- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Вказівки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
N И-1-6 від 31.12.1982
О рассмотрении споров, связанных с недостачами продукции и товаров при поставках
В целях обеспечения единообразного и правильного применения законодательства при рассмотрении споров по недостачам продукции и товаров при поставках, а также унификации ранее изданных по этим вопросам указаний Государственный арбитраж СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями:
---------------
* В дальнейшем, как правило, употребляется один термин "продукция".
2. При рассмотрении споров по недостачам хлебных грузов арбитражам необходимо учитывать, что действующим законодательством установлена обязанность начальников станций и руководителей предприятий, принявших хлебные грузы, совместно рассматривать коммерческие акты на недостачу и излишки хлебных грузов, семян бобовых и масличных культур, комбикормов и отрубей.
При рассмотрении споров, связанных с недостачами этих грузов, арбитражи должны требовать от получателей представления материалов совместного со станциями железных дорог рассмотрения фактов несохранной перевозки хлебных грузов. Если будет установлено, что станции железных дорог и грузополучатели не выполнили этой обязанности, направлять сообщения их вышестоящим органам.
3. Принимать меры к тому, чтобы в заседаниях арбитража при рассмотрении споров по недостачам, как правило, участвовали руководители спорящих предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими ответственные представители, компетентные в вопросах отгрузки, транспортировки и приемки продукции.
В необходимых случаях запрашивать объяснения должностных лиц, принимавших участие в отгрузке и приемке продукции, или вызывать их в заседание арбитража. Такие объяснения должны оцениваться арбитражами наряду с другими доказательствами по делу.
4. При разрешении споров по недостачам обращать особое внимание на соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями действующих правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции. Тщательно анализировать обстоятельства, имеющие важное значение для выявления причин и места образования недостачи продукции и установления виновных в этом лиц, в частности:
а) соблюдение отправителями (поставщиками) предусмотренных Правилами перевозок грузов мер к обеспечению сохранности отгружаемой продукции, наличие в транспортных документах отметки о недостатках тары, правильность заполнения сопроводительных документов (спецификаций, фактур, ярлыков, кипных карт и др.) и их соответствие требованиям стандартов, технических условий;
б) способ определения отправителями (поставщиками) веса груза при сдаче его органам транспорта; за чьим весом и пломбами (органа транспорта или отправителя) отправлен груз и за чьими пломбами прибыли вагоны (контейнеры) и другие перевозочные средства, в каких перевозочных средствах (опломбированных или неопломбированных) следовал груз и сопровождал ли его проводник отправителя или получателя; правильность оформления транспортных документов;
в) соблюдение Правил перевозок грузов при перегрузке или перевалке груза в пути, время нахождения груза в пути и дата его прибытия;
г) когда и откуда (из транспортного средства или со склада органа транспорта) был выдан груз получателю; производилась ли выдача груза органом транспорта с проверкой веса, количества мест. Если выдача груза производилась без такой проверки, то имеется ли на накладной отметка, предусмотренная соответствующими транспортными уставами и кодексами. Составлялся ли в необходимых случаях коммерческий акт, наличие в акте всех необходимых данных;
д) соблюдение грузополучателем правил приемки продукции по количеству при получении. Когда и каким способом груз был доставлен на склад получателя, когда и кем составлен акт о недостаче, указаны ли в акте все необходимые реквизиты (даты отправки и прибытия груза, состояние пломб и описание оттисков на них, состояние тары и упаковки и другие обстоятельства).
5. Порядок приемки, предусмотренный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количест
ву, применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции по количеству. Если для данного вида продукции установлен иной порядок, чем упомянутой инструкцией, получатели обязаны приемку продукции по количеству производить в соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки или иными обязательными для сторон правилами.
Арбитражам необходимо учитывать, что стороны не вправе изменять порядок приемки продукции по количеству, установленный нормативными актами. Вместе с тем стороны могут предусмотреть в договоре дополнительные условия, направленные на обеспечение сохранности продукции при поставках. Разногласия по этим условиям подлежат рассмотрению на общих основаниях.
6. Арбитражам следует тщательно проверять все имеющиеся в деле материалы. Если в результате проверки материалов дела будут выявлены нарушения правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции, повлекшие за собой невозможность определить, где и по чьей вине образовалась недостача продукции, требования стороны, допустившей нарушения, о возложении ответственности за недостачу продукции на другую сторону удовлетворению не подлежат.
7. Действующее законодательство не предусматривает обязательного взвешивания крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом при отпуске потребителям и при перевозке. Вместе с тем конечный получатель таких товаров вправе при наличии достаточных оснований проверить на своем складе соответствие фактического веса товаров указанному в стандартах, технических условиях. Такая проверка может быть произведена только с участием представителя отправителя (поставщика), инспектора соответствующей государственной инспекции по качеству или экспертом Бюро товарных экспертиз, представителя органа Госстандарта. Иски покупателей (получателей) к отправителям (поставщикам) о взыскании стоимости недостающей крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом, в обоснование которых представляются акты, составленные с участием представителя общественности предприятия-получателя или представителя другого предприятия, учреждения или организации, удовлетворению не подлежат. При подтверждении недостачи товаров кроме стоимости недостачи с отправителя (поставщика) подлежит взысканию предусмотренный п. 82 Положения о поставках товаров народного потребления штраф за нарушение стандартного веса.
8. В тех случаях, когда отправители (поставщики) в обоснование отсутствия своей вины в недостаче представляют в арбитраж акты контрольных или комиссионных отгрузок, составленные при отгрузке продукции (товаров) с участием представителей общественных и других организаций, арбитражи при рассмотрении споров должны оценивать такие акты в совокупности с другими представленными по делу доказательствами.
9. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количест
ву установлено, что в акте приемки должны указываться данные о состоянии пломб и оттисков на них. При оценке актов приемки арбитражам следует учитывать, что в них должны быть указаны те же сведения об оттисках на пломбах, которые предусмотрены в разделе "А" коммерческого акта.
10. Железная дорога, как это предусмотрено Уставом железных дорог Союза ССР, обязана по требованию грузополучателя в графе 6 накладной делать отметки о порядке выдачи груза. В практике имеют место случаи, когда грузополучатели при получении груза в порядке ст. ст. 65, 67 Устава железных дорог Союза СС
Р без проверки не требуют от органов транспорта проставления в транспортной накладной такой отметки, между тем в акте приемки, составленном в установленном порядке, указывается, что груз получен от железной дороги в исправном состоянии и за ненарушенными пломбами отправителя и дано их описание.
При разрешении споров, связанных с недостачами продукции, когда в накладной отсутствует надлежащая отметка о том, в каком состоянии получен груз от органов транспорта, нет оснований возлагать ответственность за недостачу на отправителя (поставщика), поскольку недостача могла произойти вследствие несохранной перевозки. Исключением могут быть только случаи, когда получателем установлена недостача внутри исправных тарных мест.
11. Удостоверение недостачи груза коммерческими актами может иметь место только тогда, когда органы транспорта в соответствии с действующими на транспорте правилами выдают получателю груз с проверкой веса, количества мест и состояния его и при обнаружении во время такой выдачи обстоятельств, являющихся основанием для выдачи коммерческого акта.
Если орган транспорта в нарушение действующих правил не выдает груз с проверкой веса, количества мест и его состояния или не выдает коммерческий акт, грузополучатель должен обжаловать такой отказ в установленном порядке, а приемку продукции произвести в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеств
у. В этом случае получатель должен представить доказательства обжалования неправильных действий органа транспорта и акт приемки по количеству, составленный в соответствии с указанной Инструкцией.
................Перейти до повного тексту