- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Хартія
Европейская хартия
о законе "О статусе судей"
Лиссабон, 10 июля 1998 года |
Участники многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8 - 10 июля 1998,
Будучи заинтересованными в более эффективном содействии развитию независимости судей, необходимой для укрепления верховенства права и для защиты свободы личности в демократических государствах;
Сознавая необходимость того, что положения, направленные на обеспечение наибольших гарантий компетентности, независимости и беспристрастности судей, должны быть изложены в официальном документе, предназначенном для всех европейских государств;
Стремясь к тому, чтобы законы о статусе судей различных европейских стран учитывали эти положения в целях обеспечения наивысшего уровня гарантий в конкретных формулировках;
Приняли настоящую Европейскую хартию о законе о статусе судей.
1. Общие принципы
1.1. Целью закона о статусе судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, на которые законно рассчитывает каждый человек при обращении в суд и к каждому судье за защитой своих прав. В нем не должно быть положений и процедур, способных подорвать уверенность в такой компетентности, такой независимости и такой беспристрастности. Настоящая Хартия состоит из положений, способных наилучшим образом гарантировать достижение этих целей. Ее положения направлены на повышение уровня гарантий в различных европейских государствах. В национальные законы не могут вноситься изменения, направленные на снижение уровня гарантий, уже достигнутых в соответствующих странах.
1.2. В каждом европейском государстве основные принципы закона о статусе судей излагаются во внутренних нормах высшего уровня, а его правила - в нормах не ниже законодательного уровня.
1.3. В отношении каждого решения, связанного с подбором, отбором, назначением, продвижением по службе или окончанием пребывания в должности судьи Закон предусматривает вмешательство органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в котором не менее половины принимающих участие в заседании являются судьями, избранными такими же судьями в порядке, гарантирующем самое широкое представительство судей.
1.4. Закон дает каждому судье, считающему, что его права по Закону или в более широком смысле его независимость либо независимость юридического процесса так или иначе находятся под угрозой или не принимаются во внимание, возможность обратиться к такому независимому органу, обладающему эффективными средствами правового воздействия либо способному предложить такое средство.
1.5. Судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам; они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, ибо от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства.
1.6. Государство обязано обеспечивать судей средствами для надлежащего выполнения ими своих задач, и в частности для рассмотрения дел в разумные сроки.
1.7. Профессиональные организации, учрежденные судьями и открытые для свободного вступления в них для всех судей, играют большую роль в защите прав, предоставленных судьям их Законом, и в частности по отношению к властям и органам, причастным к принятию решений, касающихся судей.
1.8. Судьи через своих представителей и через свои профессиональные организации принимают участие в принятии решений, связанных с управлением судами и с определением их средств, а также с их распределением на общенациональном и местном уровне. В том же порядке с судьями проводятся консультации по планам изменения их Закона и при определении условий их вознаграждения и социального обеспечения.
2. Подбор, отбор и первоначальное обучение
2.1. Нормы Закона, регулирующие подбор и отбор судей независимым органом или коллегией, за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы, которые будут передаваться им на рассмотрение, и применять закон по ним, не ущемляя чувства собственного достоинства личности. Закон не допускает дискриминации кандидатов по полу, национальной принадлежности или социальному происхождению, а также по философским и политическим взглядам или религиозным убеждениям.
2.2. Закон предусматривает условия, гарантирующие, посредством предъявления к кандидатам требований, связанных с образовательной квалификацией или предшествующим опытом, способность конкретно исполнять судейские обязанности.
2.3. Закон обеспечивает, с помощью соответствующего обучения за счет государства, подготовку выбранных кандидатов для эффективного выполнения судейских обязанностей. Орган, указанный в пункте 1.3 настоящей Хартии, обеспечивает соответствие учебных программ и организации, реализующей их, требованиям компетентности, непредвзятости и беспристрастности, необходимых при выполнении судейских обязанностей.
3. Назначение и несменяемость
3.1. Решение о назначении выбранного кандидата на должность судьи и о направлении его в тот или иной суд принимается независимым органом, указанным в пункте 1.3 настоящей Хартии, или по его предложению или рекомендации, или с его согласия, или на основании его заключения.
3.2. Закон устанавливает обстоятельства, при которых предшествующая деятельность кандидата или же деятельность его близких родственников могут, по причине законных объективных сомнений, порождаемых такой деятельностью в отношении беспристрастности и независимости данного кандидата, являться препятствием для назначения его в суд.
................Перейти до повного тексту