1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Стандарт


Рамочные стандарты
безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации
Июнь, 2005 год
Мнения представителей деловых кругов о Рамочных стандартах ...
Тео Флетчер,
Вице-президент по вопросам безопасности цепи поставки товаров и соблюдения правовых норм, IBM
"Ратификация Рамочных стандартов ВТО в значительной степени расширяет наши возможности в сфере контроля физического перемещения товаров в мировом масштабе. Я настоятельно призываю все страны-члены ВТО в ближайшее время принять необходимые шаги в целях начала международного применения данных Стандартов. Помимо повышения уровня безопасности путей товарных поставок, Рамочные стандарты обеспечивают значительные выгоды всем участниками данного процесса, заключающиеся в снижении затрат, повышении надежности цепей товарных поставок и унификации практических процедур".
Изабель Рока,
Менеджер по торговым и таможенным вопросам, АО Рено
"Компании, применяющие современные информационные технологии при работе с международными товаропотоками и осуществляющие постоянный контроль за экспортными и импортными операциями, получат значительные преимущества при введение в действие новых Рамочных стандартов ВТО. Этим компаниям будет предоставлен статус уполномоченных экономических операторов, что неизбежно положительно отразится на их международной репутации. АО Рено интегрировал процедуры таможенной очистки товаров в структуру работы концерна в целях повышения доходности и конкурентноспособности компании на международном уровне. На сегодняшний день мы используем международную информационную систему, отвечающую высоким требованиям в области безопасности, которая позволяет нам снизить затраты времени, необходимые на таможенную очистку грузов, с 4 часов до 15 минут".
Кэрол Вест,
Секретарь, Международная федерация таможенных брокеров (IFCBA)
"Таможенные брокеры всего мира приветствуют внедрение международных стандартов безопасности, введение унифицированных требований к необходимой для таможенного оформления информации и применение автоматизированных информационных систем в целях облегчения мировой торговли. Рамочные стандарты позволят торговым операторам и их партнерам в цепи поставки товаров четче осознать значение вышеперечисленных целей, и мы поздравляем ВТО с выработкой этого важнейшего инструмента. Таможенные брокеры, обслуживающие большинство международных торговых сделок в интересах крупного и малого бизнеса, солидарны с принципами, заложенными в Рамочных стандартах и полагают, что их применение станет значительным шагом на пути облегчения мировой торговли".
РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
23 июня 2005 года кардинально новый уровень безопасности мировой торговли стал реальностью благодаря единодушному принятию руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран - членов ВТО, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли на ежегодно проводимой сессии Совета в штаб-квартире ВТО в Брюсселе. Это уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов.
Подавляющее большинство стран - членов ВТО выразило готовность внедрять принципы Рамочных стандартов. Я горячо надеюсь на то, что число этих стран будет неуклонно расти, и в ближайшем будущем все таможенное сообщество будет вовлечено в практику активного применения положений Стандартов, учитывая то значение, которое придается всеми без исключения таможенными администрациями мерам обеспечения защиты цепи поставки товаров от возможных посягательств террористов, международных преступных сообществ и прочих угроз подобного характера.
В распоряжение таможенных администраций, нуждающихся в содействии в сфере реализации положений Стандартов, будет предоставлен план институционального развития, подготовленный Секретариатом ВТО при содействии администраций государств - членов ВТО.
Желание и готовность применять на практике положения Рамочных стандартов, проявленные странами - членами ВТО, наглядно демонстрирует их стремление обеспечить безопасный и упрощенный режим функционирования мировой торговли, что, в свою очередь, позволит получить значительные экономические, финансовые и социальные дивиденды. Данный инструмент предназначен для применения всеми государствами - членами ВТО вне зависимости от уровня их экономического развития, что и станет залогом использования положительных факторов глобализации.
Перед нами лежит новый путь. Международное таможенное сообщество принимает вызов времени. Открыта новая страница истории.
Генеральный Секретарь Мишель Дане
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
1.1. Введение
Международная торговля является важнейшей движущей силой экономического процветания. Мировая торговая система уязвима перед террористическими посягательствами, которые могут нанести серьезный ущерб всей мировой экономике. Являясь государственными организациями, контролирующими международные грузовые потоки и управляющими ими, таможенные администрации находятся в уникальном положении, позволяющем повысить безопасность мировой цепи поставок товаров и способствовать социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегчения торговли.
