1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Правила


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
УТВЕРЖДЕНО
МПС по согласованию с СНХ
СССР и Госарбитражем СССР
20.09.1965
Правила эксплуатации железнодорожных подъездных путей Раздел 12
I. Общие положения
(ст.ст. 13, 79, 80, 93 Устава железных дорог ( v0270400-64 )
1. Железнодорожные подъездные пути предназначены для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений. Они связаны с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежат:
а) предприятиям, организациям, учреждениям, именуемым в дальнейшем ветвевладельцами;
б) железным дорогам.
2. Граница подъездного пути отмечается знаком "Граница подъездного пути". Место установки такого знака определяется железной дорогой.
Стрелка примыкания и часть пути предприятия, организации, учреждения от стрелки примыкания до знака "Граница подъездного пути" находится в ведении железной дороги и на ее балансе.
3. Участки земли, занятые подъездными путями, складами и сооружениями предприятия, организации и учреждения в пределах полосы отвода, предоставляются железной дорогой предприятию, организации, учреждению во временное пользование на условиях, установленных "Положением о землях, предоставленных транспорту" и "Инструкцией о порядке предоставления железными дорогами участков земли, находящихся в полосе отвода, во временное пользование предприятиям, организациям и учреждениям".
Для возмещения расходов железных дорог по содержанию земельных участков взимается плата по ставкам, установленным Министерством путей сообщения. Помимо указанной платы, кооперативные организации и предприятия уплачивают железной дороге земельную ренту, определяемую местными финансовыми органами.
За участки земли, занятые в полосе отвода подъездными путями, переданными железной дороге, никаких плат и сборов с бывших владельцев этих путей не взыскивается.
Граница полосы отвода определяется в установленном порядке в соответствии с "Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода" и утверждается земельными органами местных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
Передача участков земли во временное пользование оформляется договором, подписываемым начальником станции и руководителем предприятия (организации и учреждения), арендующим участок земли.
4. Вновь построенные железнодорожные подъездные пути, не связанные с технологическими перевозками, передаются в ведение железных дорог в порядке, изложенном в приложении 1*.
---------------
* Приложения в "Бюллетене" не приводятся.
5. Использование подъездного пути ветвевладельца или части подъездного пути железной дороги, находящейся на территории предприятия (организации), для производства маневровых работ, постановки подвижного состава и других целей может производиться железной дорогой после получения начальником станции на это согласия руководителя предприятия, организации или учреждения.
6. Железные дороги могут по просьбе предприятий, организаций и учреждений передавать им в аренду железнодорожные пути, которые после передачи в арендное пользование по условиям эксплуатации приравниваются к подъездным путям, принадлежащим предприятиям, организациям и учреждениям.
За пользование такими путями арендаторы уплачивают железным дорогам арендную плату в размере установленной нормы амортизационных отчислений.
Текущее содержание железнодорожного пути, сданного в аренду производится силами и средствами железной дороги по договору за счет арендатора. Сумма расходов по текущему содержанию путей определяется службой пути дороги по калькуляции затрат, связанных с выполнением этих работ.
II. Договоры на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов
(ст.ст. 49, 87, 90, 91, 94 Устава железных дорог ( v0270400-64 )
7. Договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов разрабатываются с учетом технологии работы подъездного пути и технологии работы станции примыкания, основанных на прогрессивных технических нормах, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов.
8. Договор на эксплуатацию подъездного пути определяет порядок подачи и уборки вагонов, сроки оборота вагонов и контейнеров и другие условия работы на подъездных путях ветвевладельцев.
При обслуживании подъездного пути ветвевладельца локомотивом железной дороги подача вагонов контрагентам, имеющим свои подъездные пути, а также склады, собственные или арендованные с отдельным фронтом погрузки и выгрузки грузов на подъездном пути основного ветвевладельца, производится на условиях договора на подачу и уборку вагонов, заключаемого железной дорогой с каждым таким контрагентом.
