- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Інструкція
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
N 25 от 01.12.87
Инструкция N 25
по охране труда для рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах
I. Общие требования
1. При переноске грузов вручную по горизонтальной поверхности необходимо соблюдать следующие предельные нормы:
10 кг - для подростков женского пола от 16 до 18 лет;
16 кг - для подростков мужского пола от 16 до 18 лет;
15 кг - для женщин старше 18 лет;
50 кг - для мужчин старше 18 лет.
2. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.
3. Переносить материалы на носилках следует по горизонтальному пути только в исключительных случаях на расстояние не более 50 м; запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.
4. Погрузка, выгрузка, перегрузка вагонов и автотранспорта на станциях и подъездных путях допускается только под руководством лица, ответственного за эти работы.
5. Допуск посторонних лиц, а также рабочих в нетрезвом состоянии в места, где производится погрузка и выгрузка, запрещается.
6. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожных путях, должны сдать испытания по Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, в объеме, необходимом для выполнения работ на объекте.
II. Меры безопасности перед началом работы
7. Перед началом работы рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять следующие меры безопасности:
а) получить средства индивидуальной защиты в зависимости от характера работы (очки, респираторы, спецодежду, спецобувь);
б) проверить наличие и исправность погрузочно-разгрузочного инвентаря и инструмента;
в) очистить и выровнять территорию, на которой ведутся работы по загрузке, выгрузке и переработке грузов. Котлованы и ямы, необходимые для производственных целей, должны быть ограждены. Скользкие места необходимо посыпать песком, золой, просеянным шлаком и т. п.
8. При обнаружении неисправностей и недостатков рабочие должны сообщить о них лицу, руководящему погрузкой или выгрузкой, и до их устранения к работе не приступать.
III. Меры безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях
9. Вагон, поставленный под погрузку, должен быть заторможен башмаками. На рельсах на расстоянии не менее 5 м от вагона для предохранения его от толчков перемещаемыми смежными вагонами устанавливаются ограждающие башмаки.
10. Рабочие, открывающие или закрывающие двери вагона, должны находиться под защитой полотна дверей, а не против открываемого дверного проема, и открывать дверь на себя.
11. При открывании бортов платформы следует сначала открывать средние закладки-запоры платформы, а затем крайние, стоя при этом сбоку от борта.
При одновременной разгрузке нескольких вагонов их следует разгружать через один.
12. Укладка груза вдоль железнодорожного полотна допускается на расстоянии не менее 2 м, с разрывами между штабелями не менее 2,5 м и проходами в 1 м.
13. Во время работы на железнодорожных путях запрещается:
а) садиться и становиться на рельсы, остряки и крестовины стрелочных переводов,
б) проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 10 м;
в) перебегать пути перед подвижными единицами (поездом, локомотивом и т. п.);
г) ездить на подножках, буферах, головках автосцепок подвижных единиц, а также входить на них и сходить с них при движении.
IV. Меры безопасности при погрузке и выгрузке тарноупаковочных грузов
14. Грузы в исправной ящичной таре следует укладывать устойчивыми штабелями, высота которых при погрузке вручную не должна превышать 3 м.
При укладке штабеля с помощью механизмов высота укладки может быть увеличена до 6 м при обеспечении устойчивости.
15. При загрузке и выгрузке грузов в ящиках следует осмотреть каждый ящик. Торчащие гвозди и концы железной обвязки необходимо забить.
16. Перед тем как взять ящик с верха штабеля, следует убедиться в устойчивости расположения груза, лежащего рядом.
17. Грузы в мешках и кулях необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Исправность тары должен проверять приемосдатчик до погрузки. Для обеспечения устойчивости штабеля нижние ряды укладывают с зазорами, которые с каждым рядом сокращают, а верхние ряды укладывают вплотную. Максимальная высота укладки мешков 6 м (18 рядов). При этом после каждых шести рядов следует укладывать прокладки из досок, толщину которых определяет руководитель работ.
18. Непрерывный подъем мешков одним рабочим допускается на высоту 9 рядов.
При необходимости подъема на большую высоту груз передается другому рабочему, который стоит на штабеле выше девятого ряда.
19. Рабочие должны поднимать мешки выше седьмого ряда только по сходням шириной не менее 1 м с набитыми на них поперечными планками; при проходе по сходням расстояние между рабочими должно быть не менее 6 м. Уклон сходней и мостиков допускается 1:3.
20. Штабель следует разбирать последовательно горизонтальными рядами или небольшими уступами, определяемыми руководителем работ, не оставляя отдельных стопок.
21. Грузы в бочках, барабанах и бумагу в рулонах следует перемещать электропогрузчиками или перекатыванием вручную.
22. При перекатывании нельзя держаться руками за торцы рулона или барабана, так как можно повредить руки о столб, дверную стойку, стену вагона.
23. Для спуска и подъема рулонов, бочек и других аналогичных грузов весом более 35 кг в разных уровнях следует применять слеги и пеньковые канаты.
24. Опрокидывание рулонов и бочек из вертикального в горизонтальное положение необходимо осуществлять при помощи веревки длиной не менее 2 м с петлями на концах. Двое рабочих берутся за петли веревки, накладывают ее на верхнюю часть груза и, натягивая, опрокидывают груз, находясь сами по сторонам от места его возможного падения.
V. Меры безопасности при погрузке и выгрузке тяжеловесных грузов
25. Под перемещаемый груз должны укладываться прочные, ровные, достаточной длины катки (не менее ширины груза); концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 30 см.
26. Пути перемещения тяжеловесных грузов должны быть освобождены от мешающих предметов.