Существует потребность в принятии Всемирной таможенной организацией (ВТО) стратегии повышения безопасности мировой торговли таким образом, чтобы это не препятствовало торговле, а наоборот - способствовало ее развитию. Повышение безопасности международной цепи поставок товаров является лишь одним шагом в общем процессе укрепления таможенных администраций и подготовки их к 21 веку. Соответственно, для того, чтобы развить существующие программы и методы работы и пойти дальше, члены ВТО разработали режим, который позволит повысить безопасность международной торговли и облегчить ее. Речь идет о Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (далее "Рамочные стандарты ВТО" или "Рамочные стандарты"), которые представляют собой набор принципов и стандартов и предлагаются для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО.
Совершенно очевидно, что ВТО является наиболее подходящей платформой для такого рода инициативы. Членами ВТО и, соответственно, участниками его деятельности, являются 166 таможенных администраций, на которые приходится 99 процентов мировой торговли. Таможенные администрации обладают значительными полномочиями, которыми не обладают никакие другие государственные структуры, а именно право проверять груз и товары, поступающие в страну, проходящие через нее и вывозимые из страны. Кроме того, таможня имеет право не разрешить ввоз или вывоз. Таможенные администрации запрашивают информацию об импортируемых, а зачастую и об экспортируемых товарах. При наличии соответствующего законодательства они могут требовать, чтобы такая информация предоставлялась заранее в электронном виде. Благодаря своим уникальным полномочиям и опыту, таможенные службы могут и должны сыграть важнейшую роль в повышении безопасности и облегчении мировой торговли. Однако для оптимизации усилий по повышению безопасности международной цепи поставок товаров необходим целостный подход при постоянном совершенствовании мер по облегчению торговли. Поэтому таможенным службам следует стремиться заключать соглашения о сотрудничестве с другими государственными ведомствами.
Досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя. Фактически, досмотр каждой партии грузов просто парализует мировую торговлю. Поэтому современные таможенные администрации используют автоматизированные системы управления рисками, обусловленными самыми разными факторами. В таких условиях таможенные администрации не должны обременять международное торговое сообщество различными наборами требований, направленных на повышение безопасности и облегчения торговли, а должны признать какие-то иные международные стандарты. Должен существовать единый набор разработанных ВТО международных таможенных стандартов, которые не дублировали бы другие требования, установленные на межправительственном уровне, и не вступали с ними в противоречие.
Рамочные стандарты ВТО, кроме того, представляют собой важнейший элемент работы по наращиванию потенциала и выполнения необходимых законотворческих функций. И хотя некоторые аспекты Рамочных стандартов могут быть реализованы без институционального развития, признается, что многим администрациям для внедрения стандартов потребуется помощь. В Рамочных стандартах ВТО предусматривается соответствующее оказание помощи в процессе институционального развития тем таможенным администрациям, которые примут Рамочные стандарты.
1.2. Цели и принципы Рамочных стандартов
Рамочные стандарты имеют целью:
- Установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости.
- Обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта.
- Укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб в свете вызовов и возможностей 21 века.
- Укрепление сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска.
- Укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом.
- Содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.
1.3. Четыре основных элемента Рамочных стандартов ВТО
Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов. Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.
1.4. Две "опоры" Рамочных стандартов
Рамочные стандарты ВТО, основанные на четырех описанных выше элементах, стоят на двух "опорах": системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Такая стратегия двух "опор" имеет множество преимуществ. Эти "опоры" предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне. Кроме того, Рамочные стандарты построены с учетом существующих в ВТО мер по обеспечению безопасности и облегчению торговли, а также программ, разработанных администрациями-членами.
1.5. Выгоды
Данные Рамочные стандарты представляют собой новую прочную платформу, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств. Они позволят расширить возможности таможенных служб по обнаружению отправок повышенного риска для дальнейшей работы с ними, а также повысить эффективность администрирования товаров, ускоряя, таким образом, процесс таможенного оформления и выпуска грузов.
1.6. Институциональное развитие
Признается, что эффективное институциональное развитие является важным элементом обеспечения широкомасштабного принятия и применения Рамочных стандартов. При этом признается и то, что некоторые Рамочные стандарты могут быть внедрены уже сейчас. С этой целью следует разработать стратегии оказания отдельным администрациям помощи в институциональном развитии, необходимом для практического внедрения Рамочных стандартов. Для того чтобы процесс институционального развития был успешным, он должен опираться на политическую волю и целостный подход. Поэтому ВТО, а также консорциум стран и другие партнеры должны помочь странам, готовым применять Рамочные стандарты и проявляющим необходимую политическую волю.
1.7. Внедрение
Для внедрения Рамочных стандартов потребуется не только укрепить потенциал, но и добиться понимания необходимости поэтапного подхода. Было бы безосновательным полагать, что любая администрация будет в состоянии немедленно начать применение Рамочных стандартов. Учитывая, что Рамочные стандарты представляют собой минимальный набор стандартов, они будут внедряться на различных этапах с учетом возможностей каждой администрации и необходимых законотворческих полномочий. Секретариат ВТО совместно со Стратегической группой высокого уровня разработает План внедрения Рамочных стандартов.
