1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года
(Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года.
2. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в План мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года.
3. Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества ежегодно информировать Экономический совет СНГ о ходе реализации указанных Основных направлений.
(Подписи)
Утверждены
Решением
Совета глав правительств СНГ
об Основных направлениях
дальнейшего развития
медико-социальной помощи
и повышения качества жизни
ветеранов войн - участников
локальных конфликтов
и членов их семей
в государствах-участниках
СНГ на период до 2015 года
от 19 ноября 2010 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН - УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 11 декабря 2009 года.
Основные направления разработаны с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, и Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн - участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006-2010 годы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2006 года. Также использованы межправительственные соглашения, национальные законодательные акты в сфере социальной поддержки ветеранов, указы президентов, постановления правительств, концепции и стратегии развития здравоохранения, а также межгосударственные и государственные программы государств-участников СНГ. Основные направления должны способствовать дальнейшему развитию медико-социальной помощи, повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов, членов их семей и послужить концептуальной основой для разработки и реализации региональных и государственных программ в государствах-участниках СНГ.
Целью Основных направлений является содействие повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей (далее - ветераны войн), обеспечение государственными органами и учреждениями, общественными организациями и самими ветеранами экономических, социальных, культурных, духовных условий, политического, психологического климата, способствующих увеличению продолжительности жизни, снижению преждевременной смертности, инвалидности и заболеваемости, достижению удовлетворенности жизнью и долголетия.
Основные задачи
1. На базе существующих в государствах-участниках СНГ национальных стратегий улучшения качества жизни населения определить приоритетные направления социальной поддержки и медицинской помощи ветеранам войн, актуальные для всех государств-участников СНГ.
2. Разработать с учетом социально-экономических особенностей государств-участников СНГ эффективную систему медико-социальной помощи, основанную на принципах солидарной ответственности между государством, обществом и человеком, обеспечивающую достойное качество жизни.
3. Разработать и апробировать на межгосударственном уровне функционально-организационные модели развития профилактики заболеваний, восстановительного лечения и реабилитации ветеранов войн.
4. Сформировать правовую базу в области внедрения новых прогрессивных технологий медико-социальной помощи; разработать типовые соглашения о проведении научно-исследовательских работ; создать на базе существующих в государствах медицинских и социальных учреждений межгосударственные центры охраны здоровья, профилактики заболеваний и старения ветеранов войн, разработать и внедрить единые программы подготовки специалистов восстановительного лечения, комплексной реабилитации.
5. Разработать и провести пилотные исследования по внедрению на межгосударственном уровне электронных досье (карт) здоровья ветеранов войн, осуществлять постоянный мониторинг качества жизни, включая экономические, медицинские, социальные аспекты.
6. Разработать порядок направления ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на обследование, профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию в медицинских и санаторно-курортных учреждениях государств-участников СНГ.
7. Создать единое межгосударственное информационное пространство по взаимодействию государственных структур, общественных организаций, социально ориентированного бизнеса в повышении качества жизни, обеспечении активного творческого долголетия ветеранов войн, обмену накопленным опытом, проведению конференций, обучающих семинаров и симпозиумов.
8. Подготовить и издать научно-практическое руководство по развитию медико-социальной помощи ветеранам войн.
9. По итогам Плана реализации Основных направлений подготовить методические материалы по стандартизации качества и критериям эффективности медико-социальной помощи данному контингенту.
10. Разработать Межгосударственную программу повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на 2016-2020 годы на основе внедрения инновационных технологий диагностики, лечения и реабилитации.
II. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН - УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Приоритетом в государствах-участниках СНГ в настоящее время и на долгосрочную перспективу признана необходимость масштабных инвестиций в человеческий потенциал и в первую очередь в людей, внесших огромный вклад в обеспечение мира и создание современных экономически развитых государств. Именно ветераны войн, члены семей погибших могут рассчитывать на адекватную социальную поддержку государства и обеспечение их социального благополучия. Забота о защитниках Отечества, ветеранах войн является приоритетным направлением социальной политики каждого государства-участника СНГ. От эффективной социальной поддержки зависят качество жизни людей и устойчивое социально-экономическое развитие государства. Именно поэтому необходимо соблюдение баланса между гуманностью и социальной справедливостью, с одной стороны, экономической целесообразностью и приоритетами развития общества, с другой. При этом первостепенное значение уделяется повышению качества жизни, материального обеспечения ветеранов.
