1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Інструкція


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
N 17 от 01.12.87
Инструкция N 17
по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных)
1. Общие положения
1-1. Для управления и обслуживания стреловых самоходных кранов руководством предприятия или строительства назначаются машинисты кранов (крановщики)*, имеющие удостоверения на право управления краном данного типа. На паровые краны для обслуживания парового котла, помимо машиниста, должен назначаться его помощник. На краны с другим приводом помощник машиниста должен назначаться в тех случаях, когда это предусмотрено инструкцией по монтажу и эксплуатации крана, составленной заводом-изготовителем, или вызывается местными условиями работы. Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
_____________
* В дальнейшем во всех разделах настоящей Инструкции "машинист крана (крановщик)" будет именоваться "машинист крана".
1-2. Для подвешивания груза на крюк крана, управляемого из кабины, должен назначаться стропальщик. При работе двух стропальщиков и более один из них назначается старшим.
1-3. В случаях, когда обслуживаемая краном зона полностью не обозревается из кабины машиниста и отсутствует между машинистом и стропальщиком радио или телефонная связь для передачи сигналов машинисту крана, должен быть назначен сигналист из числа аттестоваиых стропальщиков.
1-4. Для выполнения обязанностей машинистов кранов, их помощников, стропальщиков и сигналистов могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.
1-5. Машинисты кранов, помощники машинистов и стропальщики должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы соответствующими квалификационными комиссиями. В работе комиссии по аттестации машинистов кранов всех типов, а также помощников машинистов паровых кранов обязательно участие представителя дорожной инспекции котлонадзора МПС.
1-6. Аттестованному машинисту кранов всех типов и помощнику машиниста парового крана выдается соответствующее удостоверение об аттестации, подписанное председателем комиссии и представителем дорожной инспекции котлонадзора МПС. В удостоверении машиниста крана должны быть указаны тип и грузоподъемность крана, к управлению которым он допущен. Во время работы машинист крана, его помощник и стропальщик должны иметь при себе удостоверения.
1-7. Допуск к самостоятельной работе машинистов, их помощников и стропальщиков оформляется соответствующим приказом по цеху или предприятию (организации) после выдачи им на руки удостоверений об аттестации. Перед допуском к работе руководство организации, предприятия или цеха обязано проверить у машинистов кранов и их помощников знание инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, на котором им разрешается работать, и вручить им под расписку настоящую Инструкцию. Кроме того, должны быть выданы машинисту крана на руки и вывешены в местах производства работ краном схемы правильной обвязки и зацепки грузов. Машинистам и помощникам машинистов паровых кранов, кроме того должны быть выданы производственные инструкции по обслуживанию котлов.
1-8. Повторная проверка знаний машинистов кранов и их помощников производится комиссией предприятия (стройки):
а) периодически не реже одного раза в год;
б) при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
в) по требованию лица, ответственного по надзору за кранами предприятия, или инспектора котлонадзора.
Повторная проверка знаний должна производиться в объеме настоящей Инструкции и инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана.
1-9. Машинисты кранов и их помощники, переводимые с крана одного типа на другой, например, с железнодорожного на автомобильный или паровой, а также после перерыва в работе по специальности больше одного года, перед назначением на должность должны быть обучены н аттестованы в установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке. Обучение в этом случае может быть проведено по сокращенной программе.
При переводе машинистов кранов и их помощников с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить с особенностями устройства крана и обеспечить стажировку под руководством опытного машиниста. В этом случае управлять краном обучаемый (стажер) может только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста крана, к которому он прикреплен для стажировки. После проверки практических навыков эти лица могут быть допущены к самостоятельной работе,
1-10. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном машинист должен знать:
а) настоящую Инструкцию, а также инструкцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, а машинист и помощник машиниста железнодорожного крана, кроме того, должны знать Инструкцию но сигнализации на железных дорогах Союза ССР и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе, а также Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР по кругу своих обязанностей; машинисты путеукладочных, рельсоукладочных и других кранов, применяемых на путевых работах и при ремонте контактной сети, кроме того, Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; машинисты автомобильного, гусеничного и пневмоколесного кранов - Правила дорожного движения, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в части содержания и ремонта грузоподъемных машин;
б) устройство крана, устройство и назначение всех механизмов и приборов безопасности;
в) владеть навыками, требующимися для управления механизмами крана и ухода за ними;
г) факторы, влияющие на устойчивость крана и причины потери устойчивости;
д) ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
е) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками (см. приложения 1 и 2);
ж) безопасные способы строповки, зацепки, подъема, перемещения и опускания (укладки) груза;
з) уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары и др.);
и) установленный Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядок производства работы краном на перегонах, станциях и вблизи линий электропередач;
к) приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
л) ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ при перемещении грузов кранами.
