1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
N 10 от 24.11.78
О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР N 14 от 30.11.90 )
Оплата труда в соответствии с его количеством и качеством является одним из гарантированных Конституцией СССР прав граждан.
Правильное применение судами при рассмотрении трудовых споров законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда, обеспечивает защиту прав рабочих и служащих, а также интересов предприятий, учреждений, организаций.
Суды, как показало изучение практики рассмотрения дел, в основном правильно разрешают эти споры.
Вместе с тем имеют место недостатки в применении отдельных норм законодательства, в частности об оплате сверхурочных работ, о доплатах при совмещении профессий и должностей, о выплате премий, предусмотренных системами оплаты труда, и вознаграждения по итогам годовой работы. Допускаются ошибки в определении подведомственности споров, нередко нарушаются сроки разрешения дел.
Судами недостаточно принимаются меры, направленные на предупреждение нарушений законодательства об оплате труда рабочих и служащих.
При рассмотрении данных споров возникли вопросы по применению действующего законодательства, требующие разъяснения.
Обсудив результаты изучения практики рассмотрения дел по спорам об оплате труда рабочих и служащих, Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. В соответствии с законодательством судам подведомственны споры:
а) об оплате труда, возникающие в связи с применением установленных тарифных ставок, должностных окладов, норм выработки (норм времени), норм обслуживания и сдельных расценок, а также в связи с несоблюдением предусмотренного законодательством порядка введения новых и пересмотренных норм выработки (норм времени) и норм обслуживания;
б) об оплате труда при переводе на другую работу, при простое и браке, за работу в ночное и сверхурочное время, в праздничные и выходные дни, при совмещении профессий (должностей), об оплате за время вынужденного прогула;
в) о выплате премий, предусмотренных положениями о премировании, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг лиц, подлежащих премированию (с изъятиями, предусмотренными законодательством);
г) о выплате вознаграждения за выслугу лет;
д) о выплате вознаграждения по итогам годовой работы;
е) о возврате сумм, удержанных из заработной платы для погашения задолженности рабочих и служащих предприятию, учреждению, организации, с которыми они состоят в трудовых отношениях (ст.ст. 124-126 КЗоТ РСФСР и аналогичные статьи КЗоТ других союзных республик).
Суды рассматривают и иные споры по вопросам оплаты труда, отнесенные законодательством к их компетенции.
2. Не подлежат разрешению в суде споры:
а) об установлении или изменении условий оплаты труда и премирования (например, о присвоении тарифных разрядов, установлении тарифных ставок, должностных окладов, норм выработки, расценок);
б) о выплате премий, имеющих характер единовременного поощрительного вознаграждения, право на которые и их размер определяются администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза на основе общей оценки результатов труда работника, т. е. без заранее установленных положениями о премировании показателей и условий премирования, круга премируемых работников (премии по итогам социалистического соревнования, за содействие внедрению изобретений и рационализаторских предложений, за создание и внедрение новой техники в виде поощрительных выплат из централизованного фонда, по результатам конкурсов и смотров, из фонда мастера и др.);
в) о размере премии или вознаграждения по итогам годовой работы, когда в соответствии с действующими положениями снижение указанных выплат имело место не в связи с производственными упущениями или другими нарушениями, допущенными работником, а произведено администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации в установленных пределах с учетом качества работы, личного вклада работника в общие результаты труда;
г) о праве руководящих работников предприятий, учреждений, организаций на получение и о размере причитающейся им премии, утверждаемой в соответствии с положениями о премировании вышестоящей организацией (подпункт "г" пункта 41 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров).
Судам неподведомственны и другие споры об оплате труда, которые в соответствии с законодательством подлежат разрешению в ином порядке.
3. По общему правилу суды рассматривают подведомственные им споры об оплате труда, если истцом соблюден установленный законодательством предварительный внесудебный порядок их разрешения.
Вместе с тем непосредственно в суде разрешаются, в частности, споры:
а) об оплате труда рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, где нет профсоюзных комитетов и профсоюзных организаторов, а также об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам в колхозах и межколхозных организациях (подпункт "б" пункта 38 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров);
б) об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным увольнением или переводом, когда этот вопрос не разрешен судом одновременно при рассмотрении спора о восстановлении на работе;
в) о полном или частичном лишении премии или вознаграждения по итогам годовой работы за производственные упущения или другие нарушения, когда этот вопрос в соответствии с законодательством предварительно был решен администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом в пределах предоставленных им прав (ч.2 п.38 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров);
г) об оплате труда работников, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными комитетами.
4. В целях обеспечения правильного и своевременного разрешения споров суды обязаны проводить тщательную подготовку дел к судебному разбирательству, в ходе которой истребовать необходимые для рассмотрения дел документы: копии решений и протоколов заседаний комиссии по трудовым спорам, профсоюзного комитета, сведения о размере заработной платы, данные о сверхурочной работе, простоях, о начислении работнику премии, выписки из действующего на предприятии, в организации положения о премировании и другие необходимые документы.
5. Согласно ст.103 КЗоТ РСФСР и аналогичным статьям КЗоТ других союзных республик введение и пересмотр норм выработки (норм времени), норм обслуживания производится администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. О введении этих норм рабочие и служащие должны быть извещены не позднее чем за один месяц.
( Абзац первый пункта 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР N 14 от 30.11.90 )
В случае нарушения сроков извещения о введении новых норм выработки (норм времени) и норм обслуживания суд должен удовлетворить требования работника об оплате выполненной работы по прежним нормам за все время до истечения срока, предусмотренного для извещения рабочих и служащих о введении новых норм.
6. При рассмотрении споров об оплате работы в сверхурочное время суды должны учитывать, что согласно ст.27 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде выполнение сверхурочных работ допускается только в исключительных случаях (ст.55 КЗоТ РСФСР и аналогичные статьи КЗоТ других союзных республик), с разрешения профсоюзного комитета и в пределах установленной нормы сверхурочных часов.
Иски рабочих и служащих об оплате сверхурочной работы, выполненной по распоряжению администрации или с ее ведома, подлежат удовлетворению и в том случае, когда эта работа применялась с нарушением предусмотренного законом порядка (без разрешения профсоюзного комитета, с превышением установленных норм сверхурочного времени).
Выполненная рабочим или служащим с неполным рабочим днем работа сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законом продолжительности рабочего дня не считается сверхурочной и оплачивается в одинарном размере.
7. Разрешая споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, суды должны проверять, предусмотрена ли законодательством доплата за такое совмещение в данной отрасли, для каких профессий и должностей работников, в каком размере установлена доплата за совмещение, не входит ли работа, на которую истец указывает как на совмещаемую, в круг его трудовых обязанностей.

................
Перейти до повного тексту