Взаимоотношения железной дороги с предприятиями, организациями и учреждениями, имеющими собственные или арендованные склады и погрузочно-разгрузочные площадки с отдельным фронтом погрузки и выгрузки грузов на подъездном пути, принадлежащему дороге, регулируются договором на подачу и уборку вагонов, заключаемым с каждым таким предприятием, организацией, учреждением.
Формы типовых договоров на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов приведены в приложениях 2, 3, 4, 5.
9. Железная дорога совместно с предприятием, организацией или учреждением обязана не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора приступить к разработке проекта нового договора с тем, чтобы он был заключен не позднее дня истечения срока действия прежнего договора.
До заключения нового договора железная дорога совместно с предприятием, организацией или учреждением производит обследование подъездного пути и его технической вооруженности для определения условий нового договора. Результаты обследования оформляются актом (приложение 6), в котором указываются все данные, необходимые для разработки проекта договора, а именно: протяжение подъездного пути, расстояние, за которое должна взыскиваться плата за подачу и уборку вагонов, размер и характер грузооборота, размеры фронтов погрузки и выгрузки, специализация складских площадей по однородным грузам, размеры земельных участков в полосе отвода железной дороги, занятых подъездными путями, сооружениями и складами, наличие погрузочно-разгрузочных машин и устройств и их паспортная производительность, данные для определения срока оборота вагонов, наличие контрагентов и т.п. В акте указываются также необходимые мероприятия по ускорению оборота вагонов. Акт обследования подписывают уполномоченные на это представители железной дороги и предприятия, организации, учреждения (приложение 7).
В случае несогласия с данными, внесенными в акт, представитель предприятия, организации или учреждения, участвующий в обследовании, обязан записать в акте свое мотивированное мнение.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у предприятия, организации или учреждения.
К акту обследования владельцем подъездного пути должна быть приложена для железной дороги масштабная схема этого пути с нанесенными на ней фронтами погрузки и выгрузки и с указанием специализации путей и складских площадей.
10. Если договор подписывается начальником станции по поручению начальника отделения дороги или начальником отделения по поручению начальника дороги, то в таком договоре должна быть сделана ссылка на это поручение с указанием его даты и номера.
11. Оформление договора на эксплуатацию подъездного пути и договора на подачу и уборку вагонов должно производиться в следующем порядке:
а) проект договора разрабатывается железной дорогой (управлением, отделением или станцией). Подписанный в двух экземплярах проект договора направляется на подпись предприятию, организации или учреждению. Полученный от железной дороги проект договора предприятие, организация или учреждение обязаны подписать и возвратить соответственно управлению, отделению или станции железной дороги в десятидневный срок. Десятидневный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки в получении договора, при пересылке по почте - с даты календарного штемпеля почтового отделения в пункте нахождения адресата.
Если при подписании договора у предприятия, организации, учреждения возникнут возражения по его условиям, то независимо от этого они обязаны договор подписать, составить протокол разногласий и направить последний в двух экземплярах железной дороге одновременно с подписанным договором. Наличие разногласий оговаривается в договоре.
В случае невозврата дороге подписанного проекта договора в десятидневный срок договор вступает в силу в редакции железной дороги;
б) железная дорога не позднее чем через 25 дней после получения протокола разногласий обязана рассмотреть его. О дне рассмотрения разногласий железная дорога должна известить предприятие, организацию, учреждение в десятидневный срок после получения протокола разногласий и не позднее чем за 10 дней до назначенной даты рассмотрения.
Если железная дорога в десятидневный срок не назначит дату рассмотрения разногласий, договор вступает в силу в редакции предприятия, организации или учреждения, с которыми заключается договор. В случае неявки представителя предприятия, организации или учреждения в назначенный срок для рассмотрения разногласий договор вступает в силу в редакции железной дороги;
в) оставшиеся неурегулированные разногласия сторонами оформляются протоколом и передаются железной дорогой в десятидневный срок после подписания протокола на разрешение соответствующего Государственного арбитража. Если в указанный срок железной дорогой разногласия не будут переданы на разрешение Государственного арбитража, то договор вступает в силу в редакции предприятия, организации или учреждения.
