- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Методика
ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ
М Е Т О Д И К А
Методичні рекомендації щодо проведення перевірки нарахування дивідендів, отриманих від акцій (часток, паїв) господарчих товариств, які знаходяться в державній власності, і перерахування дивідендів до відповідного бюджету
Утверждаю
Заместитель начальника
ГлавКРУ Украины Н.Л.Хлус
20 августа 1998 года
Методические рекомендации по проведению проверки начисления дивидендов, полученных от акций (долей, паев) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности, и перечисления дивидендов в соответствующий бюджет
1. Общие положения
Плательщиками дивидендов являются акционерные общества, созданные в процессе приватизации и корпоратизации предприятий общегосударственной собственности, в уставных фондах которых есть доля государственного имущества.
Объектом (источником) дивидендных отчислений является прибыль акционерного общества, которая остается в его полном распоряжении после отчислений с балансовой прибыли установленных законодательством налогов, других платежей в бюджет, процентов за банковский кредит и по облигациям и других отчислений в соответствии с учредительными документами акционерного общества. Сумма прибыли на выплату дивидендов, определенная решением о распределении прибыли акционерного общества, далее - масса дивиденда.
Сумма дивидендов, подлежащая перечислению в Государственный бюджет, определяется как результат от умножения массы дивиденда на долю государственного имущества в уставном фонде акционерного общества (в процентах), зарегистрированном в установленном порядке (далее - уставный фонд).
В случае, если доля государственного имущества в уставном фонде акционерного общества на протяжении календарного года изменялась, для расчета суммы дивидендов необходимо применять величину среднегодовой доли имущества, пребывающей в государственной собственности.
Чс = (Ч1 х П1 : Пр) + (Ч2 х П2 : Пр) +
+ (Ч3 х П3 : Пр) + (Ч4 х П4 : Пр),
где:
Чс - среднегодовая доля имущества;
Ч1, Ч2... - доли имущества, находящиеся в государственной собственности в соответствующем квартале;
П1, П2... - прибыль, направленная на выплату дивидендов за соответствующий квартал;
Пр - величина годовой прибыли, направленная на выплату дивидендов.
Основанием перечисления дивидендов в бюджет является принятое по итогам года решение о распределении прибыли и начислении дивидендов (далее - решение).
Решение принимается органом, к компетенции которого в соответствии с действующим законодательством и уставом общества относится утверждение по итогам года распределения прибыли и начисления дивидендов. Копия этого решения, заверенная акционерным обществом, направляется государственной налоговой инспекцией по месту государственной регистрации в 5-дневный срок с момента его принятия.
Хозяйственные общества по результатам работы ежеквартально нарастающим итогом с начала года сообщают на протяжении двух недель после окончания квартала государственным налоговым инспекциям ожидаемую сумму дивидендов за отчетный период и в 10-дневный срок направляют в Фонд государственного имущества Украины информацию о распределении прибыли за отчетный год и справку о плановом распределении прибыли на следующий год.
На основании принятого по итогам года решения о распределении прибыли и начислении дивидендов акционерные общества определяют сумму дивидендов, подлежащую внесению в бюджет в 5-дневный срок со дня принятия этого решения.
Хозяйственные общества, созданные в процессе приватизации государственного имущества, 100% уставного фонда которых находится в государственной собственности, согласовывают плановое и фактическое распределение прибыли с надзорным советом и предоставляют соответствующие документы в Фонд государственного имущества Украины для утверждения. При этом распределение прибыли утверждается в соответствии с требованиями Декрета Кабинета Министров Украины "О порядке использования прибыли государственных предприятий, учреждений и организаций" от 10.05.93 г.
N 48.
За несвоевременную уплату дивидендов в бюджет начисляется за каждый день неуплаты пеня, определенная действующим законодательством.
Сумма дивидендов зачисляется в Государственный бюджет на раздел 6, символ банка 20 Классификации доходов и расходов Государственного и местных бюджетов Украины.
Оперативно-бухгалтерский учет сумм дивидендов в государственных налоговых инспекциях ведется в соответствии с Инструкцией Главной государственной налоговой инспекции Украины от 12.05.94 г.
N 37 "О порядке ведения государственными налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета налогов и неналоговых платежей", зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 25.05.94 г. под N 114/323.
