- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Інструкція
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ГЛАВМОСТОСТРОЙ
N 50 от 01.12.87
Инструкция N 50
для лиц, ответственных по надзору за подъемными сооружениями, исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами
1. Общие положения
1-1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов руководители предприятий или организаций (начальник, главный инженер) обязаны обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, находящихся в их ведении, в исправном состоянии, а также безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора, освидетельствования, ремонта и обслуживания.
1-2. В этих целях приказом по предприятию (организации) должны быть назначены из числа ИТР лица, ответственные за:
а) осуществление надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, проведением технических освидетельствований грузоподъемных машин на предприятии или стройке;
б) обеспечение содержания в исправном состоянии грузоподъемных машин предприятия, цеха, строительства или участка;
в) обеспечение безопасности производства работ по перемещению грузов кранами в цехах, на строительных площадках, а также на участках, где применяются грузоподъемные машины.
1-3. Назначение указанных в п. 1-2 лиц производится после проверки в комиссии предприятия, стройки или организации знаний ими соответствующих разделов Правил, а также должностных инструкций, относящихся к кругу возложенных на них обязанностей, указанных в разделах 2, 3, 4.
1-4. Проверка знаний настоящей Инструкции и Правил, указанных в разделах 2, 3, 4, должна производиться квалификационными комиссиями в составе не менее 3 человек;
а) для лица, ответственного по надзору за подъемными сооружениями в составе: инспектора котлонадзора (председатель), руководителя предприятия, инженера по технике безопасности предприятия (организации), представителя местного комитета профсоюза;
б) для лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемных кранов в составе: инспектора котлонадзора (председатель), главного механика, лица, ответственного по надзору за подъемными сооружениями, инженера по технике безопасности и представителя местного комитета профсоюза;
в) для лица, ответственного за безопасность производства работ по перемещению грузов кранами в составе: лица, ответственного по надзору за подъемными сооружениями (председатель), инженера по технике безопасности, представителя местного комитета профсоюза.
1-5. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение по форме, указанной в приложении 1.
1-6. Периодическая проверка знаний лиц, указанных в п. 1-2, производится не реже 1 раза в 3 года.
1-7. Лица, допустившие нарушение настоящей Инструкции, Правил техники безопасности или производственных инструкций, должны подвергаться внеочередной проверке знаний.
При неудовлетворительном результате проверки знаний повторная проверка может быть произведена в сроки, устанавливаемые квалификационной комиссией, но не ранее, чем через 2 недели.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания при третьей проверке, не допускаются к исполнению обязанностей, предусмотренных п. 1-2.
1-8. На предприятиях (в организациях), где имеется более 50 единиц подъемных сооружений, надзор за безопасной эксплуатацией их должен быть поручен нескольким инженерно-техническим работникам, а при наличии менее 50 единиц функции лица, ответственного по надзору за этими объектами, могут быть возложены на главного инженера, главного механика и главного энергетика или другого инженерно-технического работника. Для предприятий с малым числом грузоподъемных машин (до 20 кранов) инженерно-технический работник по надзору за грузоподъемными машинами должен назначаться вышестоящей организацией и может быть один на несколько предприятий.
1-9. Лица, ответственные по надзору, подчиняются непосредственно руководству предприятия, строительной или другой организации.
1-10. Лица, ответственные за обеспечение исправного состояния грузоподъемных машин, подчиняются руководству предприятий, цехов, строительных и других организаций, на балансе которых находятся эти машины.
1-11. Лица, ответственные за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, назначаемые в каждой смене из числа инженерно-технических работников, подчиняются непосредственно руководству предприятия, цеха, строительного или другого участка работ по перемещению грузов кранами, в ведении которого находятся работники (стропальщики, сигнальщики), связанные с использованием и обслуживанием грузоподъемных машин.
1-12. Ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных машин предприятия, цеха, строительства или участка должна быть возложена на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, которому подчинен персонал (кроме стропальщиков и сигнальщиков), обслуживающий кран.