В сфере социальной поддержки делается многое: увеличиваются пенсии, совершенствуется система пособий, развивается сеть учреждений социального обслуживания. Масштабы социальной поддержки ветеранов и инвалидов в государствах постоянно возрастают. К сожалению, в целом уровень пенсий остается низким, а проводимые дополнительные индексации из-за высокого уровня инфляции не позволяют ветеранам должным образом ощутить пенсионные прибавки.
Поэтому важнейшей задачей остается увеличение уровня пенсий и проведение опережающей индексации, позволяющей не только компенсировать инфляционные потери, но и улучшить материальное положение ветеранов войн.
В государствах-участниках СНГ долгое время сохранялись одинаковые социальные льготы для различных многочисленных групп населения, что приводило, во-первых, к ощутимым необоснованным материальным затратам для общества, во-вторых, к значительному распылению бюджетных средств без особой пользы для нуждающихся и, в третьих, к возникновению социального иждивенчества в условиях опеки государством всех и вся.
Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах-участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.
Накануне 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в государствах-участниках СНГ особое внимание уделялось финансовому, социальному (жилье, транспорт и т.п.), медицинскому, лекарственному обеспечению ветеранов войн. В Содружестве Независимых Государств, народы которого разделили тяжесть войны и вместе завоевали общую Победу, 2010 год объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Решен вопрос о награждении всех ветеранов войны единой юбилейной медалью "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Ветераны войн - участники локальных конфликтов в ряде государств в основном приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
В декабре 2009 года исполнилось 30 лет со дня ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Воины-интернационалисты - ветераны боевых действий в Афганистане, сумевшие с честью пройти через множество испытаний, сформировали целое поколение мужественных и закаленных людей во всех государствах-участниках СНГ. Материальная помощь многим из них необходима, но не менее важны глубокое уважение и моральная поддержка участников боевых действий. Существующие сегодня диаметрально противоположные оценки целесообразности ввода ограниченного контингента войск в Афганистан в 1979 году не должны негативно влиять на отношение народа к воинам, достойно выполнившим свой долг по решению поставленных перед ними задач в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.
Комплексная поддержка государствами деятельности ветеранских организаций воинов-интернационалистов, меры социальной поддержки ветеранов войн - участников локальных конфликтов, членов семей погибших находят конкретное отражение в указах президентов государств, постановлениях правительств, государственных программах социальной поддержки ветеранов в государствах-участниках СНГ, межгосударственных медико-социальных программах (1992-2005 годы) и Концепции улучшения качества жизни ветеранов войн (2006-2010 годы).
Перспективными направлениями дальнейшего развития социальной поддержки являются:
первоочередная реализация наиболее значимых социальных проектов, в частности, повышение качества жизни ветеранов войн;
адресность социальной помощи и ее направленность на незащищенные слои населения, конкретного человека, малообеспеченного в силу объективных причин; при этом реальный размер предоставляемой помощи должен существенно возрасти;
нуждаемость конкретного человека в социальной поддержке должна определяться уровнем его дохода и среднего дохода на члена семьи;
возрастание роли общественных организаций ветеранов войн и социально ориентированного бизнеса в оказании материальной и духовной поддержки семей;
отражение ряда преференций для ветеранов войн в налоговом законодательстве.
Социальная поддержка ветеранов войн является одной из приоритетных задач социальной политики в государствах-участниках СНГ в перспективных проектах до 2020 года. Это определяется их особым социальным статусом, заслугами перед Отечеством, неоценимым вкладом ветеранов в поддержание развития нравственных ценностей, народных и семейных традиций, преемственности поколений.
