соблюдения общественной безопасности, удовлетворение культурно-образовательных потребностей представителей всех национальных сообществ, достижение европейских стандартов экологической безопасности.
РАЗДЕЛ V
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Глава 1. Реформирование санаторно-курортного и туристического сектора экономики АРК
1. Реформирование санаторно-курортного и туристического сектора экономики АРК имеет целью создание современной конкурентоспособной высокоэффективной туристическо-рекреационной отрасли общегосударственного и международного значения, восстановление статуса Крыма как современного санаторно-курортного и туристического хозяйственного центра.
2. Состояние и ресурсный потенциал.
АРК представляет собой уникальный природно-климатический, ресурсно-хозяйственный комплекс, одним из определяющих конкурентных преимуществ которого являются благоприятные условия для развития диверсифицированного санаторно-курортного и туристического сектора региональной экономики.
На территории АРК сконцентрировано около 30% всех туристическо-рекреационных ресурсов Украины. Главными рекреационными ресурсами региона являются: климатические ресурсы; пляжи (общая протяженность которых составляет 517 км); месторождения лечебных грязей (14 ед., запасы которых составляют около 25 млн. м3); источники минеральных вод (100 ед. и свыше 200 буровых скважин, вода которых имеет уникальный химический состав), а также бальнеологические ресурсы, используемые в настоящее время лишь на 3,5%.
В Крыму имеются минеральные источники различных типов: сульфатные, гидрокарбонатнокальциевые, хлоридно-сульфатные, хлоридно-гидрокарбонатно-натриевые и др., которые обладают ценными лечебными свойствами, однако осваиваются в небольших объемах (1000 м-3/сутки). При этом потенциальные возможности разведан­ных запасов минеральных вод (Евпаторийское, Сакское, Фео­досийское, Айвазовское и др. месторождения) составляют 20000 м-3/сутки.
На территории АРК насчитывается 154 объекта природно-заповедного фонда, общей площадью 146,2 тыс. га. Территории и объекты природно-заповедного фонда занимают 5,6% территории республики. К ним относятся 6 государственных заповедников, 29 заказников, 8 заповедных урочищ, пейзажные ресурсы (более 100 аттрактивных природных объектов, 69 памятников природы, более 170 ландшафтных объектов), спелеоресурсы (могут использоваться 160 пещер). Заповедная насыщенность ландшафтов Крыма гораздо выше средних аналогичных показателей в Украине и составляет 5,6% от общей площади территории, но ниже уровня, рекомендуемого Международным союзом охраны природы (10%).
Уникальными заповедными территориями являются Большой каньон Крыма, самый высокий на полуострове водопад Учан-Су (98 м), крупнейшая в Крыму пещер­ная система Кизил-Коба с общей протяженно­стью галерей 13,7 км, древневулканический мас­сив Карадаг, где охраняется более 100 видов минералов и горных пород и свыше 1000 видов растений.
Однако вовлечение в рекреационную деятельность имеющегося ресурсного потенциала незначительно. В систему экскурсионного обслуживания АРК включено лишь 50% указанных объектов.
Весомым фактором, способствующим привлечению туристов, являются археологические и культурно-исторические памятники Крыма. На территории АРК находятся более 11,5 тыс. памятников истории, культуры, архитектуры, из них около 150 историко-архитектурных объектов внесены в каталоги ЮНЕСКО. Однако разрушение и неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного наследия обусловливает потерю ими туристической ценности или ограничения посещения. Так, в рекреационное функционирование АРК вовлечена незначительная часть потенциала туристических ресурсов. В систему экскурсионного обслуживания включено 219 объектов показа, а из 11,5 тыс. памятников истории и культуры в настоящее время в туристических целях используется только 20%.
В 2009 году СКТК АРК насчитывал 656 объектов размещения, в т. ч. 245 - круглогодичного функционирования и 411 - сезонного (62,6%). Основным средством размещения традиционно являются санаторно-курортные учреждения - 553 объекта долговременного проживания, рассчитанные на 119,5 тыс. мест. Основная емкость санаториев сосредоточена в районе Большой Ялты и Сакско-Евпаторийских курортов. Пансионаты получили распространение в г. Алуште, г. Ялте, г. Судаке, г. Феодосии, на побережьях Симферопольского и Бахчисарайского районов.
