- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Інструкція
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
Инструкция N 29
по охране труда для водителей грузового автомобиля
I. Общие требования
1. Согласно "Положению о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами", утвержденному Министерством внутренних дел (приказ N 40 от 13 февраля 1976 г.), все транспортные средства, в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими", подразделяются на категории: "А", "В", "С", "Д", "Е", на управление которыми выдается единое водительское удостоверение.
При этом водитель имеет право управлять лишь теми категориями транспортных средств, против которых в водительском удостоверении имеется разрешающая отметка или в графе "для особых отметок" проставлен штамп с надписью категории транспортного средства, на управление которым выдается разрешение.
2. Водители транспортных средств категорий "А", "В", "С", "Д" и "Е" могут управлять:
"А" - мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и мопедами всех типов и марок;
"В" - автомобилями (с правом работы по найму или без него), разрешенный максимальный вес* которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
_______________
Максимально разрешенный вес считается вес автомобиля с грузом;
"С" - автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг;
"Д" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
"Е" - составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категориям транспортных средств "В", "С" или "Д", при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять указанными категориями или одной из них.
3. Водители транспортных средств категорий "В", "С", "Д" могут управлять ими также при наличии легкого прицепа, разрешенный максимальный вес которого не превышает 750 кг.
При управлении транспортными средствами категорий "В", "С", "Д" с прицепом весом более 750 кг необходимо иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку категории "Е".
4. К управлению транспортными средствами всех категорий, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, а также транспортными средствами, занятыми на перевозке опасных грузов, допускаются только водители с непрерывным стажем работы - не менее трех лет в качестве водителя соответствующих категорий транспортных средств.
5. При найме на работу в качестве водителя лица, имеющие водительские удостоверения на право управления любыми категориями средств "А", "В", "С" или "Д" и не работавшие в качестве водителя более одного года, к управлению транспортными средствами допускаются после сдачи в ГАИ теоретического и практического экзамена, а не работавшие водители более трех лет, кроме того, и после медицинского переосвидетельствования. При этом экзамены у них принимаются в ГАИ только при наличии направления из автотранспортных предприятий.
6. Лишение водителей права на управление транспортными средствами производится в соответствии с действующим законодательством. Водители, по истечении срока лишения права на управление от 1 года и более, допускаются к управлению транспортными средствами после сдачи теоретического и практического экзаменов в ГАИ.
7. Постановлением ВЦСПС от 17 августа 1976 г. До 235/18 "Об утверждении квалификационных характеристик профессий водителей автотранспорта и городского электротранспорта" установлено:
а) для присвоения квалификации второго и первого класса кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, не иметь за последние 3 года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций;
б) администрация предприятия (организации) по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить водителю класс квалификации, если водитель не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, или дополнительные требования и систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе.
Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя предприятия (организации).
Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и более, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях.
II. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ НА ЛИНИЮ
8. Техническое состояние участвующих в дорожном движении автомобилей, их оборудование и укомплектование должны отвечать требованиям соответствующих правил технической эксплуатации и инструкции завода-изготовителя.
9. Перед выездом в рейс водитель должен пройти медицинский осмотр. Перед выездом в дальний рейс в путевом листе водителя должен быть указан режим работы и отдыха, а в период неустойчивой погоды (гололед, метель, туман и т. п.) водитель должен получить маршрутную карту с указанием особо неблагоприятных мест.
10. Перед выездом на линию водитель обязан:
а) тщательно проверить техническое состояние управляемого им автомобиля, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, сцепных устройств автоприцепов, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, запасного колеса, правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также на отсутствие подтекания топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей - на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
б) проверить заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее и наличие инструмента, инвентаря.
Проверка состояния автомобиля при выпуске его на линию и по возвращении с линии должна производиться при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы двигателя и приема автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя);
в) получить у лица, ответственного за выпуск технически исправных автомобилей отметки в путевом листе об исправности автомобиля и прицепа и готовности их к работе.
Администрация не имеет права направлять водителя, а водитель не имеет права выезжать в рейс, если техническое состояние автомобиля или прицепа не отвечает техническим условиям и требованиям техники безопасности.
г) получить путевой лист, проверить правильность его заполнения и подтвердить исправность автомобиля своей подписью;
д) ознакомиться с условиями работы на линии и с родом груза и получить необходимый инвентарь, соответствующий условиям предстоящей работы (такелаж, покаты, подъемник и т. п.).
