1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОМПАРТИИ УКРАИНЫ
И СОВЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 27 августа 1985 г. N 331
Киев
О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса
( Относительно утраты силы некоторых пунктов дополнительно см. Постановления Совета Министров УССР N 57 от 01.03.88 N 43 от 25.02.91 Постановление КМ N 690 от 09.12.92 )
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 12 июля 1985 г. N 669 отметили, что экономический эксперимент по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и усилению их ответственности за результаты работы показал свою жизненность, выявил большие возможности для повышения эффективности производства, качества продукции, улучшения результатов работы трудовых коллективов.
Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили в 1984 году установленные задания по объему производства, росту производительности труда, прибыли, снижению себестоимости, выпуску продукции высокого качества. При этом весь прирост производства достигнут без увеличения, а в ряде случаев - при сокращении численности работников. Значительно улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. Хорошо работающие трудовые коллективы получили более широкие озможности для материального поощрения своих работников, лучшего удовлетворения потребностей трудящихся в жилье, детских дошкольных учреждениях и пионерских лагерях, для решения других социальных вопросов. Возросла роль фонда развития производства в техническом перевооружении. Положительных результатов добиваются также производственные объединения (предприятия) и министерства, переведенные на новые условия хозяйствования с начала 1985 года.
Внедрение в практику новых методов хозяйствования, прошедших проверку в ходе проведения экономического эксперимента, представляет собой важный шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей в органическом единстве улучшение планирования, усиление действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры управления.
Вместе с тем Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отметили, что меры по улучшению хозяйствования, заложенные в экономическом эксперименте, осуществляются недостаточно эффективно. Медленно перестраивают стиль и методы работы министерства и ведомства, всесоюзные промышленные объединения, что зачастую сковывает хозяйственную инициативу трудовых коллективов.
До производственных объединений (предприятий) доводятся многочисленные утверждаемые и расчетные показатели, не предусмотренные условиями эксперимента.
Хозяйственный механизм еще не должным образом воздействует на ускорение научно-технического прогресса, увеличение производства высококачественной продукции, соответствующей современным научно-техническим достижениям. Предприятия не несут необходимой экономической ответственности за выпуск морально устаревшей продукции.
Требуют существенного улучшения порядок использования фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также система поощрения работников.
Во исполнение постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1985 г. N 669 Центральный Комитет Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР п о с т а н о в л я ю т:
1. Госплану УССР, Министерству финансов УССР, министерствам и ведомствам УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам обеспечить внедрение в практику установленных решениями Партии и Правительства новых методов хозяйствования, обратив особое внимание на усиление воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, на создание подлинной заинтересованности в этом трудовых коллективов производственных объединений (предприятий), всех звеньев народного хозяйства, активно используя возможности планирования, стимулирования, ценообразования и других экономических рычагов.
2. Госплану УССР, министерствам и ведомствам УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам при подготовке проектов планов исходить из того, что показатели ускорения научно-технического прогресса должны быть органической частью всех разделов государственного плана, стать его основой, имея в виду обеспечить переход к принципиально новой технике и технологическим системам для достижения наивысшей эффективности производства и перевооружения всех отраслей народного хозяйства.
3. Госплану УССР, Госснабу УССР доводить до министерств и ведомств УССР, облисполкомов, Киевского и Севастопольского горисполкомов в предварительном порядке после получения от Госплана СССР в 2-недельный срок задания по производству продукции в натуральном выражении и в 3-недельный срок - фонды на материально-технические ресурсы.
Госплану СССР в целях своевременной подготовки производства к выпуску нужной народному хозяйству продукции, новых высокоэффективных изделий поручено доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в предварительном порядке до 10 августа года, предшествующего планируемому, задания по производству продукции в натуральном выражении и до 1 сентября - фонды на материально-технические ресурсы по широкой номенклатуре.
Задания по изготовлению опытных образцов и освоению серийного производства основных видов новой техники включаются в план производства продукции в натуральном выражении.
4. Украинскому республиканскому управлению Госстандарта, министерствам и ведомствам УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам:
принять меры к улучшению работы по аттестации продукции с тем, чтобы аттестация стала действенным рычагом управления научно-техническим прогрессом, основой для объективной оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции и стимулирования их роста;
повысить роль аттестационных комиссий в оценке технического уровня и качества продукции, ее соответствия лучшим мировым и отечественным образцам;
усилить роль государственных, отраслевых и республиканских стандартов в создании и серийном производстве машин, оборудования, приборов, материалов и другой продукции, отвечающих по своим технико-экономическим и эксплуатационным показателям высшим мировым достижениям;
предусматривать в разрабатываемых стандартах требования, обеспечивающие наиболее прогрессивные технические и технологические решения, и на их основе ориентировать трудовые коллективы на широкое использование перспективных материалов и комплектующих изделий, на достижение высоких результатов в работе по повышению качества и надежности изделий.
