1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД УКРАИНЫ
П И С Ь М О
09.09.2001 N 01-2.2/279
Замечания к Хозяйственному кодексу
(Извлечение)
1. Принципиально важным для кодификации хозяйственного законодательства является правильное определение его предмета. Между тем в некоторых нормах ХК он не совсем точно определен. Считаем, что в рамках Хозяйственного кодекса может быть проведена консолидация и обработка нормативного материала, который регулирует общие основы рыночного механизма хозяйственной деятельности, определяет его принципы, инфраструктуру и условия функционирования, виды рынков и общие основы их государственного регулирования, перечень основных хозяйственных обязательств, а также круг субъектов хозяйствования. Поэтому эти главные положения должны быть, как правило, в Хозяйственном кодексе, а не в других законах. Иначе теряется смысл самой кодификации. Учитывая это, следует исключить ссылки на другие законы в статьях 14-16, 18, 21, 25, 28, части 3 статьи 43, 45, 48, 50, 51, 63, 64, 92, 110, 113, части 4 статьи 166, 192, 244, 250 ХК.
Итак, с принятием Хозяйственного кодекса должны утратить силу целый ряд законов Украины, регулирующих хозяйственную деятельность.
В то же время регламентацию особенностей функционирования отраслевых рынков и специфики их государственного регулирования, надзора и мониторинга целесообразно изложить в отдельных законах, например, о транспорте, связи, электроэнергетике, Национальном банке, банках и банковской деятельности, страховании, аудиторской деятельности, государственном регулировании рынка ценных бумаг, Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг, институтах общего инвестирования и т. п.
2. В части 2 Преамбулы ХК следует более точно изложить приоритетные задачи Кодекса. С этой целью предлагается следующая редакция части 2: "2. Хозяйственный кодекс призван обеспечить возрастание деловой активности субъектов хозяйствования и эффективность всех форм хозяйственной деятельности, развитие предпринимательства, становление развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды, социальную направленность экономики, утвердить общественный хозяйственный порядок в соответствии с требованиями Конституции Украины".
3. Внутрихозяйственные отношения не являются предметом правового регулирования. Эти отношения должны стать предметом исключительного регулирования локальных норм субъектов хозяйствования. Поэтому из статей 3 и 7 ХК следует исключить любые ссылки на внутрихозяйственные отношения и локальные нормы.
4. В статье 6 ХК следует более точно определить такой принцип хозяйствования, как защита национального товаропроизводителя. Эта защита должна иметь четко определенные нормативные пределы. В связи с будущим вступлением Украины во Всемирную Торговую Организацию и с последующей либерализацией механизма таможенно-тарифного регулирования защита национального рынка может проходить на базе международно-правовых документов, к которым непременно присоединится наша страна. Следовательно, этот принцип следует изложить в редакции:
"Защита национального товаропроизводителя в соответствии с требованиями международных договоров Украины".
5. Ряд важных уточнений следует внести в статью 8 ХК.
В абзаце 2 части 1 статьи 8 ХК не точно указана форма организации государством хозяйственной деятельности: определение экономического статуса Украины, например, как развитой или развивающейся страны, осуществляется исключительно в документах международных организаций, а потому этот статус не имеет значения для правового регулирования хозяйственной деятельности в пределах страны. В связи с чем такую формулировку следует исключить.
Не совсем правильно определена форма организации государством хозяйственной деятельности и в абзаце 5 части 1 этой статьи. Защищенность внутреннего рынка - не что иное, как защита национального товаропроизводителя. А потому эту форму участия государства целесообразно изложить как: "Повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей".
Кроме того, в этой статье и статье 17 не совсем правильно определены рамки предмета Хозяйственного кодекса. Такие инструменты влияния на макроэкономические процессы, как бюджетная система, система налогообложения, таможенное регулирование, национальная валюта определяются в других кодифицированных документах - Налоговом кодексе, Бюджетном кодексе, Таможенном кодексе и т. п. Поэтому целесообразно исключить соответствующие ссылки в части 2 статьи 8, а также статьях 17 и 384 ХК.
Следует доработать редакцию части 5 статьи 8 ХК с целью уточнения соответствующей функции государства. В предложенной редакции этой части сформулирована малосодержательная функция защиты прав субъектов хозяйствования. Целесообразно часть 5 статьи 8 изложить в редакции:
"5. Государство обеспечивает всем субъектам хозяйствования соответственно их категории равные правовые и экономические условия хозяйствования независимо от их организационных форм и форм собственности".
6. В статье 10 не совсем точно очерчены направления экономической политики государства.
В абзаце 2 части 1 этой нормы слово "управленческого" следует заменить словом "стимулирующего", это будет соответствовать конституционным основам общественного хозяйственного порядка.
