- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
П И С Ь М О
N С-13/ОП-92 от 17.07.90
О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственных споров, связанных с заключением и исполнением договоров контрактации сельскохозяйственной продукции
В целях обеспечения единства практики рассмотрения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, Госарбитраж СССР считает необходимым дать следующие рекомендации.
1. Стороной по договору контрактации сельскохозяйственной продукции может быть любое сельскохозяйственное предприятие, непосредственно производящее (добывающее) сельскохозяйственную продукцию, независимо от ведомственной принадлежности, в том числе и подсобное, образованное в составе объединения в промышленности.
Заготовителем может выступать государственная или иная организация, на которую в установленном порядке возложены функции государственной закупки сельскохозяйственной продукции.
2. Согласно действующему законодательству государственный заказ совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в директивном порядке не доводится. Вместе с тем хозяйства могут принять на себя на добровольной основе исполнение госзаказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Согласие на принятие госзаказа должно быть выражено хозяйством в активной форме.
Заключение договора контрактации сельскохозяйственной продукции не означает, что хозяйство согласилось на принятие госзаказа. Поэтому арбитражам при рассмотрении споров по условиям такого договора не следует исходить из данных госзаказа.
3. Поскольку договоры на продажу сельскохозяйственной продукции, заключаемые хозяйствами, не основаны на обязательном для обеих сторон плановом акте (за исключением случаев, когда хозяйство приняло на себя добровольно исполнение госзаказа), возникшие при заключении договора разногласия могут быть переданы на разрешение арбитража только при наличии об этом письменного соглашения сторон.
4. Договор контрактации, как правило, заключается на продажу сельскохозяйственной продукции в сыром виде или прошедшей необходимую первичную обработку.
Однако стороны при заключении договора могут предусмотреть, что в счет выполнения обязательств по сдаче продукции в свежем (натуральном) виде хозяйство часть продукции продает в переработанном виде. В этом случае в договоре указывается количество, ассортимент и сроки сдачи переработанной продукции.
Арбитражу следует отклонять требования хозяйства о включении в договор контрактации условия о продаже переработанной продукции при возражении заготовителя против такого условия, кроме случаев, когда количество подлежащей продаже переработанной продукции указано в государственном заказе, доведенном до заготовителя.
Возникшие разногласия по указанному вопросу рассматриваются арбитражами в общем порядке.
Вид договора на реализацию переработанной продукции, не предусмотренной договором контрактации, определяется по соглашению сторон, а при разногласиях - арбитражем, исходя при этом из того, что на реализацию такой продукции следует заключать договор поставки.
5. При возражениях хозяйства против заключения договора арбитраж не вправе принимать заявление заготовителя о понуждении хозяйства заключить договор контрактации, поскольку отсутствуют плановые основания, обязательные для обеих сторон.
При отгрузке хозяйством продукции во исполнение договора контрактации грузополучателю транзитом по указанию заготовителя во взаимоотношениях этого получателя с хозяйством стороны должны руководствоваться нормативными актами, регулирующими закупки сельскохозяйственной продукции.
В случае, когда с согласия сторон заключен договор поставки, а не договор контрактации, такой договор не может быть признан незаконным. Если же одна из сторон возражает против заключения договора поставки на реализацию сельскохозяйственной продукции в сыром виде или прошедшей первичную обработку, арбитражу следует выносить решение о заключении договора контрактации сельскохозяйственной продукции независимо от того, что ранее стороны заключали договоры поставки.
При заключении договора поставки в своих взаимоотношениях стороны руководствуются положениями о поставках товаров и продукции.
6. В соответствии с Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции* проект договора контрактации составляет заготовитель. Хозяйство, если у него имеются разногласия, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором заготовителю, который в установленном порядке передает их на разрешение арбитража. При заключении договора непосредственно в хозяйстве возникшие разногласия передаются на разрешение арбитража заготовителем.
____________
* В дальнейшем, как правило, употребляется "Положение о договорах
контрактации".
В том случае, когда проект договора направляет заготовителю хозяйство и заготовитель подписывает договор с протоколом разногласий, разногласия в установленном порядке передает на разрешение арбитража хозяйство.
7. При реализации хозяйством сельскохозяйственной продукции без договора взаимоотношения сторон должны регулироваться общими нормами гражданского законодательства.
Если получатель согласен на принятие и использование реализованной без договора продукции, хозяйство и получатель должны согласовать цену, по которой она будет оплачена. При отсутствии такого согласования либо отказе получателя от использования продукции она принимается получателем на ответственное хранение, а хозяйство обязано распорядиться ею.
