- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П И С Ь М О
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письма <...> и в пределах своей компетенции высказывает мнение относительно отдельных из поднятых в письмах вопросов.
Относительно налогообложения операций по покупке, продаже ценных бумаг
Статьей 9 Закона Украины от 22.05.2003
N 889-IV "О налоге с доходов физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 889) установлены основные принципы налогообложения инвестиционной прибыли (в том числе операций купли-продажи ценных бумаг), в соответствии с которыми физическое лицо обязано самостоятельно вести отдельный учет финансовых результатов операций с инвестиционными активами и отражать их в составе годовой декларации, если иное не предусмотрено требованиями Закона.
Отдельно указываем, что на основании подпункта 9.6.9 пункта 9.6 статьи 9 Закона
N 889 плательщик налога, осуществляющий операции с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами, имеет право заключить договор с таким торговцем относительно выполнения им функций налогового агента. В данном случае такой торговец ценными бумагами является налоговым агентом таких физических лиц и согласно законодательству несет ответственность за правильность налогообложения таких доходов.
Следовательно, Закон
N 889 не содержит прямой нормы относительно обязанности предприятий, осуществляющих торговлю ценными бумагами как профессиональную, так и непрофессиональную, удерживать налог с доходов физических лиц при выплате доходов физическим лицам при покупке у них ценных бумаг, кроме случая, если с этими предприятиями не заключен договор на выполнение ими функций налогового агента.
Относительно отчетности по форме
N 1ДФ следует отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 19.2 статьи 19 Закона
N 889 налоговый расчет по ф. N 1ДФ должны заполнять только те субъекты хозяйствования, которые начисляют, удерживают и уплачивают налог с доходов физических лиц в бюджет и являются налоговыми агентами в соответствии с нормами данного Закона.
На сегодняшний день Указом Президента Украины от 28.06.99
N 746/99 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (с изменениями и дополнениями) (далее - Указ N 727) и Порядком выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99
N 599 (с изменениями и дополнениями) (далее - Порядок N 599), не предусмотрены нормы, которые регулировали бы порядок внесения изменений и дополнений в Свидетельство.
Поэтому при изменении или дополнении вида деятельности целесообразно было бы субъекту предпринимательской деятельности руководствоваться нормами, регламентирующими порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога.
Так, в соответствии с требованиями Указа
N 727 и Порядка
N 599 заявление должно быть подано не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого он ((субъект предпринимательской деятельности)) избирает способ налогообложения доходов по единому налогу при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления.
Одновременно отмечаем, что согласно Порядку
N 599 Свидетельство об уплате единого налога выдается на указанный в заявлении срок в пределах календарного года. При этом в течение года для плательщика единого налога устанавливаются отчетные периоды, равные кварталу.
Учитывая то, что в случае ежемесячной уплаты единого налога его уплата осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлялась предыдущая уплата единого налога, частный предприниматель - плательщик единого налога может изменить или дополнить виды деятельности с начала нового отчетного периода (квартала), поскольку в связи с внесением этих изменений может быть изменена ставка налога.
Относительно удержания налога с доходов физических лиц при осуществлении операций по покупке, продаже движимого имущества
Согласно Закону
N 889 физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности или физическое лицо, уплачивающее рыночный сбор, является налоговым агентом нанятого им лица или физического лица, состоящего с ним в гражданско-правовых отношениях, касательно любых налогооблагаемых доходов, начисленных в пользу такого лица, включая любые доходы, окончательно облагаемые налогом при их выплате (пункты 1.15 и 1.17 статьи 1, подпункт 9.12.3 пункта 9.12 статьи 9 и статья 17 Закона N 889). Договоры купли-продажи, в том числе движимого имущества, относятся к договорам гражданско-правового характера, порядок осуществления которых регулируется гражданским законодательством Украины.
На основании изложенных положений Закона субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо при покупке у физических лиц движимого имущества должен выступать налоговым агентом с соблюдением всех возложенных на него Законом
N 889 обязанностей.
При этом Закон
N 889 не содержит положений, на основании которых плательщику налога с доходов физических лиц при начислении налога с доходов от продажи движимого имущества (как налоговым агентом, так и налоговым органом на основании годовой налоговой декларации) учитывались бы расходы, связанные с предыдущим приобретением такого имущества.
Относительно отдельных вопросов обложения налогом на добавленную стоимость
Подпунктом 7.3.1 пункта 7.3 статьи 7 Закона Украины от 03.04.97
N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 168) установлено, что датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров (работ, услуг) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, наступившее раньше: либо дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров (работ, услуг), подлежащих поставке, а в случае поставки товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличных денежных средств в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога; либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога.
................Перейти до повного тексту