Настоящие Рамочные стандарты структурированы следующим образом:
- описание преимуществ, которые обеспечит принятие и применение Рамочных стандартов;
- "опоры", на которых стоят Рамочные стандарты: система соглашений между таможенными администрациями и система партнерских отношений между таможенными органами и предпринимательским сообществом;
- приложения, в которых содержатся подробные указания по применению.
Позднее настоящие Рамочные стандарты будут доработаны.
2. ПРЕИМУЩЕСТВА
Принятие Рамочных стандартов обеспечит преимущества для государств/правительств, таможенных администраций и предпринимательского сообщества.
2.1. Государства/правительства
Одной из основных целей Рамочных стандартов является повышение безопасности и облегчение мировой торговли. Это позволит международной торговле способствовать экономическому росту и развитию. Это поможет защитить торговлю от угроз глобального терроризма; одновременно с этим Рамочные стандарты позволят таможенным администрациям облегчить прохождение законных торговых потоков, а также усовершенствовать и модернизировать работу таможенных служб. Это в свою очередь позволит повысить собираемость доходов, а также обеспечит надлежащее применение национальных законов и нормативных актов. Таким образом, Рамочные стандарты усиливают социально-экономическую защиту и открывают возможности для прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, Рамочные стандарты способствуют заключению соглашений о сотрудничестве между таможенными службами и другими государственными ведомствами. Следует признать и другие уже существующие международные стандарты (см. пункт 1.1). Это поможет правительствам обеспечить комплексное управление и контроль на границах. Способствуя принятию необходимых мер, Рамочные стандарты дают также правительствам возможность расширить полномочия и ответственность таможенных администраций в этой области.
2.2. Таможенные службы
Одним из основных векторов Рамочных стандартов является создание системы соглашений между таможенными администрациями с целью содействия непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров. Такая система соглашений даст возможность, в частности, обеспечить обмен своевременной и точной информацией, что позволит таможенным администрациям более эффективно управлять рисками. Это не только расширит возможности таможенных администраций по обнаружению отправок повышенного риска, но и позволит им усилить контроль международной цепи поставок и более оптимально и эффективно распределять таможенные ресурсы. Система соглашений между таможенными службами позволит укрепить сотрудничество между таможенными администрациями и даст им возможность на более раннем этапе осуществлять контроль международной цепи поставок товаров, например в том случае, когда администрация страны-импортера обращается к администрации страны-экспортера с просьбой произвести досмотр груза от ее имени. Кроме того, Рамочные стандарты предусматривают в определенных обстоятельствах взаимное признание контроля. Применение Рамочных стандартов позволит таможенными администрациям получить более широкую и полную картину международной цепи поставок товаров и создаст возможности для устранения дублирования и многочисленных требований в отношении отчетности.
Как указывалось выше, Рамочные стандарты позволят таможенным администрациям справляться с вызовами новой международной торговой среды, заложив фундамент для реформирования и модернизации таможенных служб. Рамочные стандарты построены гибко с тем, чтобы дать таможенным администрациям возможность двигаться с различной скоростью. Это позволит таможенным администрациям применять Рамочные стандарты сообразно собственному уровню развития, условиям и требованиям.
2.3. Предпринимательское сообщество
Помимо прочего, Рамочные стандарты создают условия для повышения безопасности международной торговли, а также облегчают международную торговлю и способствуют ее развитию. Это стимулирует и облегчает перемещение товаров покупателями и продавцами между различными странами. Рамочные стандарты учитывают современные международные модели производства и распределения и основываются на них.
Уполномоченные экономические операторы (УЭО) (1) получат такие льготы, как ускоренное оформление товаров таможнями, например путем снижения доли досматриваемых грузов. Это в свою очередь позволит сэкономить время и сократить издержки. Одним из основополагающих принципов Рамочных стандартов является создание единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости. Это позволит также сократить многочисленные и сложные требования в отношении отчетности.
_______________
(1) УЭО - участник внешнеэкономической деятельности, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации, как соответствующая нормам ВТО или стандартам обеспечения безопасности цепи поставки товаров. УЭО включают, в частности: производителей, импортеров, экспортеров, брокеров, перевозчиков, консолидаторов, посредников, операторов портов, аэропортов, терминалов, интеграционных операторов, складских операторов, дистрибьюторов.
Рамочные стандарты обеспечивают условия, при которых УЭО выгодно вкладывать средства в эффективные системы и мероприятия по повышению безопасности, включая целевой отбор и досмотр грузов незначительного риска, а также ускоренное оформление их грузов.
3. РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ВТО
3.1. Сотрудничество между таможенными администрациями
Таможенные администрации должны работать совместно, используя общепризнанные стандарты для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров по мере прохождения грузовых и контейнерных отправок по узловым точкам мировой торговой системы. Достичь этой цели позволяет сотрудничество между таможенными администрациями. Оно представляет собой эффективный механизм защиты международной цепи поставок товаров от террористических посягательств и других форм транснациональной преступности.
Традиционно таможенные администрации досматривают груз по прибытии в порты своей страны. Сегодня необходимо уметь досматривать и проверять контейнер или груз до его прибытия. Благодаря своим уникальным полномочиям и опыту таможенные администрации способствуют повышению безопасности и облегчению международной торговли.
Основным принципом этого направления работы является использование предварительной электронной информации для выявления контейнеров и грузов повышенного риска. Используя инструменты автоматизированного целевого отбора, таможенные администрации выявляют отправки повышенного риска на как можно более раннем этапе международной цепи поставок товаров - в порту отгрузки или даже ранее.
Следует предусмотреть автоматизированный обмен информацией. Поэтому системы должны основываться на согласованной системе сообщений и быть функционально совместимыми.
Для того чтобы быть эффективными и обеспечивать, чтобы этот процесс не замедлял движение торговли, таможенные администрации должны использовать современные технологии для досмотра отправок повышенного риска. Эти технические средства включают, помимо прочего, крупноформатные рентгеновские и гамма-аппараты, а также детекторы радиации. Важнейшим элементом этой "опоры" является сохранение целостности груза и контейнера за счет использования современных технологий.
Опираясь, в частности, на пересмотренную Киотскую конвенцию (ПКК), Рекомендации по комплексному управлению международной цепью поставок товаров (КУЦП) и национальные программы (2), таможенные администрации, присоединившиеся к Рамочным стандартам ВТО, стандартизируют стандарты по "первой опоре" (3).
_______________
(2) Во многих случаях рамочные стандарты и, в частности, технические спецификации, взяты непосредственно из этих источников.
(3) Технические спецификации по "первой опоре" Рамочных стандартов приведены в Приложении 1.
3.2. Стандарты "первой опоры"
Стандарт 1 - Комплексное управление цепью поставок товаров
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров (Рекомендации КУЦП).
Стандарт 2 - Право досмотра груза
Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны.
Стандарт 3 - Использование современных технологий в досмотровом оборудовании
Оборудование для неинтрузивного досмотра (НИД) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеются, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска.
Стандарт 4 - Системы управления рисками
Таможенная администрация должна создать систему управления рисками с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему. Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы.
Стандарт 5 - Груз или контейнер повышенного риска
Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска - это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность.
Стандарт 6 - Предварительная электронная информация
Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.
Стандарт 7 - Целевой отбор и коммуникация
Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора, проверки и использования стандартных наборов критериев целевого отбора, а также создать совместимые механизмы для коммуникаций и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля.
Стандарт 8 - Показатели эффективности
Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО.
Стандарт 9 - Оценка безопасности
Таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной цепи поставок товаров и считать своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест.
Стандарт 10 - Морально-этические качества персонала
Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними.
Стандарт 11 - Досмотр в целях безопасности при отправке
В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при отправке.
3.3. Партнерство между таможенными службами и предпринимательским сообществом
Все таможенные администрации должны устанавливать партнерские отношения с частным сектором с тем, чтобы вовлечь его в работу по обеспечению безопасного и надежного функционирования международной цепи поставок товаров. Основной акцент в рамках данной "опоры" делается на создание международной системы определения тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень гарантий безопасности в том, что касается их роли в цепи поставок товаров. Эти бизнес-партнеры должны получать ощутимые выгоды от такого партнерства в форме ускорения оформления и других мер.
Следующая фраза, взятая из "Рекомендаций высокого уровня в отношении соглашений о сотрудничестве между членами ВТО и частным сектором с целью повышения безопасности цепи поставок товаров и облегчения потока международной торговли" свидетельствует о том, насколько важны отношения между таможней и бизнесом для повышения безопасности международной торговли.
"Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшается в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнерами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров. Поэтому компании, которые проявляют подлинную готовность повышать безопасность цепи поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли"
Такие программы позволяют перенести решение вопросов повышения безопасности грузов и контейнеров "вверх" по цепи поставок товаров путем вовлечения частного сектора и выдвижения требований в отношении повышения безопасности в пункте происхождения, например в пункте загрузки контейнеров, на погрузочных площадках зарубежного изготовителя, а также по мере передвижения контейнера между узлами цепи поставок товаров.
