- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Наказ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
П Р И К А З
N 616 от 19.09.90
Об утверждении положения о психологической службе в системе народного образования
В целях развития психологической службы в системе народного образования П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Положение о психологической службе в системе народного образования (Приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на главного психолога Гособразования СССР т. Асмолова А.Г.
Председатель Г.А.Ягодин
Приложение
к Приказу Гособразования
СССР от 19 сентября
1990 г. N 616
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Общие положения
1. Психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы - содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы - формирование развивающего образа жизни личности в различных учебно-воспитательных учреждений в системе непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности "психология" или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог" (диплом установленного Гособразованием образца).
Раздел 2. Структура психологической службы в системе народного образования
1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.
Центр создается при участии отделения Общества психологов СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр психологической помощи и профориентации).
Центр может создаваться при областном (городском, районном) Управлении (отделе) народного образования или при местном Совете народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в методическом кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе) народного образования.
Раздел 3. Направления деятельности психологической службы в системе народного образования
Задачи психологической службы:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
психолого-педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
................Перейти до повного тексту