1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
N 55/40 от 31.01.91
( Приказ не применяется на территории Украины на основании Приказов Министерства здравоохранения N 112 от 28.06.94 N 81 от 18.04.96 )
О введении в действие Инструктивно-методических рекомендаций по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и применении их в практической деятельности органов народного образования и здравоохранения
Анализ материалов, поступающих с мест, о работе, проводимой органами народного образования и здравоохранения по охране детства, свидетельствует о стойкой тенденции передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Приоритетной формой устройства является усыновление (удочерение). Усыновители с большой ответственностью выполняют добровольно принятые на себя обязанности родителей, заменяя осиротевшим детям родную семью. Усыновленные дети получают должное воспитание, подготовлены к труду и самостоятельной жизни.
Однако развитие такой формы семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения, как усыновление (удочерение), осложнялось наличием ограничений в отношении детей, подлежащих усыновлению (удочерению), требований о представлении многочисленных документов и справок от лиц, изъявивших желание усыновить (удочерить) ребенка, необходимостью розыска родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей, не проявляющих заботы о своих детях.
В целях развития семейного воспитания детей, лишившихся попечения родителей, совершенствования совместной работы органов народного образования и здравоохранения по передаче этих детей на усыновление (удочерение) П Р И К А З Ы В А Е М:
1. Ввести в действие Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних (Приложение).
2. Органам управления народным образованием и здравоохранением:
2.1. Принять к руководству и исполнению Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и довести их содержание до сведения руководителей детских домов, школ-интернатов, школ, дошкольных учреждений, родильных домов (отделений), домов ребенка, детских больниц и поликлиник.
2.2. Обеспечить особое хранение документации по усыновлению, создать необходимые условия, исключающие разглашение тайны усыновления.
2.3. В течение первого полугодия 1991 года провести с работниками отделов (управлений) народного образования и здравоохранения семинары - совещания по ознакомлению с требованиями Инструктивно-методических рекомендаций по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и применением их в практической работе.
2.4. Включить вопросы по охране детства в учебные планы высших и средних специальных педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей (повышения квалификации инженерно-педагогических кадров).
3. Считать утратившим силу Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 14.01.86 N 12/71 "О мерах по совершенствованию работы органов народного образования и здравоохранения по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство)".
Первый заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по народному образованию
Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР


В.Д.Шадриков

А.А.Баранов
Приложение
к Приказу
Госкомобразования СССР
и Минздрава СССР
от 31 января 1991 г. N 55/40
Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних
I. Общие положения
Основной социальной целью усыновления (удочерения) (*) является забота о детях, лишившихся попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в семье.
______________
(*) В дальнейшем будет говориться "усыновление", имея в виду и "удочерение".
Усыновление - наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.
Усыновление детей способствует созданию полной семьи, предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить присущее людям чувство родительской любви.
Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.
Условия и порядок усыновления, права и обязанности, возникающие в результате усыновления, отмена и признание его недействительным регламентируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, кодексами о браке и семье союзных республик.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах.
Усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Исполкому поселкового или сельского Совета народных депутатов это право не предоставлено.
Подготовку вопроса для рассмотрения исполкомом Совета народных депутатов проводит районный, городской, районный в городе отдел народного образования (*) независимо от возраста усыновляемого ребенка (с его рождения и до 18 лет). Представление исполкому материалов на усыновление не входит в компетенцию органов здравоохранения.
______________
(*) В дальнейшем будет упоминаться "отдел народного образования", имея в виду "районный, городской, районный в городе отдел (управление) народного образования".
II. Учет детей, подлежащих усыновлению, и кандидатов в усыновители
Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется только в районном, городском, районном в городе отделе народного образования независимо от возраста ребенка (с его рождения до 18 лет).
Руководители родильных домов (отделений), лечебных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов и др. обязаны в трехдневный срок сообщать о каждом родившемся или поступившем ребенке, подлежащем усыновлению, в отдел народного образования по своему месту нахождения.
Не допускается сообщение администрацией указанных учреждений сведений о наличии в них детей, подлежащих усыновлению, и данных о них отдельным гражданам, учреждениям, общественным организациям и др.
За несвоевременное, неполное или недостоверное сообщение отделу народного образования сведений о детях, подлежащих усыновлению, состоянии их здоровья администрация указанных учреждений несет дисциплинарную ответственность.
Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания или содержания своих детей, не проявляют в отношении их родительской заботы и внимания, дали предварительное согласие на усыновление своего ребенка, а также дети, оставленные матерью в родильном или лечебном учреждении, подкинутые (брошенные).
Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются с этой просьбой в отдел народного образования по месту жительства (или нахождения) ребенка либо по месту своего жительства. Как правило, наиболее полное выяснение всех необходимых для усыновления обстоятельств возможно по месту нахождения ребенка.