В целях обеспечения реализации прав ветеранов войн на получение ежемесячных денежных выплат и социальных услуг в государствах-участниках СНГ созданы регистры, позволяющие проводить государственную политику по отношению к каждому конкретному ветерану, иметь точный персонифицированный учет оказываемой государством социальной поддержки.
Реформирование системы мер социальной поддержки должно привести к разделению полномочий органов власти разных уровней по активному и полному обеспечению доступа ветеранов войн к социальным услугам, формированию стабильного источника финансирования социальных льгот, а также максимально полному использованию ветеранами войн права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки.
III. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Качество жизни - понятие собирательное, включающее количественный уровень и разнообразие материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества. Качество жизни ветеранов войн включает совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) индивидуальное и общественное (физическое и психическое) здоровье, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, уровнем общей заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, стандартизованных для данной группы населения; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности.
По оценкам качества жизни ООН (2008 год), среди 171 страны в число стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП (средняя продолжительность предстоящей жизни, образование, ВВП на душу населения) вошли Беларусь (68-е место), Россия (71-е место), Казахстан (82-е место). Другие государства - участники СНГ вошли в число стран со средним уровнем ИРЧП: Армения - 84-е место, Украина - 85-е, Азербайджан - 86-е, Молдова - 117-е, Узбекистан - 119-е, Кыргызстан - 120-е, Таджикистан - 127-е место.
В государствах-участниках СНГ социологи и медики активно изучают качество жизни отдельных групп населения, в том числе пациентов, имеющих определенные заболевания, инвалидов, утративших определенные функции, исследуются семьи или одиноко проживающие граждане определенных возрастных, социальных или гендерных групп. Экономисты оценивают социальную и экономическую составляющие удовлетворенности жизнью.
Говоря о медицинской и социальной составляющих качества жизни ветеранов войн, необходимо наряду с потреблением материальных благ и услуг (уровень жизни) оценивать продолжительность жизни, здоровье, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт, удовлетворение духовных потребностей.
Ветераны войн - это граждане всех государств-участников СНГ - участники боевых действий в 18 государствах; в основном мужского пола, разных возрастных групп, перенесшие острый психологический стресс и физические воздействия минно-взрывных травм. Более 80% из них - участники войны в Афганистане трудоспособного и предпенсионного возраста, перенесшие инфекционные болезни, ранения, контузии, травмы.
Правовая и социальная защита указанной категории граждан, контроль за соблюдением прав и гарантий ветеранов, имеющих право на льготы и приравненных в большинстве государств-участников СНГ к ветеранам Великой Отечественной войны, различны в зависимости от гражданства. В целях обеспечения реализации прав ветеранов на получение ежемесячных денежных выплат и предоставления набора социальных услуг осуществляется ведение регистров лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законами государств "О ветеранах" и "О государственной социальной защите". Наиболее многочисленным контингентом социальных программ в государствах раньше были участники Великой Отечественной войны; к сожалению, число их с каждым годом убывает, и на смену приходят ветераны войн - участники локальных конфликтов. Число участников локальных конфликтов, членов их семей, семей погибших составляет более 3,5 млн. человек. С 1990 года число инвалидов - участников локальных конфликтов увеличилось в 2,74 раза.
Динамика численности ветеранов войн за последние 15 лет в государствах отражает не только демографические процессы в целом, но и имеет свои особенности. Число ветеранов Великой Отечественной войны неуклонно снижается за счет естественной убыли в старших возрастных группах.
Основные причины смертности ветеранов войн в государствах-участниках СНГ соответствуют общим тенденциям смертности населения: главной причиной являются болезни кровообращения, причем у ветеранов войн отмечается существенное увеличение смертности в трудоспособном возрасте. Смертность от онкологических заболеваний у ветеранов войн характеризуется высокой долей смертей в течение первого года жизни после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости этой патологии.
Высока смертность ветеранов войн от внешних причин. В подавляющем большинстве случаев она связана с чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Смертность в результате случайного отравления алкоголем значительно выше у ветеранов войн, проживающих в сельской местности. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев, причиной которой являются нетрезвые водители, также высока среди ветеранов войн, хотя, по социологическим опросам, более 46% опрошенных ветеранов войн не имеют транспортных средств.