11. Автомобиль должен иметь набор исправных инструментов и приспособлений, в частности, домкрат необходимой грузоподъемности, пусковую рукоятку, закрытый источник освещения - переносную лампу или электрический фонарь, гаечные баллонные ключи, клинья (башмаки) для подкладывания под колеса, медицинскую аптечку, огнетушитель и знаки аварийной остановки (мигающий красный фонарь).
При тяжелых дорожных условиях, а также при направлении в дальний рейс автомобили должны быть дополнительно снабжены лопатой, буксирным тросом (штангой), цепями противоскольжения.
12. Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон должен быть оборудован:
а) исправными, открывающимися наружу дверями, расположенными сзади кузова. Двери кузова должны быть снабжены исправными замками, не допускающими самопроизвольного открывания их при движении автомобиля;
б) фиксаторами открытых дверей;
в) подножками, расположенными непосредственно под дверями.
13. Автомобиль с кузовом типа фургон, предназначенный для перевозки грузов, требующих обязательного сопровождения в кузове должен быть оборудован:
а) местом для сидения с мягкой обивкой, расположенным в задней части правого борта;
б) откидной лестницей или скобами для посадки и высадки людей;
в) освещением, вентиляцией и звуковой сигнализацией;
г) глушителем, выведенным за габариты кузова на 3-5 см.
Источники освещения внутри кузова должны быть закреплены в углублениях потолка, предохраняющих их от механического повреждения. Источники освещения, не закрепленные в углублениях потолка, должны предохраняться прочной сеткой или решеткой.
14. Все специализированные и бортовые автомобили, перевозящие горючие жидкости, должны быть дополнительно оборудованы:
а) выпускной трубой глушителя, выведенной вправо под переднюю часть автомобиля с наклоном выпускного отверстия вниз:
б) двумя огнетушителями тип ОП-5, ОУ-2, СУБ-3А или СУ-5 (при перевозке щелочных металлов огнетушитель должен быть заряжен порошком ВС-1);
в) лопатой и необходимым запасом песка для тушения пожара;
г) кошмой или асбестовым одеялом;
д) двумя фонарями оранжевого цвета с независимым от электрооборота автомобиля источником питания;
е) выключателями для отключения аккумуляторных батарей, которые могут приводиться в действие как из кабины водителя, так и снаружи транспортного средства;
ж) запасом дегазаторов (дихлорамин, хлорная известь и др.);
з) емкостью с водой (не менее 20 л) и средствами обезвреживания рук и одежды в случае загрязнения их перевозимыми веществами;
и) запасной тарой, соответствующей упаковке перевозимого вещества;
к) средствами индивидуальной защиты для водителя и сопровождающих лиц;
л) специальными приспособлениями (в соответствии с ГОСТом или ТУ), обеспечивающими надежное заземление автомобиля или прицепа (полуприцепа) во время движения.
Кузова бортовых автомобилей должны быть внутри обшиты металлом или другим несгораемым материалом, и закрытые типа фургон дополнительно должны быть обеспечены естественной приточно-вытяжной вентиляцией.
Цистерны должны быть оборудованы водомерными стеклами или другими приспособлениями для контроля уровня жидкости, имеющими контрольные отметки предельного уровня перевозимой жидкости, а в случае применения другой жидкости, как предохранителя, - предельного уровня предохранителя (например, для перевозки фосфора в качестве предохранителя применяется вода и на водомерном стекле должны быть две контрольные метки для фосфора и воды).
На цистерне должно быть клеймо эксперта, производящего испытание, и нанесены (несмывающейся оранжевой краской): наименование владельца и номер цистерны; величина пробного давления, дата последнего испытания; емкость цистерны; полное название продукта и знак безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.
15. Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть оборудованы:
а) тентом, лестницей для посадки и высадки людей, освещением внутри кузова;
б) сиденьями, прикрепленными к кузову на 15 см ниже верхней кромки борта;
в) двумя легкосъемными огнетушителями, имеющими емкость не менее 2 л (один - в кабине, другой - в фургоне).
Задние и расположенные вдоль бортов сиденья должны иметь прочные спинки высотой не менее 30 см.
На стенке кабины, обращенной к кузову автомобиля, должны быть надписи: "В кузове не стоять!", "На бортах не сидеть!".
16. Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы откидными стойками и щитами (между кабиной и грузом), иметь поворотные круги с приспособлениями для их закрепления при движении без груза.
Поворотные круги должны иметь стопоры, предупреждающие поворачивание прицепа при движении назад.