Отдел народного образования берет на учет тех лиц, которые изъявляют желание усыновить ребенка из детского интернатного учреждения. Если обращаются об усыновлении конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицы, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), то эти лица не берутся на учет.
Инспектор школ по охране детства отдела народного образования в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них требуемых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются также данные, которые учитываются при принятии решения об усыновлении: возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного, пенсионного возраста), способность к воспитанию ребенка и уходу за ним лиц, имеющих инвалидность по зрению, глухонемых, ограниченных в передвижении (паралич конечностей); наличие в семье психически больных, страдающих в настоящее время другими заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка.
Усыновителями не могут быть несовершеннолетние, лица, лишенные родительских прав, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, и кроме того - отнесенные отдельными республиканскими кодексами о браке и семье к категории лиц, не имеющих права быть усыновителями.
Кроме вышеназванных противопоказаний к выполнению обязанностей усыновителей, ребенок не может быть передан на усыновление лицам, имеющим психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, психопатия), а также лицам, страдающим в настоящее время алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическим заболеванием, ВИЧ-инфекцией, открытой формой туберкулеза, заболеваниями внутренних органов в стадии декомпенсации.
Кандидатам в усыновители разъясняется, что наличие указанных противопоказаний для воспитания ребенка может служить основанием для отказа в усыновлении и, в связи с этим сбор, и подготовка документов нецелесообразны.
В случаях, когда кандидаты в усыновители настаивают, их документы принимаются и вносятся на рассмотрение исполкома.
III. Документы, необходимые для оформления усыновления
От кандидатов в усыновители требуются:
1. Заявление (при усыновлении обоими супругами их совместное заявление, а если усыновляет только один из них, дополнительно письменное согласие другого супруга (*), в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество заявителя (заявителей); адрес; состоит ли в браке; наличие и возраст детей, совместно или раздельно проживающих; указывается, что кандидат в усыновители не лишался родительских прав; какого возраста и пола ребенка желает усыновить.
______________
(*) По законодательству отдельных союзных республик не требуется согласия другого супруга, если он по суду признан недееспособным или когда супруги прекратили совместное проживание более года и местожительство другого супруга неизвестно.
2. Справка с места работы о занимаемой должности и заработке.
3. Копия финансового лицевого счета. (*)
______________
(*) Жители сельской местности представляют выписку из похозяйственной книги.
4. Медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения, на обслуживании которого состоит кандидат в усыновители, отражающее состояние его здоровья и отсутствие противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.
При усыновлении ребенка лицом, совместно с ним проживающим и осуществляющим его воспитание и содержание не менее двух лет, не требуется представление вышеназванных документов (кроме заявления).
В тех случаях, когда кандидат в усыновители проживает не по месту нахождения усыновляемого, то, наряду с перечисленными документами, должно быть представлено заключение отдела народного образования по месту его жительства о возможности передачи ему на усыновление ребенка. При отсутствии такого заключения отдел народного образования, который берет на учет кандидата в усыновители, запрашивает его.
На усыновляемого ребенка необходимо представить следующие документы:
1. Свидетельство о рождении.
2. Свидетельство о смерти его родителей или копию решения суда о лишении их родительских прав, признании недееспособными или безвестно отсутствующими.
3. Документы, подтверждающие уклонение родителей от воспитания и содержания детей; о розыске родителей; акты, составленные работниками органов внутренних дел о подкидывании, обнаружении ребенка (оставлении его в родильном доме (отделении), лечебно-профилактическом учреждении и др.).
4. Письменное согласие родителя (родителей) ребенка на усыновление, заверенное нотариально или соответствующими правомочными органами (администрацией детского учреждения, где воспитывается или находится ребенок).
5. Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, заверенное руководителем детского учреждения.
IV. Подготовка материала об усыновлении ребенка на рассмотрение исполкома
Подготовка документов на ребенка, передаваемого на усыновление из дома ребенка, лечебно-профилактического, учебно-воспитательного учреждения, проводится администрацией названных учреждений для последующей передачи на рассмотрение отдела народного образования (по месту нахождения учреждения).
На усыновление могут быть переданы как здоровые, так и больные дети, но при условии, что последние по характеру (течению) заболевания не нуждаются в постоянном пребывании и лечении в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
На каждого ребенка, передаваемого на усыновление из дома ребенка, лечебно-профилактического, детского интернатного учреждения, составляется заключение о состоянии его здоровья, физическом и умственном развитии на основании данных осмотров врачей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травматолога), офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и старше - учителя-дефектолога.
По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами. Это заключение заверяется руководителем учреждения, где ребенок содержится.
