1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Правила


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
УТВЕРЖДЕНЫ
Минморфлотом СССР
02.01.1990
Срок введения в действие
установлен
с 1 июня 1990 года
Взамен Общих правил морской
перевозки грузов, пассажиров
и багажа, утвержденных
приказом Минморфлота
от 26 июня 1972 г. N 107
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
перевозки грузов морем РД 31.10.10-89
Настоящие Общие правила перевозки грузов морем (в дальнейшем - Общие правила) регулируют планирование морских перевозок, основные условия и порядок перевозки грузов в заграничном и каботажном плавании и транспортно-экспедиторской обработки грузов в морских торговых портах, а также взаимоотношения морского флота с другими видами транспорта. На основании Кодекса торгового мореплавания Союза ССР Общие правила обязательны для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и граждан.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Общими правилами пароходства Минморфлота СССР осуществляют перевозки грузов:
между морскими торговыми портами и портовыми пунктами, подведомственными Министерству морского флота СССР;
между морскими торговыми портами и портовыми пунктами, подведомственными Министерству морского флота СССР, и портами и портовыми пунктами других министерств и ведомств;
между портами и портовыми пунктами других министерств и ведомств, открытых для производства соответствующих операций;
между морскими торговыми портами Союза ССР и портами других государств, а также между иностранными портами, если иное не предусмотрено специальными постановлениями и правилами, действующими в отношении заграничных перевозок, а в надлежащих случаях договорами, заключенными пароходствами с иностранными фрахтователями.
1.2. В соответствии с Общими правилами пароходства осуществляют перевозки грузов в международных прямых смешанных железнодорожно-водных (морских, паромных) грузовых и международном прямом водном лихтеровозном сообщениях, а также в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях, если иное не предусмотрено особыми соглашениями и правилами, регулирующими эти перевозки.
1.3. Перевозка войск, вооружения и воинского снаряжения, а также перевозка почты осуществляются на основании Общих правил и специальных правил, утвержденных Министерством морского флота СССР по согласованию с соответствующими министерствами.
1.4. Транспортно-экспедиторские операции по обработке внешнеторговых грузов в морских торговых портах регулируются Общими правилами во всем, что не предусмотрено соглашениями между Министерством морского флота СССР и другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами или прямыми договорами, заключенными между портами и грузовладельцами, а также правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты, утвержденными Министерством морского флота СССР и министерствами автомобильного транспорта союзных республик, соглашениями между Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР и органами управления водным транспортом других союзных республик.
1.5. Порты и портовые пункты производят прием, хранение, погрузку, выгрузку и выдачу грузов, а также транспортно-экспедиторские операции и операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа.
Порты и портовые пункты могут открываться для производства всех или некоторых из перечисленных выше операций.
Открытие портов и портовых пунктов для выполнения всех или некоторых операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных на рейде, и определение условий их выполнения производятся Министерством морского флота СССР с опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.
Открытие для операций по приему, хранению, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, а также для транспортно-экспедиторских операций портов и портовых пунктов, не подведомственных Министерству морского флота СССР, производится соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с Минморфлотом и МПС.
Выполнение операций, для которых порт (портовый пункт) объявлен открытым, является для данного порта (портового пункта) обязательным.
Использование в морских портах причалов, складов, складских площадей не по прямому назначению, а также для длительного хранения грузов запрещается.
1.6. В развитие Общих правил и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР Министерство морского флота СССР разрабатывает, утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР обязательные для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам перевозки грузов, буксировок леса в плотах и других объектов, производства портами транспортно-экспедиторских операций.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
2.1. Перевозка грузов морским транспортом СССР осуществляется на основе государственных планов перевозок грузов, утверждаемых в установленном порядке.
Порядок и сроки составления планов перевозок грузов определяются Положением о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемым Советом Министров СССР.
2.2. Перевозчик и грузовладелец заключают прямые договоры на перевозку грузов, в которых могут определять условия, не предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Союза ССР и Общими правилами, но вытекающие из особенностей грузов и их перевозки.
2.3. Планирование морских перевозок грузов осуществляется морскими пароходствами в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и изданными на его основании постановлениями и решениями Совета Министров СССР и другими нормативными актами.
2.4. Пароходства самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетние планы перевозок грузов в заграничном сообщении и каботаже с распределением по годам.
Пятилетний план перевозок грузов пароходством формируется на основе:
контрольных цифр развития народного хозяйства на планируемую пятилетку;
государственных заказов, выдаваемых Госпланом СССР;
долговременных экономических нормативов и лимитов;
прямых хозяйственных договоров с потребителями услуг морского транспорта.