12. При передаче на рассмотрение разногласий по договору в Государственный арбитраж представляются:
а) заявление с изложением существа вопроса;
б) копия договора на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов;
в) протокол разногласий и, в необходимых случаях, другие документы, в том числе выписки из схем и технологических процессов;
13. Ветвевладельцы и железные дороги могут в целях сокращения простоя вагонов в целом по станции устанавливать в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути единую норму простоя вагонов для станции и подъездного пути. Перед заключением договора с установлением единой нормы должны быть проведены необходимые организационно-технические мероприятия, направленные на сокращение простоя вагонов в целом по станции по сравнению с ранее действующими нормами. За единую норму простоя вагонов принимается норма простоя местного вагона для данной станции. В договоре кроме единой нормы должен быть указан срок оборота вагонов на подъездном пути.
При систематическом невыполнении единой нормы железная дорога и предприятие, организация или учреждение вправе отказаться от применения единой нормы и перейти на работу и ответственность по раздельным нормам с предупреждением другой стороны не менее чем за один месяц.
14. С объединенным транспортным хозяйством договор на эксплуатацию подъездного пути может заключаться в том случае, когда такое хозяйство является владельцем подъездных путей и выполняет работы по транспортному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. В этих случаях расчеты за подачу и уборку вагонов и по штрафам за простой вагонов сверх установленных сроков производятся железной дорогой непосредственно с объединенным транспортным хозяйством.
15. Договоры на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов с предприятиями, подчиненными железной дороге (склады топлива, балластные карьеры и другие), не заключаются. Порядок подачи и уборки вагонов, сроки простоя их и все другие условия устанавливаются приказом начальника дороги. Договоры на эксплуатацию подъездных путей или на подачу и уборку вагонов с предприятиями Министерства путей сообщения, не подчиненными управлению дороги (локомотиво- и вагоноремонтные заводы и т.п.), заключаются на общем основании.
16. Подача вагонов на подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения (приложение 8), заключаемого отделением железной дороги со строительной организацией или предприятием, для которого строится подъездной путь. Временное соглашение подписывается начальником отделения железной дороги после заключения ревизора по безопасности движения поездов о возможности подачи вагонов на эти подъездные пути и разработки временной инструкции о порядке и условиях передвижения локомотивов и вагонов на подъездном пути. Временные соглашения заключаются сроком на один год. Разногласия, возникающие при заключении временных соглашений, рассматриваются местными органами арбитража по месту нахождения управления дороги независимо от размера грузооборота.
17. При передаче подъездного пути или складских помещений и площадей от одного владельца другому в случаях, когда не изменяется характер работы подъездного пути, договоры на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов остаются в силе и все предусмотренные в них условия, права и обязанности считаются перешедшими к новому владельцу. В таких случаях в подлинных экземплярах договора, имеющихся у дороги и ветвевладельца, делаются соответствующие исправления наименования владельца, заверенные подписями руководителей предприятия, организации, учреждения и железной дороги.
III. Единый технологический процесс*
---------------
* В "Бюллетене" не приводится.
IV. Подача и уборка вагонов. Фронты погрузки, выгрузки. Сроки оборота вагонов
(ст.ст. 87, 91, 92 Устава железных дорог ( v0270400-64 )
22. На каждый подъездной путь ветвевладельца по окончании строительства и сдачи в эксплуатацию должна быть составлена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути. Инструкция составляется владельцем подъездного пути, согласовывается с начальником станции и утверждается начальником отделения дороги.
Инструкция должна содержать данные о весовой норме и длине передач (поездов), допускаемых скоростях движения, типах локомотивов, о порядке производства маневровых передвижений, о нормальном положении стрелок, наличии и расположении сигналов и т.п. До утверждения такой инструкции подача вагонов на подъездной путь запрещается.
