- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о проекте Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года
(Москва, 20 июня 2008 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года, представленный Лизинговой конфедерацией (союзом) СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Внести указанный проект документа на рассмотрение Совета глав правительств СНГ (проект Решения прилагается).
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О ПЛАНЕ ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить План важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года (прилагается).
2. Определить, что координацию действий по выполнению Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года, осуществляет Лизинговая конфедерация (союз) СНГ.
3. Рекомендовать правительствам государств-участников СНГ использовать положения указанного Плана в практической работе по развитию межгосударственного лизинга в ключевых отраслях экономики государств-участников СНГ.
4. Исполнительному комитету СНГ совместно с Лизинговой конфедерацией (союзом) СНГ информировать Экономический совет СНГ о реализации Плана.
Совершено в городе _______________ ________ года в одном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Проект
Одобрен
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Плане важнейших
мероприятий, направленных
на развитие и повышение
эффективности лизинга
в инвестиционном процессе
Содружества Независимых
Государств на период
до 2010 года
от ________ 200__ года
ПЛАН
ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основной целью Плана важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года (далее - План), является переход от законотворческой, методологической деятельности к реальному внедрению лизинга как эффективного инструмента структурных преобразований в экономике государств-участников СНГ, механизма экономической интеграции, организационного укрепления лизингового сообщества Содружества.
План разработан во исполнение:
Решений Экономического совета СНГ:
- от 17 марта 2006 года "О реализации мероприятий, направленных на разработку правовых основ, условий и механизма осуществления межгосударственного лизинга в государствах-участниках СНГ в 2001-2005 годах";
План основных мероприятий по реализации
Концепции включает два задания:
- "Разработка и утверждение мероприятий в установленном порядке по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами-участниками СНГ на период до 2010 года" (п. 1.5 "Развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции");
- "Рассмотрение вопросов развития и повышения эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 года" (п. 1.14 "Создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ") с рассмотрением данного вопроса на заседании Экономического совета СНГ с докладом Совету глав правительств СНГ.
Необходимость разработки и реализации мероприятий Плана продиктована:
- нарастающими потребностями в качественном обновлении основных фондов структурообразующих отраслей экономики государств-участников СНГ;
- острой потребностью большинства государств-участников СНГ в инновационном технологическом обновлении и расширении их производственно-технической базы, материальная часть которой достигла критической физической и моральной изношенности;
- низкой инвестиционной способностью обновления капитало- и наукоемких отраслей из-за отсутствия необходимых свободных капитальных вложений и оборотных средств;
- необходимостью восстановления деятельности предприятий машиностроения и обрабатывающей промышленности.
В мировой практике широко используется лизинг как эффективный инвестиционный инструмент, позволяющий при прочих равных условиях приобретения техники и оборудования в три раза и более снизить единовременные капитальные вложения и освободиться от налоговых обременений, связанных с ними, активизировать машиностроительное производство, внести улучшения в социальные условия.
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет около 40%. Ведущими странами мира ежегодно выполняется объем лизинговых операций более 600 млрд. долларов США. Достаточно отметить, что только в странах Европы объем лизинговых сделок достиг в 2006 году свыше 400 млрд. долларов США и возрос по сравнению с 1994 годом более чем в 3 раза. Рост объема лизинговых операций в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии и других развивающихся странах превышает среднемировые тенденции.
По оценкам экспертов, темпы роста лизинговых услуг в Содружестве составляют 30-35% в год.
Общий среднегодовой объем вновь оформленных и профинансированных договоров внутригосударственного лизинга, по подсчетам рейтингового агентства "Эксперт РА", приближается к 10 млрд. долларов США, превышая этот показатель 2000 года более чем в 8 раз.
В 4 раза рост инвестиций в обновление основных фондов промышленности государств-участников СНГ за счет лизинговых операций опережает средний темп роста аналогичного параметра прямых инвестиций.
Объемы лизинга увеличиваются быстрее объемов корпоративных кредитов и прямых инвестиций.
Вместе с тем вся позитивная динамика роста обеспечивается за счет увеличения объемов международного (со странами дальнего зарубежья) и внутригосударственного лизинга, и остается практически незадействованным межгосударственный сегмент лизинговых поставок техники и оборудования (с государствами-участниками СНГ), который в экономических условиях постсоветского пространства способен увеличить совокупный годовой объем лизинговых операций на 30% и более. Только согласно
Мероприятиям по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах-участниках СНГ на период до 2010 года, утвержденным Решением Экономического совета СНГ от 14 декабря 2007 года, предусмотрены поставки на сумму 1,79 млрд. долларов США, в том числе: Азербайджанская Республика - 33,9, Республика Армения - 9,7, Республика Беларусь - 198,9, Грузия - 18,0, Республика Казахстан - 343,0, Кыргызская Республика - 143,6, Республика Молдова - 30,1, Российская Федерация - 547,3, Республика Таджикистан - 43,8, Украина - 381,8 млн. долларов США.