В Рамочных стандартах устанавливаются критерии, в соответствии с которыми компании, участвующие в цепи поставок товаров, могут получить специальный статус партнера по поддержанию безопасности. Эти критерии охватывают такие аспекты, как оценка угроз, наличие плана обеспечения безопасности с учетом оценки угроз, наличие плана коммуникационных мероприятий, принятие процедурных мер по недопущению попадания в международную цепь поставок грузов с нарушениями или без соответствующих документов, физическая безопасность зданий и сооружений, используемых в качестве погрузочных или складских площадок, безопасность контейнеров и грузов, средств транспорта, проверка персонала и защита информационных систем.
Приоритеты при валидации или допуске участников могут быть определены с учетом ряда факторов таких, как объем импорта, аномалии с точки зрения безопасности, стратегические угрозы, исходящие от некоторых географических регионов, и другой информации, имеющей отношение к рискам. Выбор факторов, которые будут иметь решающее значение, будет неизбежно зависеть от конкретных обстоятельств.
Исключительно важным также является наличие генерального соглашения о минимальных льготах, которые компании-партнеры могут получить благодаря статусу уполномоченного оператора. Такие льготы могут включать ускоренное прохождение грузов незначительного риска через таможню, повышение уровня безопасности, оптимизацию издержек цепи поставок товаров за счет эффективного решения вопросов безопасности, повышение репутации организации, расширение деловых возможностей, более полное понимание таможенных требований и более тесный контакт между УЭО и таможенной администрацией.
Многим компаниям, которые работают в привязке к узлам международной цепи поставок товаров, уже приходится выполнять действующие международные требования безопасности и/или осуществлять собственные программы по повышению безопасности с тем, чтобы снять озабоченность таможенных администраций. Системы, создаваемые по "опоре" "таможня - бизнес" Рамочных стандартов, должны основываться на аккредитации по критериям качества таможенных операций, в которых для облегчения процедур, обычно осуществляемых при пересечении границы, используются информационные технологии, и которые предусматривают конкретные льготы тем импортерам, экспортерам, брокерам, экспедиторам, перевозчикам и другим компаниям, которые отвечают этим требованиям.
Опираясь, в частности, на многочисленные инновационные программы (4) таможенные администрации и участники внешнеэкономической деятельности, присоединившиеся к Рамочным стандартам ВТО, стандартизируют стандарты по "второй опоре" (5).
_______________
(4) Эти программы включают, в частности RKC, шведская программа StairSec, канадская программа "Партнеры по защите" (PIP), австралийская программа "Передняя линия и аккредитованный клиент" и американская программа C-TPAT, новозеландская программа "SEP and FrontLine", Группа делового партнерства в ВТО и Рекомендации ВТО по КУЦП.
(5) Технические спецификации по Рамочным стандартам "второй опоры" приведены в Приложении 2.
3.4. Стандарты "второй опоры"
Стандарт 1 - Партнерство
Уполномоченные экономические операторы, участвующие в международной цепи поставок товаров, будут проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики с тем, чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок и контейнеров вплоть до того, как они будут выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения.
Стандарт 2 - Безопасность
Уполномоченные экономические операторы будут использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы обеспечения безопасности.
Стандарт 3 - Уполномочивание
Таможенные администрации совместно с представителями торгового сообщества разработают порядок валидации или процедуры аккредитации по критериям качества, которые обеспечивают компаниям, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, соответствующие стимулы.
Стандарт 4 - Технология
Все стороны сохраняют целостность грузов и контейнеров посредством содействия использованию современных технологий.
Стандарт 5 - Коммуникация
Таможенная администрация будет регулярно обновлять программу партнерства "таможня - бизнес" с тем, чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности цепи поставок товаров.
Стандарт 6 - Облегчение
Таможенные администрации будут работать совместно с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее таможенной территории или проходящей через нее.
4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТО
Технические спецификации по "первой опоре"
"Система соглашений между таможенными администрациями"
Стандарт 1 Комплексное управление цепью поставок товаров
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях Всемирной таможенной организации (ВТО) по комплексному управлению цепью поставок товаров (Рекомендации КУЦП).
1.1. Сфера применения
Применение комплексных процедур таможенного контроля требует наличия соответствующих юридических полномочий, позволяющих требовать от экспортеров (см. пункт 1.3.1) и перевозчиков (см. пункт 1.3.2) заранее представлять данные в таможню в электронном виде с целью оценки угроз безопасности. Кроме того, комплексные процедуры таможенного контроля предполагают установление между таможенными администрациями трансграничного сотрудничества в деле оценки рисков и таможенного контроля с целью повышения общей безопасности и ускорения процедуры выпуска, для чего требуется соответствующая правовая база. Оба этих требования подкреплены разработанными ВТО механизмами: "Рекомендации по разработке национального законодательства, регулирующего сбор и передачу таможенной информации", "Типовое двустороннее соглашение" и "Международная конвенция о взаимном административном содействии в таможенных вопросах" (Йоганнесбургская конвенция). В рамках этого сотрудничества таможенные администрации должны договориться о взаимном признании результатов контроля/досмотра и программах для уполномоченных экономических операторов.
