- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Постанова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПРЕЗИДИУМ ВЦСПС
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
N 226/П-6 от 19.06.86
Об утверждении Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
N 271/П-8 от 15.08.89 )
Во исполнение постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540 "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве" Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Президиум ВЦСПС П О С Т А Н О В Л Я Ю Т:
1. Утвердить Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 3 октября 1975 г. N 245/П-17 (1) "Об утверждении рекомендаций по организации нормирования труда и установлению новых и изменению действующих норм выработки, времени и обслуживания в производственных отраслях народного хозяйства".
____________
(1) Бюллетень N 1, 1976.
Приложение
к постановлению Государственного
комитета СССР по труду и
социальным вопросам и Президиума
ВЦСПС
от 19 июня 1986 г. N 226/П-6
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации нормирования труда в народном хозяйстве
Большая роль в реализации выдвинутого партией курса на ускорение социально-экономического развития страны принадлежит нормированию труда. Его важнейшей задачей является последовательное улучшение организации труда и производства, снижение трудоемкости продукции, усиление материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства, поддержание экономически обоснованных соотношений между ростом производительности труда и заработной платы. Нормирование труда должно способствовать активному внедрению достижений науки и техники, прогрессивной технологии.
Настоящее Положение подлежит применению во всех объединениях (комбинатах), на предприятиях, в организациях и учреждениях (2) независимо от их ведомственной подчиненности.
____________
(2) Далее объединения (комбинаты), предприятия, организации и
учреждения именуются "предприятия".
Министерства (ведомства) совместно с центральными (республиканскими) комитетами (советами) профсоюзов конкретизируют с учетом особенностей производства и управления настоящее Положение в соответствующих рекомендациях.
1. Методические основы организации нормирования труда
1.1. Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.
Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха.
1.2. Организация нормирования труда в народном хозяйстве регламентируется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, постановлениями партии и правительства, постановлениями и разъяснениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС, а также нормативными актами министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и настоящим Положением.
1.3. При нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма (норматив) численности.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификаций обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т. д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т. д.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.
Норма (норматив) численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ. По нормам (нормативам) численности определяются также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, его структурному подразделению.
В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им устанавливаются нормированные задания на основе указанных выше видов норм труда.
Нормированное задание - это установленный объем работы, который работник или группа работников (в частности, бригада) обязаны выполнять за рабочую смену, рабочий месяц (соответственно, сменное и месячное нормированное задание) или в иную единицу рабочего времени на повременно оплачиваемых работах.
1.4. Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная, комплексная норма). Степень дифференциации норм определяется типом и масштабом производства, особенностями выпускаемой продукции, формами организации труда.
Укрупненные, комплексные нормы устанавливаются на планово-учетную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на законченное изделие, узел, бригадо-комплект, технически обособленный передел, объем сельскохозяйственных работ, этап или объект строительства. Они применяются, как правило, в условиях коллективных форм организации труда.
1.5.
( Абзац пункта 1.5 исключен на основании Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
N 271/П-8 от 15.08.89 )
К нормативным материалам для нормирования труда (3) относятся:
нормативы по труду (нормативы времени, включая микроэлементные, нормативы численности, нормативы времени обслуживания), единые и типовые нормы (времени, выработки, обслуживания).
____________
(3) К нормативным материалам для нормирования труда относят также
нормативы режимов работы оборудования.
Нормативы по труду - это регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т. д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства.
Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты.
Единые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или в ряде отраслей народного хозяйства, и в соответствии с Законом СССР
"О государственном предприятии (объединении)" носят рекомендательный характер при нормировании и оплате труда работников на соответствующих видах работ.
( Абзац пункта 1.5 в редакции Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
N 271/П-8 от 15.08.89 )
( Абзац пункта 1.5 исключен на основании Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
N 271/П-8 от 15.08.89 )
Типовые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии, с учетом рациональных (для данного производства) организационно-технических условий, уже существующих на большинстве или части предприятий, где имеются такие виды работ. Типовые нормы рекомендуются в качестве эталона для предприятий, где организационно-технические условия производства еще не достигли уровня, на который рассчитаны указанные нормы.
1.6. По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.
Межотраслевые единые и типовые нормы и нормативы утверждаются Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС, а единые нормы выработки и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы - Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР совместно с ВЦСПС.