На детей, подкинутых, брошенных матерью (отцом) в лечебно-профилактическом учреждении, работниками органов внутренних дел составляется соответствующий акт, на основании которого администрация этого учреждения производит регистрацию рождения ребенка в органах ЗАГСа и направляет ребенка в соответствующее учреждение со следующими документами:
- актом о подкидывании (*);
- свидетельством о рождении;
- медицинским заключением о состоянии здоровья.
______________
(*) Подкинутые, оставленные дети могут быть переданы на усыновление по истечении шести месяцев со времени составления об этом соответствующего акта.
По окончании лечения эти дети в трехдневный срок переводятся в дом ребенка, детский дом, школу-интернат, расположенные в том же районе или городе. Эти учреждения обязаны принять ребенка с последующим оформлением в трехдневный срок путевки в отделе здравоохранения, народного образования.
При отсутствии в районе, городе детского интернатного учреждения в некоторых случаях эти дети, в зависимости от возраста, направляются в карантин-распределитель или приемник-распределитель (срок пребывания в которых не должен превышать одного месяца) для последующего перевода в соответствующее детское интернатное учреждение.
Администрация детского учреждения при поступлении ребенка, имеющего родителя (мать или отца), не изъявляющего желания лично осуществлять его воспитание и содержание, должна получить согласие на усыновление ребенка.
Следует при этом предупреждать, что согласие родителя на усыновление не имеет "срока давности", т.е. оно действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого согласия, и усыновление ребенка может быть произведено без дополнительного его уведомления.
Согласие матери (отца) на усыновление ребенка, находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, данное непосредственно в этих учреждениях, оформляется в письменной форме. Указываются паспортные данные, подпись родителя удостоверяется руководителем учреждения и заверяется печатью.
Родитель (мать, отец) ребенка предупреждается также и о том, что согласно действующему законодательству, если он в течение шести месяцев не будет принимать участия в жизни ребенка, посещать его, вести переписку, систематически проявлять родительское внимание и заботу и при улучшении своих материально-бытовых условий не изъявит желания взять ребенка на дальнейшее воспитание в свою семью, - передача ребенка на усыновление может быть произведена без его согласия.
При получении от одинокой матери согласия на усыновление ее ребенка, оставленного в родильном доме (отделении), находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, следует разъяснить ей последствия усыновления, выяснить обстоятельства, послужившие основанием для дачи такого согласия, возможность осуществления ею личного воспитания ребенка и в зависимости от полученных данных решать вопрос о передаче ребенка на усыновление.
Особого подхода требует вопрос о передаче на усыновление детей одиноких несовершеннолетних матерей. Необходимо выявить осознанность матерью своих действий, требующуюся ей социально-правовую помощь и оказать содействие в создании условий для осуществления ею личного воспитания ребенка. При разногласиях, возникающих между несовершеннолетней одинокой матерью и ее законными представителями (родителями, усыновителями, опекуном, попечителем) о передаче ребенка на усыновление, вопрос должен решаться органом опеки и попечительства с учетом интересов ребенка.
При рассмотрении вопроса о передаче из детских лечебно-профилактических и интернатных учреждений на усыновление детей, имеющих братьев и сестер, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Не следует разобщать несовершеннолетних, находящихся в родственных отношениях, лишившихся попечения родителей, воспитывающихся в одном детском учреждении, проживавших совместно до их устройства в государственные учреждения, осведомленных друг о друге и своем родстве. Разобщение в этих случаях может допускаться в интересах несовершеннолетних, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных с братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения, в тех случаях, когда дети, состоящие в родстве, одновременно передаются на усыновление, но в разные семьи, где они приобретают родителей и семью.
Нередко дети, имеющие одну мать, отца, совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреждениях, значатся под разными фамилиями и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы. В таких случаях допускается передача детей на усыновление в разные семьи.
В случае, когда у ребенка, лишившегося родительского попечения и находящегося в государственном учреждении, имеются другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя, совершеннолетние братья и сестры), следует установить их участие в его жизни, воспитании, целесообразность общения, возможность передачи в их семьи. И хотя не требуется их согласия на усыновление, в интересах несовершеннолетнего необходимо уточнить все обстоятельства дела.
Для усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие (*). Ему в доступной форме объясняются сущность усыновления и вытекающие из этого последствия: об изменении фамилии, отчества, данных о родителях, правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками, об утрате правоотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой). Такие разъяснения могут быть даны и ребенку, не достигшему 10 лет, с учетом степени его интеллектуального развития.
______________
(*) Согласие может быть выражено в любой письменной форме.
Действующее законодательство предусматривает возможность усыновления ребенка старше 10 лет и без его согласия в тех случаях, когда он длительное время живет и воспитывается в семье усыновителей и не осведомлен о том, что они не кровные родители, считает себя их сыном (дочерью), был записан под их фамилией в учебно-воспитательном учреждении.