1.2. Меры общего контроля
1.2.1. Таможенный контроль
В Генеральном приложении к пересмотренной Киотской конвенции (ПКК) (7) (Стандарт 6.1) предусматривается, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее, подлежат таможенному контролю. Для целей Стандарта 1 целостность отправки должна быть обеспечена со времени погрузки грузов в контейнер, а в случае перевозки без использования контейнеров на транспортные средства - до тех пор, пока они не будут выпущены из таможенного контроля в пункте назначения.
_______________
(6) Технические спецификации взяты непосредственно из Рекомендаций КУЦП с редакционными изменениями, а также добавлениями.
(7) Еще не вступила в силу. По состоянию на июнь 2005 года поправки к Киотской конвенции 1973 года одобрили 38 из требуемых 40 Договаривающихся сторон.
1.2.2. Оценка риска
В цепочке комплексного таможенного контроля таможенный контроль и оценка рисков в целях обеспечения безопасности представляют собой постоянный совместный процесс, начинающийся в момент подготовки грузов экспортером к экспорту с постоянной проверкой целостности грузов при недопущении ненужного дублирования мер контроля. Для того чтобы сделать возможным такое взаимное признание мер контроля, таможенные службы должны договориться о согласующихся между собой стандартах контроля и управления рисками, обмене разведывательными данными и данным по профилированию рисков, а также обмене таможенными данными с учетом работы, которая была проведена в контексте Глобальной информационно-разведывательной стратегии ВТО. Такие соглашения должны предусматривать возможность совместного мониторинга или контроля качества с целью отслеживания соблюдения стандартов.
1.2.3. Контроль при отправке
Таможня отправления должна принять все необходимые шаги для того, чтобы сделать возможной идентификацию данной отправки и обнаружение любого несанкционированного вмешательства по цепи поставок товаров. В отношении морских контейнерных отправок любые такие проверки, оценка рисков и действия должны осуществляться до погрузки контейнера на судно. В Кодексе БСПС в общих чертах изложены меры, которые должны предприниматься портовыми службами. Кроме того, таможенные администрации, по территории которых проходит цепь поставок товаров, должны договориться об использовании системы электронных сообщений для обмена таможенными данными, результатами контроля и уведомлениями о прибытии, в частности в отношении отправок повышенного риска. При необходимости таможенные администрации должны изменять свои полномочия, установленные нормативными документами, с тем, чтобы иметь возможность полностью проверять грузы повышенного риска.
1.2.4. Контроль при отправке
В интересах обеспечения безопасности цепи поставок товаров и цепи комплексного таможенного контроля, в частности для обеспечения полностью безопасного перемещения грузов с момента загрузки в контейнер до выпуска из таможенного контроля в пункте назначения, таможенным органам следует применять программу обеспечения целостности пломб, которая подробно изложена в пересмотренном Руководстве к Главе 6 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции (см. Дополнение к Приложению 1 Рамочных стандартов). Такие программы обеспечения целостности пломб, основанные на использовании в пункте загрузки механических пломб, обеспечивающих высокую степень безопасности, предписанных в стандарте ISO/PAS 17712, включают процедуры регистрации установки, замены и проверки целостности пломб в ключевых пунктах, таких как пункты перевалки на другой вид транспорта.
Кроме того, таможням следует содействовать добровольному применению технологий, способствующих обеспечению целостности контейнеров при прохождении по цепи поставок товаров.
1.2.5. Уникальная идентификация отправки (УИП)
Таможенные администрации должны применять Рекомендацию ВТО в отношении УИП и прилагаемое к ней Руководство.
1.3. Представление данных
1.3.1. Экспортная грузовая декларация
При экспорте экспортер или его брокер должен до того, как груз погружен на транспортное средство или в контейнер, используемый при экспорте, представить таможенным службам предварительную электронную грузовую экспортную декларацию. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать включения в предварительную экспортную грузовую декларацию данных помимо тех, что перечислены ниже.
Экспортеры обязаны подтвердить перевозчику в письменном виде, желательно в электронной форме, что они представили в таможенные службы предварительную экспортную грузовую декларацию. В тех случаях, когда экспортная грузовая декларация является неполной или упрощенной, на более позднем этапе в соответствии с положениями национального законодательства может потребоваться представить дополнительную декларацию для иных целей таких, как сбор статистических данных о торговле.