Рекреационная деятельность формирует угрозы экологической безопасности на территории Крыма, поскольку увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду из-за сезонного роста численности населения в рекреационном регионе за счет миграционных потоков рекреантов. Это проявляется в увеличении объемов хозяйственно-бытовых отходов, уровня выбросов транспорта в атмосферу, нарастании механического нарушения растительности, ландшафтов, уплотнении почв, превышении водозабора минеральных гидроресурсов и воды для бытовых и технологических нужд, нарушениях в зонах обитания животных и др.
3. Основные проблемы, требующие решения.
Реализация туристическо-рекреационного потенциала АРК требует решения следующих ключевых проблем:
увеличение техногенной нагрузки на рекреационные территории АРК, что обусловливает ухудшение их экологического и санитарного состояния, утрату ими конкурентоспособности в пределах Черноморского региона;
нерациональное использование ресурсов прибрежной зоны, в частности неудовлетворительное состояние береговой линии и пляжей, что приводит к снижению уровня использования этой составляющей рекреационного потенциала АРК;
разрушение и неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного, архитектурного наследия, как следствие - вынужденные ограничения их посещений или потеря ими туристической привлекательности;
нарушение уникальной флоры и фауны, естественных ландшафтов Крыма, что при отсутствии системных шагов по их защите и восстановлению приводит к изъятию из туристического оборота значительной доли потенциально конкурентоспособных туристических и рекреационных территорий;
усиление неравномерности нагрузки на рекреационный потенциал АРК в связи с существованием значительных неосвоенных рекреационных территорий, неэффективное использование туристического потенциала горных, предгорных и степных районов при одновременной чрезмерной нагрузке южных, юго-восточных и юго-западных районов АРК во время курортного сезона;
неравномерность использования рекреационного потенциала АРК в течение года в связи с небольшой продолжительностью активного курортного сезона, обусловленной в значительной мере неразвитостью курортной и коммунальной инфраструктур, а также просчетами в маркетинговой политике курортных районов;
тенизация услуг туристическо-рекреационного комплекса, что приводит к потере местными бюджетами и бюджетом республики значительной доли потенциальных доходов и к ослаблению возможностей развития коммунальной инфраструктуры, адекватной увеличению притока рекреантов;
низкий уровень конкурентоспособности туристического продукта в связи с неудовлетворительным состоянием объектов материально-технической базы, ограниченный набор рекреационных услуг;
неудовлетворительное качество туристических, лечебных и сопутствующих услуг, их несоответствие мировым стандартам, необеспеченность СКТК высококвалифицированными специалистами, низкий уровень инновационности рекреационного турпродукта;
нерациональная территориальная организация санаторно-курортной и туристической деятельности, отсутствие четкого определения функционального зонирования и единого стиля застройки курортных городов.
4. Стратегические приоритеты и задачи по их реализации:
4.1. Снижение остроты экологических проблем и обеспечение надлежащего экологического состояния региона путем уменьшения влияния отрицательных факторов.
Задачи:
установление границ территорий (особо охраняемых территорий: природно-заповедных территорий, объектов экосети и объектов историко-культурного наследия, курортных, рекреационных; территорий населенных пунктов, водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль морей, заливов, лиманов, рек и др. водных объектов);
установление и обязательное соблюдение экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и рекреационной деятельности;
совершенствование системы мониторинга для оценки воздействия естественных и антропогенных факторов на окружающую среду;
определение и внедрение в практику управления уровней предельно допустимой экологической нагрузки для рекреационных зон и морских акваторий;
формирование системы надзора за транспортировкой опасных грузов в морских водах;
обеспечение соблюдения режимов округов и зон санитарной охраны курортов, рекреационных территорий, законодательства по использованию земель лечебно-оздоровительного и рекреационного назначения и рационального использования природных лечебных ресурсов региона;
обеспечение соблюдения экологических установленных законодательством Украины требований при проектировании, размещении и строительстве объектов, обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов строительства и реконструкции объектов СКТК;
обеспечение бесперебойного водоснабжения, строительство и реконструкция водно-канализационных сетей и очистных сооружений с учетом сезонной рекреационной нагрузки в населенных пунктах в границах курортных территорий и прибрежных защитных полос морей;
введение обязательного применения в промышленности на территории АРК новых экологически безопасных технологий, которые уменьшают антропогенное давление на окружающую среду и не снижают возможности эффективного рекреационного использования территорий;
внедрение современных технологий очистки выбросов загрязняющих веществ;
увеличение доли нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.) и альтернативных видов топлива;
снижение и приведение в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов, поверхностных и подземных вод.