1-11. Машинист крана контролирует работу своего помощника и стропальщика, отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика и за нарушение указаний по управлению и обслуживанию крана, изложенных в настоящей Инструкции.
1-12. Машинисту крана запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители подъема и грузоподъемности, тормозные электромагниты, электрическую защиту и т. п.), а также производить работу краном при их бездействии или неисправности.
2. Обязанности машиниста перед пуском крана в работу
2-1. Если кран не подвергался осмотру перед направлением его на работу, то машинист, прежде чем приступить к работе, должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана, а также в надежности грунта или железнодорожного пути на месте предстоящей работы.
Для этого машинист обязан:
а) осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза; а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
б) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
в) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
г) осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т. п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
д) осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепления на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
е) осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;
ж) проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов, а у железнодорожных кранов также рельсовых захватов;
з) проверить комплектность противовеса, надежность его крепления;
и) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
к) проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
л) произвести при приемке электрического крана внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых резисторов, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то машинист крана должен проверить исправность гибкого кабеля;
м) произвести при приемке крана с гидроприводом осмотр системы привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях;
н) произвести вместе с помощником осмотр парового котла на кранах с паровым приводом, проверить состояние и работу контрольной и предохранительной арматуры, а также питательных приборов котла;
о) осмотреть двигатель (при приемке крана с двигателем внутреннего сгорания): наличие горючего, систему зажигания, наличие масла в картере, систему охлаждения (зимой - подогреватель для ускорения запуска).
2-2. Машинист крана обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъемности, даты испытания и номера.
2-3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с машинистом крана, сдающим смену. Для осмотра крана администрация предприятия, организации или цеха обязана выделить в начале смены необходимое время.
2-4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана - при отключенном рубильнике в кабине машиниста. Осмотр гибкого кабеля должен производиться при отключенном рубильнике, подающим напряжение на кабель.
2-5. При осмотре крана машинист должен пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 12 В.
2-6. После осмотра крана перед его пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
а) механизмов крана и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
б) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
в) тормозов;
г) гидросистемы на кранах с гидроприводом.
2-7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, машинист, не приступая к работе, докладывает об этом лицу, ответственному за исправное состояние крана, и ставит в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
2-8. Машинист не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей:
а) трещины или деформации в металлоконструкции крана;
б) в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т. п.) обнаружены трещины, отсутствуют шплинты и ранее имевшиеся зажимы в местах крепления канатов или ослаблено крепление;
в) стреловой или грузовой канат имеет число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму (см. приложение 3); оборванную прядь или местное повреждение;
г) механизм подъема груза или механизм подъема стрелы имеет дефекты, угрожающие безопасности работы;
д) детали тормоза механизма подъема груза или стрелы имеют повреждения;
е) имеется износ крюков в зеве, превышающий 10% первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка; нарушено крепление крюка в обойме;
ж) неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности или сигнальный прибор, а у кранов с электрическим приводом - концевой выключатель механизма подъема;
з) повреждены или не укомплектованы дополнительные опоры; повреждены или отсутствуют рельсовые захваты, тормозные башмаки у железнодорожных кранов, стабилизаторы у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью;
и) отсутствует ограждение механизмов и неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
к) котел парового крана имеет течь труб, трещины, пропуск в сварных швах, отсутствуют или неисправны манометр, водоуказательные приборы (водомерные стекла и водопроводные краники), предохранительные клапаны и легкоплавкие пробки, питательные приборы (насос и инжектор);
л) отсутствуют или неисправны приборы, показывающие наличие масла в картере двигателя, температуру воды в системе охлаждения и силу зарядного тока.
2-9. Перед началом работы машинист крана обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места; при работе автомобильного крана зафиксировать стабилизатор для снятия нагрузки с рессор, а при работе железнодорожного крана без дополнительных опор заклинить рессоры.
2-10. Произведя приемку крана, машинист делает соответствующую запись о результатах приемки в вахтенном журнале и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, приступает к работе согласно полученному наряду.
2-11. Подключение электрических кранов к источнику питания (подключательному пункту) должно производиться электромонтером. Выполнять это подключение машинисту крана не разрешается.
3. Обязанности машиниста во время работы крана
3-1. Машинист крана перед началом работы должен проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика, если стропальщик впервые приступает к работе с ним. Если для производства строповки грузов выделены, рабочие, не имеющие прав стропальщика, машинист крана не должен приступать к работе.
