- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
МІНІСТЕРСТВО ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ
ДЕРЖАВНИЙ ЦЕНТР ЗАЙНЯТОСТІ
Л И С Т
N ДЦ-05-901 від 23.03.2001 |
В связи с запросами с мест разъясняем некоторые вопросы относительно введения Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000
N 339 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.01.2001 под N 30/5221.
1. Закон Украины от 11 января 2001 года
N 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (напечатан в газете "Урядовий кур'єр" 22 февраля 2001 г.) в соответствии со ст.
94 Конституции Украины вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 22 февраля 2001 г.
2. В соответствии с Законом Украины
"Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", плательщиками страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы являются работодатели, наемные работники, а также лица, участвующие в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы на добровольных началах.
К работодателям относятся предприятия, учреждения, организации и физические лица, использующие наемный труд, а именно:
- субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности (их обособленные подразделения - филиалы, отделения и т. п. - являются плательщиками страховых взносов, если они являются юридическими лицами; в том случае, если они не имеют статуса юридического лица и расчеты по оплате труда работников этих филиалов, отделений и обособленных подразделений производятся централизованными бухгалтериями указанных плательщиков страховых взносов, то страховые взносы за свои филиалы, отделения и обособленные подразделения уплачивают эти субъекты предпринимательской деятельности);
- учреждения и организации, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов;
- частные (частно-арендные) сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные общества, сельскохозяйственные кооперативы и другие субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью;
- профсоюзные, религиозные, благотворительные и другие неприбыльные организации, объединения граждан, общественные организации и общества, которые содержатся за счет членских взносов (садово-огороднические, гаражные кооперативы и др.);
- физические лица, в том числе субъекты предпринимательской деятельности;
- расположенные в Украине иностранные предприятия, учреждения, организации (в том числе международные), филиалы или представительства, использующие труд наемных работников, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
К наемным работникам относятся физические лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении и организации или у физического лица. К лицам, работающим на условиях трудового договора, относятся работники всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лица, которые работают по трудовому договору с физическими лицами, которые проходят альтернативную (невоенную) службу и которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
3. Плательщики сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы, которые были зарегистрированы в центрах занятости до 1 января 2001 года, не должны проходить перерегистрацию.
4. Что касается уплаты единого налога, фиксированного сельскохозяйственного налога и платы за специальный патент. Со вступлением в силу Закона Украины
"О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" теряет силу Закон Украины
"О сборе на обязательное социальное страхование". В связи с этим нормы Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г.
N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", Закона Украины
"О фиксированном сельскохозяйственном налоге" и Закона Украины
"О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" в части включения сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы в единый налог, фиксированный сельхозналог и плату за специальный торговый патент не действуют. Сбор на обязательное социальное страхование, в том числе сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы, входили в систему налогообложения, поэтому при введении упрощенной системы налогообложения были включены в единый налог, фиксированный сельхозналог и плату за специальный торговый патент. Действие Закона Украины
"О системе налогообложения" относительно сборов на социальное страхование распространялось на соответствующие правоотношения в сфере социального страхования до принятия законов Украины по вопросам общеобязательного государственного социального страхования. Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы не входят в систему налогообложения и не могут быть включены в единый налог, фиксированный сельхозналог и плату за специальный торговый патент.
В связи с этим субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд, уплачивают взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы за наемных работников как работодатели в установленных законодательством размерах независимо от того, какую систему налогообложения они избрали - общую или упрощенную (уплачивают единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент).
Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд, должны уплачивать страховые взносы как работодатели за наемных работников, что касается страхования самого физического лица, то они участвуют в страховании на добровольных началах. Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, не использующие наемный труд, участвуют в этом виде страхования на добровольных началах.
В случае, если физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность с созданием юридического лица, занимают штатную должность на этом предприятии и получают соответствующую заработную плату, то есть являются одновременно наемными работниками на предприятии, в этом случае они являются застрахованными как наемные работники.
5. ...
6. Что касается других поощрительных и компенсационных выплат, на которые начисляются страховые взносы, то при начислении страховых взносов необходимо руководствоваться Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95
N 323 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.95 под N 465/1001, в которой есть и перечень других поощрительных и компенсационных выплат.
7. В случае выплаты работникам заработной платы в натуральной форме, то есть продукцией собственного производства, ее размер для начисления страховых взносов исчисляется по средней цене реализации этой продукции в месяце, за который произведено начисление заработной платы. Если в этом месяце такая продукция не реализовывалась, ее размер исчисляется по цене реализации предыдущего месяца. Стоимость натуральной продукции других производителей при определении дохода для начисления страховых взносов исчисляется по цене ее приобретения.
8. Фермеры, которые являются юридическими лицами и не имеют наемных работников, участвуют в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы на добровольных началах. Регистрация их как плательщиков страховых взносов осуществляется в соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда 18.12.2000
N 339 и зарегистрированной Минюстом 16.01.2001 под N 30/5221. В случае если они участвуют в страховании, то страховые взносы уплачиваются ими в установленных законодательством для этой категории лиц размерах.
9. Что касается начисления и удержания страховых взносов с пособия в связи с временной потерей трудоспособности, которое выплачивается за счет средств Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности (начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности), то в связи с тем, что пособие в случае временной нетрудоспособности не входит в оплату труда согласно Инструкции по статистике заработной платы, страховые взносы на него не начисляются в размере 2,0 % (с 1 июля 2001 г. - 2,5 %) и не удерживаются в размере 0,5 % (в соответствии с Законом Украины
"Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" страховые взносы для наемных работников начисляются на суммы оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме), подлежащие обложению подоходным налогом с граждан, а не от суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), как было предусмотрено в Порядке взимания сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы).
................Перейти до повного тексту