Порядок обслуживания и организации маневровой работы на подъездных путях, принадлежащих дороге, указывается в техническо-распорядительном акте станции (ТРА) и приложенной к нему ведомости подъездных путей.
23. Подача вагонов на подъездные пути производится по уведомлениям, через установленные интервалы времени и по расписанию. Порядок подачи вагонов указывается в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов.
24. Уведомление о времени подачи вагонов должно передаваться станцией не позднее чем за 2 ч до подачи вагонов. Передача уведомлений о времени подачи вагонов производится круглосуточно.
Предприятия, организации и учреждения обязаны назначить для приема уведомления ответственных лиц, фамилии и номера телефонов, которых должны быть сообщены начальнику станции. Уведомление о времени подачи порожних вагонов под погрузку не требуется, если погрузка обеспечивается вагонами, освобождающимися из-под выгрузки на этом подъездном пути.
Порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов должны предусматриваться в договорах на эксплуатацию подъездных путей и в договорах на подачу и уборку вагонов.
Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку на станции ведется книга уведомлений.
25. При среднесуточной погрузке или выгрузке более 50 вагонов подача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути могут устанавливаться по расписанию или с соблюдением интервала времени между подачами. При наличии у предприятия, организации, учреждения нескольких подъездных путей порядок подачи и уборки вагонов устанавливается по каждому подъездному пути отдельно.
26. В основу расчета интервала закладывается условие обеспечения своевременной переработки всех вагонов, поступающих на данный подъездной путь, и вагонов, отправляемых с этого пути.
Величина интервала между подачами определяется временем, необходимым на приемо-сдаточные операции и уборку вагонов с выставочных путей.
В тех случаях, когда подача очередной партии вагонов может быть произведена только после уборки предыдущей партии вагонов, величина интервала определяется временем, необходимым на выполнение операций по погрузке или выгрузке поданной партии вагонов и временем, необходимым на перестановку вагонов по фронту.
27. Расписание подачи и уборки вагонов составляется начальником станции совместно с предприятием, организацией, учреждением с учетом графика движения поездов, технологии работы подъездного пути и станции примыкания и утверждается начальником отделения дороги. Расписание подачи и уборки вагонов, в случае необходимости, пересматривается при изменении графика движения поездов. В тех случаях, когда договором предусмотрена подача вагонов по расписанию или интервалам, уведомление о времени подачи вагонов не требуется.
Возврат железной дороге вагонов ранее предусмотренного расписанием или интервалом срока производится в количестве, установленном договором.
28. За подачу вагонов локомотивом железной дороги к пунктам погрузки и выгрузки на подъездном пути или на приемо-сдаточные пути, если последние находятся на территории предприятия, и за уборку вагонов с этих путей взимается плата по ставкам, установленным тарифами.
Расстояние, за которое взыскивается плата за подачу и уборку вагонов, указывается в договоре на эксплуатацию подъездного пути и в договоре на подачу и уборку вагонов.
Плата за подачу, уборку вагонов и за маневровую работу взимается отдельно с каждого предприятия, организации, с которыми заключен договор. При этом плата взыскивается независимо от того, каким порядком производится подача: одновременно всем или отдельно каждому предприятию, организации, учреждению.
29. При обслуживании подъездных путей локомотивом железной дороги сдача и прием вагонов производятся в местах погрузки и выгрузки, а при обслуживании локомотивом ветвевладельца - на приемо-сдаточных путях.
В договорах на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов устанавливается срок на уборку вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки, приемо-сдаточных путей устанавливаются на основании технологии организации работы магистральной железнодорожной станции примыкания и подъездного пути.
В случае уборки (сдачи) вагонов по уведомлению, а также в случае неготовности вагонов к уборке (сдаче) по расписанию или через установленные интервалы грузоотправитель, грузополучатель или ветвевладелец обязаны предварительно (в сроки, установленные договором) сообщить железной дороге о времени готовности вагонов к уборке (сдаче).