5. Министерствам и ведомствам УССР, производственным объединениям (предприятиям) разработать и осуществить в двенадцатой пятилетке дополнительные меры по повышению конкурентоспособности на внешнем рынке отечественной продукции, и в первую очередь машин, оборудования, приборов и аппаратуры.
Министерствам - изготовителям продукции, поставляемой на экспорт, а также комплектующих изделий, сырья и материалов для этой продукции разработать и утвердить в 1985 году отраслевые научно-технические программы по повышению эффективности, технического уровня, качества и надежности экспортируемой продукции.
6. Госплану УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам, строительным министерствам УССР и министерствам и ведомствам - заказчикам при разработке проектов планов капитального строительства обеспечивать первоочередное включение в них работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, а также строительству объектов непроизводственного назначения, осуществляемому за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
Работы по техническому перевооружению и реконструкции действующих производственных объединений (предприятий) и по строительству жилых домов и других объектов непроизводственного назначения за счет средств фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства осуществлять как подрядным, так и хозяйственным способами.
7. В целях улучшения материально-технического обеспечения мероприятий, осуществляемых за счет средств фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и кредитов банков, разработка планов материально-технического снабжения Госпланом УССР, Госснабом УССР, министерствами и ведомствами УССР и облисполкомами, Киевским и Севастопольским горисполкомами должна начинаться с первоочередного рассмотрения и обеспечения в полном объеме потребности в материально-технических ресурсах работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий и строительству объектов непроизводственного назначения за счет средств этих фондов и кредитов банков. Предложения министерств и ведомств УССР и обл/гор/исполкомов об объемах капитальных вложений на новое строительство и об обеспечении потребности в оборудовании и других материальных ресурсах для этого строительства должны рассматриваться только после удовлетворения заявок производственных объединений (предприятий) на указанные ресурсы для технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.
8. Госплану УССР и Госснабу УССР предусматривать выделение в первоочередном порядке министерствам и ведомствам УССР, а министерствам и ведомствам - подведомственным производственным объединениям (предприятиям) необходимых лимитов капитальных вложений, строительно-монтажных и проектных работ, а также материально-технических ресурсов для проведения работ, связанных с созданием и освоением новой техники и технологии.
9. Министерствам и ведомствам УССР, производственным объединениям (предприятиям) активизировать работу по углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, обеспечивающего ориентацию всех подразделений объединений (предприятий) на активное внедрение в производство научно-технических достижений и передового опыта, улучшение качества работы, более полное удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции и повышение эффективности производства. Расширить практику создания укрупненных комплексных хозрасчетных бригад с оплатой труда работников по конечным результатам труда бригады.
10. Предоставить право министрам и руководителям ведомств УССР, Киевскому горисполкому по согласованию с Госпланом УССР и Государственным комитетом СССР по стандартам выплачивать руководящим и инженерно-техническим работникам производственных объединений (предприятий) промышленности надбавки к должностным окладам в размере до 20 процентов (сверх установленных размеров надбавок за счет экономии по фонду заработной платы) на срок один год в пределах планового фонда заработной платы по министерству (ведомству) в целом за обеспечение значительного удельного веса продукции, соответствующей мировым достижениям, существенное расширение экспорта продукции и повышение технического уровня производства.
11. В целях более широкого внедрения в практику оправдавшей себя в ходе экономического эксперимента системы мер по расширению прав производственных объединений (предприятий) в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за конечные результаты работы ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 12 июля 1985 г. N 669 распространили начиная с 1986 года на производственные объединения (предприятия) министерств и ведомств согласно приложению N 1 новые условия хозяйствования с учетом положений, предусмотренных указанным постановлением.
Для своевременной подготовки к переходу на новые условия хозяйствования Министерству местной промышленности УССР и Министерству бытового обслуживания населения УССР совместно с Госпланом УССР, Министерством финансов УССР, Государственным комитетом УССР по труду разработать и заблаговременно довести до производственных объединений (предприятий) контрольные цифры, нормативы и лимиты, необходимые для подготовки проектов планов, и по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Госснабом СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС - методические и нормативные документы.
12. Для обеспечения реализации предоставленных производственным объединениям (предприятиям) прав в планировании и хозяйственной деятельности запретить министерствам и ведомствам УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам начиная с плана на 1986 год доводить в качестве утверждаемых до подведомственных производственных объединений (предприятий) показатели, не предусмотренные новыми условиями хозяйствования, введенными в соответствии с решениями Правительства СССР, не допускать ограничения их прав, излишней регламентации и мелочной опеки. Считать обязательным для всех органов управления сообщать производственным объединениям (предприятиям) при разработке проекта плана только те расчетные показатели, которые необходимы для сбалансирования и увязки различных его разделов.