17. Полуприцепы должны быть оборудованы:
а) седельным устройством, обеспечивающим фиксированное положение замком - "Замок свободен", "Замок заперт";
б) устройством, служащим передней опорой, когда полуприцеп отцеплен от автомобиля-тягача;
в) стояночным тормозом.
Полуприцепы и прицепы, не имеющие тормозов, и все одноосновные должны иметь аварийные (страхующие) цепи.
III. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ЛИНИИ
18. Во время работы водитель должен:
а) иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством данной категории, регистрационные документы на транспортное средство и перевозимый груз, путевой или маршрутный лист;
б) заполнять правила дорожного движения, указания работников милиции, военных регулировщиков, дружинников, общественных автоинспекторов, работников дорожно-эксплуатационной службы, дежурных по железнодорожным переездам и паромным переправам;
в) выбирать такую скорость, чтобы с учетом интенсивности движения, дорожных условий (в частности ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности), а также особенностей груза быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению транспортным средством. Принять меры к снижению скорости или остановке автомобиля перед любым препятствием, которое он мог предвидеть;
г) наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов;
д) постоянно проверять и удалять застрявшие между шинами колес камни и другие предметы;
е) доставлять в лечебные учреждения лиц, пострадавших при дорожно-транспортном происшествии, а также оказывать в пути возможную помощь другим водителям в случаях возникновения опасности для движения;
ж) передавать работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и внештатным сотрудникам Госавтоинспекции для проверки водительское удостоверение, путевой лист, регистрационные документы на транспортное средство и документы на перевозимый груз;
з) останавливаться и предъявлять путевой лист и товарно-транспортные документы работникам контрольно-ревизионной службы автомобильного транспорта общего пользования;
и) уступать дорогу и в случае необходимости останавливаться для обеспечения беспрепятственного проезда транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы (сигналы типа "Сирена", проблесковый маячок и другие), либо сопровождаемых патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции;
к) останавливаться и предоставлять транспортное средство: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и внештатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи; работникам государственной лесной охраны (в форменной одежде) и направляемым с ними рабочим со средствами пожаротушения для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения с этих мест.
19. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, обязаны:
а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) в случае необходимости вызвать "скорую медицинскую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортное средство), после чего возвратиться к месту происшествия;
в) сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
г) если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
20. При появлении неисправности в автомобиле, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, водитель должен немедленно принять меры к устранению повреждений, а если это невозможно - следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.
При возвращении в гараж с одной горящей фарой (габаритным огнем) свет должен быть обязательно с левой стороны.
При выходе из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
При вызове технической помощи для устранения неисправностей автомобиля, перевозящего опасные грузы, предупредить о характере перевозимого груза.
21. При движении автомобиля возле строящихся объектов скорость движения автомобиля не должна превышать 10 км/ч, а на поворотах - 5 км/ч.
22. При перевозке опасных грузов водитель должен соблюдать следующие меры безопасности:
а) при осмотре автомобиля или груза в темное время применять только аккумуляторные фонари во взрывозащитном исполнении:
б) ремонтировать поврежденную тару, собирать рассыпанные опасные вещества и ликвидировать последствия повреждений только в спецодежде с применением инструмента с медной или алюминиевой рабочей частью;
в) при перевозке опасных грузов, не требующих сопровождающих лиц (перевозка жидкого топлива), разрешается при кратковременной остановке оставлять автомобиль без присмотра с соблюдением следующих мер предосторожностей:
- в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни. При их отсутствии или неисправности выставить на расстоянии 25-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Можно также на расстоянии не менее 10 м спереди и сзади автомобиля выставить фонари оранжевого цвета;
- оставить автомобиль не ближе 125 м от жилых и производственных зданий и не ближе 50 м от дороги с твердым покрытием.
23. Водителю запрещается:
а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
б) управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения;
в) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
г) передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе;
д) использовать транспортные средства в целях личной наживы;
е) отдыхать или спать в кабине и кузове во время стоянки при работающем двигателе;
ж) оставлять автомобиль без присмотра при перевозке грузов, требующих сопровождающих лиц, даже при кратковременной остановке;
з) принимать пищу в кабине автомобиля при перевозке опасных грузов;
и) курить и пользоваться открытым огнем ближе 50 м от опасного груза.
