1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция 1989/65 Экономического и Социального Совета ООН
от 24 мая 1989 года
Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней
Экономический и Социальный Совет,
напоминая о том, что статья 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашает право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность,
принимая во внимание, что в пункте 1 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах* указывается, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, что это право охраняется законом и что никто не может быть произвольно лишен жизни,
_________________
* См. резолюцию 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание также общие замечания Комитета по правам человека о праве на жизнь, как это предусматривается в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах,
подчеркивая, что внезаконные, произвольные и суммарные казни являются нарушением прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека,
учитывая, что Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в резолюции II о внезаконных, произвольных и суммарных казнях призвал все правительства предпринять безотлагательные и решительные усилия по расследованию подобных деяний, где бы они не происходили, с целью наказания тех, кто будет признан виновным, а также принять все другие меры, необходимые для предотвращения этой практики,
учитывая также, что Экономический и Социальный Совет в разделе VI своей резолюции 1986/10 от 21 мая 1986 года просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть на его десятой сессии вопрос о внезаконных, произвольных и суммарных казнях с целью выработки принципов эффективного предупреждения и расследования такой практики.
напоминая о том, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 33/173 от 20 декабря 1978 года выразила глубокую обеспокоенность сообщениями из различных частей мира, касающимися насильственного или недобровольного исчезновения людей, и призвала правительства при получении таких сообщений принимать соответствующие меры для поиска таких лиц и проводить безотлагательное и беспристрастное расследование,
с признательностью отмечая усилия неправительственных организаций по разработке стандартов для проведения расследования*,
_________________
* См. T/FC.57/1988/GO/4
подчеркивая, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 42/141 от 7 декабря 1987 года вновь решительно осудила большое число суммарных или произвольных казней, включая незаконные казни, которые по-прежнему имеют место в различных частях мира,
отмечая, что в той же резолюции Генеральная Ассамблея признала необходимость более тесного сотрудничества между Центром по правам человека, Сектором по предупреждению преступности и уголовному правосудию Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам и Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней в усилиях с целью положить конец суммарным или произвольным казням,
сознавая, что для эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней необходимо обеспечить надлежащие финансовые и технические ресурсы,
1. рекомендует, чтобы Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, содержащиеся в приложении к настоящей резолюции, были учтены и соблюдались правительствами в рамках их национального законодательства и практики и были доведены до сведения сотрудников правоохранительных органов и системы уголовного правосудия, военнослужащих, юристов, членов исполнительных и законодательных органов правительства и общественности в целом;
2. просит Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней постоянно следить за осуществлением вышеуказанных рекомендаций, включая осуществление Принципов, с учетом различных социально-экономических, политических и культурных условий, в которых имеют место внезаконные, произвольные и суммарные казни,
3. предлагает государствам-членам, которые еще не ратифицировали или не присоединились к международным документам, запрещающим внезаконные, произвольные и суммарные казни, включая Международный пакт о гражданских и политических правах**,Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах* и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания***, стать участниками этих документов;
__________________
* См. T/FC.57/1988/GO/4
** См. резолюцию 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
*** Резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи.
4. просит Генерального секретаря включить данные принципы в издание Организации Объединенных Наций, озаглавленное "Права человека: сборник международных договоров";
5. просит региональные и межрегиональные институты Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в рамках их программ научных исследований и подготовки кадров уделять особое внимание Принципам, а также Международному пакту о гражданских и политических правах, положениям Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и других международных документов, касающихся вопроса о внезаконных, произвольных и суммарных казнях.
15-е пленарное заседание,
24 мая 1989 года
Приложение
Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней
Предупреждение
1. Правительства в законодательном порядке устанавливают запрет на все внезаконные, произвольные и суммарные казни и обеспечивают, чтобы любые такие казни признавались преступлениями в соответствии с их уголовным законодательством и чтобы за их совершение предусматривались надлежащие меры наказания, учитывающие серьезность таких преступлений. Исключительные обстоятельства, в том числе состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные ситуации в государствах, не могут служить основанием для таких казней. Такие казни не производятся ни при каких обстоятельствах, включая, в частности, ситуации, связанные с внутренним вооруженным конфликтом, чрезмерным или незаконным применением силы государственным должностным лицом или иным лицом, действующим в официальном качестве, или лицом, действующим по подстрекательству или при явном или молчаливом согласии такого лица, и ситуации, когда смерть наступает во время содержания под стражей. Этот запрет имеет преимущество перед постановлениями, издаваемыми исполнительной властью.
2. С целью предупреждения внезаконных, произвольных и суммарных казней правительства обеспечивают строгий контроль, включая четкую систему подчинения, за всеми должностными лицами, в обязанности которых входит задержание, арест, содержание под стражей и в тюремном заключении, а также за должностными лицами, имеющими полномочия в соответствии с законом применять силу и огнестрельное оружие.
3. Правительства запрещают издание вышестоящими должностными лицами или государственными органами приказов, уполномочивающих или подстрекающих других лиц производить любые такие внезаконные, произвольные или суммарные казни. Все должностные лица имеют право и обязаны не исполнять такие приказы. При подготовке сотрудников правоохранительных органов вышеизложенным положениям уделяется особое внимание.
4. Отдельным лицам и группам, которым грозят внезаконные, произвольные или суммарные казни, в том числе получившим угрозы о расправе, гарантируется эффективная защита с помощью судебных или иных средств.

................
Перейти до повного тексту