Отраслевые (ведомственные) единые и типовые нормы и нормативы разрабатываются при отсутствии соответствующих межотраслевых норм и нормативов и утверждаются министерством (ведомством) по согласованию с центральным (республиканским) комитетом (советом) профсоюзов.
Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании на предприятии более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.7. Действующая в народном хозяйстве система норм и нормативов по труду должна обеспечивать возможность расчета полной трудоемкости продукции по всем элементам производственного процесса, изделиям, группам персонала и структурным подразделениям.
1.8. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).
1.9. Обязательными для применения на предприятиях являются межотраслевые и отраслевые (ведомственные) нормы и нормативы, включенные в утверждаемый министерством (ведомством) перечень норм и нормативов по труду, обязательных для применения. В указанные перечни при наличии соответствующих видов работ в обязательном порядке должны включаться межотраслевые нормы и нормативы по труду, утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, а также Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР и ВЦСПС.
1.10. Труд работников должен нормироваться в основном по технически обоснованным нормам.
Технически обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом (4) нормирования и соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда.
____________
(4) Методы нормирования труда изложены в соответствующих
методических рекомендациях Научно-исследовательского института
труда Госкомтруда СССР.
К технически обоснованным нормам труда относятся:
единые и типовые нормы;
нормы, установленные на основе межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативов по труду;
нормы, установленные по местным нормативам по труду, являющимися более прогрессивными, чем межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативы;
местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования с учетом технических данных о производительности оборудования, результатов изучения затрат рабочего времени, требований научной организации труда.
2. Порядок установления, проверки, замены и пересмотра норм труда
2.1. Нормы труда на производство новой продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями производства данной продукции и установленной проектной трудоемкостью.
2.2. В целях обеспечения прогрессивности, равнонапряженности и повышения точности расчета норм труда, сокращения сроков и трудоемкости их установления используются ЭВМ. Расчет норм, как правило, осуществляется в едином цикле с автоматизированным проектированием технологических процессов.
2.3. Введение новых норм труда и нормированных заданий, включая измененные и пересмотренные, производится администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
О введении новых норм труда и нормированных заданий рабочие и служащие должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем за один месяц.
О введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных, комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, работники могут быть извещены менее чем за месяц, но во всех случаях до начала выполнения работ.
2.4. Организационно-технические условия производства (организация труда, технология, оборудование, оснастка и т. д.) на рабочих местах, где будут применяться новые нормы труда, должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормах при их разработке.
2.5. При запуске в производство новой продукции разрабатываются график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей, а также технически обоснованные нормы, рассчитанные на проектную технологию, организацию производства и труда.
2.6. Применение на предприятиях поправочных коэффициентов, ослабляющих напряженность норм, рассчитанных по межотраслевым и отраслевым (ведомственным) нормативным материалам для нормирования труда, допускается только с согласия вышестоящей по подчиненности организации и соответствующего профсоюзного органа, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (установление пониженных норм выработки молодым рабочим, инвалидам и пенсионерам по старости, женщинам-механизаторам и т. п.). Основаниями к выдаче разрешения применять поправочные коэффициенты могут являться: освоение производственных мощностей, новой техники, технологии, новых видов продукции или несоответствие фактических организационно-технических условий производства предусмотренным во вновь вводимых нормах и нормативах по труду. Поправочные коэффициенты устанавливаются к технически обоснованным нормам, рассчитанным на проектную технологию, организацию производства и труда. Срок действия коэффициентов определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности осваиваемого производства, изделия (технологического процесса), порядка подготовки производства, квалификации рабочих и т. п., но не может превышать:
нормативных сроков освоения производственных мощностей, новой продукции, техники и технологии;
одного года - при несоответствии фактических организационнотехнических условий запроектированным во вновь вводимых нормах и нормативах (указанный срок может продлеваться только с разрешения министерства (ведомства)).
По мере освоения производства или приведения организационнотехнических условий в соответствие с запроектированными в нормах или нормативах поправочные коэффициенты уменьшаются и в конечном итоге отменяются по заранее разработанным и утвержденным графикам. Применение поправочных коэффициентов не является основанием для увеличения планового фонда заработной платы.
................Перейти до повного тексту