Отношение усыновляемого к усыновителям как к своим кровным родителям выявляется инспектором школ по охране детства в беседе с ним, что отражается в акте обследования. Такая запись заменяет письменное согласие ребенка на усыновление.
Помимо согласия родителя (родителей) на усыновление своего ребенка, находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, самого усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста, должно быть также письменное согласие на усыновление администрации этих учреждений. Такое согласие основывается на детальном ознакомлении с личностью и документами усыновляемого, отражает отсутствие противопоказаний к усыновлению.
Если ребенок находится под опекой (попечительством), то на усыновление требуется согласие его опекуна (попечителя), что не освобождает от необходимости получения согласия родителей, когда по закону оно требуется. При отказе опекуна (попечителя) дать согласие необходимо выяснить, чем вызваны его возражения. Когда, по мнению отдела народного образования, отказ не обоснован и противоречит интересам ребенка, следует ставить перед исполкомом вопрос об отстранении опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей.
Ознакомление отдела народного образования с личностью кандидатов в усыновители, документами, их характеризующими, и данными об усыновляемом не исключает проведение детального обследования условий жизни заявителя и его семьи.
В целях обеспечения тайны усыновления обследование должно производиться только инспектором школ по охране детства.
Особое внимание должно быть обращено на сложившиеся в семье взаимоотношения между всеми ее членами, их отношение к передаче в семью ребенка из детского учреждения. В том случае, когда супруги состоят в браке, но оформить усыновление ребенка изъявляет желание один из них, следует выяснить мотивы отказа другого супруга от усыновления, как это может отразиться на воспитании и жизни усыновляемого.
Следует проводить тщательное обследование в тех случаях, когда усыновляют ребенка, страдающего недугом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания и содержания. Заявителям должны быть разъяснены требования, предъявляемые к усыновителю, правовые последствия усыновления и недопустимость отмены усыновления по мотивам состояния здоровья ребенка, если о его недуге они были предупреждены и несмотря на это выразили желание усыновить больного ребенка.
При усыновлении ребенка одинокой женщиной также необходимо установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли она по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия. Однако не следует отказывать в усыновлении ребенка одинокой женщине, если до оформления усыновления она проявляла заботу о ребенке и между ними возникли родственные отношения, привязанность друг к другу.
Действующее законодательство предусматривает право усыновления детей, имеющих родителей, лицами, состоящими с ними в родстве, - отчимами, мачехами, дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др., если такое усыновление органы опеки и попечительства сочтут отвечающим интересам несовершеннолетнего. Но при обследовании отдел народного образования должен выяснить мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причину согласия родителей на это и целесообразность передачи на воспитание ребенка престарелым (дедушке, бабушке), семьям, имеющим своих детей, родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание усыновляемого, не проявлявшим заботы о нем.
Необходимо выяснить условия жизни усыновителей и родителей, установить целесообразность передачи ребенка от родителей в другую семью, выяснить, улучшаются ли при этом условия жизни и воспитания усыновляемого; целесообразность прекращения правоотношений усыновленного не только с родителями, но и с братьями, сестрами, другими родственниками по восходящей и нисходящей линии. Особо детально нужно выяснить причину передачи родителями в другую семью детей-подростков. При этом необходимо установить, является ли усыновление подростка желанием восполнить отсутствующую родную семью, а не стремлением закрепить за ним те или иные льготы, предусмотренные законом для усыновленных: право на жилое помещение усыновителей, последующее получение пенсии, наследства и т.п.
Особенно внимательно надо рассматривать просьбы об усыновлении юношей, девушек 15 - 17 лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внимания. Усыновление в таких случаях не может рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого", поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и на усыновленных, достигших совершеннолетия. В результате усыновленные 15 - 17-летние юноши и девушки, находившиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (1 - 3 года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них. Оформление усыновления таких подростков может производиться в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими усыновить, или наличие между ними контактов и отношений, свидетельствующих о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаимоотношения.
Следует учесть, что согласие родителей на усыновление их детей не является обязательным условием для такого усыновления. Органы опеки и попечительства вправе отказать в его оформлении, если установят, что усыновление не соответствует интересам усыновляемого.
При усыновлении ребенка отчимом, мачехой, родственниками (бабушкой, дедушкой, сестрой, дядей, тетей), которые уже занимаются его воспитанием, проведение обследования не обязательно.
Подбор ребенка в соответствующем детском учреждении производится кандидатом в усыновители только при наличии у него направления районного, городского отдела народного образования (по месту нахождения ребенка). Кандидат в усыновители должен быть ознакомлен со всеми документами об усыновляемом ребенке, а также с медицинским заключением о состоянии его здоровья. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии администрация учреждения предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку.

................
Перейти до повного тексту