4.2. Усовершенствование регулирования сферы использования ресурсов прибрежной зоны, что будет способствовать предотвращению разрушения береговой линии, охране земель и рациональному использованию ресурсов прибрежной зоны.
Задачи:
создание и ведение государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украины, государственного кадастра природных территорий курортов Украины, расположенных на территории региона;
придание прибрежным территориям региона статуса курортных территорий государственного и местного значения;
оптимизация использования прибрежных территорий региона (двухкилометровая зона от уреза воды) Черного и Азовского морей в соответствии с экологическими нормами и приоритетами региона;
осуществление стратегического планирования развития прибрежных территорий, разработка схемы функционального зонирования прибрежной полосы с определением территорий, пригодных для разных видов хозяйственной деятельности;
приостановка разрушения береговой линии, эрозии земель, сдвигов и абразионных процессов, особенно в прибрежной курортной зоне, путем проведения работ по берегоукреплению и противооползневых работ;
оптимизация использования земель оздоровительного и рекреационного назначения;
восстановление нарушенных рекреационных территорий;
повышение уровня соответствия курортных территорий санитарным нормам;
установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос морей и введение специального порядка использования земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах морей;
улучшение материального обеспечения и организации работы служб быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в прибрежных защитных полосах морей.
4.3. Сохранение объектов культурного наследия, биологического многообразия, флоры и фауны, природных ландшафтов и мест обитания биологических видов, что обеспечит сохранение традиционного характера исторической среды, культурных и природных ландшафтов, объектов экологической сети АРК, будет способствовать укреплению специфических конкурентных преимуществ региона как рекреационного центра.
Задачи:
проведение паспортизации объектов культурного и природного наследия местного значения;
введение вместе с местными органами исполнительной власти перспективного планирования по сохранению архитектурного и градостроительного наследия курортных городов;
усовершенствование механизма предоставления разрешений для размещения предпринимательских объектов путем достижения соответствия выдачи таких разрешений требованиям законодательства по сохранению историко-культурных ценностей, зеленых зон, уникальных ресурсов АРК;
содействие привлечению инвестиций в деятельность по сохранению и реставрации объектов культурного наследия;
содействие вовлечению объектов культурного и природного наследия в национальные и мировые туристические маршруты;
установление и контроль над соблюдением установленных режимов охраны памятников истории, культуры, архитектуры и природы;
создание национальных и региональных ландшафтных парков, объектов природно-заповедного фонда, осуществление их экологического обустройства и включение в туристические маршруты;
введение обязательной экологической экспертизы размещения туристической и курортной инфраструктур на территориях объектов, относящихся к природно-заповедному фонду;
регулирование туристской нагрузки на природные комплексы, использование специальных технологий минимизации загрязнения территорий природных объектов туристского показа;
формирование культуры экологического отдыха, повышение уровня экологического образования представителей туристической индустрии и туристов, экологического просвещения местного населения.
4.4. Обеспечение пространственной равномерности использования туристическо-рекреационного потенциала АРК, выравнивание спроса на ресурсы прибрежной зоны, что позволит снизить антропогенную нагрузку на наиболее популярные рекреационные территории и объекты, сформировать дополнительные ресурсы выравнивания уровней развития регионов АРК.
Задачи:
активизация использования культурного, этнического, ландшафтного, бальнеологического и др. потенциалов регионов Центрального, Восточного и Западного Крыма: создание условий для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия, развития культуры рекреационных центров - городов Керчи, Судака, Белогорска, Старого Крыма, Раздольненского, Черноморского, Ленинского районов; развитие бальнеологических комплексов на Керченском полуострове с использованием современных SPA-технологий;
развитие специализированных видов туризма и зимних видов отдыха в горных, предгорных и степных районах;
обеспечение планомерного развития рекреационного комплекса и инфраструктуры городов в районах нового рекреационного освоения;
снижение нагрузки на береговую линию в курортный сезон путем внедрения специализированных маршрутов, направленных на объединение отдыха в горах и на морском побережье, информирования и рекламы возможностей пляжного отдыха в менее загруженных курортных регионах, реконструкции и увеличения площадей действующих пляжей;
оптимизация структуры туристических и лечебных услуг путем районирования территории АРК по лечебной и туристической специализации;
восстановление этнокультурной среды, восстановление и сбережение традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей как перспективного объекта, привлекательного для туристов.