Должность, фамилия, имя, отчество и роспись ответственного лица, номер и дата приказа о его назначении должны быть внесены в паспорт крана. Эти сведения вносятся в паспорт до регистрации крана в местных органах надзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1-13. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях выполнение обязанностей ответственного лица должно быть возложено на работника, заменившего его по должности. Это оформляется приказом в порядке, предусмотренном п. 1-2, 1-3, 1-4 настоящей Инструкции.
1-14. При передаче крана в аренду в договоре должна быть указана организация, отвечающая за содержание крана в исправном состоянии.
1-15. Если ответственность возлагается на арендатора, то он должен издать приказ о назначении ответственного за исправное состояние крана и обеспечить надзор и обслуживание крана в соответствии с требованиями действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
1-16. Ответственный за безопасность работ по перемещению грузов кранами должен быть назначен из числа инженерно-технических работников (начальников цехов, сменных мастеров, прорабов, начальников производственных участков и др.) в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных кранов.
В отдельных случаях по согласованию с дорожной инспекцией котлонадзора наблюдение за безопасным перемещением грузов краном может быть поручено бригадиру. При этом безопасные условия работы должны обеспечиваться инженерно-техническими работниками той организации, на территории (стройке) которой производятся эти работы.
1-17. Фамилия, имя, отчество и должность ответственного за безопасность производства работ должны быть четко написаны на табличке и вывешены в цехах, на строительной площадке и в других местах, где сосредоточена работа грузоподъемных машин.
1-18. В случае, когда стропальщики находятся в ведении другой организации, ответственность за обеспечение обслуживания крана аттестованными стропальщиками несет руководство организации, в штате которой они состоят.
1-19. Ответственность за обеспечение производства работ по перемещению грузов кранами на каждом участке работ в течение каждой смены может быть возложена только на одного работника. Приказ об их назначении должен иметься на участке производства работ.
1-20. Ответственный по надзору за подъемными сооружениями осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
2. Обязаности и права лица, ответственного по надзору за подъемными сооружениями
2-1. Ответственный по надзору за подъемными сооружениями в своей работе обязан руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, инструкциями, методическими указаниями и информационными письмами, а также Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и другими руководящими материалами, регламентирующими безопасность работ.
2-2. Ответственный по надзору должен работать по плану, утвержденному главным инженером предприятия (организации) или другим руководителем, которому подчинено это лицо.
2-3. Ответственный по надзору обязан:
а) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и других грузоподъемных машин, лифтов промышленных предприятии, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;
б) обеспечивать наличие и соответствие правилам котлонадзора технической документации на грузоподъемные машины, лифты, съемные грузозахватные приспособления и тару и соблюдать установленный правилами порядок ввода их в эксплуатацию;
в) соблюдать установленный правилами порядок назначения ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифтов и контролировать наличие у этих лиц удостоверений и производственных инструкций;
г) проверять соблюдение установленного правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин и лифтов, организовывать периодическую проверку соблюдения требований безопасности обслуживающим персоналом, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также проверять знания обслуживающего персонала на рабочем месте;
д) проверять выполнение своих предписаний, предписаний органов государственного технадзора, а также выполнение графиков периодического осмотра и ремонта грузоподъемных машин, крановых путей, лифтов и проведение своевременного осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
е) производить в соответствии с правилами первичные, очередные и внеочередные освидетельствования грузоподъемных кранов, записывая результаты освидетельствования в паспорт крана. Вести учет кранов, а также съемных грузозахватных приспособлений и тары, если эти обязанности не возложены на другое лицо;
ж) проверять соблюдение правил безопасного производства работ по перемещению грузов кранами, обращая особое внимание на соблюдение:
правил строповки и зацепки грузов, состояние и соответствие требованиям правил применяемых съемных грузозахватных приспособлений, строп и тары;
габаритов, складируемых грузов согласно проектам производства работ;
системы нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередач на железнодорожных путях электрифицированных участков, на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов, а также при ремонте этих кранов;
присутствовать при обследовании состояния техники безопасности при эксплуатации подъемных сооружений представителями органов государственного надзора;
проводить не реже одного раза в 3 месяца совещания по вопросам безопасной эксплуатации на предприятиях и в цехах с обслуживающим объекты котлонадзора персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин и лифтов.
