1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


МИНИСТЕРСТВО ДОХОДОВ И СБОРОВ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
25.12.2013 № 6793/Ч/99-99-18-03-01-14
Относительно бумажных копий электронных первичных документов
Министерство доходов и сборов Украины <…> рассмотрело обращение <…> и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с частью второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
В соответствии с пп. 20.1.2 ст. 20 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) контролирующие органы имеют право для осуществления функций, определенных законом, получать бесплатно от налогоплательщиков в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, удостоверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом.
Также согласно пп. 20.1.7 ст. 20 Кодекса контролирующие органы имеют право для осуществления функций получать от налогоплательщиков, плательщиков единого взноса и редоставлять в пределах, предусмотренных законом, документы в электронном виде.
В то же время пунктом 85.2 статьи 85 Кодекса определено, что налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки.
Кроме того, пунктом 85.8 статьи 85 Кодекса установлено, что должностное лицо контролирующего органа, которое проводит проверку, в случаях, предусмотренных Кодексом, имеет право получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящиеся к предмету проверки. Такие копии должны быть удостоверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).
Аналогично пунктом 85.4 статьи 85 Кодекса установлено, что при проведении проверок должностные лица контролирующего органа имеют право получать от налогоплательщиков надлежащим образом удостоверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Основой для ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций субъектами предпринимательской деятельности являются первичные документы, согласно которым составляются сводные учетные документы.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон № 996) предприятие самостоятельно утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
В соответствии с п. 2 ст. 9 указанного Закона № 996 первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты.
При этом пунктом 2.3 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете , утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 5 июня 1995 года под № 168/704, установлено, что первичные документы, созданные в электронном виде, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
Основные организационно-правовые принципы электронного документооборота, использования электронных документов, правовой статус электронной цифровой подписи установлены Законами Украины от 22 мая 2003 года № 851 "Об электронных документах и электронном документообороте" (далее - Закон № 851) и от 22 мая 2003 года № 852-IV "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон № 852).
Статьей 5 Закона № 851 определено, что электронный документ - это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона № 851 электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора и/или подписанта электронного документа другими субъектами электронного документооборота.
Электронная цифровая подпись в соответствии с Законом № 852 - это вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, который прилагается к этому набору. К услугам электронной цифровой подписи отнесена в частности услуга фиксирования времени, которая предоставляется аккредитованными центрами сертификации ключей в соответствии с Порядком удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 680.

................
Перейти до повного тексту