2. Контроль и анализ правильности и своевременности уплаты дивидендов
В ходе проверки формирования и использования прибыли анализируется:
- правильность включения в убытки прошлых лет потерь от брака продукции прошлых лет;
- правомерность отнесения расходов на валовые расходы;
- ведение аналитического учета прибыли по каждому виду деятельности;
- ведение аналитического учета по счету 81 "Использование прибыли" по каждому виду отчислений, взносов, изъятий;
- правомерность отнесения средств на счет 83 "Доходы будущих периодов";
- наличие совместной хозяйственной деятельности, правильность распределения и отображения в отчетности прибыли от этой деятельности;
- ведение консолидированного баланса;
- правильность определения прибыли, подлежащей налогообложению в соответствии с Законом Украины от 22.05.97 г. "О налогообложении прибыли предприятий" (283/97-ВР );
- правильность распределения прибыли предприятия в соответствии с Уставом предприятия и решением собрания акционеров. Анализ показателей прибыльности:
- прибыли на акцию;
- дивидендов на одну акцию;
- правильность учета и покрытия убытков прошлого года, наличие и использование прибыли прошлого года.
При проверке необходимо использовать следующие бухгалтерские документы:
- журнал-ордер N 10 (по кредиту счетов 03, 05, 06, 08, 12, 13, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 31, 69, 70, 84, 86, 89 в части расходов, относящихся к производству);
- сводки: В-10 - ведомость N 10 учета материальных ценностей на складах; В-11 - ведомость N 11 учета материальных ценностей в цехах; В-13 - ведомость N 13 учета расходов обслуживающих производств и хозяйств; В-14 - ведомость N 14 учета расходов на производстве; В-15 - ведомость N 15 учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов, резерва предстоящих расходов и платежей и внепроизводственных расходов;
- первичные документы, подтверждающие расходы производства (инвентарные карточки, журнал начисления амортизаций, приходные и расходные накладные, акты на списание материалов на производство, лицевые счета по начислению заработной платы работников, бухгалтерские справки по начислению взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и др.), счета-фактуры поставщиков, авансовые отчеты.
На промышленных предприятиях, как правило, в себестоимости продукции (услуг) большой удельный вес занимает амортизация основных фондов. При проверке правильности начисления амортизации и отнесения ее на себестоимость необходимо проверить следующие вопросы:
- не начисляется ли амортизация по завышенным нормам;
- не применялись ли в 1995 г. - I полугодии 1997 г. понижающие коэффициенты к нормам амортотчислений, в соответствии с инструкциями Министерства финансов и постановлениями Кабинета Министров Украины;
- правильность проведения индексаций основных фондов по состоянию на 01.05.92 г., 01.02.93 г., 01.01.95 г., 01.04.96 г.;
- не имеют ли места случаи завышенной балансовой стоимости основных средств в результате неправильно проведенной индексации, как следствие, чрезмерного начисления амортизации и отнесения ее на себестоимость продукции (услуг);
- начисляются ли и относятся на себестоимость амортизации по тем основным средствам, нормативный срок эксплуатации которых закончился и по которым начислен 100 % износ.
При проверке вышеуказанных вопросов необходимо использовать инвентарные карточки, журнал начисления амортизации, ведомость индексации основных средств, нормативные документы: нормы амортотчислений, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г.
N 1072, Порядки проведений индексации, утвержденные Министерством финансов Украины.
При проверке формирования себестоимости целесообразно проверить правильность списания материалов и сырья на производство.
Необходимо помнить, что на промышленных предприятиях сырье и материалы списываются на производство в соответствии с нормами расходования, утвержденными соответствующим Министерством. Так, например, нормы расходования горюче-смазочных материалов в автотранспорте утверждены Министерством транспорта Украины. Любое расходование материалов сверх нормы должно подтверждаться соответствующими документами (акты на списание), в которых объясняется причина превышения норм (условия производства, устаревшее оборудование, требующее ремонта и др.).
Необходимо проверить достоверность причин, изложенных в актах, путем проведения контрольных запусков сырья или визуального обследования оборудования и т.п.
При проверке списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) необходимо проверить, придерживается ли предприятие единой методики начисления износа МБП на протяжении года (50% или 100% их стоимости).
При проверке правильности начисления и уплаты дивидендов, полученных от акций, принадлежащих государству, необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 1 Декрета Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1993 г.
N 45 "Об упорядочении деятельности коммерческих банков, созданных при участии государственных предприятий" государственные предприятия не могут быть участниками коммерческих банков, созданных до вступления в силу указанного Декрета. При этом правоприемниками государственных предприятий относительно коммерческих банков, созданных при их участии, является Министерство финансов Украины (относительно предприятий, находящихся в общегосударственной собственности) и соответствующие органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (относительно других государственных предприятий).
Указанный Декрет вступил в силу 13 мая 1993 г., Законом Украины от 25 февраля 1994 г. N 4033-12 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины, регулирующие банковскую деятельность" определено, что Декрет Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1993 г. N 45 "Об упорядочении деятельности коммерческих банков, созданных при участии государственных предприятий" утратил силу с 25 марта 1994 г.
................Перейти до повного тексту