1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
11.07.2008 N 2906/0/10-08/013
Относительно применения Конвенций Международной организации труда
Министерство труда и социальной политики Украины рассмотрело Ваше депутатское обращение относительно практического применения норм Закона Украины от 05.04.2007 N 877 "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" и норм Конвенций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Законами Украины от 08.09.2004 N 1985-IV "О ратификации Конвенции Международной организации труда N 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле" и от 08.09.2004 N 1986-IV "О ратификации Конвенции Международной организации труда N 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве".
<...>
Принятый Верховной Радой Украины 05.04.2007 года N 877-V Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон) определяет порядок осуществления государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, по нашему мнению, не определено, какие вопросы подпадают под государственный надзор и контроль по данному закону, и не учтены требования международного права, предусматривающие, что каждое государство, которое является стороной международного договора, обязано свои национальные законы привести в соответствие с актами международного права. При подготовке вышеназванного закона разработчики не учли преимущественное право международных договоров, имеющих высшую юридическую силу, и, как следствие, между нормами конвенций относительно полномочий инспекторов труда при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде субъектами хозяйствования и данного закона существуют противоречия.
Статьей 15 Закона Украины "О международных договорах Украины" указано, что действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права.
Частью 1 статьи 9 Конституции Украины определено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства.
Международными актами, устанавливающими полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства, являются вышеупомянутые Конвенции Международной организации труда .
Закон не соответствует следующим нормам вышеназванных, ратифицированных Украиной, Конвенций Международной организации труда труда .
I. Часть 3 статьи 4 Закона относительно осуществления контрольных мероприятий в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, не соответствует подпункту "а" пункта 1 статьи 12 Конвенции N 81, которая предоставляет право проходить на предприятие в любое время суток.
Указанное право связано с необходимостью осуществления контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде относительно привлечения работников к сверхурочным работам. Кроме того, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается режим труда работников, который при применении посменной работы отличается от режима работы предприятия, то есть субъекта хозяйствования. Вместе с тем для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде при привлечении работников к работе в сверхурочное время, то есть в то время, которое не может быть предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка, возникает необходимость проведения контрольных мероприятий во внеурочное время, то есть не установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
II. Часть 11 статьи 4 Закона относительно осуществления контрольного мероприятия в присутствии руководителя или уполномоченного им лица не соответствует пункту 2 статьи 12 Конвенции N 81, разрешающая инспекторам труда не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии, если они будут считать, что такое уведомление может нанести ущерб исполнению их обязанностей.
Наличие такой нормы в международном законодательстве является абсолютно оправданным, хотя бы с учетом того, что есть потребность осуществлять государственный контроль за легализацией занятости, использованием труда детей и т.п.
III. Часть 12 статьи 4 Закона относительно внесения перед началом проверки записи в соответствующий журнал не соответствует подпункту "а" пункта 1 и пункту 2 статьи 12 Конвенции N 81, которые предоставляют право государственному инспектору труда беспрепятственно проходить на предприятие и в случае необходимости не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии.
Государственные инспекторы труда выполняют важную социальную функцию, осуществляя государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании.
Результаты этой деятельности оказывают непосредственное влияние на решение болезненных проблем на данный момент, прежде всего [таких], [как] погашение задолженности по выплате заработной платы, соблюдение минимальных гарантий по оплате труда, легализация занятости, ликвидация такого явления, как выплата заработной платы в "конвертах", исполнение работодателями требований законодательства о труде и государственное социальное страхование в отношении лиц, нуждающихся в социальной защите.
Проблема использования нелегального труда в разных подпольных помещениях существует во всех странах мира, поэтому такие полномочия заложены в Конвенцию МОТ.
К сожалению, на сегодняшний день в Украине это явление распространено во многих областях экономики.
Для примера. За первый квартал 2008 года территориальными государственными инспекциями труда контроль состояния использования работодателями наемного труда без надлежащего оформления и с выплатой заработной платы "в конвертах" осуществлен у 9326 работодателей, в том числе у 2413 физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, у которых работало приблизительно 867 тыс. наемных работников. В ходе проверок выявлены нарушения законодательства о труде в сфере трудовых отношений у 5852 субъектов предпринимательской деятельности, что составляет более 62 процентов от количества проверенных.
В ходе проверок выявлено 236 работодателей, которыми не были заключены трудовые договоры с работниками. Такие нарушения были допущены работодателями по отношению к 4 тыс. работников. При этом необходимо указать, что большая половина, таких нарушений выявлена именно у физических лиц - субъектов предпринимательства с правом найма работников.
Проверками выявлен 501 человек, который работал у работодателей на условиях гражданско-правовых соглашений, имеющих признаки трудовых договоров. Кроме того, установлено, что большинство этих работников работали по гражданско-правовым соглашениям на предприятиях, [в] учреждениях, организациях, из них по областям экономики более всего таких соглашений заключено на предприятиях промышленности (175), в сфере отдыха и развлечений (41).
По результатам проведенных проверок выявлено более 2,5 процентов нелегализованных рабочих мест.
Другой проблемой на сегодняшний день являются задолженность по выплате заработной платы и выплата ее значительной части в "конвертах".
В частности, проверками выявлено 653 работодателя, из которых 96 процентов являются частными предпринимателями, выплачивающими заработную плату "в конвертах".
IV. Части 1 и 2 статьи 5, часть 3 статьи 22 Закона относительно формирования плана контрольных мероприятий в зависимости от степени риска для жизнедеятельности не соответствуют статье 16 Конвенции N 81, в соответствии с которой контрольные мероприятия проводятся так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих положений законодательства.

................
Перейти до повного тексту