4.5. Увеличение продолжительности активного курортного сезона, что позволит повысить эффективность использования рекреационного потенциала территории АРК, уменьшить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, антропогенной нагрузки и т. п.
Задачи:
создание и популяризация положительного имиджа Крыма как национального круглогодичного курортного и туристического центра;
увеличение до 60% доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования;
снижение в межсезонье себестоимости рекреационных услуг, цен на услуги санаторно-курортных учреждений до уровня безубыточности с одновременным развитием сопутствующих услуг;
обеспечение диверсификации туристического продукта и развитие новых сегментов рынка рекреационных услуг;
обеспечение развития медицинского и социального туризма;
активизация развития в межсезонье делового, научного, конгресс-, зимнего, морского, этно-, охотничьего, военного и прочих видов туризма;
развитие специализированных объектов туристической инфраструктуры, ориентированных на межсезонье: развитие деловых конференционных и выставочных центров с соответствующей инфраструктурой, бальнео- и грязелечебниц, крытых и открытых бассейнов с подогревом морской воды, с термальной водой, бюветов минеральной воды, развлекательных центров и т. п.
4.6. Уменьшение доли тенизации услуг, предоставляемых в рекреационной сфере, что будет способствовать повышению доходов республиканского и местных бюджетов, урегулированию вопросов качества предоставления услуг, обеспечению безопасности туристов и путешествующих лиц.
Задачи:
усовершенствование с учетом местной специфики и согласно европейскому опыту процедур налогообложения операций в сфере индустрии развлечений, санаторно-курортной сфере, предоставления услуг размещения для категоризированных действующих отелей и предприятий по размещению туристов, услуг питания;
формирование официально учтенной сети отелей и альтернативных мест размещения туристов и рекреантов эконом класса (малых и мини-отелей, апартаментов и т. п.), развлекательных объектов;
совершенствование статистической отчетности и формирование базы данных объектов сферы индустрии развлечений, размещения туристов, заведений питания;
привлечение негосударственных деловых объединений для обеспечения контроля над соблюдением требований к сертифицированным видам деятельности в рекреационной сфере.
4.7. Формирование качественного, конкурентоспособного туристического продукта, соответствующего мировым стандартам качества, что позволит переломить тенденцию постепенного "размывания" конкурентоспособности СКТК АРК в Черноморском регионе.
Задачи:
содействие модернизации и реконструкции материальной базы СКТК, в т. ч. с привлечением объектов незавершенного строительства, доведение их оснащения до современных международных требований;
активизация строительства новых объектов гостиничного хозяйства, расширение системы отелей, соответствующих стандартам качества: 3 и 4 звезды;
повышение уровня комфортности отелей, приведение комфортности и качества обслуживания в соответствие с их категориальностью, обеспечение оснащенности объектами сопутствующей инфраструктуры;
активное внедрение на рынке туристических услуг прогрессивных технологий обслуживания, рекламно-информационной деятельности, поддержание высокой и устойчивой конъюнктуры спроса;
усовершенствование системы контроля над качеством рекреационных услуг, противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, гарантирование качества предоставления услуг согласно условиям договоров;
повышение уровня профессиональной подготовки специалистов рекреационного комплекса АРК с целью поднятия качества обслуживания до мировых стандартов;
обеспечение учреждений санаторно-курортной сферы высококвалифицированным медицинским персоналом;
осуществление необходимой переподготовки персонала курортных учреждений, занятого обслуживанием иностранных туристов;
введение в практику управления международной экологической сертификации туристических заведений на морском побережье;
обеспечение внедрения новейших технологий в лечебно-диагностическую работу, расширение ассортимента лечебных и лечебно-профилактических услуг, дополнительных процедур;
развитие системы туристско-информационных центров в узловых пунктах АРК;
обеспечение развития пляжной инфраструктуры;
создание инфраструктуры развлечений и досуга детей и молодежи;
развитие специализированной туристической инфраструктуры на туристических маршрутах;
развитие сети предприятий, которые предоставляют сопутствующие услуги: учреждений питания, коммунального хозяйства, сферы услуг, производства продуктов питания, товаров повседневного потребления, товаров курортного и туристического назначения, сувенирной продукции и т. п.;
укрепление материально-технической базы государственных аварийно-спасательных служб с целью обеспечения безопасности отдыхающих;
обеспечение необходимого уровня безопасности жизни и здоровья туристов и рекреантов, обеспечение их прав и законных интересов.