Отчетность о ходе работы производственных объединений (предприятий) и выполнении установленных планов должна представляться ими вышестоящим органам управления и другим организациям только по показателям и в сроки, согласованные с ЦСУ СССР и Министерством финансов СССР.
13. Госплану УССР, Министерству высшего и среднего специального образования УССР организовать учебу руководящих кадров министерств и ведомств УССР, объединения и предприятия которых начиная с 1986 года переходят на новые условия хозяйствования, а министерствам и ведомствам УССР - учебу руководящих и инженерно-технических кадров указанных объединений и предприятий.
По вопросам, требующим решения Правительства, внести предложения Совету Министров УССР.
14. Довести до сведения министерств и ведомств УССР, облисполкомов, Киевского и Севастопольского горисполкомов, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 12 июля 1985г. N 669 "О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса":
1) Установили, что:
а) для более полного учета работ по созданию новой техники при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий) и в целях повышения их ответственности и заинтересованности в своевременном проведении этих работ начиная с 1986 года производственные объединения (предприятия) включают в объем реализуемой продукции стоимость работ по освоению в производстве новой техники, оплаченных за счет выделенных им средств единого фонда развития науки и техники. Невыполнение предусмотренных планом заданий по освоению в производстве изделий новой техники, финансируемых за счет указанных средств, учитывается при оценке выполнения плана реализации продукции исходя из обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами (заказами);
б) для усиления воздействия цен на ускорение совершенствования техники и расширение выпуска высокоэффективной продукции применяется по продукции производственно-технического назначения, соответствующей высшей категории качества, в зависимости от ее экономической эффективности надбавка к оптовой цене в размере до 30 процентов. Указанная надбавка сохраняется, если этой продукции при последующих аттестациях вновь присваивается высшая категория качества.
На продукцию производственно-технического назначения, отнесенную при аттестации к первой категории качества, применяется скидка с оптовой цены в первый год в размере 5 процентов, во второй год - 10 процентов, в третий год - 15 процентов. Если при второй аттестации эта продукция не будет отнесена к высшей категории качества, она должна быть снята с производства. С разрешения Госплана СССР и Госснаба СССР выпуск ее может быть сохранен до двух лет с применением 30- процентной скидки.
Сумма скидок с оптовых цен направляется производственными объединениями (предприятиями) - изготовителями в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности производственного объединения (предприятия), а продукция планируется и реализуется по ценам без применения скидок.
Средства в размере до 70 процентов суммы скидок возмещаются за счет фонда материального поощрения. При этом указанный фонд может быть уменьшен не более чем на 20 процентов его планового размера.
К запасным частям и комплектам, выпускаемым для снятой с производства продукции, а также продукции, поставляемой на экспорт, скидки с оптовых цен не применяются.
Порядок применения надбавок и скидок, предусмотренный указанным постановлением, вводится при аттестации продукции начиная с 1986 года;
в) в целях более рационального использования отчислений в иностранной валюте за поставку продукции на экспорт производственные объединения (предприятия) направляют поступающие им отчисления в основном:
на проведение мероприятий по совершенствованию производства, улучшению качества и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;
на укрепление и развитие научно-технической базы производства, совершенствование технологии, на приобретение оборудования и аппаратуры для медико-санитарных частей;
на поощрение производственных объединений (предприятий) и организаций-смежников, осуществляющих разработку и поставку необходимых комплектующих узлов и деталей для экспортной продукции.
Запрещены изъятия и ограничения в использовании в установленном порядке валютных отчислений, полученных производственными объединениями (предприятиями) в результате поставки продукции на экспорт.
2) При поставке на экспорт на свободно конвертируемую валюту машин, оборудования, приборов и запасных частей к ним (с эффективностью экспорта больше единицы) ввели начиная с 1986 года на эти изделия дополнительные поощрительные надбавки к оптовым ценам в размере до 20 процентов.
3) Для расширения возможностей производственных объединений (предприятий), работающих в новых условиях хозяйствования, в проведении мероприятий по обновлению основных производственных фондов за счет собственных средств и кредитов банков предоставили право руководителям производственных объединений (предприятий) использовать с согласия трудовых коллективов средства фонда развития производства:
на финансирование затрат по техническому перевооружению, а также реконструкции действующих предприятий и производств;
на затраты по подготовке выпуска новой техники и внедрению прогрессивных технологических процессов;
на проведение мероприятий по устранению узких мест в основном и вспомогательном производствах, расширению выпуска товаров народного потребления, повышению качества продукции, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции.