В абзаце 5 следует более точно определить суть политики институционных преобразований. Цель приватизации и национализации - прогрессивная реструктуризация отношений собственности в конкретный период времени и относительно конкретных категорий имущественных объектов для достижения максимальной эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому следует предусмотреть, что политика институционных преобразований направлена, в частности, на прогрессивную реструктуризацию отношений собственности в форме приватизации и национализации производственных фондов. Такая формулировка устанавливает четкие нормативные критерии для принятия соответствующих документов относительно конкретных объемов и показателей приватизации или национализации в зависимости от преобладающих тенденций хозяйственного развития и экономической ситуации в стране.
Замечания к статтям 6 и 8 ХК относительно защиты национального рынка и отечественного товаропроизводителя являются аналогичными и для последнего абзаца части 1 статьи 10 ХК.
7. В статье 11 ХК должны быть изложены нормативы Закона Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины".
В части 1 этой статьи определена принципиально неправильная формула относительно учета субъектами хозяйствования целей и приоритетов общехозяйственных программ и планов. На самом деле в системе рыночной экономики субъекты хозяйствования не учитывают указанные цели и приоритеты, а стимулируются государством для их достижения. Учет показателей народнохозяйственных планов и программ может быть обязательным лишь для казенных предприятий и естественных монополистов.
8. Режим льгот и преимуществ для отдельных категорий субъектов хозяйствования должен гармонично согласовываться с режимом запрета дискриминации субъектов хозяйствования (статья 31 ХК). Поэтому льготы и преимущества должны предоставляться лишь согласно требованиям Кодекса для защиты национального товаропроизводителя. Так, необходимо последнее предложение части 3 статьи 12 ХК изложить в редакции:
"Установление и отмена льгот и преимуществ для отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 этого Кодекса".
9. Необходимо уточнить некоторые положения статьи 22 ХК.
В этой норме следует изложить принципиальное положение о том, что в перспективе государственный сектор экономики может состоять исключительно из казенных предприятий. Собственность государства на акции, паи и прочие доли в уставном капитале хозяйственных обществ может быть приватизирована в определенный срок со времени вступления в силу Хозяйственного кодекса. Указанное направление политики основывается на мировом и отечественном опыте хозяйствования, который убедительно свидетельствует о неэффективности государственного сектора экономики. Реализация такой политики разрешит передать производственные активы более эффективному собственнику и стратегическому инвестору.
10. Нуждаются в уточнении положения статьи 23 ХК.
Часть 2 этой нормы дублирует предписания Закона Украины о местном самоуправлении, которые не относятся к предмету Кодекса. Вместе с тем существует острая потребность закрепления в этой норме запрета органам местного самоуправления издавать акты в нарушение свободного оборота капиталов, товаров и услуг на территории Украины (в особенности это касается запретов на оборот сельхозпродуктов, горюче-смазочных материалов и т. п.) или дискриминации отдельных категорий субъектов хозяйствования.
11. В части 2 статьи 25 ХК очень расплывчато и ограничено изложена суть нарушения правил экономической конкуренции. Эту часть целесообразно закрепить в редакции:
"2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не должны допускать принятия актов, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйственной деятельности одной формы собственности относительно субъектов других форм собственности или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйственной деятельности или другим способом нарушают правила экономической конкуренции".
12. В статье 31 ХК зафиксирован только перечень форм дискриминации субъектов хозяйствования, но не устанавливается запрет такой дискриминации.
13. В части 1 статьи 44 ХК принципы предпринимательской деятельности следует дополнить еще двумя:
"собственного коммерческого риска и коммерческого расчета;
автономного функционирования".
14. В части 2 статьи 52 ХК нужно предусмотреть исчерпывающий круг субъектов некоммерческой хозяйственной деятельности. Сейчас разными законами Украины к ряду организационных структур, которые имеют хозяйственную компетенцию, отнесены казенные предприятия, военные части, зарегистрированные как субъекты хозяйственной деятельности, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, неприбыльные организации в сфере культуры и благотворительные организации.
15. Содержание части 2 статьи 56 противоречит предписанию части 4 статьи 126 ХК.
16. Выявлена необходимость внесения изменений и дополнений к некоторым частям статьи 58 ХК.
Полномочия относительно государственной регистрации субъектов хозяйствования целесообразно возложить на территориальные органы Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, для чего надо внести соответствующие коррективы в содержание части 2 статьи 58 ХК.
Необходимо также изменить и дополнить часть 9 этой статьи.
Во-первых, следует ограничить обязательную публикацию сведений государственной регистрации субъекта хозяйствования лишь специальным приложением к "Урядовому курьеру". Публикация этих сведений дополнительно в других органах печати является лишней и слишком отягощающей.
Во-вторых, к этим сведениям следует обязательно добавить сведения о лицах, которые имеют право согласно учредительным документам субъекта хозяйствования осуществлять от его имени действия (заключать договоры, подписывать документы и т. п.).
В-третьих, нарушение требований относительно публикации сведений государственной регистрации может служить основанием для отмены государственной регистрации в установленном Кодексом порядке.
Требует соответствующей коррекции и редакция части 10 статьи 58 ХК.

................
Перейти до повного тексту