При уборке (сдаче) вагонов по уведомлению срок уборки (сдачи) исчисляется с момента передачи уведомления.
При уборке (сдаче) вагонов по расписанию или через установленные интервалы сроком уборки (сдачи) считается время, предусмотренное расписанием или интервалом.
Охрана вагонов и грузов на подъездном пути лежит на обязанности предприятия, организации, учреждения. При обслуживании подъездного пути локомотивом дороги охрана вагонов и грузов до момента постановки вагонов и с момента взятия вагонов с подъездного пути лежит на железной дороге.
Передача груженых вагонов на подъездные пути удостоверяется распиской работников сдающей и принимающей сторон:
при номерном способе учета простоя вагонов - в памятке приемосдатчика или в ведомости подачи и уборки вагонов;
при безномерном способе учета простоя вагонов - в памятке приемосдатчика или в натурном листе с указанием в нем номеров и рода вагонов, а также с отметкой "груженый".
30. Размер фронта погрузки-выгрузки немеханизированным способом определяется количеством вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского (погрузочно-разгрузочного) пути, которая может быть использована для одновременной погрузки или выгрузки однородных грузов.
Деление фронтов по однородным грузам производится при условии постоянной специализации складских площадей для таких грузов.
Однородными считаются грузы, перевозимые одинаковым способом (навалом, насыпью, наливом и т.п.) и совместное хранение которых возможно. Фронт для грузов, требующих хранения в крытых складах, определяется количеством дверей в складе.
По зерновым, хлебным грузам допускается установление фронтов по культурам зерна, но не более чем по трем культурам (например, пшеница, ячмень и прочие).
31. Размер фронта погрузки и выгрузки нефтяных и других грузов, перевозимых наливом в цистернах, определяется по количеству стояков для налива и слива, а при межрельсовом сливе - количеством цистерн, устанавливаемых по полезной длине пути у мест слива.
При необходимости фронт налива и слива может устанавливаться по видам налива (темные, светлые, масла).
32. Размер фронта погрузки и выгрузки всех других грузов, кроме наливных, при механизированном способе работ определяется исходя из количества и перерабатывающей способности механизмов.
В случаях, когда вместимость путей позволяет производит подачу вагонов в количестве, превышающем вместимость механизированного фронта погрузки или выгрузки грузов, в договоре устанавливается размер одновременно подаваемой партии вагонов.
При введении на подъездном пути механизмов для погрузки-выгрузки грузов, которые не смогут обрабатывать за то же время такое же количество вагонов, которое обрабатывалось немеханизированным способом, фронт погрузки-выгрузки на данном подъездном пути устанавливается для механизированной переработки грузов по мощности механизмов, а в остальной части фронт сохраняется для переработки грузов немеханизированным способом.
33. Размеры фронтов и специализация складских площадей по однородным грузам на подъездных путях, обслуживаемых локомотивом дороги, указываются в договоре.
Ликвидация железнодорожных транспортных объектов и сокращение погрузочно-разгрузочных фронтов на железнодорожных подъездных путях предприятий и организаций без согласования с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги не допускается.
Уменьшение обусловленных договором фронтов погрузки и выгрузки в зависимости от заполнения складских площадей не допускается. Исключение допускается по грузам Госрезервов при условии представления справки территориального управления Госрезервов, а по хлебным грузам - областного, краевого или республиканского управления хлебопродуктов, о занятости склада грузами Госрезервов. При наличии таких справок обусловленный договором фронт соответственно уменьшается на время занятия склада грузами Госрезервов.
34. Когда срок оборота вагонов или единый срок устанавливается на всю одновременно подаваемую партию вагонов, фронты погрузки и выгрузки и специализация складов в договоре не указываются. В этих случаях в договоре указывается количество вагонов, одновременно подаваемых на подъездной путь, или вес поезда.
35. При обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги нормы времени на погрузку и выгрузку грузов устанавливаются в соответствии с разделом 13 Правил перевозок грузов "Сроки погрузки и выгрузки грузов".

................
Перейти до повного тексту