1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рекомендації


НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧПРОФПОМОЩИ
ДЕТЯМ И МАТЕРЯМ МЗ СССР
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного
Управления лечпрофпомощи
детям и матерям МЗ СССР
И.И.Гребешева
31.10.1984 N 11-14/27-6
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НОРМА
двигательной активности детей и подростков 5-18 лет
(Методические рекомендации)
1. Общая характеристика двигательной активности, единицы измерения, обоснования для нормирования.
Двигательную активность (ДА) следует рассматривать как сумму разнообразных движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. Движение является одной из основных потребностей человека, которая обеспечивает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, является средством трудовой, бытовой, спортивной и других видов деятельности, имеющих важное социальное значение. Велика и незаменима роль движений для растущего организма, как естественного стимулятора его роста и развития, как регулятора основных процессов гомеостаза. Движения постоянно тренируют и совершенствуют механизмы регуляции физиологических функции, повышают уровень дееспособности организма и его неспецифической резистентности.
Двигательная активность детей и подростков может быть количественно измерена по биомеханическим признакам: локомоциям (перемещение тела в пространстве), вращениям и изменениям взаимного расположения частей тела, по преодолению сил тяжести и т.д. В этих случаях количественная оценка ДА дается по количеству шагов, по величине проделанной работы в киловатт-часах или килограммо - метрах по количеству отдельных вращений, выполненных физических упражнений и т.д.
Кроме того, двигательная активность детей и подростков может характеризоваться временными показателями, т.е. временем, затраченным на выполнение различных движений. Единицей измерения в данном случае является секунда, минута, час. Из физиологических показателей, отражающих количественную характеристику ДА, используются данные расхода энергии (число килокалорий) или данные по изменению частоты пульса.
Форма, интенсивность и количество выполняемых ребенком движений меняются в процессе онтогенеза под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Суточная величина ДА зависит от возраста, пола, состояния здоровья детей и подростков, от объема выполняемых ими социальных функции, от местных климатических условий и сезона года. В естественных условиях наибольшая величина суточной ДА наблюдается у девочек в возрасте 9-10 лет, а у мальчиков - в 9-12 лет. При этом активность мальчиков во всех возрастных группах оказывается больше, чем у девочек. Наименьшие половые различия по уровню ДА отмечаются в 9-10-летнем возрасте (около 10%) и наибольшие - в 16-18 лет (около 30%).
Сезонные изменения ДА таковы, что зимой она снижается, по сравнению с другими временами года примерно на 1/3 часть. В период учебных занятий у большинства школьников наблюдается снижение суточной величины ДА. Между степенью снижения ДА школьников и ухудшением показателей их здоровья имеется прямая связь.
Недостаточная ДА (гипокинезия) способствует ухудшению физической работоспособности, нарушению координации движений, уменьшению профессиональной, спортивной и военной готовности молодежи. Гипокинезия снижает тонус организма, ослабляет эмоциональную устойчивость, создает предпосылки для быстрой утомляемости школьников и возникновения у них различных нервно-психических расстройств. Возникающее при длительной гипокинезии состояние детского организма характеризуется низкими показателями мышечной силы и жизненной емкости легких, повышенным содержанием холестерина в крови и оксикортикондов в моче, увеличением массы тела за счет жировой ткани и резким снижением резистентности организма (особенно к острым респираторным инфекциям).
Массовые обследования ДА школьников, проведенные в разных городах нашей страны, показало, что гипокинезия встречается в 50% у детей младшего школьного возраста, в 75-80% - у школьников старшего возраста.
У детей и подростков, занимающихся регулярно спортом или другими дополнительными формами физической культуры, двигательная активность может существенно увеличиваться. На начальных этапах такого увеличения наблюдается улучшение многих показателей состояния здоровья и работоспособности школьников. Однако имеются предельные нагрузки, превышение которых вызывает перенапряжение регуляторных механизмов, нарушение белкового, витаминного, минерального обмена и целый ряд патологических изменений в различных органах и системах растущего организма. Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) по глубине своего воздействия и возможности нарушений в состоянии здоровья детей и подростков является более опасной, чем гипокинезия.
Таким образом, двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности организма, может оказывать положительное воздействие на рост и развитие, на состояние здоровья детей и подростков только в определенном диапазоне величин. Как недостаток, так и избыток движений приводят к патологическим сдвигам в растущем организме. Выдвинутое положение является научной основой для гигиенического нормирования двигательной активности детей и подростков.
2. Суточная норма двигательной активности
Гигиенической нормой может быть признана такая величина ДА, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей и подростков, их благоприятному и гармоничному развитию в дальнейшем.
Основным критерием нормирования суточной ДА является благоприятная динамика роста, развития и состояния здоровья большинства детей и подростков. Суточная суммарная величина (под сутками понимается время бодрствования) в течение дня может распределяться неравномерно. Более того, допускается некоторая компенсация недостатка или избытка движений на следующий день.
Гигиеническая норма суточной ДА выражается общим количеством суточных локомоций (шагов), распределением физических нагрузок по интенсивности, затратами времени на ДА и суммарной, величиной энерготрат в килокалориях.
Общая сумма локомоций (количество шагов) в сутки.
Гигиеническая норма суточной ДА по сумме локомоций (шагов) представлена в табл. 1 в виде средних арифметических величин с сигмальными колебаниями. Данная норма предназначена для большинства детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе для занятий физической культурой.
Таблица 1.
Среднесуточная гигиеническая норма ДА (количество шагов) для детей и подростков разного возраста н пола.
Возраст в годах Количество шагов в тысячах (М +- q)
девочки мальчики
5-6 15 17
7-8 17 20
9-10 20 21
11-12 18 21
13-14 17 20
15-16 16 20
17-18 16 20
q = +- 3 q = +- 4
Интенсивность двигательной активности
Кроме общего количества локомоций (шагов) важное значение при охране и укреплении здоровья детей и подростков имеет интенсивность ДА, т.е. количество движений, мышечной работы или расхода энергии за единицу времени. Нагрузки разной интенсивности имеют не одинаковый тренировочный эффект. Физические нагрузки малой интенсивности не увеличивают достигнутый уровень физической работоспособности. Положительный эффект для укреплений здоровья и гармоничного физического развития детей и подростков имеет более интенсивная ДА. Группировка интенсивностей физических нагрузок приведена в табл. 2. Очень легкие и легкие физические нагрузки имеют большое значение в приобретении моторных умений и навыков, развитии координации движений, в повышении общего тонуса организма, в развитии познавательной деятельности, а также в обеспечении повседневной жизнедеятельности организма. В режиме дня школьника должна быть предусмотрена ДА с разными по интенсивности физическими нагрузками в зависимости от поставленных целей.

................
Перейти до повного тексту