IV. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ, ВЫПОЛНЯЕМОМ ВОДИТЕЛЕМ
24. Водитель может принимать участие в ремонте закрепленного за ним автомобиля только при наличии распоряжения об этом от администрации и по получении инструктажа по технике безопасности. Запрещается выполнение каких-либо работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и прицепов в зоне действия строительных машин и механизмов.
25. Водитель должен быть обеспечен комплектом исправных инструментов и приспособлений, а также спецодеждой, соответствующей характеру выполняемой работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается.
26. Автомобилей, направляемых на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
27. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта автомобиль следует затормозить ручным тормозом и включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить упоры. На рулевые колеса вывешивается табличка с надписью: "Двигатель не пускать - работают люди!".
При установке автомобиля на место технического обслуживания или ремонта запрещается толкать его другим автомобилем путем непосредственного касания.
28. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: "Не трогать - под автомобилем работают люди!".
В рабочем (поднятом) положении подъемник должен надежно фиксироваться упором, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
При ремонте автомобиля вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника лица, производящие ремонт, должны быть обеспечены лежаками.
29. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробывания тормозов.
30. При испытании и опробывании тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
Испытание и опробывание тормозов на ходу должно производиться на ровной специальной площадке с твердым покрытием без выбоин и уклонов.
Для регулировки тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль, выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места можно лишь после того как водитель убедиться, что лица, производившие регулировку, находятся в безопасной зоне.
31. Монтаж и демонтаж шин должен производиться на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути - на разостланном брезенте или другой подстилке. При демонтаже шины и диска колес воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником.
Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком). Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины, заусенцы.
32. Стопорное кольцо (разрезная закраина) при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Накачивать шину и осаживать кольцо разрешается только при наличии ограждения.
Во время накачивания шины запрещается осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой.
33. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушил правильности монтажа. Подкачивать шину колеса, снятого с автомобиля, следует с применением ограждения или страхующего приспособления (вилки).
34. При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки). Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), а также подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпичи и другие предметы запрещается.
Снятие, постановка и перемещение колес и шин автомобилей грузоподъемностью свыше 5 т должны быть механизированы.
35. При снятии и постановке рессор на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов их необходимо разгрузить от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки специальной конструкции.
36. Буксировка автомобилей и тягачей с целью запуска их двигателей запрещается.
Пуск двигателя автомобиля должен производиться при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом соблюдать следующие требования:
а) пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
б) не брать рукоятку в обхват;
в) во избежание обратного удара при запуске двигателя рукояткой необходимо устанавливать позднее зажигание;
г) не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или на храповик коленчатого вала.
37. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля - самосвала при поднятом кузове можно выполнять только после укрепления кузова металлическими упорами (штангами), исключающими возможность его самопроизвольного опускания. Использование вместо упора различных случайных подставок или подкладок запрещается.
38. Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается:
а) допускать скопление на двигателе и в его картере грязи, смешанной с топливом и маслом;
б) оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (тряпки, концы и т. д.);
в) допускать неисправность в приборах системы питания;
г) курить у приборов системы питания двигателя (в частности у топливных баков и т. п.);
д) пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т. д.) при определении и устранении неисправности механизма;
е) подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и т. п.), для этой цели в гаражах должны быть оборудованы подогревательные установки;
ж) применять бензин при очистке и мойке двигателей.
39. При заправке автомобилей горячей водой в зимнее время следует соблюдать следующие меры безопасности:
а) при отсутствии автомобилей-заправщиков заливать горячую воду из специальных ведер с крышками и носиками или из обычных ведер, но с применением воронок;
б) перед заправкой автомобиля водой убедиться в хорошем закреплении поднятого капота. Замерзшие краники отогреть ветошью, смоченной в горячей воде;
в) при заправке горячей водой стоять с наветренной стороны.
г) при необходимости заправлять автомобиль водой с буфера, необходимо предварительно очистить буфер, а также небольшую площадку под ним от грязи, снега и льда с посыпкой площадки шлаком или песком. Сходить с буфера осторожно, не спрыгивая, и следить, чтобы нога или одежда не цеплялись за буксирный крюк.
40. При применении этилированного бензина, бензола и антифриза необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) заправку автомобилей этилированным бензином разрешается производить из бензоколонки со шлангами, снабженными раздаточными пистолетами. Заправлять автомобиль этилированным бензином при помощи ведер, леек и т. п., а также переносить этилированный бензин в обычной таре запрещается. Во время заправки заправщик и водитель должны находиться с наветренной стороны автомобиля;
................Перейти до повного тексту