4.8. Обеспечение планомерности перспективного развития рекреационного комплекса и инфраструктуры курортно-оздоровительных и рекреационных территорий, что позволит достичь равномерности и сбалансированности антропогенной и техногенной нагрузки на вновь осваиваемые и реконструируемые территории.
Задачи:
обеспечение полного соответствия развития рекреационных объектов схемам планирования курортно-оздоровительных и рекреационных территорий с учетом потребностей в объектах инфраструктуры;
оптимизация архитектурно-планировочной структуры курортных городов и районов путем разработки детальных планов территорий приморских частей курортных городов и схем планировок рекреационных и курортных районов за пределами населенных пунктов и обеспечение контроля над их реализацией;
упорядочение рекреационной застройки в береговой зоне;
учет пропускной способности пляжей при планировании строительства новых и реконструкции существующих объектов рекреационной отрасли, особенно в городах-курортах;
развитие инфраструктуры курортов, содержание и обустройство парков, пляжей и общекурортных заведений.
Глава 2. Формирование агросектора XXI века
1. Реформирование аграрного сектора АРК имеет целью развитие экологически безопасного сельскохозяйственного комплекса с максимально эффективным использованием биоклиматического потенциала региона, способного сформировать мощную сырьевую базу для роста пищевой промышленности, обеспечить продовольственную безопасность населения и рекреантов, повысить экспортный потенциал перерабатывающих областей, возродить социальную сферу и инфраструктуру в сельской местности.
2. Состояние и ресурсный потенциал.
Структуру продукции сельского хозяйства АРК в равной степени формируют продукция растениеводства (50,1%) и животноводства (49,9%). При этом структура предприятий аграрного сектора образуется хозяйствами населения (55,6%) и сельскохозяйственными предприятиями (44,4%).
Сельскохозяйственные предприятия специализируются преимущественно на производстве продукции растениеводства, а хозяйства населения - на производстве продукции животноводства. Так, по состоянию на 2008 год производство продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях составило 1178,5 млн. грн., что на 263,6 млн. грн. больше, чем в хозяйствах населения, в то время как производство продукции животноводства - на 253,8 млн. грн. меньше, чем в хозяйствах населения.
Посевные площади основных сельскохозяйственных культур в 2009 году составили 897,9 тыс. га. За 2005-2009 годы в сельскохозяйственный оборот дополнительно вовлечено 112 тыс. га неиспользуемой пашни. За этот период увеличены площади использования орошаемых земель, и в 2010 году подготовлено к поливному сезону 207 тыс. га. В структуре посевных площадей основных видов сельскохозяйственных культур преобладают посевные площади зерновых и зернобобовых (77,8% в 2009 году).
По состоянию на 2009 год в структуре растениеводства преобладает производство зерновых культур (61,97%), картофеля (15,31%) и овощей (14,85%). Из общего объема производства зерновых культур 86% производится сельскохозяйственными предприятиями, из общего объема производства картофеля и овощей 93% и 92% соответственно производятся хозяйствами населения.
В общей структуре поголовья скота и птицы преобладает поголовье птицы (11405,3 тыс. голов по состоянию на 1 января 2010 года), наименьшую долю составляет крупный рогатый скот (176,1 тыс. голов по состоянию на 1 января 2010 года). При этом 79,10% (139,3 тыс. голов) общего поголовья крупного рогатого скота выращивается хозяйствами населения, 55,38% (6316,7 тыс. голов) общего поголовья птицы - в сельскохозяйственных предприятиях.
В общей структуре производства продукции животноводства 57,99% общего производства мяса и 51,20% общего производства яиц осуществляются сельскохозяйственными предприятиями, 89,98% общего производства молока и 87,78% общего производства шерсти - хозяйствами населения.
Интенсивное использование земельных ресурсов не сопровождается надлежащим предотвращением сопутствующих экологических рисков. Об отрицательных тенденциях в экологии земельных ресурсов АРК свидетельствуют показатели нарушений параметров земель: степень эрозийных процессов, показатели качества земель, процессы оползнеобразования, обвально-абразионные и селевые процессы и др. Более 30% сельхозугодий подвержены ветровой эрозии. Наибольшее распространение процессы ветровой эрозии получили в Черноморском, Сакском и Первомайском районах.