2-4. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений, а также разрешение на ввод их в работу ответственным по надзору должно производиться согласно п. 265-293 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
2-5. Ответственный по надзору при обнаружении неисправностей, а также нарушений Правил при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании, могущих вызвать аварию или несчастный случай, должен остановить грузоподъемный кран с записью в вахтенный журнал и паспорт. В частности, ответственный по надзору не должен допускать эксплуатации крана или другой грузоподъемной машины, если:
а) обслуживание ее производится аттестованным машинистом крана или стропальщиком;
б) не назначен ответственный за исправное состояние или безопасное производство работ по перемещению грузов;
в) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины;
г) не выполнены предписания инспекции котлонадзора по обеспечению безопасной эксплуатации;
д) на грузоподъемной машине выявлены неисправности, свидетельствующие об отсутствии технического надзора за ее состоянием и могущие вызвать аварию машины;
е) имеются трещины в ответственных узлах металлоконструкций;
ж) выявлен недопустимый износ крюков, канатов, цепей и других захватных приспособлений;
з) неисправен механизм подъема груза или механизм изменения вылета стрелы, поворота груза и передвижения;
и) неисправен тормоз механизма подъема груза или тормоз механизма изменения вылета стрелы;
к) неисправно заземляющее устройство или завышено его сопротивление, отсутствуют исправные защитные средства;
л) неисправен ограничитель грузоподъемности или ограничитель высоты подъема груза, стрелы, передвижения крана и тележки, поворота, блокировки дверей и люков, сигнального прибора;
м) неисправен или отсутствует автоматический указатель вылета стрелы и грузоподъемности;
н) имеется неисправность кранового пути, угрожающая сходом с рельсов или опрокидыванием, и другие неисправности, угрожающие безопасности работы людей.
2-6. Ответственный по надзору не должен допускать к эксплуатации лифт, если:
а) обслуживание его не соответствует требованиям правил;
б) истек срок технического освидетельствования;
в) повреждено ограждение шахты;
г) отсутствуют или неисправны замки дверей шахты, контакты дверей шахты и кабины, концевой выключатель, подпольный контакт и другие блокировочные контакты или предохранительные устройства;
д) у пассажирских лифтов с подвижным полом отсутствуют скосы в нижней части дверей шахты или не срабатывает (не отключает вызывные кнопки) подпольный контакт при нагрузке на пол 15 кг и более;
е) понижено сопротивление изоляции проводки и аппаратуры;
ж) неисправна звуковая и световая сигнализация;
з) отсутствует освещение шахты или кабины, машинного помещения или площадок перед дверями шахты;
и) установлены случаи самопроизвольного движения кабины;
к) имеются другие неисправности, могущие вызвать аварию или несчастный случай.
2-7. Ответственные по надзору имеют право:
а) в любое время суток в соответствии с установленным порядком посещать цехи, строительные площадки и другие участки, где эксплуатируются грузоподъемные машины или лифты, проверять их состояние, условия эксплуатации, соблюдения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом, а также мастерами цеха, где производится ремонт кранов или лифтов, требовать соблюдения Правил при эксплуатации и ремонте грузоподъемных машин, знакомиться с технической документацией на краны, захватные приспособления к ним и другое оборудование;
б) останавливать с наложением пломбы работу грузоподъемных машин или лифтов при наличии неисправностей, могущих вызвать аварию или травмирование людей. В этих случаях работа грузоподъемных машин или лифтов может быть возобновлена только с разрешения ответственного по надзору. Отменить предписание ответственного по надзору о запрещении работы крана или лифта может только начальник или главный инженер предприятия, строительной организации и т. п. при согласии на это дорожного инспектора котлонадзора;
в) требовать от лиц, ответственных за исправное состояние и безопасное действие объектов, предъявления (для проверки) документов по вопросам, связанным с безопасной и безаварийной работой грузоподъемных машин или лифтов;
г) давать обязательные для администрации цехов, строительных и других организаций предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;
д) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин или лифтов необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих инструкции и Правила по безопасности эксплуатации кранов или лифтов;
е) ставить вопрос о наказании виновных в нарушении действующих правил и инструкций.