N N ВТО Название Описание
1








или
042 Код экспортера Для идентификации названия и адреса
стороны, которая представляет или
от имени которой представляется
экспортная декларация и которая
является или собственником товаров
или обладает аналогичным правом
распоряжаться ими во время принятия
декларации.
041 Экспортер, при
отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, которая
представляет или от имени которой
представляется экспортная
декларация и которая является
собственником грузов или обладает
аналогичным правом распоряжаться
ими во время принятия декларации.
2 072 Код
грузоотправителя,
если это не
экспортер
Для идентификации стороны,
отправляющей груз и указанной в
договоре на перевозку стороной,
заказывающей перевозку
071 Грузоотправитель,
при отсутствии
кода
Название [и адрес] стороны,
отправляющей груз и указанной в
договоре на перевозку стороной,
заказывающей перевозку.
3 050 Идентификационный
код перевозчика
Для идентификации стороны,
осуществляющей перевозку грузов
между указанными пунктами.
049 Название
перевозчика, при
отсутствии
идентификационного
кода
Название [и адрес] стороны,
осуществляющей перевозку грузов
между указанными пунктами.
4








или
040 Код импортера Для обозначения стороны, которая
представляет или от имени которой
таможенный брокер или иное
уполномоченное лицо представляет
импортную декларацию. Ею может
являться лицо, которое является
владельцем грузов или которому эти
грузы направлены.
039 Импортер, при
отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, которая
представляет или от имени которой
таможенный брокер или иное
уполномоченное лицо представляет
импортную декларацию. Ею может
являться лицо, которое является
владельцем грузов или которому эти
грузы направлены.
5 052 Код
грузополучателя,
если это не
импортер
Для идентификации стороны, которой
направлены грузы.
051 Грузополучатель,
при отсутствии
кода
Название [и адрес] стороны, которой
отправлены грузы.
6 058 Код уведомляемой
стороны
Идентификационный код уведомляемой
стороны.
057 Уведомляемая
сторона, при
отсутствии кода
Название [и адрес] уведомляемой
стороны.
7 034 Пункт доставки,
если это не адрес
импортера или
грузополучателя
Адрес, по которому доставляется
груз. Адрес, регион и/или страна,
как предусматривается национальным
законодательством или в
соответствии с национальными
требованиями.
8 064 Код страны (стран)
маршрута,
насколько он
известен
Идентификационный код страны, через
которую проходят грузы или
пассажиры при передвижении из
страны отправления до конечного
пункта назначения.
9 061 Код брокера, при
необходимости
Код стороны, уполномоченной
действовать от имени другой
стороны.
060 Брокер, при
отсутствии кода
Название [и адрес] стороны,
уполномоченной действовать от имени
другой стороны.
10 145 Тарифный
(таможенный) код
Код, обозначающий тип товаров для
таможенных, транспортных,
статистических или иных
регулирующих целей (общее понятие).
137 Описание товара, в
случае отсутствия
кода
Описание характера товара обычным
языком, достаточное для
идентификации для таможенных,
статистических или транспортных
целей.
11 143 Номер UNDG (код
опасных грузов
ООН), при
необходимости
Идентификационный код опасных
грузов Организации Объединенных
Наций (UNDG) представляет собой
уникальный порядковый номер,
присваиваемый в системе Организации
Объединенных Наций веществам и
предметам, включенным в перечень
наиболее часто перевозимых опасных
грузов.
12 141 Идентификационный
код типа упаковки
Код, обозначающий тип упаковки
товара.
144 Количество
упаковок
Количество отдельных предметов,
упакованных таким образом, что их
нельзя разделить, не нарушив
упаковки.
13 131
136
Общий вес брутто
(с указанием
единицы измерения)
Указываемый в декларации вес
(масса) товаров, включая упаковку,
но без оборудования перевозчика.
14 159 Идентификационный
номер оборудования
при контейнерной
перевозке и если
таковой имеется
Маркировка (буквы и/или цифры),
которая позволяет идентифицировать
оборудование, например контейнер
или погрузочную единицу.
152 Идентификационный
код размера и типа
оборудования
Код, обозначающий характеристики,
например размер и тип единицы
транспортного оборудования.
15 165 Номер пломбы, если
необходимо и
имеется
Идентификационный номер пломбы,
которой опломбирована единица
транспортного оборудования.
16 109
135
Общая сумма счета-
фактуры (включая
код валюты)
Общая сумма по всем счетам,
декларируемым в одной декларации.
17 016 Уникальный номер
отправки
Уникальный номер, присваиваемый как
при импорте, так и экспорте.