Поскольку скоропортящаяся продукция подлежит реализации на месте, при уклонении хозяйства от распоряжения ею получатель обязан принять все необходимые меры к ее реализации и полученные от реализации суммы за вычетом расходов по транспортировке, разгрузке, экспедированию, хранению и реализации перечислить хозяйству.
8. При передаче на разрешение арбитража разногласий о месте приемки заготовителем продукции следует исходить из требований Положения о договорах контрактации о том, что приемка должна производиться в хозяйстве либо на приемном пункте, которые являются местом исполнения обязательств.
Что касается разногласия по вопросу о приемке продукции по количеству и качеству у получателя, следует учитывать, что такое условие может быть принято только при согласии хозяйства.
9. При разрешении споров по ассортименту подлежащей продаже сельскохозяйственной продукции исходить из необходимости максимального удовлетворения потребностей населения и промышленности в сельскохозяйственной продукции и сырье и производственных возможностей хозяйства с учетом его специализации. В необходимых случаях запрашивать заключение государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции или другого агропромышленного формирования о возможности производства хозяйством требуемой заготовителем сельскохозяйственной продукции.
10. Разногласия по вопросу обеспечения хозяйства тарой, тарными гвоздями и упаковочными материалами, необходимыми для упаковки продукции, должны решаться в зависимости от того, выделены ли хозяйству на них фонды и в каком количестве. При представлении хозяйством доказательств, подтверждающих невыделение ему фондов либо выделение в меньшем количестве, арбитражу следует обязывать заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, тарными гвоздями и упаковочными материалами, устанавливая количество и сроки их передачи с учетом требований, предусмотренных в п.26 Положения о договорах контрактации.
Если договором предусмотрена обязанность заготовителя по обеспечению хозяйства тарой, на заготовителя возлагается и обязанность по доставке тары непосредственно хозяйству.
В договоре предусматривается порядок и сроки возврата тары и упаковочных материалов, если эти условия не предусмотрены инструкциями и правилами, регламентирующими закупки соответствующих видов продукции.
Штраф, указанный в Положении о договорах контрактации, подлежит взысканию за нарушение сроков возврата тары, установленных обязательными для сторон инструкциями, правилами или договором.
Требования хозяйства о взыскании штрафа за невозврат принадлежащей ему деревянной и картонной тары подлежат удовлетворению и в тех случаях, когда заготовитель ссылается на сдачу этой тары тарособирающим (тароремонтным) предприятиям и организациям.
11. Как указано в Положении о договорах контрактации, предложение о расторжении или изменении договора считается принятым, если сторона, получившая это предложение, не дала на него ответа в течение 10 дней.
Поэтому при подготовке материалов к рассмотрению дела в заседании следует запрашивать от истцов представления возражения ответчика на предложения истца о расторжении или изменении договора. Если при рассмотрении дела будет установлено, что ответчик не дал ответа на предложение истца, производство по делу следует прекращать.
12. Приемка сельскохозяйственной продукции по количеству и качеству должна производиться в порядке и в сроки, установленные Положением о договорах контрактации, стандартами, типовыми договорами контрактации и соответствующими инструкциями. Если нормативные акты, регулирующие порядок и сроки приемки по количеству и качеству, не изданы либо нормативные акты не содержат таких условий, порядок и сроки приемки сельскохозяйственной продукции по количеству и качеству определяются сторонами в договоре. Споры, возникающие между хозяйством и заготовителем при приемке об оценке качества и определении количества закупаемой продукции, разрешаются государственной инспекцией по заготовкам и качеству продукции.
Споры по расчетам за принятую продукцию рассматриваются арбитражем на общих основаниях. При этом арбитражу следует по существу оценивать представленные заготовителем (получателем) приемные документы, подтверждающие качество и количество принятой продукции, проверять соблюдение сторонами установленных правил при приемке.
13. Взаимоотношения получателя с заготовителем (поставщиком) регулируются положениями о поставках продукции и товаров.
Ответственность за поставку сельскохозяйственной продукции ненадлежащего качества перед получателем несет заготовитель (поставщик), независимо от того, кто фактически (хозяйство или заготовитель) отгружал продукцию, если будет доказано, что заготовитель уклонился от приемки у хозяйства продукции либо дал указание (представил отгрузочную разнарядку) хозяйству об отгрузке получателю продукции от имени хозяйства.
При отгрузке хозяйством продукции от своего имени без предъявления ее заготовителю иск получателя к хозяйству, с которым получатель в соответствии с договором контрактации производил расчеты, о возмещении убытков от недосдачи или отгрузки продукции ненадлежащего качества (при отсутствии в этом вины транспорта) подлежит рассмотрению по существу спора с этим хозяйством.
................Перейти до повного тексту