В целом в АРК 4845,15 га земель находятся в нарушенном состоянии, из которых 1474,02 га требуют рекультивации (30,4%). При этом в период 1996-2009 годов рекультивировано лишь 628,55 га (42,6%).
3. Основные проблемы, требующие решения.
Реализация потенциала аграрного сектора АРК требует решения следующих ключевых проблем:
неэффективное использование орошаемых земель вследствие изношенности основных мелиоративных фондов, сокращение парка оросительной техники, несоблюдение научно обоснованных севооборотов и режимов орошения, недостаточное применение органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, что приводит к уменьшению плодородия и вторичному засолению почв, сокращение площадей орошаемых земель, снижение урожайности сельскохозяйственных культур;
сокращение производства в виноградарстве, плодоводстве, овощеводстве, эфиромасличном производстве вследствие сокращения урожайности, площадей садов, виноградников, посевов и плантаций эфиромасличних культур, что создает угрозу обеспечению ранними овощами и фруктами населения и рекреационного хозяйства АРК и Украины в целом, обусловливает сокращение возможностей для экспорта продукции этих отраслей;
преобладание в производстве сельскохозяйственной продукции АРК вклада хозяйств населения, которые являются малыми по размерам, имеют ограниченные материально-технические ресурсы, базируются большей частью на ручном труде и не могут использовать современные агротехнологии;
ухудшение материально-технического обеспечения сельского хозяйства АРК, что приводит к изношенности основных фондов, увеличению доли ручного труда и обусловливает снижение эффективности производства, отсутствие современных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
низкий уровень развития селекции и семеноводства, что приводит к исчезновению районированных сортов сельскохозяйственных культур и необходимости их ввоза из-за рубежа;
сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства животноводческой продукции, в частности дефицит молочной продукции, чрезмерное преобладание в структуре производства мяса доли мяса птицы, что создает деформации в продовольственном обеспечении населения и рекреационного хозяйства АРК, требует ввоза значительных объемов мяса из-за пределов республики и из-за рубежа;
затруднение доступа сельскохозяйственной продукции на рынки сбыта, ее чрезмерные потери из-за слабого развития производственной, рыночной, транспортной инфраструктуры;
низкий уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности, что обусловливает низкий уровень жизни в селе, ухудшение демографической ситуации и отток трудоспособного населения в города.
4. Стратегические приоритеты и задачи по их реализации:
4.1. Повышение продуктивности земледелия, что позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить население и рекреационное хозяйство продовольствием, увеличить возможности для экспорта сельскохозяйственной продукции.
Задачи:
внедрение системных мер по экологизации, интенсификации и рациональному использованию земельных, водных, лесных ресурсов, задействованных в сельскохозяйственном производстве;
увеличение площади орошаемых земель, восстановление орошаемых земель, которые на протяжении определенного времени не обрабатывались, повышение эффективности использования воды путем реконструкции и модернизации мелиоративных сооружений, создание объединений землепользователей для совместного использования и управления внутрихозяйственными оросительными сетями;
улучшение культуры земледелия за счет совершенствования способов обработки почвы, применения научно обоснованной системы севооборотов, соблюдения оптимальной структуры посевных площадей, использования научно обоснованных объемов химических и биологических средств защиты растений, что позволит сберечь и улучшить плодородие почв, увеличить урожайность сельскохозяйственных культур;
борьба с водной и ветровой эрозией почв, что позволит не допустить деградации почв сельскохозяйственных угодий и сохранить их плодородие;
проведение рекультивации земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых;
обеспечение сохранения и восстановления естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения на основе внедрения адаптивно-ландшафтных систем земледелия, максимально соответствующих природно-климатическим условиям регионов Крыма;
стимулирование развития экологически чистых сельскохозяйственных технологий с целью сохранения и восстановления природного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
развитие селекции и семеноводства, что позволит получить адаптированные сорта сельскохозяйственных культур;
организация систематического государственного и общественного контроля над экологическим состоянием поверхностных вод, использующихся в сельском хозяйстве;
внедрение систематического государственного и общественного контроля над состоянием почв, содержанием и уровнем концентрации тяжелых металлов, объемами минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, которые используются в сельскохозяйственном производстве;
улучшение материально-технического обеспечения сельского хозяйства путем создания условий для обновления парка сельскохозяйственной техники, инвестирование средств в обновление основных фондов, в т. ч. на основе межхозяйственной кооперации;
расширение подготовки кадров технических и технологических специальностей, что позволит обеспечить сельхозпроизводство работниками необходимой квалификации;
организация регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения после отмены моратория на их продажу, создание предпосылок для формирования высокоэффективных товарных хозяйств на основе концентрации земельной собственности в оптимальных размерах;
совершенствование территориального размещения выращивания сельскохозяйственных культур, что позволит оптимизировать развитие земледелия соответственно природным условиям агроклиматических зон АРК.