1.3.2. Грузовая декларация
При экспорте и/или импорте перевозчик или его/ее брокер обязан представить в таможню предварительную электронную грузовую декларацию. При морских контейнерных отправках предварительная электронная грузовая декларация представляется до того, как грузы/контейнеры погружены на судно. При использовании всех других видов транспорта и отгрузок она должна представляться до прибытия транспортного средства в таможню при экспорте и/или импорте. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать представления данных помимо тех, что перечислены ниже.
В соответствии с нормами национального законодательства в дополнение к предварительной грузовой декларации может представляться дополнительная грузовая декларация.
N N ВТО Название Описание
1 070 Код места погрузки Обозначение морского порта,
аэропорта, грузового терминала,
железнодорожной станции или иного
места, где грузы погружены на
транспортное средство, используемое
для их перевозки.
069 Место погрузки,
при отсутствии
кода
Название морского порта аэропорта,
грузового терминала,
железнодорожной станции или иного
места, где грузы погружены на
транспортное средство, используемое
для их перевозки.
2 050 Идентификационный
код перевозчика
Обозначение стороны, обеспечивающей
перевозку грузов между указанными
пунктами.
049 Название
перевозчика, при
отсутствии
идентификационного
кода
Название [и адрес] стороны,
обеспечивающей перевозку грузов
между указанными пунктами.
3 159 Идентификационный
код оборудования
при использовании
контейнеров
Маркировка (буквы и/или цифры),
позволяющие идентифицировать
оборудование, например контейнер
или погрузочную единицу.
152 Идентификационный
код размера и типа
оборудования при
контейнерных
перевозках
Код, обозначающий характеристики,
например размер и тип единицы
транспортного оборудования.
4 165 Номер пломбы, в
случае
необходимости
Идентификационный номер пломбы,
которым опломбирована единица
транспортного оборудования.
5 160 Идентификационный
код транспортного
средства,
пересекающего
границу таможенной
территории
Название, позволяющее
идентифицировать транспортное
средство, используемое при
пересечении границы.
6 175
149
Код
государственной
принадлежности
транспортного
средства,
пересекающего
границу таможенной
территории
Номер транспортной
операции
Код государственной принадлежности
активного транспортного средства,
используемого при пересечении
границы.
Обозначение транспортной операции,
например воздушного, авиационного
или железнодорожного рейса.
7 098 Код метода оплаты
транспортных
расходов
Код, обозначающий метод оплаты
транспортных расходов.
8 047 Код таможенного
поста в пункте
выезда
Обозначение таможенного поста,
через который товары покидают или
должны покинуть таможенную
территорию.
9 085 Код первого порта
прибытия
Обозначение первого места прибытия.
Это может быть морской порт,
аэропорт или пограничный пост при
пересечении сухопутной границы.
10 064 Код страны (стран)
маршрута,
насколько это
известно до
погрузки
Обозначение страны, через которую
проходит маршрут передвижения
грузов или пассажиров между страной
отправления и конечным пунктом
назначения.
11 172 Код даты и времени
прибытия в первый
пункт прибытия на
таможенную
территорию
Код даты и времени/предполагаемой
даты и времени прибытия
транспортного средства в первый
аэропорт (для воздушного
транспорта), на первый пограничный
пост (для сухопутного транспорта) и
в первый порт (для морского
транспорта).
12 138 Краткое описание
груза
Описание груза транспортного
средства обычным языком.
13 016 Уникальный номер
отправки
Уникальный номер, присваиваемый
товарам при импорте и при экспорте.
1.3.3. Импортная грузовая декларация
При импорте импортер или его брокер должен до прибытия транспортного средства в первый таможенный пункт представить в таможню предварительную электронную импортную грузовую декларацию. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать больше информации, чем та, которая приведена в пункте 1.3.1. В тех случаях, когда импортная грузовая декларация представляет собой неполную или упрощенную декларацию, на более позднем этапе в соответствии с нормами национального законодательства может потребоваться представить дополнительную декларацию для иных целей таких, как расчет пошлины или сбор торговой статистики. Уполномоченная цепь поставок товаров (см. пункт 1.4.2) предоставляет возможность объединить экспортные и импортные информационные потоки в единую экспортно-импортную декларацию, которая совместно используется заинтересованными таможенными администрациями.
1.3.4. Обмен информацией в отношении грузовых партий повышенного риска
С целью поддержки оценки рисков и облегчения выпуска, являясь составными частями комплексной цепи таможенного контроля, таможенные администрации, по территории которых проходит цепь поставок товаров, должны рассмотреть возможность обмена данными между таможенными службами, в частности в отношении грузовых партий повышенного риска. Такая электронная система сообщений может включать обмен уведомлениями об определенных экспортных операциях, включая результаты контроля, а также соответствующими уведомлениями о прибытии.

................
Перейти до повного тексту