2.5. Годовые планы перевозок грузов в заграничном сообщении и каботаже с разбивкой по кварталам разрабатываются и утверждаются пароходствами самостоятельно, исходя из пятилетнего плана и заключаемых прямых хозяйственных договоров.
2.6. В ходе разработки пятилетних, годовых и квартальных планов Министерство морского флота СССР совместно с пароходствами обеспечивает комплексную увязку их предложений в соответствии с утвержденной Минморфлотом специализацией пароходств.
2.7. Перевозка грузов в универсальных и специализированных контейнерах и в пакетах выполняется в счет общих планов перевозок грузов.
2.8. На основании плана перевозок для каждого отдельного отправителя грузов в каботаже устанавливается плановый месячный объем перевозок, а для отправителей грузов в большом каботаже и заграничном сообщении устанавливаются также месячные графики подачи судов под погрузку. Графики в заграничном сообщении согласовываются с Министерством морского флота СССР.
2.9. В исключительных случаях прием грузов для перевозки в определенных направлениях или назначением в определенные порты может быть запрещен (конвенционное запрещение) министром морского флота с извещением об этом заинтересованных организаций и с сообщением Совету Министров СССР о таком запрещении.
В случаях явлений стихийного характера, крушений, аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением начальника пароходства с немедленным уведомлением об этом министра морского флота СССР, который устанавливает срок действия прекращения приема грузов или его ограничения.
О запрещении или приостановлении приема грузов начальник пароходства немедленно уведомляет грузовладельцев, а при перевозке грузов в прямых смешанных сообщениях - также и организации других видов транспорта.
2.10. Начальники пароходств имеют право по письменным заявлениям отправителя, получателя или министерства (ведомства), в систему которого входит получатель:
изменять пункты отправления и назначения груза, принятого к перевозке (переадресовывать груз), если это не ведет к нерациональному использованию транспортных средств;
разрешать замену груза одного рода другим в пределах отдельных групп грузов, предусмотренных номенклатурой квартального плана;
предоставлять суда под погрузку грузов, не предусмотренных планом и сверх плана, без ущерба для выполнения плана по отправителям и родам грузов.
2.11. Изменение пунктов назначения при перевозках в малом каботаже допускается в исключительных случаях в направлении, предусмотренном планом. При этом для грузов, находящихся в пути, применяется особый порядок расчета провозной платы, предусмотренный тарифами. Для грузов, принятых к перевозке или находящихся в пути, с организации, по требованию которой изменяется пункт назначения, взимается предусмотренный тарифами штраф.
Организация, потребовавшая переадресовки груза, является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана также урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.
При переадресовке груза по требованию министерства (государственного комитета, ведомства), в систему которого входит получатель груза, штраф взыскивается с получателя.
2.12. Если изменение пунктов назначения грузов, принятых к перевозке, но еще не отправленных, вызывается причинами, зависящими от пароходств, или от неблагоприятных условий судоходства, или от стихийных явлений, переадресовка производится пароходством по соглашению с грузовладельцем, и провозная плата в этих случаях взимается по фактическому пробегу.
Во всех случаях переадресовки грузов, производимой по решениям правительства, провозная плата взимается по фактическому пробегу.
При переадресовке грузов в случаях, указанных выше, штраф за переадресовку не взыскивается.
Переадресовка скоропортящихся грузов может разрешаться только в пределах допустимого срока перевозки по качественному удостоверению.
Переадресовка домашних вещей граждан производится по их заявлениям на имя начальника порта отправления либо начальника порта первоначального назначения без взыскания штрафа за переадресовку.
Повторная и в обратном направлении переадресовки грузов не допускаются.
2.13. Заходы судов в дополнительные порты погрузки или выгрузки допускаются по заявлению отправителя с разрешения начальника пароходства со взиманием дополнительной провозной платы и сборов, предусмотренных тарифами или в надлежащих случаях - соглашением.
2.14. Плата за перевозку грузов и дополнительные сборы за выполнение операций, связанных с перевозкой, исчисляются согласно действующим на морском транспорте тарифам и правилам их исчисления, а также соглашениям (прямым договорам).
Плата за перевозку грузов должна быть внесена при перевозках в каботаже до сдачи груза перевозчику, а при перевозках в заграничном сообщении - в соответствии с условиями договора морской перевозки.
При отгрузке импортных грузов плата за перевозку, равно как и другие платы и сборы, взыскивается в порту (на станции) назначения.
За несвоевременное внесение провозной платы отправитель (фрахтователь) уплачивает за каждый день просрочки штраф в размере 1% от суммы невнесенных платежей. Штраф в таком же размере взыскивается с получателя, задержавшего оплату причитающихся пароходству (порту) сумм.