27. При слабом грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должен укладываться дощатый настил.
28. Для подведения катков под груз необходимо пользоваться ломами или домкратами.
29. При перемещении груза по наклонной плоскости вниз необходимо применять приспособления, удерживающие груз; рабочие обязаны находиться сзади опускаемого или впереди поднимаемого груза.
30. Во время передвижения груза запрещается брать каток раньше, чем он полностью освободится от груза. Направлять катки при движении необходимо только ломами или подбивать кувалдами.
31. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо при помощи специальных приспособлений и домкратов на специально отведенной площадке в присутствии руководителя работ.
32. При погрузке и выгрузке тяжелых грузов (котлы, трансформаторы) необходимо применять лежни-спуски. Для грузов весом до 2 т можно использовать деревянные брусья или бревна, а для более тяжелых - стальные балки или настилы, опираемые на клетки из шпал. Верхние концы лежней должны иметь крючки для опоры на платформы кузова автомашины.
Груз следует одной лебедкой стаскивать, а тросом другой - удерживать с противоположной стороны.
33. При выгрузке рельсов и длинномерных балок с помощью слег из рельсов или бревен необходимо следить, чтобы концы слег, находящиеся на земле, были прочно закреплены упорами.
Рельсы и балки следует сдвигать к краю платформы и спускать по слегам при помощи ломов.
34. При выгрузке труб необходимо следить за устойчивостью штабеля. При неустойчивом положении штабеля стойки следует опереть на рогачи, а под крайнюю трубу подбить клинья. Затем спиливают верхние концы стоек на уровне второго ряда сверху и по слегам при помощи ломов скатывают крайнюю трубу. Чтобы за первой трубой не покатились остальные, под вторую необходимо подложить клин. Стойки спиливают последовательно, после выгрузки каждого ряда.
VI. Меры безопасности при выгрузке шпал, досок и бревен с платформ и из полувагонов
35. При одновременной выгрузке полувагоны и платформы должны быть расцеплены и расставлены друг от друга на расстоянии не менее 10 м. Под колеса вагонов подкладываются тормозные башмаки.
36. Выгружать бревна с платформ вручную нужно с применением специальных приспособлений в такой последовательности:
а) при помощи деревянных стоек со стаканами системы ЦНИИ МПС. Со стороны выгрузки открывают борта платформы, устанавливают два коротких поката, срезают среднюю увязку у одной крайней стойки, эту стойку вынимают. На ее место вставляют стакан со стойкой диаметром в верхнем отрубе не менее 14 см. Верхний конец стойки скрепляют проволокой или постоянной стяжкой с противоположной стойкой, а другие подпирают рогачом, опирающимся одним концом в середину стойки, а другим, заостренным, - в землю.
Таким же порядком заменяют и закрепляют крайнюю стойку у другого конца штабеля.
После этого снимают среднюю увязку с остальных стоек и их удаляют. Затем у стаканов открывают предохранители, осторожно убирают подпорные рогачи, и рабочие, находящиеся с боковой стороны платформ, путем одновременного натяжения веревок, привязанных к рычагам стакана, открывают откидные стойки стаканов. Под напором бревен стойки откидываются, и бревна скатываются;
б) при помощи приспособления Петухова.
Со стороны выгрузки открывают борта платформы и устанавливают на край пола платформы около крайних стоек с внутренней стороны два коротких поката длиной около 3 м.
С противоположной стороны в отверстие между рядами бревен или в свободные стоечные гнезда платформы с каждого ее конца вставляют по одной короткой стойке высотой над полом не менее 0,5 м. На каждую из этих стоек надевают кольцо приспособления, а на верхние концы покатов вплотную к стойкам укладывают бревно толщиной 12-15 см и длиной на 0,5 м больше разгружаемого штабеля.
На каждый выступающий конец этого бревна накладывают цепь приспособления, которая запирается посредством рычага. Конец рычага удерживается срывным кольцом и запирается контрольной шпилькой.
После закрепления стоек предохранительным бревном со стороны выгрузки перерезают средние увязки и подпиливают все стойки ниже предохранительного бревна около пола платформы (сначала подпиливают средние стойки, потом крайние). Убедившись, что рабочие находятся в безопасном месте, руководитель работ подает команду начать выгрузку. Двое рабочих вынимают контрольные шпильки и одновременно, натягивая проволоки, срывают кольца замков. В результате запорное бревно освобождается, стойки под напором бревен откидываются, и бревна скатываются.
Оставшиеся на платформе бревна скатываются при помощи ломов. Рабочие при этом должны находиться на полу платформы у концов штабеля.
37. Когда бревна погружены в два штабеля на четырехосной платформе, то свободного места на концах ее нет. Поэтому при выгрузке короткую стойку для закрепления одного цепного приспособления нужно вставлять в торцевое стоечное гнездо платформы. Вторую цепь при разгрузке первого штабеля следует заложить в зазор между штабелями, а в ее кольцо со стороны, противоположной выгрузке вставить конец стойки.
38. Выгрузка досок и бревен с платформ без специальных приспособлений должна производиться под наблюдением ответственного лица (мастера, прораба) в такой последовательности:
а) со стороны, противоположной выгрузке, все стойки подпирают рогачами, а со стороны выгрузки - только две крайние и устанавливают две пары слег. Одну пару (длинных) слег одним концом опирают на штабель на уровне верхнего ряда, а другим концом прочно упирают в землю; другую пару (коротких) слег одним концом опирают на край платформы, а другим концом также упирают в землю;
................Перейти до повного тексту