2-8. Ответственный по надзору отвечает за своевременное и высококачественное проведение технических освидетельствований грузоподъемных машин или лифтов. Он обязан систематически проверять соблюдение правил администрацией цехов, строительных и других участков при эксплуатации, содержании и ремонте кранового хозяйства. При этом он должен руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (или лифтов), приказами и указаниями руководства министерств, железных дорог, отделении железных дорог, трестов и управлений строительств и других вышестоящих организаций, а также указаниями органов котлонадзора МПС.
3. Обязанности и права лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемных кранов
3-1. Ответственный за исправное состояние кранов должен знать устройство кранов. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов производственные инструкции для обслуживающего персонала и руководствоваться при работе содержащимися в них указаниями.
3-2. Лицо, на которое возложена ответственность за исправное состояние кранов с электрическим или паровым приводом, должно соответственно знать Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся электрооборудования кранов Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и обеспечить выполнение их при эксплуатации кранов.
3-3. Ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин обязан обеспечить:
а) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения осмотров выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары, укомплектованность грузоподъемных машин средствами индивидуальной защиты и исправным инструментом;
б) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала не реже чем через 12 месяцев и систематический инструктаж его;
в) обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение этим персоналом содержащихся в инструкциях указаний по обслуживанию кранов;
г) своевременную остановку и подготовку к техническому освидетельствованию кранов;
д) ремонт кранов в соответствии с графиком;
е) выполнение предписаний дорожной инспекции котлонадзора и лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии (организации);
ж) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала;
з) обслуживание кранов постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход машинистов кранов для работы с одного крана на другой. При необходимости перевода машиниста с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить машиниста крана с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки. Перевод машиниста крана или помощника машиниста на кран с паровым приводом, если они не имеют удостоверения на обслуживание крана с таким приводом, может быть произведен только в порядке, предусмотренном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Перевод машинистов с крана одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.
3-4. Ответственный за исправное состояние кранов должен:
а) присутствовать при контрольных проверках кранов, проводимых инспектором котлонадзора, а также при технических освидетельствованиях, проводимых лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными кранами;
б) подготавливать краны к техническому освидетельствованию и испытанию их грузом; при этом должно проверяться и отражаться в акте:
состояние металлоконструкций грузоподъемного крана и его сварочных (заклепочных) соединений, отсутствие трещин, деформаций, ослаблений клепаных и болтовых соединений и других дефектов;
состояние крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в зеве, в нарезной части и других местах). У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна производиться заводской лабораторией с применением физического метода контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. Физическим методом контроля должно быть проверено, нет ли трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой и траверсой. Такая проверка производится не реже одного раза в год. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливается администрадией предприятия;
состояние блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов;
соответствие веса противовеса и балласта у стреловых кранов значениям, указанным в паспорте;
соответствие состояния кранового пути требованиям правил;
состояние заземления электрических кранов с определением сопротивления растеканию тока, которое проверяется электрослужбой предприятия. Акт проверки должен храниться вместе с паспортом крана.
3-5. Ответственный за исправное состояние крана может допустить в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования его и разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных машинистов кранов, стропальщиков и аттестованных лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. В указанных случаях разрешение на работу кранов, подлежащих регистрации в органах котлонадзора, должно быть получено от дорожного инспектора котлонадзора МПС, а для кранов нерегистрируемых от лица, осуществляющего надзор за грузоподъемными кранами на предприятии.
................Перейти до повного тексту