Для достижения в ближайшие годы в государствах-участниках СНГ уровня и масштабов развития лизинга, отвечающих потребностям восстановления, обновления и расширения производственной базы национальной экономики государств-участников СНГ и соответствующих достижениям мировой практики, необходимо развиваться с ежегодным 100%-ным (и более) темпом роста, ориентируясь продуцировать пятую-четвертую часть инвестиций (в их общем объеме) к началу 2013 года.
Решение этой задачи возможно только на основе системного, проектно-целевого подхода, скоординированных действий в нормативно-правовой среде с использованием наиболее экономичных, эффективных инвестиционных инструментов.
Именно такие мероприятия предусматриваются в рамках настоящего Плана.
Цель разработки и реализации мероприятий Плана состоит в том, чтобы содействовать модернизации экономики государств-участников СНГ на основе использования:
- методов проектно-целевого управления развитием, подтвердивших в довольно обширной исторической и географической перспективе свою лидирующую действенность (мероприятия, пилотные проекты);
- межгосударственных интегрированных видов лизинговых организаций, финансовых, страховых, залоговых и иных организационных инструментов, создающих движущую силу в реализации мероприятий Плана;
- коммерческих финансовых ресурсов с частичной бюджетной дотацией банковской процентной ставки.
Структурно План состоит из четырех разделов, охватывающих все важнейшие направления развития лизинговой деятельности в государствах-участниках СНГ:
- разработку и осуществление в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 17 марта 2006 года конкретных мероприятий по развитию межгосударственного лизинга техники, машин и оборудования в приоритетных областях экономики государств-участников СНГ, в том числе для сельскохозяйственных, транспортных, телекоммуникационных целей; производственных потребностей добывающих и перерабатывающих отраслей, переоснащения энергетических комплексов и других объектов производственного назначения;
- конгрессно-выставочную и информационную деятельность;
- мероприятия по финансовому обеспечению исполнения Плана.
II. УНИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННУЮ ЛИЗИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Унификация национальной нормативно-правовой базы, предусмотренная Планом, касается исключительно межгосударственных лизинговых отношений и не затрагивает законодательства по внутригосударственному лизингу, которое остается суверенным и развивается в соответствии с политическими, экономическими, социальными и иными реалиями государств-участников СНГ.
Под унификацией национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей межгосударственную лизинговую деятельность, понимается следующее:
- внесение государствами-участниками СНГ в установленном порядке в действующие национальные законодательные и иные нормативные правовые акты дополнительных статей и/или частей статей, и/или примечаний, и/или иным способом;
- разработка и правовое оформление специальных нормативных правовых актов и инструктивных документов: положений, правил, требований, нормативов, инструкций.
Для их разработки в случае необходимости предполагается сформировать межгосударственную рабочую группу из числа представителей министерств и ведомств государств-участников СНГ и специалистов лизингового бизнес-сообщества.
Требуемое правовое оформление разработанных актов и документов предлагается осуществлять в установленном порядке в зависимости от их статуса.
Унификация национальной нормативно-правовой базы в итоге должна привести к созданию совместных для государств-участников СНГ благоприятных правовых, экономических и организационных условий деятельности лизинговых операторов-нерезидентов.
При этом предполагается обеспечение поддержки прав лизингодателя-резидента другого государства в государстве лизингополучателя, в том числе:
- использование любого вида лизинга: финансовой аренды, операционного (оперативного) лизинга, возвратного лизинга, вторичного лизинга, сублизинга;
- привлечение средств юридических и (или) физических лиц (резидентов и нерезидентов страны) для осуществления лизинговой деятельности в установленном национальным законодательством порядке;
- осуществление контроля за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров, при этом лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга;
- списание со счета лизингополучателя в бесспорном порядке задолженности по лизинговым платежам в обоснованных договором и законодательством случаях;
- досрочное расторжение договора лизинга и возврат лизингополучателем предмета лизинга в случаях, определенных договором лизинга;
- уступка третьему лицу полностью или частично своих прав по договору лизинга;
- другие права лизингодателя.