4.2. Развитие овощеводства, выращивания плодов и ягод, виноградарства, эфиромасличного производства как отраслей специализации растениеводства АРК, что позволит максимально использовать природно-климатические ресурсы региона для обеспечения ранними овощами и фруктами жителей Крыма и рекреантов, жителей других регионов Украины, создаст возможности для расширения экспорта продукции этих отраслей.
Задачи:
повышение агротехнического уровня ухода за существующими плодовыми насаждениями, что позволит увеличить продуктивность садов;
расширение выращивания южных культур: персика, абрикоса, миндаля, ореха грецкого, груши, кизила и др., что позволит обеспечить оптимальную специализацию плодоводства АРК в пределах Украины;
обеспечение аграрных хозяйств (в т. ч. индивидуальных) государственной поддержкой в приобретении качественных семян овощных культур, обеспечении современной сельскохозяйственной техникой, удобрениями и агрохимикатами для их выращивания, в организации заготовки и реализации продукции;
ликвидация изреженности виноградных насаждений, повышение уровня использования агротехники, увеличение площадей орошения с помощью использования капельных систем, что позволит увеличить урожайность виноградников;
увеличение площадей выращивания эфиромасличных культур, внедрение новых технологий по комплексной переработке эфиромасличного сырья, что позволит увеличить эффективность производства и улучшить качество продукции.
4.3. Устойчивое и сбалансированное развитие животноводства, что позволит обеспечить мясными и молочными продуктами питания широкого ассортимента население и курортно-рекреационное хозяйство АРК, снизить импортозависимость региона.
Задачи:
расширение посевов кормовых культур, увеличение площадей пастбищ с искусственным орошением для обеспечения кормовой базы животноводства, увеличение производства сбалансированных кормов по питательности и кормовой ценности;
увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, главным образом крупного рогатого скота и овец, что позволит увеличить производство мяса и молока, диверсифицировать ассортимент мясной продукции;
реконструкция существующих и создание новых животноводческих ферм для улучшения материально-технической базы животноводства;
обеспечение воспроизводства высокоэффективных пород путем создания племенных репродукторов сельскохозяйственных животных;
введение бюджетной поддержки строительства и реконструкции молочных ферм с целью приоритетного развития молочного направления скотоводства, развитие специфических видов молочного скотоводства (козы, овцы и т. п.);
разведение птицы мясных пород с целью диверсификации ассортимента продукции птицеводства;
модернизация рыбохозяйственного комплекса региона, внедрение технологий промышленного выращивания морепродуктов.
4.4. Развитие производственной, рыночной, транспортной инфраструктуры в сельской местности, что улучшит доступ продукции аграрного сектора экономики Крыма на рынки сбыта, уменьшит ее потери на пути к потребителям, улучшит инвестиционную привлекательность аграрного сектора экономики региона.
Задачи:
развитие складского и холодильного хозяйств с целью уменьшения потерь сельскохозяйственной продукции во время ее хранения;
улучшение возможностей транспортировки сельскохозяйственной продукции от производителя к перерабатывающим предприятиям, потребителям, а также за пределы региона за счет развития сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, специализированных транспортных предприятий, а также межхозяйственной сбытовой кооперации;
развитие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, что будет способствовать увеличению доли готовой продукции и продукции с высокой степенью переработки в производстве аграрного сектора экономики АРК;
создание сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, что улучшит возможности сельских товаропроизводителей по сбыту своей продукции;
содействие экспортной деятельности аграрных предприятий за счет предоставления соответственной правовой, методической, информационной и финансовой поддержки;
развитие сети государственных и негосударственных учреждений для консультирования инвесторов относительно возможностей эффективного вложения капитала в аграрный сектор экономики АРК;

................
Перейти до повного тексту