1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 1969 г. N 2
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И БАГАЖА
В связи с возникающими в судебной практике вопросами по применению Устава железных дорог Союза ССР, Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и Воздушного кодекса Союза ССР, а также соглашений о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозок грузов и багажа внутренним железнодорожным, водным и воздушным транспортом, суды должны руководствоваться ст. ст. 72 - 77 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, соответствующими статьями гражданских кодексов союзных республик, транспортными уставами и кодексами, а также издаваемыми в установленном порядке правилами перевозок, тарифами и техническими условиями. Эти дела подведомственны судам, если одной из сторон в споре является колхоз, межколхозное, государственно-колхозное предприятие, организация либо их объединение или гражданин.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
КонсультантПлюс: примечание.
Правоотношения, возникающие из договора перевозки грузов и багажа, в настоящее время регулируются гл. 40 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ. Основы гражданского законодательства Союза ССР применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.
2. В силу ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик суд принимает к своему производству иски, предъявленные к перевозчику, если ему предварительно была заявлена претензия.
В связи с этим по всем таким искам суд должен требовать от истца приобщения к исковому заявлению копии претензии и ответ перевозчика о полном либо частичном отклонении претензии, а в случае, когда претензия оставлена без ответа, - доказательства предъявления претензии (ст. 169 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 218 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, ст. 112 Воздушного кодекса Союза ССР <*>).
Судья отказывает в принятии искового заявления, если требование к перевозчику в претензионном порядке не заявлено или если истцом, не получившим ответа на претензию, исковое заявление подано до окончания срока, установленного для ответа.
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии искового заявления, если претензия, заявленная перевозчику, оставлена им без рассмотрения по мотивам, обоснованность которых истец оспаривает (предъявление претензии с пропуском срока, непредставление в подтверждение претензии необходимых документов и т.д.).
В тех случаях, когда при рассмотрении дела будет установлено, что претензионный порядок истцом не соблюден и возможность его применения не утрачена, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, а если возможность разрешения спора в претензионном порядке утрачена, суд прекращает производство по делу.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
2.1. В силу ст. 119 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик подведомственные судам иски к перевозчикам, вытекающие из перевозки грузов или багажа на внутреннем транспорте, предъявляются по месту нахождения транспортной организации, к которой в установленном порядке была заявлена претензия, в том числе и тогда, когда наряду с перевозчиком в деле участвует в качестве второго ответчика грузоотправитель.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
<*> См. ст. 107 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г.
3. Имущественная ответственность колхозов за невыполнение плана перевозок наступает при условии, если перевозки были включены в план по их заявке либо с их согласия по заявке соответствующего органа.
Обратить внимание судов на то, что законодательством (например, ст. ст. 145 и 146 Устава железных дорог Союза ССР, ст. ст. 183 и 184 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР) предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых стороны освобождаются от имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок.
При подготовке дел к судебному разбирательству судья должен истребовать от истца предусмотренные уставами (кодексами) и правилами перевозок документы, подтверждающие невыполнение вытекающих из плана перевозки грузов обязательств, расчет причитающихся штрафных сумм, в необходимых случаях - заверенные выписки из плана перевозок, а также другие доказательства.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
4. По делам о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке за простой судов и вагонов, должны быть представлены, в частности, документы, подтверждающие сроки погрузочно-разгрузочных работ, время подачи перевозочных средств под погрузку или выгрузку, копия платежного требования перевозчика либо банковский документ о списании штрафа, доказательства предъявления претензии.
От перевозчика должны быть истребованы доказательства, подтверждающие основания для списания штрафа.
Предъявленное перевозчиком в банк платежное требование о списании штрафа за простой вагонов и судов может быть оспорено в судебном порядке и до фактического списания сумм штрафа со счета должника, однако предъявление иска не влечет за собой приостановления взыскания штрафа.
Претензии о возврате списанных перевозчиком в безакцептном порядке сумм штрафа могут быть в соответствии со ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик заявлены в течение шестимесячного срока.
На требования об обратном взыскании сумм штрафов в судебном порядке распространяется общий двухмесячный срок исковой давности, установленный той же статьей Основ, исчисляемый со дня получения ответа на претензию или со дня истечения срока для ответа.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
5. Согласно ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик суд может признать уважительной причину пропуска сроков исковой давности как в отношении требований к перевозчику, так и по требованиям перевозчика.
Возможность восстановления судами сроков на предъявление претензий к перевозчику действующим законодательством не предусмотрена.
5.1. При рассмотрении дел, связанных с недостачей и порчей при перевозке сельскохозяйственной продукции, следует тщательно проверять соблюдение грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем установленных правил погрузки, транспортировки, выдачи и приемки сельскохозяйственной продукции, в том числе скоропортящейся, в целях установления, кто из участников договора перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и в какой степени был виновен в несохранности продукции.
В случае просрочки доставки скоропортящегося груза суды должны учитывать, в какой степени это повлияло на его порчу, и возлагать обязанность по возмещению ущерба за порчу в размере той суммы, на которую понизилась стоимость груза по вине перевозчика.
Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя, ответственность должна возлагаться на грузоотправителя.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7)
6. Передача отправителем или получателем груза права на предъявление претензии и иска в соответствии с требованиями ст. 172 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 221 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 297 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и ст. 114 Воздушного кодекса Союза ССР <*> должна быть удостоверена переуступочной надписью.
<*> См. ст. 109 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г.
7. По делам о взыскании сумм, полученных перевозчиком за груз, не доставленный получателю и переданный другой организации, необходимо требовать от перевозчика доказательства, подтверждающие причины передачи груза.
Если груз передан другой организации вследствие его повреждения или порчи, суд разрешает вопрос об ответственности транспортных органов или отправителя за повреждение или порчу груза в зависимости от их вины. В этих случаях суд может привлечь к участию в деле в качестве соответчика ту организацию, которой передан груз.
8. При разрешении споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, суды руководствуются нормами об этих перевозках, содержащимися в Уставе железных дорог Союза ССР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и в правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении. В случае отсутствия в этих нормах соответствующих указаний об ответственности за причиненный ущерб применяются нормы уставов, кодекса, правил и тарифов, регулирующих перевозки соответствующим видом транспорта.
Иски, возникающие из этих перевозок, на основании действующих положений предъявляются: управлению железной дороги назначения груза, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция; управлению пароходства, в ведении которого находится порт (пристань), когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).
Если имеются данные, что груз утрачен или поврежден до передачи его дороге или пароходству назначения, суд должен обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика того перевозчика, в отношении которого имеются материалы о том, что в пункте перевалки он не передал груз или передал его с недостачей или повреждением либо испорченным.
Исходя из правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, транспортная организация, участвующая в смешанной железнодорожно-водной перевозке, не может быть привлечена соответчиком по делу, если ей своевременно не была направлена претензия той транспортной организацией, которая получила претензию от получателя или отправителя груза.

................
Перейти до повного тексту