Важным направлением унификации станет организация правовой поддержки норм обращения с предметом лизинга:
- предоставление его в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга;
- обеспечение его технического обслуживания, сохранности, капитального и текущего ремонта за счет лизингополучателя;
- возврат лизингодателю предмета лизинга в состоянии, в котором он был получен, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга;
- взыскание с лизингополучателя убытков, понесенных лизингодателем в результате несвоевременного возврата предмета лизинга, в полной сумме сверх неустойки, если такая неустойка предусмотрена лизингодателю договором лизинга;
- защита права собственности лизингополучателя на произведенные отделимые улучшения предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- возмещение после прекращения договора лизингополучателю стоимости произведенных им неотделимых улучшений предмета лизинга, выполненных с письменного согласия лизингодателя;
- другие правовые нормы, связанные с предметом лизинга.
В результате унификации национальной нормативно-правовой базы в отношении межгосударственных лизинговых поставок техники и оборудования участники лизинговых сделок получат целый ряд экономических правовых норм, в том числе:
- право лизингополучателя выступать в качестве кредитора лизингодателя в пределах одной лизинговой сделки в размере не более 30% затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
- стороны договора лизинга будут пользоваться правом по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с ее оплатой стороной договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга;
- лизингодатель должен будет обрести право без лицензии национального (центрального) банка на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов страны в целях приобретения предмета лизинга на срок более шести месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга, и др.
В ходе унификации нормативно-правовой базы межгосударственного лизинга также должны быть рассмотрены и согласованы единые таможенные, регистрационные, страховые и иные процедуры, связанные с предметом и договором лизинга.
III. ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
Организационными средствами содействия технологическому обновлению и расширению производственно-технических секторов ключевых отраслей экономики государств-участников СНГ являются пилотные (стартовые) проекты межгосударственных лизинговых поставок соответствующих видов техники и оборудования (далее - пилотные проекты) и мероприятия, направленные на обеспечение их успешной реализации.
С помощью пилотных проектов планируется положить начало прямым межгосударственным поставкам техники и оборудования по лизинговым схемам, создать устойчиво функционирующую лизинговую систему и отработать ее правовые, экономические и организационно-методологические основы применительно к ключевым отраслям экономики государств-участников СНГ.
Пилотные проекты разрабатываются на пятилетнюю перспективу на каждый планируемый финансовый год на основе сбалансированных предложений оптимального стартового состава их исполнителей:
консолидированных лизингополучателей, лизингодателей, заводов-изготовителей, кредиторов и страховщиков.
Все предложения согласовываются и оформляются в виде таблиц, содержащих информацию о видах, марках, количествах, стоимости и поставщиках техники и оборудования по годам и государствам, чьи хозяйствующие субъекты участвуют в реализации пилотных проектов.
Мероприятия по развитию межгосударственного лизинга в ключевых отраслях экономики государств-участников СНГ на период до 2010 года содержат конкретные действия с определением конечных результатов, исполнителей и сроков их завершения.
Инициирование и координацию деятельности по разработке и выполнению пилотных проектов и мероприятий, направленных на их реализацию, осуществляют: Лизинговая конфедерация (союз) СНГ, соответствующие органы отраслевого сотрудничества, национальные министерства и ведомства, хозяйствующие субъекты.
IV. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В качестве важного средства обобщения практического опыта и накопления новых знаний в области лизинга Планом предусмотрено периодическое проведение межгосударственного форума "Лизинг и Капитал", научно-практических конференций и круглых столов по тематике пилотных проектов, методических выставок и семинаров.
По названному виду деятельности Лизинговая конфедерация (союз) СНГ в качестве одного из координаторов Плана располагает необходимым опытом и обеспечит подготовку и проведение указанных мероприятий.
V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНА
Источниками финансирования мероприятий Плана могут являться:
- собственные средства участников проектов;
- заемные средства (кредиты, займы, размещения на финансовых рынках);
- бюджетные ассигнования, осуществляемые в рамках действующего национального законодательства.
При этом разработку мер по организации финансирования конкретных проектов (определение состава инвесторов, схемы и условий финансирования, организационно-правовых форм реализации и т.д.) предусматривается осуществлять на стадии формирования пилотных проектов с учетом их экономических показателей, отраслевой специфики и требований национального законодательства государств, на территории которых они реализуются.
Ведущая роль в ресурсном обеспечении межгосударственных поставок предметов лизинга отводится инвестиционным инициативам исполнителей мероприятий Плана, а именно финансирующему банку-лидеру и участвующим в реализации пилотных проектов конкретным субъектам хозяйствующей деятельности.
По их решению в целях получения прибыли и достижения общепрограммного эффекта вкладываемые ими собственные и/или заемные средства могут быть направлены:
................Перейти до повного тексту