- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Висновок
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/2-09
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года
(9 декабря 2009 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Логинова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Необходимость в толковании статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года возникла в связи с неоднозначным пониманием вопросов, касающихся определения размера денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим при их переселении из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года в другое.
Основанием для запроса послужило обращение в Совет министров обороны государств-участников СНГ бывшего военнослужащего Вооруженных Сил Республики Узбекистан Скворцова Я.Я., которому после увольнения с военной службы и переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию была назначена пенсия за выслугу 25 лет 3 месяца, установленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по законодательству государства места прохождения службы. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии процентная надбавка за выслугу лет (далее - процентная надбавка) исчислена в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом выслуги лет на военной службе.
В связи с этим Совет министров обороны СНГ просит разъяснить: должны ли государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года в случае переезда лиц, уволенных с военной службы, на постоянное место жительства в другое государство при назначении им пенсий признавать (учитывать) выслугу лет на военной службе, установленную в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года законодательством государства, где военнослужащий проходил военную службу, при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в порядке, определенном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи, в том числе при расчете надбавки за выслугу лет.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., обсудив заключение генерального советника Логинова В.В., изучив и проанализировав нормы
Соглашения от 15 мая 1992 года , законодательство государств-участников в области пенсионного обеспечения военнослужащих и другие материалы дела, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Государствами-участниками Соглашения от 15 мая 1992 года являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
В соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года "в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу".
Согласно части второй статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года "размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи".
Экономический Суд считает необходимым дать толкование положений статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, руководствуясь статьями
30 и
31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и принимая во внимание Решение Экономического Суда СНГ от 13 апреля 2007 года N 01-1/5-06. Для целей толкования с учетом положений статьи 1 Соглашения необходимо обратиться к законодательству бывшего Союза ССР и законодательству государств-участников, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года "пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с
Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года , не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР".
Из содержания указанной нормы следует, что основой для формирования национальных законодательств по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих являлось законодательство бывшего Союза ССР о пенсионном обеспечении данной категории лиц. Установленный в нем уровень пенсионного обеспечения составляет минимальный обязательный социальный стандарт для законодательства государств-участников, который должен поддерживаться в целях соблюдения принятых международных обязательств. До принятия государствами-участниками законодательных актов по данным вопросам пенсионное обеспечение военнослужащих осуществлялось на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В соответствии с частью третьей статьи 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" от 24 июля 1990 года N 725 пенсии исчисляются из следующих видов денежного довольствия военнослужащих: оклада по должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. На день подписания Соглашения от 15 мая 1992 года из указанных составляющих денежного довольствия только размер процентной надбавки определялся в зависимости от выслуги лет. Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки военнослужащим (учитываемые периоды, условия исчисления, размеры) регулировался Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075.
................Перейти до повного тексту