- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНДОХОДОВ В ЧЕРНИГОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
19.08.2014 N 4/4/25-01-15-02-19 |
'...'
Хозяйственная деятельность - это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 п. 14.1 ст.
14 НКУ).
Учет амортизируемой стоимости ведется по каждому объекту, входящему в состав отдельной группы основных средств (п. 146.1 ст.
146 НКУ).
При этом согласно п. 146.2 ст.
146 НКУ амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного плательщиком налога, но не меньше минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 ст.
145 НКУ, помесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, и прекращается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации.
Если объект основных средств не используется в хозяйственной деятельности, плательщик налога должен вывести такой объект из эксплуатации и прекратить начисление амортизации в налоговом учете. Вывод основного средства из эксплуатации осуществляется на основании соответствующих документов, удостоверяющих факт такого вывода, а именно приказ руководителя, акт о временном выводе основного средства из производственного процесса и т.п.
В соответствии с п. 2
Положения о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.97 г. N 1183, с изменениями и дополнениями (далее - Положение N 1183)(1), консервация основных средств предприятия - это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) сохранение основных средств предприятий в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего возобновления их функционирования.
Консервация, содержание и расконсервация основных средств предприятия осуществляются согласно проекту консервации, который должен быть утвержден собственником предприятия (п. 6
Положения N 1183). При этом указанный проект состоит из объяснительной записки, технологической документации проведения консервации, перечня работ, ресурсов (материальных и трудовых) и сметы расходов, связанных с проведением консервации и расконсервации основных средств (п. 13
Положения N 1183).
Основанием для консервации и расконсервации основных средств является решение предприятия, оформленное в виде приказа (распоряжения) руководителя (п. 7
Положения N 1183).
Во время консервации и расконсервации основные средства приводятся в состояние, которое обеспечивает сохранение технологического оборудования, зданий и сооружений, а также безопасность технического персонала и населения, охрану окружающей среды (п. 8
Положения N 1183).
В соответствии с пп. 145.1.2 п. 145.1 ст.
145 и п. 146.2 ст.
146 НКУ начисление амортизации на основное средство приостанавливается на период его вывода из эксплуатации для консервации на основании документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации.
Вывод из эксплуатации какого-либо объекта основных средств осуществляется по результатам консервации на основании приказа руководителя предприятия (п. 146.18 ст.
146 НКУ).
В случае обратного ввода такого объекта в эксплуатацию для целей амортизации принимается стоимость, которая амортизируется на момент его вывода из эксплуатации. При этом начисление амортизации по такому объекту начинается в месяце, следующем за месяцем обратного ввода объекта в эксплуатацию (п. 146.15 ст.
146 НКУ).
В соответствии с п. 144.2 ст.
144 НКУ расходы плательщика налога на содержание основных средств, находящихся на консервации, не подлежат амортизации и полностью относятся к составу расходов за отчетный период.
Учитывая изложенное, в случае вывода основного средства из эксплуатации для консервации начисление амортизации на такое основное средство приостанавливается на период его консервации. В случае обратного ввода такого объекта в эксплуатацию для целей амортизации принимается стоимость на момент его вывода из эксплуатации. При этом начисление амортизации по такому объекту начинается в месяце, следующем за месяцем обратного ввода объекта в эксплуатацию. Расходы на содержание основных средств во время консервации, на расконсервацию относятся к составу расходов за соответствующий отчетный период.
О включении в состав расходов плательщика налога на прибыль - арендатора стоимости арендных платежей в случае, если объект аренды временно не используется в хозяйственной деятельности
Порядок налогообложения операций лизинга (аренды) предусмотрен п. 153.7 ст.
153 НКУ, в соответствии с которым передача имущества в оперативный лизинг (аренду) не изменяет налоговых обязательств арендодателя и арендатора. При этом арендодатель увеличивает сумму доходов, а арендатор увеличивает сумму расходов на сумму начисленного лизингового платежа по результатам налогового периода, в котором осуществляется такое начисление.
В соответствии с пп. 14.1.27 п. 14.1 ст.
14 НКУ расходы - сумма каких-либо расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).
Таким образом, плательщик налога - арендатор не включает в состав расходов арендные платежи, если объект аренды не используется таким плательщиком в хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, плательщик налога - арендодатель должен учесть арендные платежи за имущество, переданное в аренду, в составе дохода по дате начисления таких платежей, которая установлена в договоре (пп. 137.11 ст.
137 НКУ).
В соответствии с п. 138.1 ст.
138 НКУ расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, состоят из:
расходов операционной деятельности, которые определяются согласно п. 138.4, 138.6 - 138.9, пп. 138.10.2 - 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 этой статьи:
прочих расходов, определенных согласно п. 138.5, пп. 138.10.5, 138.10.6 п. 138.10, п. 138.11, 138.12 этой статьи, п. 140.1 ст.
140 и ст.
141 НКУ;
кроме расходов, определенных в п. 138.3 этой статьи и в ст.
139 НКУ.
Расходы операционной деятельности включают, в частности, себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и прочие расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения с учетом п. 138.2, 138.11 ст.
138, п. 140.2 - 140.5 ст.
140, ст.
142 и
143 и других статей
НКУ, которые прямо определяют особенности формирования расходов плательщика налога (пп. 138.1.1 п. 138.1 ст.
138 НКУ).
Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, кроме нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов, которые включаются в состав себестоимости реализованной продукции в периоде их возникновения, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.4 ст.
138 НКУ).
................Перейти до повного тексту