Разрешили руководителям производственных объединений (предприятий) перераспределять средства фонда развития производства и единого фонда развития науки и техники, выделенные в их распоряжение, между указанными фондами.
Министерствам и ведомствам УССР, облисполкомам, Киевскому и Севастопольскому горисполкомам обеспечить неукоснительное соблюдение предоставленных производственным объединениям (предприятиям) прав в области использования средств фонда развития производства.
4) Установили, что фонд развития производства образуется по стабильным на пятилетие нормативам в зависимости от уровня использования основных производственных фондов и результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий).
Средства фонда развития производства могут накапливаться производственными объединениями (предприятиями) для осуществления необходимых мероприятий в последующие плановые периоды. Указанные средства хранятся и используются в учреждениях банков, которые осуществляют финансирование капитального строительства. Временно свободные средства этого фонда используются банками в качестве ресурсов для выдачи кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию производства.
За использование средств фонда развития производства производственных объединений (предприятий) банк выплачивает им проценты.
5) Обязали Стройбанк СССР и Госбанк СССР при недостаточности средств фонда развития производства предоставлять в пределах плана долгосрочного кредитования производственным объединениям (предприятиям) кредиты:
на плановые затраты, связанные с проведением мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции, при условии окупаемости капитальных вложений в пределах среднеотраслевых нормативов. Погашение кредитов банков осуществлять за счет средств фонда развития производства или за счет прибыли, остающейся в распоряжении производственного объединения (предприятия);
на проведение высокоэффективных мероприятий по техническому перевооружению (потребность в которых возникает в ходе выполнения плана) сверх лимита государственных капитальных вложений при условии окупаемости затрат (с учетом специфики отраслей) в срок до пяти лет.
6) Установили, что:
а) средства фонда развития производства используются производственными объединениями (предприятиями) самостоятельно.
Производственные объединения (предприятия) разрабатывают и утверждают планы технического перевооружения производства, намечаемого к осуществлению за счет средств указанного фонда. В планы технического перевооружения включаются в первую очередь такие мероприятия, которые обеспечивают ускорение темпов замены устаревших производственных фондов и проведение работ в сжатые сроки. При этом не должна допускаться под видом технического перевооружения простая замена оборудования.
Производственные объединения (предприятия) представляют соответствующим министерствам (ведомствам) данные об объемах капитальных вложений (в том числе на строительно-монтажные работы) на техническое перевооружение и предложения об объемах подрядных работ, необходимых для его осуществления, а также сводные технико-экономические показатели, характеризующие их эффективность.
Министерствам и ведомствам УССР учитывать указанные капитальные вложения в полном объеме как нецентрализованные и представлять их вместе с проектами планов централизованных капитальных вложений в Госплан УССР для учета при подготовке проектов планов;
б) проектно-сметная документация и титульные списки на техническое перевооружение, осуществляемое за счет средств фонда развития производства и кредитов, разрабатываются производственными объединениями (предприятиями) самостоятельно и утверждаются их руководителями.
При сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом технического перевооружения, по предприятиям отраслей тяжелой промышленности в размере 4 млн. рублей и выше, а по предприятиям других отраслей промышленности - 2,5 млн. рублей и выше министерства и ведомства рассматривают планы технического перевооружения производственных объединений (предприятий), оценивают их качество, эффективность, своевременность и возможность осуществления в намечаемые сроки, а также соответствие предусмотренных в них заданий общему направлению развития отрасли (подотрасли, производства) и принимают соответствующие решения.
Производственные объединения (предприятия) для финансирования, мероприятий по техническому перевооружению за счет средств фонда развития производства представляют учреждениям банков выписку из плана технического перевооружения на планируемый год и утвержденные сметы на отдельные виды работ и затрат, а при получении кредита - кроме того, расчеты экономической эффективности намечаемых мероприятий.
7) Повысили роль фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в решении задач социального развития трудовых коллективов производственных объединений (предприятий), работающих в новых условиях хозяйствования, имея в виду, что в течение двенадцатой пятилетки по мере создания необходимых предпосылок средства этого фонда должны стать для действующих производственных объединений (предприятий) одним из основных источников финансирования строительства жилых домов, детских учреждений, профилакториев, пионерских лагерей и других объектов непроизводственного назначения. Установили, что централизованные источники финансирования строительства объектов непроизводственного назначения должны предусматриваться в планах министерств и ведомств для обеспечения потребностей трудовых коллективов вновь вводимых в действие и расширяемых предприятий, а также для оказания помощи в строительстве этих объектов отдельным предприятиям и организациям.

................
Перейти до повного тексту