Показатели заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями среди данного контингента постоянно растут, с одной стороны, это объясняется старением, с другой стороны, - нездоровым образом жизни и неэффективностью системы профилактики заболеваний и некачественной диспансеризацией.
Среди ветеранов войн наиболее распространены болезни органов кровообращения, нервной системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы, травмы, психические заболевания, болезни мочеполовой системы.
Основные причины первичной инвалидности среди ветеранов войн - болезни нервной системы, психические заболевания, травмы, болезни кровообращения и злокачественные новообразования; из числа впервые признанных инвалидами около 60% - лица трудоспособного возраста. Эти данные свидетельствуют о невысоком качестве медицинской помощи, неэффективной реабилитации.
Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - это средняя продолжительность жизни лиц с установленным диагнозом хронических заболеваний. В связи с особенностями обращения в медицинские учреждения (только в случае крайней необходимости обращаются около 70% ветеранов войн) средняя продолжительность жизни страдающих хроническими заболеваниями у них меньше, чем в среднем у населения.
Установленные факторы риска для всего населения: табакокурение и чрезмерное употребление алкоголя, высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина у ветеранов войн более чем в 80% случаев. Еженедельно употребляющих крепкие алкогольные напитки - более 70% опрошенных, доля курящих в день более 5 сигарет - около 67%.
К перечисленным выше факторам риска прибавляются отдаленные последствия посттравматического стрессового синдрома и наслоение вторичных стрессов.
Традиционно выделяют стрессоры физические, социальные и психологические; наиболее травмирующие - "боевые стрессоры", они изменяют личность и подрывают адаптивные ресурсы практически на всю жизнь; остаются израненность души, повышенная чувствительность и ранимость, неудовлетворенность и утрата способности радоваться жизни, взрывной характер, агрессивность, конфликтность, неадекватные реакции. И в мирной жизни вместо реабилитации и адаптации к новым жизненным проблемам в большинстве своем ветераны войн пытаются усиливать остроту ощущений путем употребления алкоголя, курения, увлечения азартными играми, экстремальными видами спорта, деятельности и развлечений, часто связанных с опасностью для жизни. В связи с таким образом жизни накапливаются новые болезни и их проявления, требующие специализированных видов помощи. Сформировавшийся психологический комплекс "настоящего мужчины" заставляет ветеранов войн часто скрывать свои болезни, избегать обращения в медицинские учреждения. Справиться самостоятельно с проблемами могут немногие, необходимо активное выявление таких больных и их комплексная реабилитация, включая медицинскую, социальную, психологическую и профессиональную.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН - УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи, способствующие повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов, целесообразно разделить на следующие уровни:
межгосударственный;
государственный (в том числе органов и учреждений социальной защиты и здравоохранения);
общественных ветеранских организаций;
ветерана войны, его семьи, непосредственного ближайшего окружения;
социально ориентированного бизнеса.
4.1. На межгосударственном уровне
4.1.1. Оказание медицинской помощи: первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной; обеспечение санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
4.1.2. Создание правовых механизмов внедрения в деятельность медицинских и социальных учреждений государств-участников СНГ новых прогрессивных технологий профилактики заболеваний, восстановительного лечения и реабилитации, совместного проведения научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ.
4.1.3. Создание межгосударственных центров профилактики, восстановительного лечения, медицинской, социальной, психологической, профессиональной реабилитации; медико-технических комплексов, учебно-образовательных центров на базе уже созданных в государствах учреждений медико-социального профиля.
4.1.4. Формирование информационного пространства для обмена научными разработками и накопленным опытом по мониторингу здоровья ветеранов войн, оценке качества жизни, нормативов и стандартов медико-социальной помощи, эффективности внедрения новых прогрессивных технологий.
4.1.5. Создание на базе лучших медико-социальных учреждений государств-участников СНГ постоянно действующего семинара, курсов и выездных циклов повышения квалификации с привлечением к обучению специалистов из всех государств-участников СНГ.

................
Перейти до повного тексту