3-2. Во время работы механизмов крана машинист и его помощник не должны отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3-3. При обслуживании крана двумя лицами - машинистом и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не имеет права отлучаться с крана даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга.
3-4. При кратковременной отлучке помощника машиниста парового крана машинист полностью принимает на себя обслуживание парового котла. Запрещается оставлять работающим паровой котел без наблюдения даже на короткое время.
3-5. В случае отлучки машинист крана обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизм крана, закрыть на замок регулятор пара у паровых кранов, убрать ключ зажигания у автокранов и т. п.
3-6. При отлучке машиниста помощнику машиниста, стажеру и другим лицам приводить в действие механизмы крана запрещается.
3-7. Входить на кран исходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
3-8. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, машинист обязан убедиться, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних людей.
3-9. Если в работе механизмов крана был перерыв, то перед началом передвижения крана или перед поворотом его стрелы машинист должен дать предупредительный звуковой сигнал.
3-10. При внезапном прекращении питания током электрического крана машинист должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине.
3-11. Машинист крана обязан следить за тем, чтобы не задевать встречающиеся на пути предметы.
3-12. При въезде железнодорожного крана в цех и передвижении внутри его, а также при движении по весовым путям, на стрелках, крестовинах, при подходе к составу или отдельным вагонам скорость не должна превышать 3 км/ч. В остальных случаях кран может передвигаться с номинальной (паспортной) скоростью, если тому не препятствует состояние пути.
3-13. Установка и работа стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, железнодорожных) под проводами действующей линии электропередач любого напряжения не разрешается.
3-14. Устанавливать кран или производить перемещение груза на расстояние ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист может только при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия такой работы, подписанного руководителем (начальником, главным инженером) предприятия, строительства или организации, производящей работы, или другим руководящим лицом по их указанию, а в охранной зоне ЛЭП или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольтных электросетей, при наличии разрешения на производство таких работ организации, эксплуатирующей ЛЭП. Наряд-допуск должен быть выдан на руки машинисту до установки крана и начала работы, при этом установка и работа крана должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, назначенного приказом по предприятию, фамилия которого должна быть указана в наряде-допуске и которое должно обеспечить выполнение условий работы, указанных в наряде-допуске.
3-15. В путевом листе машиниста стрелового крана администрация должна ставить штамп о запрещении самовольной установки крана для работы вблизи ЛЭП без наряда-допуска.
3-16. Передвижение крана под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении). Нахождение стрелы в каком-либо рабочем положении в этом случае запрещается.
3-17. Выполнение работ с применением стреловых кранов, путеукладочных и рельсоукладочных кранов на электрифицированных участках постоянного и переменного тока разрешается только после снятия напряжения с контактной сети на весь период работ и обязательного заземления контактной сети. Путеукладочный кран должен быть оборудован изолированными на полное рабочее напряжение лыжами-отбойниками, предотвращающими соприкосновение заземленных элементов путеукладочного крана с контактной сетью. В рабочем положении лыжи-отбойники путеукладочного крана не должны касаться контактного провода. Разрешается в рабочем положении путеукладочного крана касание контактного провода и его отжатке до 300 мм лыжами-отбойниками, имеющими металлокерамические или угольные вставки. Путеукладчики могут быть оборудованы токоприемниками-заземлителями, которые служат для целей заземления контактной сети как заземляющая штанга. Для выхода этих грузоподъемных машин к месту работы необходимо иметь разрешение как поездного, так и энергодиспетчера. Следование самоходных грузоподъемных машин к месту работы допускается при полностью опущенной стреле. Передвижение кранов разрешается при стреле, установленной вдоль пути и опущенной до уровня кабины. Поднимать или разворачивать стрелу крана и подниматься людям на фермы и крышу кабины машиниста, а также начинать работу грузоподъемных машин разрешается только по указанию руководителя работ и после получения письменного разрешения от бригадира или электромонтера дистанции контактной сети, ответственного за снятие напряжения и заземление контактной сети.
3-18. При работе на электрифицированных железных дорогах с кранами, имеющими перемещение стрелы только в горизонтальной плоскости, (дрезины АГМ, АГМу, ДГКу и др.), напряжение контактной сети снимать не требуется. При этом обслуживающему персоналу не следует приближаться к открытым проводам контактной подвески на расстояние менее 2 м.
3-19. При наличии на кранах и других путевых машинах с установленными на них крановыми установками защитных заземленных (металлических) козырьков расстояние от заземленного козырька до частей контактной подвески, находящейся под напряжением, в соответствии с ГОСТ 9238-59 должно быть не менее: на линиях постоянного тока - 250 мм и на линиях переменного тока - 375 мм.

................
Перейти до повного тексту