2.15. Срок, в течение которого груз должен быть погружен в судно и выгружен из него, определяется в советских морских портах на основании установленных норм обработки судов. Нормы обработки судов в морских торговых портах и нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в портах других министерств и ведомств, обязательные для всех предприятий и организаций, утверждаются Министерством морского флота СССР.
Нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в речных портах разрабатываются и утверждаются Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик по согласованию с Министерством морского флота.
2.16. Нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в иностранных портах согласовываются Министерством морского флота СССР с министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами (отправителями/получателями).
3. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
3.1. По договору морской перевозки груза перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать правомочному на его получение лицу (получателю), а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
3.2. Договор перевозки грузов оформляется следующими перевозочными документами:
3.2.1. В заграничном сообщении - чартером и коносаментом или только коносаментом (морской накладной), а также другими письменными доказательствами.
3.2.2. В международных прямых смешанных сообщениях - документами, предусмотренными соглашениями и правилами, регулирующими отдельные виды перевозок.
3.2.3. В каботаже (межпортовом сообщении) - коносаментом (морской накладной).
3.2.4. В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, прямом водном сообщении и при буксировке плотов - накладной.
3.3. Коносамент (морская накладная) составляется и подписывается перевозчиком или его агентом за счет перевозчика на основании погрузочного ордера или экспортного поручения, предъявляемого отправителем не менее чем в 2 экз.
По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном сообщении ему может быть выдана за отдельную плату копия коносамента (морской накладной).
3.4. Наименование, форма, содержание и условия применения перевозочного документа, оформляющего договор перевозки в международных прямых смешанных сообщениях между СССР и другими социалистическими странами, устанавливаются правилами, согласованными Министерством морского флота СССР с транспортными министерствами стран - участниц соглашения о данном виде сообщения.
3.5. Накладная прямого водного и прямого смешанного железнодорожно-водного сообщений составляется и подписывается отправителем, представляется им первому перевозчику одновременно с предъявлением груза, сопровождает груз на всем пути его следования и выдается в пункте назначения вместе с грузом получателю.
Перевозчик, приняв груз и накладную, выдает отправителю квитанцию.
3.6. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель должен передать перевозчику все документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными правилами.
Перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность этих документов.
3.7. В соответствии с РД 31.10.29-87 и РД 31.10.20-89 в каботаже грузы могут перевозиться в опломбированном службой "Трансфлот" либо портом отправления, а также отправителем или его экспедитором помещении судна (лихтере).
3.8. В соответствии с РД 31.10.16-89 грузы могут перевозиться в сопровождении проводников грузовладельца.
3.9. Грузы в зависимости от их рода и свойств перевозятся с указанием в перевозочном документе массы брутто и количества мест (генеральные грузы) либо только массы (навалочные и насыпные грузы) и других данных, предусмотренных специальными правилами перевозок.
При сдаче отправителем и приеме морским транспортом груза к перевозке его масса брутто должна быть определена отправителем и указана в погрузочном ордере (экспортном поручении) и перевозочном документе.
Масса брутто груза определяется по стандарту, взвешиванием или подсчетом общей массы брутто, указанной на грузовых местах.
Масса отдельных грузов может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Перечень грузов, масса которых может определяться расчетным путем, по обмеру или условно, устанавливается правилами, издаваемыми Министерством морского флота.
За взвешивание груза на весах порта с отправителя взимается сбор в размере, предусмотренном тарифом. За взвешивание груза на весах отправителя, а также на вагонных весах или других весах, принадлежащих железной дороге, взимается плата только за выделяемую морским транспортом рабочую силу.
Допускается определение массы навалочных и насыпных грузов по осадке судна. При этом масса насыпных грузов окончательно определяется после перевески на вагонных, элеваторных и автомобильных весах.
3.10. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправных таре и упаковке, соответствующих техническим требованиям государственных стандартов, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены, - в иностранных таре и упаковке, обеспечивающих их сохранность при перевозке и перевалке.
Сельскохозяйственные продукты, отправляемые из советских морских портов (портовых пунктов) колхозами, организациями потребительской кооперации и гражданами, могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами (поштучно), должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и маркировку согласно государственному стандарту.
3.11. Погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов в портах и портовых пунктах Министерства морского флота СССР, открытых в соответствии с п. 1.5 Общих правил для производства грузовых операций их силами и средствами, осуществляются портами (портовыми пунктами) за счет отправителей или получателей грузов либо по соглашению с грузовладельцем за счет перевозчика.
Погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов в портах и портовых пунктах Министерства морского флота СССР, не открытых для производства грузовых операций их силами и средствами, а также в портах и портовых пунктах других министерств и ведомств производятся силами, средствами и за счет отправителей или получателей грузов.
В этих случаях прием грузов к перевозке от отправителей и сдача грузов получателям производятся администрацией судов в трюме или у борта судна в соответствии с действующими на морском транспорте правилами.
Прием грузов от отправителей и сдача грузов получателям в рейдовых портах и пунктах других министерств и ведомств независимо от производства грузовых операций силами и средствами грузовладельца либо перевозчика во всех случаях производятся в трюме судна.
Судовая администрация во всех случаях обязана безвозмездно обеспечить освещение трюмов и палуб и предоставить для погрузки и выгрузки груза имеющиеся на судне исправные грузовые устройства (лебедки, стрелы).
3.12. Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии: трюмы и другие грузовые помещения, предназначенные для перевозки грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимого груза и приведены в состояние, обеспечивающее перевозку и сохранность груза. К началу рейса (моменту выхода судна из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым.
Если после выгрузки перевезенных грузов судно не может быть подано по погрузку других грузов без предварительной обработки (зачистки, дегазации, дезинфекции, дератизации), такая обработка по требованию пароходства производится средствами и за счет получателя.
В случае нарушения отправителем запланированного ассортимента грузов, вызвавшего необходимость дополнительной подготовки судна, эта работа производится перевозчиком за счет отправителя с оплатой стоянки судна по арендным ставкам.
3.13. Погрузка грузов в судно производится по грузовому плану, утвержденному капитаном судна. За правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне несет ответственность администрация судна.
Проект грузового плана составляется организацией, производящей погрузку грузов в судно.
Указания администрации судна в части погрузки, размещения, крепления, сепарации и выгрузки груза обязательны для организации и лиц, производящих грузовые работы.
Груз размещается по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за исключением грузов, допускаемых к перевозке на палубе согласно правилам, действующим на морском транспорте, или обычаям данной отрасли торговли.
В каботаже на палубе могут перевозиться также все грузы, допускаемые к перевозке на открытом подвижном составе железнодорожного транспорта.
Подтверждением согласия отправителя на перевозку груза на палубе может служить также принятие отправителем коносамента (морской накладной), накладной с отметкой о перевозке груза на палубе.
3.14. Необходимые для погрузки, крепления, перевозки и выгрузки груза приспособления и вспомогательные материалы, как-то: жесткая и мягкая сепарация, металл, пиломатериалы для устройства настилов, крепежные материалы, брезенты, временное оборудование для перевозки живности и спецгруза и т.п., предоставляются отправителем (фрахтователем) и за его счет.
Крепежные материалы многократного использования (талрепы, зажимы, скобы) предоставляются судном.
Устройство на судне необходимых для перевозки грузов приспособлений, сепарация и крепление грузов осуществляются за счет отправителей силами и средствами организации, производящей погрузку грузов.
Оборудование трюмов (спецнастил, фальшпайол, клеткование, обшивка и т.д.), необходимое для обеспечения безопасности мореплавания, производится за счет перевозчика.
Использованные для перевозки грузов вспомогательные материалы сдаются перевозчиком в пункте назначения груза по указанию получателя. Сдача этих материалов производится по их фактическому наличию и состоянию.
3.15. При скоплении в морских торговых портах перевозимых в каботаже и сдаваемых на месте импортных грузов вследствие несвоевременного вывоза этих грузов получателями по их вине начальник порта имеет право перемещать грузы для хранения на другие склады за счет получателя и повышать ставки платы за хранение грузов до трехкратного размера.
Повышенная плата за хранение груза вводится не ранее суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить эти санкции.
3.16. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены, - в обычно принятые сроки.
Сроки доставки грузов в каботаже и правила их исчисления устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению.
3.17. Сроки открытия и закрытия навигации, начала и окончания приема грузов портами Министерства морского флота от отправителей устанавливаются Министерством морского флота СССР и объявляются в тарифных извещениях.
3.18. Если в коносаменте (накладной) указаны адреса получателя и способ посылки извещения о прибытии груза, перевозчик (порт назначения) обязан послать таковое в день прибытия груза и во всяком случае не позднее 12 ч. следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока давности.
Если по каким-либо причинам перевозчик (порт назначения) не может исполнить поручения об извещении получателя, то он сообщает об этом отправителю через порт отправления. При этом перевозчик (порт назначения) не несет ответственности за неисполнение поручения об уведомлении и не лишается права на взыскание платы за хранение.

................
Перейти до повного тексту